Схема 5.1.8. Индустриальный конфликт. Роль руководителя в конфликте. Позиция руководителя при разрешении организационных конфликтов
Схема 5. 1. 8 Индустриальный конфликт
Индустриальный конфликт изначально заложен в отношениях между владельцами предприятий и менеджерами, с одной стороны, и рабочими – с другой, часто проявляющиеся как отношения конфликта. Формы его многообразны и включают: ? абсентеизм – простой невыход на работу; ? саботаж – ограничение производительности и отказ от сотрудничества, которые могут возникать как на индивидуальной, так и на коллективной основе; ? забастовки: обычные, классические, примитивные, экономические, «итальянские», пульсирующие, оккупационные, символические, информационные, «замедление» работы…
Схема 5. 1. 9 Роль руководителя в конфликте
РУКОВОДИТЕЛЬ в конфликте:
Схема 5. 1. 10 Позиция руководителя при разрешении организационных конфликтов
Говоря о конфликтах позиций в организации, стоит остановиться на роли руководителя и той роли, которую он должен играть при разрешении этих конфликтов. Выделяют четыре основные позиции руководителя при разрешении конфликтов: – авторитарный арбитр – человек, имеющий право навязать свой вариант решения, обязательного к исполнению оппонентами в конфликте; – организатор взаимодействия: он определяет проблему и ставит задачу ее разрешения, назначает срок предоставления результатов обсуждения сторонами вариантов; – посредник, консультант: берет на себя согласование позиций сторон, ведение переговорного процесса, организует выработку взаимоприемлемого решения и т. д.; – игрок: участвует в разрешении конфликта, имея в виду не только цели оппонентов, но и собственные задачи как участника ситуации, заинтересованного в том или ином варианте ее исхода.
В конфликтах делового характера
Стратегия разрешения – путем постановки задачи на поиск лучшего решения. – Уточняется (или определяется) общая концепция деятельности группы или организации. – Принимается совместное решение о необходимости позитивного взаимодействия. – Осуществляется совместная работа по оптимизации делового взаимодействия. Применяемые техники и технологии: – выработка регламентов деятельности организации; – групповой анализ и принятие группового решения; – согласование вариантов решений; – проведение совещаний. Позиция руководителя – организатор взаимодействия.
В конфликтах, связанных с ведением переговоров (ресурсных)
Стратегия разрешения – ведение переговоров для достижения компромисса на условиях: – предоставления преимущества сторонам, успешно увязывающим свои требования с общими интересами и целями; – использование интеграции интересов сторон в конечном соглашении; – не вызывать ни у одной из сторон ощущения «проигрыша». Применяемые техники и технологии: – «доведение до абсурда»: показывает бесперспективность односторонних преимуществ; – выработка регламента принятия эффективных решений. Позиция руководителя – авторитарный арбитр.
В конъюнктурных конфликтах
Стратегия разрешения – направлена на осознание сторонами и структурирование взаимной зависимости участников (людей в группах или групп в организациях). Применяемые техники и технологии: – профилактика и управление приемами манипуляций в этой сфере; – выявление и воздействие на «силовой центр» каждой из сторон; – ролевое или имитационное моделирование (позволяют говорить эзоповым языком); – индивидуальная коррекция. Позиция руководителя – игрок.
В конфликтах социоэмоционального характера
Такие конфликты вызваны: – нарушением чувства самоценности; – предубеждением против имиджа определенного лица; – нарушением обязательств «быть как все»; – неразделяемыми ценностями определенного лица. Стратегия разрешения направлена на: – детальное понимание сторонами ситуации, ее причин, мотивации действий партнера; – очистку взаимодействия от «коммуникативных шумов»; – формирование у членов группы навыков бесконфликтного общения; – выработку групповой нормы межличностного общения; – обеспечение контрстрессового поведения участников конфликта; – информационную изоляцию «конфликтоносителей». Применяемые техники и технологии не ограничиваются рациональными методами: – консультирование групп позволяет осознать неперспективность выигрыша за счет другого; – тренинговые упражнения позволяют осознать важность умения взять на себя ответственность за разрешение ситуации; – проведение индивидуальной работы. Позиция руководителя – посредник, консультант.
Схема 5. 1. 11 Нецеленаправленные объективные конфликты
Рассмотренные выше конфликты в организации носят характер целенаправленных (то есть определяются целями деятельности организационных подсистем). Но нельзя допускать, чтобы деловые целенаправленные конфликты перерастали в эмоциональные. Они должны быть одним из средств управления. Задача руководителя как раз и заключается в том, чтобы сделать деловые целенаправленные конфликты эффективным средством установления и поддержания отношений, необходимых для функционирования организации. Нецеленаправленные объективные конфликты возникают из-за: ? непрограммируемых сбоев в функционировании подсистем и элементов организации; ? неверно построенной работы; ? неритмичности, несинхронности разных видов деятельности. Отношение к ним руководителя должно быть иным: такие конфликтные ситуации должны ликвидироваться везде, где это только можно, и как можно скорее, желательно без инцидентов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|