Технология 3.2.8. Конструктивная критика. Конкретные ситуации. Ситуация 3.3.1. Влияние бессознательного на межличностный конфликт
Технология 3. 2. 8 Конструктивная критика
И наконец, важное умение, с которым хотелось бы вам предложить поработать. Это умение заключается в способности технологично работать на конфликтогенных направлениях взаимодействия. В качестве примера такового давайте разберем ситуацию, когда необходимо критиковать действия других людей. Воспользуемся преимуществами рационального подхода и определим то, какие цели мы ставим перед собой, критикуя других. 1. Основная задача критики заключается в необходимости коррекции поведения человека в соответствии с необходимостью развития какой-либо деятельности. При такой постановке вопроса особенно необходимо реалистическое понимание собственных мотивов действий, порыва собственного поведения. Как говорится, «интеллигентность – это и еще умение понимать низкие мотивы собственных поступков ». 2. Итогом критики должно являться обеспечение возможности того, чтобы у человека возникло собственное желание изменения, обеспеченное внутренней энергией самоизменения. Оно может быть основано, например, на формировании чувства вины, увязывании системы изменения с общими интересами, перспективами развития личности. 3. Конструктивная критика подразумевает возможность создания или владения определенным спектром выражения смысловой информации критики, приемлемой для другого человека. Структура конструктивного критического высказывания включает в себя: – волевой посыл, включающий в себя направленность на ожидаемое действие критикуемого; – информационное (оценочное) суждение, принимаемое критикуемым и имеющее под собой реальные события, а не их субъективную оценку критикующим;
– «язык» критики, адаптированный к восприятию критикуемого;
Л. Н. Толстой, будучи офицером, все старался отучить солдат от матерщины, заставляя их общаться культурным высоким слогом. Когда он уехал, солдаты еще долго его вспоминали: «Очень хороший был офицер. Но какой ругатель! Бывало, как завернет: вроде по-русски, а ни слова не понятно! Мастер! »
– критическое высказывание «вписано» в условия конкретной ситуации делового или межличностного взаимодействия, в которую равноправно вписываются обе стороны; – при организации диалога соблюдено условие предварительной подготовки, эмоционального и когнитивного настроя критикуемого к восприятию критики. Ниже мы приводим возможные формы критических высказываний руководителя: – подбадривающая критика: «Ничего. В следующий раз сделаете лучше. А сейчас – не получилось »; – критика-упрек: «Ну, что же вы? Я на вас так рассчитывал! »; – критика-надежда: «Надеюсь, что в следующий раз вы сделаете это задание лучше »; – критика-аналогия: «Раньше, когда я был таким, как вы, я допустил точно такую же ошибку. Ну и попало же мне тогда от моего начальника! »; – критика-похвала: «Работа сделана хорошо, но только не для этого случая »; – безличная критика: «В нашем коллективе есть еще работники, которые не справляются со своими обязанностями. Не будем называть их фамилии »; – критика-озабоченность: «Я очень озабочен сложившимся положением дел, особенно у таких наших товарищей, как… »; – критика-сопереживание: «Я хорошо вас пониманию, вхожу в ваше положение, но и вы войдите в мое. Ведь дело-то не сделано… »; – критика-сожаление: «Я очень сожалею, но должен отметить, что работа выполнена некачественно »; – критика-удивление: «Как?! Неужели вы не сделали эту работу?! Не ожидал… »; – критика-ирония: «Делали-делали и… сделали. Работка что надо! Только как теперь в глаза начальству смотреть будем? »;
– критика-намек: «Я знал одного человека, который поступил точно так же, как вы. Потом ему пришлось плохо… »; – критика-смягчение: «Наверное, в том, что произошло, виноваты не только вы… »; – критика-укоризна: «Что же сделали так неаккуратно? И не вовремя?! »; – критика-замечание: «Не так сделали. В следующий раз советуйтесь »; – критика-предупреждение: «Если вы еще раз допустите брак, пеняйте на себя! »; – критика-требование: «Работу вам придется переделать! »; – критика-вызов: «Если допустили столько ошибок, сами и решайте, как выходить из положения! »; – конструктивная критика: «Работа выполнена неверно, что собираетесь теперь предпринять? »; – критика-опасение: «Я очень опасаюсь, что и в следующий раз работа будет выполнена на таком же уровне ». Заметьте, насколько широка возможность выразить свое критическое замечание без чрезмерной эмоциональной напряженности и провокаций на появление конфликтных ситуаций в коллективе.
3. 3 Конкретные ситуации
Ситуация 3. 3. 1 Влияние бессознательного на межличностный конфликт
Описание ситуации
У взрослой дочери постоянно возникают конфликты с отцом «на пустом месте». Ни дочь, ни отец не в состоянии назвать причину возникающих конфликтов. Вместе с тем конфликты вспыхивают регулярно и без видимой причины. Они – совладельцы бизнеса. Живут автономно. Каждое утро приходят на работу, дав себе обещание не ссориться. Но в течение дня накапливается раздражение, которое начинает выплескиваться в мелких стычках, которые иногда переходят в серьезные ссоры. Иногда уже по возвращении домой кто-то из двоих звонит другому, чтобы спокойно расставить точки над «i» и понять, что явилось причиной размолвки. Приходят к выводу, что причин не понимают, решают больше не ссориться, но назавтра все повторяется. «Просто какой-то день сурка», – в отчаянии подводит итог дочь…
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|