Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Практические занятия и методические рекомендации




Содержание курса

1. Пояснительная записка………………………………………………………………..2

  1. Учебно-тематический план…………………………………………………………...3
  2. Содержание рабочей программы……………………………………………………. 4
  3. Вопросы к экзамену ……………………………………………………………... 15
  4. Рекомендуемая литература…………………………………………………………. 16
  5. Приложение…………………………………………………………………………...18

Пояснительная записка

Программа курса составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. В неё включены темы, являющиеся наиболее актуальными для современного состояния науки в рамках преподаваемой дисциплины.

Цели курса – помочь студентам овладеть высокой культурой устной и письменной речи – важнейшим инструментом в профессиональной деятельности работника социально-культурной сферы и сферы управления; повысить уровень его коммуникативной компетенции.

Задачи – осуществить апробацию новых коммуникативных средств соответственно «речевой ситуации» (формы делового общения), изучить особенности речевого этикета и речевой этики в рамках получаемой специализации, проанализировать типологию ошибок в устной и письменной речи применительно к современному состоянию русского языка (в употреблении функциональных стилей, лексических единиц, фразеологизмов и т.д.).

Знания – Студент обязан усвоить основные правила речевого поведения, необходимые для культурно-просветительской деятельности, расширить свой активный словарь профессиональной лексикой, овладеть такими качествами языка и речи, как правильность, логичность, чистота, краткость, ясность, точность, уместность, коммуникативная целесообразность, выразительность, образность; знать основные требования, предъявляемые к связной устной и письменной речи; знать правила ведения дискуссии, требования, предъявляемые к публичному выступлению.

Умения – Студент должен уметь квалифицированно оценивать различные типы текстов (их речевые и языковые особенности, экспрессивность, эмоциональность, индивидуальность и т.д.), развить свои коммуникативные способности, сформировать готовность эффективно взаимодействовать с партнёром по общению, стремление найти свой стиль и приёмы общения, выработать собственную систему самосовершенствования; приобрести умение грамотно оформлять письменные тексты (в орфографическом, пунктационном и речевом отношении), используя при этом словари и справочники; уметь подготовить сообщение для выступления перед аудиторией, участвовать в дискуссии.

Современная речевая ситуация характеризуется вовлечением широких слоёв населения в публичную речь, разнообразием её родов (политическая, военная, дипломатическая, академическая, церковная, деловая) и жанров (лекция, доклад, проповедь, выступление на митинге, в публичной дискуссии и др.). Особенностью современного публичного речевого общения является его диалогизированность, что выражается в разных формах диалога (спор, дискуссия, полемика, теледебаты, интервью), отражается средствами массовой информации.

Необходимо, чтобы государственный служащий овладел основными нормами и правилами речевого общения, чтобы его речь была аргументированной и элокутивно оформленной.

Воспитательный аспект программы заключается в расширении гуманистической направленности культурных и образовательных знаний студента благодаря повышенному вниманию к чистоте и правильности собственной речи, к родному языку как надёжному инструменту в разных сферах деятельности.

 

Тематический план.

Название темы Труд ЛК ПЗ СР
Понятие о культуре речи. Определение современного русского литературного языка.   Нормативное произношение и ударение в современном русском языке. Фонетический принцип русской орфографии. Особенности русского ударения.   Лексическая языковая норма. (синонимы, антонимы, паронимы, омонимы, многозначные слова, фразеологизмы, архаизмы, диалектизмы).   Культура речи на уровне грамматического строя. Трудные случаи употребления морфологических и синтаксических норм.   Культура письменной речи. Русская орфография и пунктуация: нормы и варианты   Стилистические нормы русского языка. Функциональные стили современного русского литературного языка   Современная коммуникация и правила речевого общения. Понятие о разнообразности родов и жанров публичной речи.   Особенности официально-делового стиля в устном и письменном общении. Виды делового общения.   Всего:                                                                              

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1. Культура речи и культура языка.

Определение понятий «культура речи», «современный русский литературный язык». Основные тенденции в развитии языка. Нормативный аспект речи. Четыре уровня литературного языка (орфоэпический, орфографический, грамматический, лексический). Виды словарей. Проблема соотношения литературного языка с другими подсистемами национального языка (жаргонов, диалектов, просторечия).

 

 

Тема 2. Нормативное произношение и ударение в современном русском языке. Орфоэпия и орфография. Фонетический принцип русской орфографии. Основные типы орфоэпических норм. Стили произношения. Особенности русского ударения. Трудные случаи произношения слов, словоформ (существительных, прилагательных, глаголов). Отражение литературного произношения в лингвистических словарях и справочниках.

Тема 3. Лексическое значение слова и языковая норма. Роль окружения, контекста, сочетаемости в формировании представления о значимости слова. Закономерности перемен в русской лексике, обогащение словарного состава языка. Употребление иноязычных слов в связи с появлением новых понятий в разных сферах жизни: политике, экономике, спорте, вычислительной технике и др. Лексические синонимы и их роль в языке. Антонимы в современной речи. Слова-паронимы и точность речи. Русская фразеология и выразительность речи. Крылатые слова. Социальные диалекты и их роль в языке.

 

Тема 4. Культура речи на уровне грамматического строя. Трудные случаи употребления морфологических и синтаксических норм. Употребление вариантных форм имён существительных (форм рода, числа, падежа); имён прилагательных (полных и кратких форм, степеней сравнения, относительных и притяжательных); имён числительных (количественных и собирательных); глаголов (синонимия форм времени, числа, лица). Имя собственное и нормы его употребления. Трудные случаи употребления местоимений.

Синтаксические нормы и культуры речи. Типологические ошибки на нарушение порядка слов в предложении, согласование сказуемого с подлежащим, способов введения прямой речи. Особенности употребления параллельных синтаксических конструкций, синтаксических средств экспрессивной речи.

 

Тема 5. Культура письменной речи. Русская орфография: нормы и варианты, правила и исключения, принципы и тенденции.

Пунктуация как показатель речевой культуры. Пунктационная норма и её соотношение с реальным употреблением знаков препинания. Рекомендательный характер пунктационной нормы. Осмысление типовой ситуации употребления знака. Нерегламентированная и авторская пунктуация.

 

Тема 6. Стилистические нормы русского языка. Стилистическая окраска языковых единиц. Функциональные стили современного русского литературного языка. Понятие «функциональный стиль». Основные разграничения функциональных стилей, их состав в современном русском литературном языке. Разговорный и книжный стили, общая характеристика научного, публицистического и официально-делового стилей, их реализация в письменной и устной формах. Язык художественной литературы.

 

Тема 7. Современная коммуникация и правила речевого общения.

Понятие о разнообразности родов и жанров публичной речи. Ораторское искусство как социальное явление. Виды ораторского искусства. Подготовка к публичному выступлению (диспозиция речи, фигуры и тропы, приёмы невербальной риторики). Имидж выступающего. Культура спора. Полемические приёмы (юмор, сарказм, сведение к абсурду, апелляция к публике и др.). Новые жанры в сфере массовой коммуникации. Расширение сферы спонтанного общения. Расшатывание языковых норм, рост языковой вариативности.

 

Тема 8. Особенности официально-делового стиля в устном общении. Специфические отношения между партнёрами (контакт не только между физическими, но и юридическими лицами: учреждениями, предприятиями, фирмами и т.д.). Понятие ключевых слов и стандартных ситуаций. Регламентация жанров официально-делового стиля. Понятие о составе элементов содержания (реквизитов). Подстили: канцелярско-административный, законодательный, дипломатический. Основные функции официально-делового стиля (императивная, воздействующая). Язык как средство воздействия.

 

 

Основные понятия

 

Тема 1. Культура речи, современный русский язык, литературный язык, языковая норма, словари и речевая культура, слово и его значение в речи.

Тема 2. Орфоэпия, нормы русского ударения (в именах существительных, прилагательных, глаголах; варианты ударений: семантические, стилистические, хронологические и др.).

Тема 3. Лексическая языковая норма: синонимы, антонимы, паронимы, омонимы, многозначные слова, фразеологизмы, диалектизмы, жаргонизмы, архаизмы, неологизмы, слова иноязычного происхождения, экзотизмы; идеоматичность, крылатые слова, библеизмы, сленг.

Тема 4. Род, падеж, число имён существительных, существительные общего рода, существительные, обозначающие лиц по роду деятельности или по профессии, склонение имён существительных, варианты падежных форм; нормы употребления имени собственного; нормы употребления имени прилагательного, качественные, относительные, притяжательные прилагательные, формы степеней сравнения прилагательных, краткие и полные формы прилагательных и нормы их употребления; склонения имён числительных (правила и исключения), особенности употребления числительных в сочетании с существительными; трудные случаи употребления местоимений, личные и притяжательные местоимения; употребление форм глагола (личные формы, вид и др.), категория вежливости в глагольных формах. Синтаксические нормы и культура речи.

Тема 5. Культура письменной речи. Русская орфография и пунктуация. Нормы, варианты, правила, исключения, принципы, тенденции. Морфологический и фонетический принципы. Орфограмма. Словарные слова. Графические неалфавитные знаки (пунктуация). Шрифт. Пунктационная норма.

Тема 6. Стилистическая норма русского языка. Языковой канон, экспрессия, стилистическое значение. Функционально-стилистическая окраска слова (книжные, эмоционально-оценочные и др. слова). Функциональные стили современного русского литературного языка. Стиль (разговорный, официально-деловой, публицистический). Стилистические ошибки.

Тема 7. Современная речевая ситуация, публичная речь, роды и жанры публичной речи. Специфика современного речевого общения. Диалогизированность речи и основные формы диалога. Правильность, точность, выразительность, уместность речи. Стратегия и тактика речи. Модели речевого поведения. Теория и практика аргументации. Композиция, словесное выражение речи.

Тема 8. Официально-деловой стиль. Физическое лицо, юридическое лицо. Жанры деловых подстилей: канцелярско-административного, законодательного, дипломатического Основные функции официально-делового стиля (императивная, воздействующая). Типы документов. Деловое общение, его виды и формы. Словарь делового человека.

 

 

Практические занятия и методические рекомендации

Практическое занятие № 1

Литературная языковая норма. Культура письменной речи на лексическом уровне

Цели занятия: дать понятие о современной языковой кодификации важности смысловой точности слова; разобрать основные языковые лексические средства, исходя из понятия «значение слова» и трудностей словоупотребления в речи.

Вопросы для обсуждения:

1. Дайте понятие современной концепции культуры речи. Для чего необходимы нормы литературного языка (орфоэпические, орфографические, грамматические, стилистические, синтаксические и др.)?

2. Дайте характеристику лексике ограниченной сферы употребления (устаревшие слова, неологизмы, профессионализмы, заимствованные слова и выражения, ненормативная лексика).

3. Какие языковые лексические средства являются основными для обогащения речи? Каким образом этот процесс связан с разнообразием языковых средств?

4. Дайте понятие синонимии. Приведите примеры.

5. Дайте понятие об антонимах в речи. Приведите примеры.

6. Расскажите об омонимии и ее разновидностях.

7. Проанализируйте разновидности многозначных слов и функции их применения.

8. Дайте понятие паронимии. Приведите примеры.

9. Какими пометами сопровождается включение данных лексических разновидностей в словарях?

10. Выполните задания 3, 4, 5, 7, 8, 9, 13, 19, 26, 31, 36, 41, 45, 47, 53, 58, 62, 66 (Петрякова А.Г. Культура речи. Практикум. М., 1997) и сделайте выводы относительно типологии лексических ошибок и речевых недочётов при употреблении синонимов, антонимов, омонимов, паронимов, многозначных слов.

Выводы. Слово – важнейшая единица языка, самая многообразная и объемная. Именно слово отражает все изменения, происходящие в жизни общества. Выбирая слова, мы должны учитывать их значение, стилистическую окраску, употребительность, сочетаемость с другими словами. Для этого нужно иметь соответствующие знания и умения, грамотно пользоваться в речи синонимами, антонимами, омонимами, паронимами, многозначными словами.

 

Список литературы

Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи. М., 1999.

Культура русской речи. Учебник для вузов / Под ред. Л.К. Граудиной, Е.Н. Ширяева. М., 1998.

Ожегов С.И. Лексикология. Лексикография. Культура речи. М.1974.

Петрякова А.Г. Культура речи: Практикум. М., 1997.

Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? М., 1988.

Русский язык и культура речи. Учебник для вузов / Под ред. В.И. Максимова. М., 2001.

Стилистика русского языка / Под ред. Н.М. Шанского. Л., 1989.

 

 

Практическое занятие № 2

Трудные случаи употребления лексических, морфологических, синтаксических норм

Цель занятия: продолжить беседу об особенностях лексической нормы как статической и подвижной в одно и то же время; выявить типологию наиболее характерных языковых ошибок на лексическом, морфологическом, синтаксическом уровнях.

Вопросы для обсуждения:

1. Проанализируйте, при каких условиях возникают наиболее характерные отступления от лексической нормы в употреблении:

· Синонимов

· Антонимов

· Омонимов

· Многозначных слов

· Паронимов

2. Покажите на конкретных примерах, что употребление одного из синонимов без учета его стилистической окраски может привести к речевой ошибке.

3. Покажите на конкретных примерах, как неправильное употребление омонимов приводит к двусмысленности, а, значит к неточности смысла высказывания.

4. Покажите на конкретных примерах, что при употреблении многозначных слов первостепенную важность имеет контекст.

5. Проанализируйте основные виды многословия, которые относятся к нарушениям лексической нормы.

6. Выполните задания на исправление отступлений от языковых норм на морфологическом и синтаксическом уровнях (по кн.: Петрякова А.Г. Культура речи: Практикум. М., 1997.).

Выводы. Чтобы не допускать речевых ошибок, следует чаще обращаться за справками к толковым словарям, словарям паронимов, антонимов, синонимов, омонимов; необходимо советоваться и со словарем сочетаемости. Выбирая слова, важно учитывать контекст, в котором может уясниться значение слова. Нужно не допускать засорения речи словами-паразитами и тавтологическими сочетаниями. При выполнении заданий используйте новейшие типы учебных словарей, например: Матвеева Т.В. Учебный словарь: русский язык, культура речи, стилистика, риторика. М., 2003.

 

Список литературы

Будагов Р.А. Как мы говорим и пишем. М., 1988.

Вакуров В.Н., Кохтев Н.Н. Практическая стилистика русского языка. М., 1982.

Величко А.Р. О «русскости» русского языка наших дней // Русская речь. 1995. № 6.

Демиденко Л.П. Речевые ошибки. Минск, 1986.

Катлинская Л.П. Из актуальной лексики // Русская речь. 1993. № 2-6.

Колесников Н.П. Языковые стразы на газетной полосе // Русская речь. 1999. № 2.

Макаров В.И., Матвеева Н.П. От Ромула до наших дней: Словарь лексических трудностей художественной литературы. М., 1993.

Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. Правила хорошей речи. М., 1996.

Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. М., 1982.

Практическое занятие № 3

Произносительные нормы устной речи

Цель занятия: познакомить учащихся с орфоэпией как совокупностью правил нормативного происхождения в устной речи, разъяснить важность этого раздела Культуры речи для реализации коммуникативных задач. Проанализировать нормы современного русского ударения и отклонения от них.

Вопросы для обсуждения:

1. Почему применительно к русскому языку существует проблема ударения, отсутствующая в польском, французском и др. языках?

2. Как нарушение орфоэпических норм сказываются в устной и письменной речи?

3. Назовите основные разновидности ошибок на ударения.

4. Какие варианты ударения вам известны?

5. Что следует понимать под «нормой произношения»? Приведите примеры произносительных вариантов.

6. Выполните задания по учебнику: Русский язык и культура речи: Учеб. для вузов / Под ред. В.Д. Черняк. СПб., 2002. С. 161-163.

Выводы: ошибки на ударение связаны со спецификой русского языка, где ударение разноместно и подвижно. Несмотря на это, существуют нормы правильного ударения, которые следует усвоить. В наиболее сложных случаях необходимо обращаться к «Орфоэпическому словарю русского языка».

Список литературы

Агеенко Ф.Л. По страницам Словаря ударений // Русская речь. 1990. № 1.

Агеенко Ф.Л. Русская речь у микрофона // Русская речь. 1996. № 1.

Борунова С.Н. Где ставить ударение? // Русская речь. 1994. № 2.

Будагов Р.А. Как мы говорим и пишем. М., 1988.

Головин Б.Н. Как говорить правильно: Заметки о культуре русской речи. М., 1988.

Кривенко Б.В. Так говорят на телевидении // Русская речь. 1995. № 1.

Львов В.В. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе. 5-9 классы. М., 1989.

Скворцов Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски? М., 1983.

 

 

Практическое занятие № 4

Особенности официально-делового стиля в устном общении

Цель занятия: рассмотреть наиболее типичные для современного устного делового общения речевые ситуации в целях освоения особенностей этого рода коммуникативных связей: его основных видов, невербальных средств общения, видов слушания и т.д.

Вопросы:

1. Какие особенности устного делового общения вам известны?

2. Проанализируйте основные виды делового общения (деловая беседа, дискуссия, деловые переговоры, обсуждение, телефонный разговор).

3. Назовите необходимые в деловом общении невербальные средства (мимика, жесты), проанализируйте их зависимость от речевых ситуаций.

4. Какое значение овладение основными формами делового общения имеет в деятельности работника культурной сферы?

5. Какими навыками необходимо обладать, чтобы подготовиться к выступлению в жанре деловой речи?

6. Ознакомьтесь с «Кратким словарем делового человека» по кн.: Русский язык и культура речи: Учебник для вузов / А.И. Дунев, М.Я. Дымарский, А.Ю. Кожевников и др. М.; СПб., 2002. С. 461-466.

Выводы: В современном мире все более увеличивается значимость официально-деловой сферы, поэтому такую важность приобретает овладение особым официально-деловым стилем. Данный стиль по-разному функционирует в устной и письменной речи, но сохраняет общую тенденцию к стандартизации. Для эффективности делового общения необходимо соблюдение принципов регламентированности, корректности, культуры ведения диалога и полилога, участия в дискуссии.

 

Список литературы

Андреев В.И. Деловая риторика. М., 1995.

Клюев Е.В. Речевая коммуникация. М., 1998.

Культура устной и письменной речи делового человека. М., 1997.

Романов А.А. Грамматика деловых бесед. Тверь, 1995.

Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов. М., 1988.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...