Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. Эмпирическое исследование влияния личностных черт курсантов на их отношение к своей и чужой лжи

Постановка проблемы и методы исследования

Цель исследования: изучить влияние черт личности на её отношение к различным видам своей и чужой лжи.

Эмпирические задачи исследования:

1. Исследовать проявление различных видов лжи у юношей и девушек в межличностном общении.

2. Исследовать отношение юношей и девушек к различным видам чужой лжи.

3. Выявить мотивацию лжи, которую курсанты приписывают себе и другим.

4. Исследовать взаимосвязи между чертами личности курсантов и их отношением к своей и чужой лжи.

Гипотезы исследования:

1. Юноши и девушки различаются по частоте применения ими различных видов лжи в межличностном общении и по реакциям на проявления лжи в чужом поведении.

2. К социально приемлемым видам лжи как у юношей, так и у девушек наблюдается более снисходительное отношение.

3. Черты личности влияют на проявление различных видов лжи в собственном поведении, а также на отношение ко лжи в чужом поведении.

Предмет исследования: отношение к собственной и чужой лжи и его взаимосвязь с чертами личности.

Объект исследования -выборка из 60 человек: 30 респондентов мужского пола и 30 – женского. Возраст: 19-20 лет. Курсанты 3-его курса, Новочеркасского военного института связи.

Для реализации цели и задач исследования в нашей работе использовались следующие методы и методики:

I. Опросник «Виды лжи», разработанный И.П.Шкуратовой, направленный на определение степени выраженности разных видов лжи. Эта методика состоит из 48 вопросов, распределённых по 6 пунктов на каждую из следующих шкал:

1. этикетная ложь (самый распространённый и безобидный вид лжи, поскольку основывается на всеобщем договоре о соблюдении этикета);

2. ложь во благо (не желание причинить боль правдой другому человеку);

3. ложь-фантазия (безобидный вид лжи, при котором ложь, как правило, направлена на придание своему рассказу яркости, необычности);

4. ложь-оправдание (распространенный вид лжи, который имеет место в ситуации разоблачения неблаговидного поступка; обеление себя для смягчения санкций);

5. ложь-умолчание (не является собственно ложью, поскольку искажение информации осуществляется за счёт неполноты картины);

6. ложь-сплетня (наговор) (распространённый вид лжи, передача друг другу плохо проверенной информации о ком-то);

7. ложь-самопрезентация (вид лжи, направленный на приукрашивание своего образа; чаще применяется в отношении малознакомых людей);

8. мотивы лжи (шкала содержит утверждения, связанные с приписыванием себе различных мотивов лжи).

Респондент должен был оценить, насколько его поведение соответствует приводимым утверждениям, пользуясь следующими градациями: 3 балла – очень характерно для меня; 2 балла – характерно; 1 балл – мало характерно; 0 баллов – совсем не характерно.

II. Опросник «Отношение ко лжи», разработанный И.П.Шкуратовой, направленный на определение отношения человека к различным видам чужой лжи. Он включает 28 жизненных ситуаций, в которых человек становится свидетелем искажения информации (ситуации подбирались таким образом, чтобы в них описывались те же виды лжи, что и в предыдущей методике). Респонденту предлагалось вспомнить, как он обычно реагирует в таком случае и выбрать один из вариантов ответа: А – я сделаю вид, что ничего не заметил, и буду вести себя обычным образом; Б – я сделаю вид, что ничего не заметил, но изменю своё поведение под влиянием услышанного; В – я прямо скажу человеку, что он говорит неправду. В конце опросника респондент должен был оценить, какими мотивы лжи руководствуются окружающие.

III. Личностный опросник Р.Б.Кеттелла (16 FPI) вариант опросника – А (содержит 187 вопросов).

Обработка полученных данных опросников производится по ключу.

IV. Анализ данных осуществлялся с помощьюметодов непараметрической статистики: ранговый коэффициент корреляции Ч.Спирмена для выявления связи между переменными. Применена программа статистической обработки данных SPSS 12.0.

Результаты исследования и их анализ будут представлены в соответствии с поставленными задачами.

Анализ степени выраженности различных видов лжи у юношей и девушек в межличностном общении

 

При решении данной задачи использовались результаты опросника «Виды лжи», которые представлены в таблицах (См. Приложение 3).

Для определения степени выраженности видов искажения информации о себе у курсантов в межличностном общении нами вычислялись суммарные показатели величины каждого вида. Полученные данные отражены в Таблице 1, в которой виды искажения информации расположены по убыванию их степени выраженности.


Таблица 1 Степень выраженности видов искажения информации о себе

Виды лжи

∑ ср.

юноши девушки
среднее среднее
1 ложь-самопрезентация 9,73 9,1 10,36
2 этикетная ложь 8,55 8,53 9,16
3 ложь-оправдание 8,38 8,46 8,3
4 ложь-умолчание 8,13 8,1 8,43
5 ложь-фантазия 5,28 5,1 5,46
6 ложь-сплетня 3,78 3,3 4,26
7 ложь во благо 3,73 3,86 3,6

 

Для наглядности полученных данных была построена диаграмма (См. Рисунок 1)

Рис. 1 Степень выраженности различных видов лжи у юношей и девушек 1- этикетная ложь, 2- ложь во благо, 3- ложь-фантазия, 4- ложь-оправдание, 5- ложь-умолчание, 6- ложь-сплетня, 7- ложь-самопрезентация.

 

Сравнение выраженности отдельных видов искажения информации, характерных для юношей и девушек показало, что у них нет значительных различий в степени выраженности видов лжи в их поведении. (В исследовании же И.П.Шкуратовой, Ю.А.Гоцевой, проведенном на школьниках, имело место межполовое различие в применении ими лжи). Возможно, девушки-курсантки в военной среде становятся более маскулинны и потому их поведение мало отличается от поведения юношей.

На диаграмме видно, что, как для девушек, так и для юношей наиболее характерна ложь-самопрезентация.Возможно, это связано со стремлением к самоутверждению, формирования своего социального имиджа, что может выражаться как в повышенном внимании к своей внешности, особенно у девушек, так и в создаваемых о себе легендах). Этикетная ложь также часто проявляется в поведении молодежи. Она предписывается правилами хорошего тона, поэтому многие даже не считают её ложью в полной мере. Ложь-оправданиеявляется частой формой лжи у молодежи, поскольку она находится под контролем родителей, педагогов; в случае невыполнения каких либо заданий, поручений молодёжь обеляет себя для смягчения санкций. Ложь-умолчаниеявляется лёгким выходом из ситуации, за счёт недосказанности всей правды.

Наименее характерна ложь во благо, что может быть связано с малой встречаемостью респондентов с ситуациями, в которых её надо применять. Во ложи-сплетни признается мало девушек и ещё меньше юношей, так как сплетня является наиболее социально осуждаемой формой лжи.

Для решения задачи выявления связи между разными видами искажения информации о себе проводился корреляционный анализ между величинами каждого вида лжи, определяемых с помощью опросника «Виды лжи». Полученные результаты отражены в Таблице 2

Таблица 2 Значимые корреляционные связи между видами лжи

юноши девушки ЭЛ ЛБ ЛФ ЛО ЛУ ЛСп ЛС
ЭЛ              
ЛБ              
ЛФ              
ЛО              
ЛУ   0,374**          
ЛСп     0,478**        
ЛС     0,274*   0,262*    

 

Условные обозначения:

ЭЛ – этикетная ложь; ЛУ – ложь-умолчание;

ЛБ – ложь во благо; ЛСп – ложь-сплетня;

ЛФ – ложь-фантазия; ЛС – ложь-самопрезентация.

ЛО – ложь-оправдание;

Статистический анализ полученных результатов осуществлялся с помощью корреляционного анализа (коэффициент корреляции r при уровне достоверности p < 0,05), который позволил посчитать статистические зависимости между видами лжи (См. Рисунок 2)

Этикетная ложь   Ложь-оправдание
Ложь во благо Ложь-умолчание
Ложь-фантазия Ложь-самопрезент.
Ложь-сплетня

Рис. 2 Значимые корреляционные связи между видами лжи

 

Статистически достоверны прямо пропорциональные связи между ложью-самопрезентацией и ложью-умолчанием / r = 0,262/, а также ложью-фантазией / r = 0,274/. Таким образом, самопрезентация может преследовать много целей и мотивов, на основе которых респондентами используются различные стратегии поведения: так "повышение самооценки", приукрашивание своего образа достигается при помощи лжи-фантазии, а "избегание противоречий между реальным и идеальным Я", например, возможно при умолчании некоторой информации о себе.

Обнаружена статистическая зависимость между ложью во благо и ложью-умолчанием / r = 0,374/. То есть, в ситуации, когда необходимо солгать во благо, чтоб не причинить страданий, респонденты чаще всего часть информации предпочитают умолчать.

Ложь-сплетня прямо пропорционально связана с ложью-фантазией / r = 0,478/. Таким образом, при сплетне респонденты прибегают к фантазии, тем самым передают неверную информацию о ком-то.

Других статистически значимых различий по указанным факторам обнаружить не удалось.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...