Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 На основе самостоятельного изучения трудов выдающихся отечественных и зарубежных психологов Вам предстоит по выбору выполнить три из следующих видов заданий: Ø Составить развернутый план основных положений, мыслей изучаемой концепции, теории, научного труда. Ø Проиллюстрировать основополагающие тезисы изучаемых этно-психологических концепций конкретными примерами из первоисточников. Ø Составить рецензию на одну из книг или статей по этно-психологической тематике. Ø По заданию преподавателя осуществить библиографическое реферирование. Ø Провести сравнительный анализ этно-психологических терминов в словарях разных авторов. Ø Осуществить реферирование этно-психологической литературы. Ø Составить план и провести этнопсихологическое исследование. Ø Составить отчет по самостоятельно проведенным этно-психологическим (кросс-культурным) исследованиям. Самостоятельная работа
1. Проработка содержания лекционного курса. 2. Ведение социально-психологического словаря. 3. Изучение теоретического материала по рекомендованной литературе. 4. Реферирование, конспектирование, аннотирование и рецензирование статей социально-психологического содержания. 5. Создание проекта... 6. Подготовка к тестированию, контрольным работам, зачету и экзамену. 7. Выполнение индивидуальных заданий.
Темы рефератов 1. Этническая психология как наука. 2. История этнической психологии за рубежом 3. Современное состояние этнической психологии за рубежом. 4. Возникновение и развитие этно-психологических идей в России ХХ столетия. 5. Современное состояние этнической психологии в России.
6. Методологические проблемы этнической психологии. 7. Характеристика основных методов этнической психологии. 8. Истоки этнической и расовой нетерпимости. 9. Типы личности на Западе и на Востоке. 10. Личность в русской культуре. 11. Прошлое, настоящее и будущее межэтнических отношений в России. 12. Этническая самоидентификация потомков смешанных браков - «разрез или шов?» 13. Отношение к деньгам на Западе и в России. 14. Особенности деловой культуры: Запад, Восток, Россия. 15. Этнокультурные корни современного терроризма. 16. Культурная эволюция: аргументы «за» и «против». 17. Невербальные средства коммуникации в разных культурах. 18. Роль и место средств массовой коммуникации в нормализации межнациональных отношений. 19. Межнациональные конфликты и условия их преодоления. 20. Национальное самосознание: идеи и мифы.
Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы 1. Определение этнопсихологии как науки. 2. Предмет этнопсихологии. 3. Задачи этнопсихологии. 4. Задачи этнопсихологии в педагогической сфере. 5. Методологические принципы понимания сущности этнопсихологических явлений. 6. Взаимосвязь этнопсихологии с другими науками. 7. Род, племя, этнос, этническая общность, народность, нация, этническая группа. 8. Основные школы и направления этнопсихологии в западной науке. 9. Теоретические подходы к исследованию этнопсихологических явлений, сложившиеся в отечественной науке. 10. Основные подходы к пониманию сущности этнопсихологических феноменов. 11. Какие этнопсихологические явления выражают структурообразующую и динамическую стороны этнопсихологии. 12. Свойства этнопсихологических особенностей. 13. Этническая установка. Приведите примеры. 14. Этнический стереотип. Приведите примеры. 15. Основные подходы к изучению этнических стереотипов и установок. 16. Этнический конфликт. Опишите его структуру.
17. Типология конфликтов. 18. Принципы управления конфликтным процессом. 19. Роль посредника в процессе разрешения этнических конфликтов. 20. Приведите примеры из истории этнических конфликтов и проанализируйте пути их урегулирования.
Темы курсовых (дипломных) работ 1. Формирование этнической (социальной) идентичности и толерантности (интолерантности) в юношеском возрасте 2. Психологические маркеры (границы) свои-чужие в подростковом возрасте 3. Взаимосвязь ценностных ориентаций и этнических предубеждений в условиях полиэтнического окружения 4. Этнопсихологические особенности ценностных ориентаций личности студента 5. Формирование толерантности учащихся как фактор социализации личности 6. Специфика взаимосвязи ценностных ориентаций и субъективного благополучия личности у представителей разных этносов 7. Этнические стереотипы в средствах массовой коммуникации 8. Социальные представления о молодежи у представителей разных этносов 9. Субъективное благополучие подростков из семей мигрантов в условиях социально-психологической адаптации 10. Стратегии поведения подростков из семей мигрантов в условиях адаптации к образовательной среде 11. Характеристики копинг-поведения подростков из семей мигрантов в условиях социально-психологической адаптации 12. Особенности этнической политической социализации в различных условиях 13. Представления о здоровье и болезни у представителй разных поколений 14. Влияние социальной установки на формирование образа воспринимаемого социального объекта (этнического). 15. Социально-психологические характеристики трансформации супружеских и детско-родительских отношений в семьях трудовых мигрантов 16. Представления о «свох-чужих» учащейся молодежи разных этносов 17. Соотношение этнической идентичности и установок к деньгам 18. Социально-психологические факторы негативного отношения к мигрантам 19. Особенности этнопсихологических проявлений доверия у представителей разных национальностей 20. Социально-психологические факторы этнического самоопределения у представителей молодежи Примерный перечень вопросов для оценки качества освоения дисциплины
1. Актуальность этнопсихологических знаний. Основные тенденции развития этнических общностей, этнический парадокс и его социально-психологические причины. 2. Место этнопсихологии среди других наук. Предмет, задачи, основные понятия. 3. Основные ветви, разделы этнопсихологии, -emic и –etic подходы и их реализация в психологической антропологии и сравнительно-культурной психологии. 4. Ранние историко-философские воззрения на природу психологических особенностей народов, культурно-политическую специфику их жизни. 5. Зарождение этнопсихологии как самостоятельной науки. Психология народов М.Лацаруса и Г.Штейнталя. 6. Г.Лебон о психологии народов и масс. Вклад В.Вундта в развитие психологии народов. 7. Первые этнопсихологические исследования и теоретические подходы к созданию этнопсихологии в России в 40-е годы XIX века. 8. Попытка К.Д.Кавелина создать этнопсихологию. Дискуссия между Сеченовым и Кавелиным о возможностях изучения психики по продуктам духовной культуры. 9. А.А.Потебня о роли языка в жизни народа. Взгляды Н.Г.Чернышевского на проблему национального характера и психологии. 10. Г.Г.Шпет о необходимости создания этнической психологии. Основные понятия его концепции. 11. Экспериментальные исследования мышления в Узбекистане, выполненные педологами и психотехниками, их критика Л.С.Выгодским. 12. Исследование мышления, осуществленное А.Р.Лурия в Узбекистане. 13. Теория «культура и личность». Предмет, задачи, методы культурной антропологии. 14. Теоретические построения и результаты конкретных исследований Р. Бенедикт. Понятие «конфигурация культур». 15. Психоаналитический подход (А.Кардинер и Р.Линтон). Теория базовой и модальной личности. 16. Психологическая антропология Ф.Хсю. Методы, подходы, проблемы, основные направления исследований психологической антропологии. 17. Сравнительно-культурный подход У.Риверса. Экспериментальные исследования индивидуальных особенностей представителей различных культур. 18. Основные направления этнопсихологических исследований. Релятивизм, абсолютизм, универсализм - сущность данных подходов, основные положения, задачи.
19. Исследование коллективных представлений (Леви-Брюль) и структуры мышления (Леви-Строс) у первобытных народов. 20. Концепция инкультурации М.Херсковица. Теория культурной трансмиссии Г.Барри. 21. Исследование социализации в школе «Культура и личность». Сравнительно-культурные исследования социализации. 22. Этнопсихологические исследования личностных черт. Понятие о «национальном характере», проблемы исследования национального характера. 23. Сравнительные исследования нормы и патологии в различных культурах. 24. Проблема методического инструментария в сравнительно-культурных исследованиях. 25. Межкультурные различия в экспрессивном поведении. Этнокультурные особенности вербальной коммуникации. 26. Кросс-культурные исследования конформности, индивидуализма, коллективизма. 27. Кросс-культурные исследования особенностей проявления чувства вины и стыда. 28. Межгрупповые и межличностные отношения, их психологические детерминанты. 29. Социальная и этническая идентичность. Закономерности формирования и развития этнической идентичности. 30. Особенности межгруппового восприятия в ситуации межэтнического взаимодействия. Этноцентризм, стереотипизация, этностереотипы. 31. Кросс-культурные исследования ингруппового фаворитизма. 32. Понятие об этнической напряженности и конфликте. Возникновение, протекание, разрешение конфликта, модели, механизмы урегулирования. 33. Проблемы межкультурной адаптации. Методы подготовки к межкультурному взаимодействию. 34. Основные методы этнопсихологического исследования. Специфика его проведения.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины: а) основная литература Лебедева Н. М. Введение в этническую и кросскультурную психологию / Н. М. Лебедева. – М., 1994. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология – М., 1999. Крысько В.Г. Этническая психология.- М.:Академия, 2004 б) дополнительная литература Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М., 1990. Идентичность и толерантность. (под ред.Н.М.Лебедевой). Изд-во ИЭА РАН, М. 2002. Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. - М., 1977. Коул М. Культурно-историческая психология. - М.,1997. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Этническая психология. Курс лекций: Учеб. пособие. - Ростов-на-Дону: Изд-во ООО «ЦВВР», 2000. Лебедева Н.М. Социальная психология этнических миграций. - М., 1993. Лебедева Н.М., Cтефаненко Т.Г., Лунева О.В. Межкультурный диалог: Тренинг этнокультурной компетентности.М., РУДН, 2003, 268 стр.
Личность. Культура. Этнос. Современная психологическая антропология. М., 2002 Льюис Р.Д. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию. М., 1999. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. - М., 1998. Стефаненко Т.Г., Шлягина Е.И., Ениколопов С.Н. Методы этнопсихоло-гического исследования. - М., 1993. Этническая психология и общество (под ред. Н.М.Лебедевой). - М., 1997. Этническая толерантность в поликультурных регионах России (под ред. Н.М.Лебедевой и А.Н.Татарко). М., Институт этнологии и антропологии РАН, 2002, 296 стр. Толерантность в межкультурном диалоге (под ред. Н.М.Лебедевой и А.Н.Татарко). М., Институт этнологии и антропологии РАН, 2005, 365 стр. Межкультурный диалог: Лекции по проблемам межэтнического и межконфессионального взаимодействия. М., РУДН, 2003, 406 стр. Отечественные журналы: Вестник МГУ. Серия «Психология» Вопросы образования Вопросы психологии Журнал практического психолога Культурно-историческая психология Мир психологии Педагогика Психологическая диагностика Психологическая наука и образование Психологический журнал Психология в вузе Психология в школе Зарубежные журналы Developmental Psychology Educational Psychology Higher Education Learning and Cognition Psychologycal Review School Psychology Social Psychology
в) программное обеспечение Система Интернет-сервисов тестирования НТ-LINE (http:// www.ht-line.ru) Экспериментально-диагностический комплекс ЭДК (http:// eds.pu.ru) Сайт общего психологического практикума ф-та психологии МГУ. Слайды по темам лекций и практических занятий. г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы 1. Science — академический журнал Американской ассоциации содействия 2. Taylor & Francis — база периодических изданий, насчитывает около 1500 3. Научная электронная библиотека eLIBRAR. Доступ к журналам 4. ScienceDirect — Тематическая коллекция по психологии (Psychology). 5. ProQuest Psychology Journals — содержит 650 наименований ведущих http:// www.ht.ru http:// www.psytest.ru http://koob.ru, http://ihtik.lib.ru, http://elibrary.ru, http://vsetesti.ru http://azps.ru http://www.imaton.ru http://informatika.ru http://edu.ru http://rospsy.ru http://rsl.ru http://mon.gov.ru
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|