Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задания для контрольной работы




Вариант 1

а/ Вставьте ударения: дремота, знамение, кремень, приданое, диоптрия, багроветь, закупорить, ржаветь, облегчить, намерение.

б/ Образуйте родительный падеж и расставьте ударения: бант, дверь, гуляш, гусь, клок.

в/ Найдите ошибки, исправьте предложения. Объясните, в чём заключаются ошибки.

В этом отделе находятся научные монографии по физике, математике, юриспруденции.

Как только актёр появился на сцене, публика устроила ему настоящий бенефис.

Не обращая ни на что вокруг, он начал говорить

 

г/ Составьте словосочетания:

Принять, предпринять /исследование, решение/;

Повысить усилить /внимание, интерес/;

Исправить, устранить /ошибки, недочёты/;

Основать, обосновать /теорема, теория/.

 

д/ Найдите ошибки, исправьте предложения. Объясните, в чём заключаются ошибки.

Столичные шофера гудели на свадьбе.

Не успел он из дому выйти, как в него вошёл Кузнецов.

Вы неглупая, надёжная, одарена внешностью

 

е/ Найдите ошибки, объясните предложения.

Ряд рижских школ точно будут бастовать.

Потерпевшего Юрия соседи утверждают, что около полудня в квартире был слышен шум.

Беседа с заведующим финансового отдела прошла безрезультатно.

 

 

Вариант 2

А/ Образуйте родительный падеж и расставьте ударения: бинт, герб, жезл, ксендз, торт.

 

Б/ Объясните значения слов с разными ударениями: лоскут – лоскут. Хаос – хаос. Старина – старина. Языковый – языковый.

 

В/ Образуйте все возможные краткие формы и простые формы степеней сравнения. Расставьте ударения.

белый, естественный, красивый, красный, ясный, чёткий.

 

Г/ Найдите ошибки, исправьте предложения. Объясните, в чём заключаются ошибки.

Членов правительства нельзя будет призывать к уголовной ответственности.

Издавать они стали мало и плохо, толстые журналы полетели быстренько в трубу.

Его ностальгия заела или зов бизнеса позвал.

 

Д/ Найдите ошибки. Объясните, в чём они заключаются. Исправьте предложения.

Я поехал к ней, но у неё её не было.

Погода была чудесна, прекрасна, солнечная, ясная, совсем без дождей, без ветра.

Совсем недавно я купила очень красивую бра.

 

Е/ Найдите ошибки, объясните их. Исправьте предложения.

На конференции было подчёркнуто, что для нормализации работы отдела потребуются несколько месяцев.

В Питере, на Пушкинской улице, живут две американских девушек.

Возможно, он был священнослужителем, имевший большой авторитет.

 

Вариант 3

А/ Расставьте ударения: баловать, кашлянуть, лиловеть, принудить, апостроф, диспансер, феномен, искра, недуг, созыв, феерия.

 

Б/ Образуйте формы прошедшего времени /женского рода и множественного числа/ и расставьте ударения: быть, выть, вить, взвиться, злиться, знать, пить, слыть.

 

В/ Найдите ошибки, исправьте предложения. Объясните, в чём заключаются ошибки.

В XII веке общая культура народа Руси находилась на высокой степени развития.

На собрании присутствовали все пайщики паевого общества.

По-прежнему ненавидят облачённых властью.

 

Г/ Подберите к общенародным словам (левая колонка) синонимы диалектных слов (правая колонка); сравните способ выражения близких понятий.

Ухват рогач, ёмки

Гудеть рукотерник

Прятки утирка

Юркнуть слаборукий

Полотенце ротан

Драчливый брунжать, жундеть

Носовой платок мызнуть

Крикливый человек пуховка

Колокольчик хоронушки, ловички

Гриб-дождевик позвонок

 

Д/ Найдите ошибки. Объясните, в чём заключаются. Исправьте предложения.

Мне не хватает только стакана крепкого чаю.

Среди приглашённых были профессоры, учёные, коммерсанты, банкиры.

 

Е/ Найдите ошибки, объясните их. Исправьте предложения.

Вся в грязи «Жигули» остановилась

Второкурсник, он всё рассказал нам о сессии.

Красота нашего народа должна отождествляться собирательным женским образом.

 

Вариант 4

А/ Расставьте ударения: мусоропровод, ракурс, мытарство,откупорить, уведомить, заржаветь, заиндеведь, ломоть, упрочение.

 

Б/ Образуйте формы прошедшего времени (женского рода и множественного числа) и расставьте ударения: спать, драться, сорваться, гнить, гнать, ткать, знаться, лить.

 

В/ Найдите ошибки, исправьте предложения. Объясните, в чём заключаются ошибки.

Учёный стоял у источников ракетостроения.

Артист завоевал признательность зрителей.

Она пришла в цветистом платье.

 

Г/ Определите, в каких случаях лексическая сочетаемость нарушена намеренно, в каких – в результате незнания истинного значения слов.

Живой труп, три единственные дочери, обыкновенное чудо, очевидное – невероятное, большая или меньшая половина, зайтись легким детским смехом, облокотиться спиной, страшная красавица, отменный негодяй, страшно удобная обувь.

 

Д/ Найдите ошибки. Объясните, в чём они заключаются. Исправьте предложения.

Спортивные лагери расположены недалеко от города.

Многие ученики говорят, что новый учитель более добрее старого. Малыш упал, но, встав с колен, он побежал дальше.

 

Е/ Найдите ошибки, исправьте их; объясните, в чём они заключаются.

Но жизнь всё ставит по своим местам.

Ученик, он всегда должен выполнять домашние задания.

Прекрасная была обстановка для актрисы, в которой она росла.

 

Вариант 5

 

А/ Расставьте ударения: асимметрия, бензопровод, вероисповедание, ветеринария, бунгало, генезис, гренадёр, жизнеобеспечение, каталог, квартал, некролог, камбала.

 

Б/ Определите значение данных слов, употребив их в контексте.

Вольно – вольно; остро – остро; чудно – чудно.

 

В/ Укажите случаи неправильного или стилистически неоправданного употребления заимствованных слов. Объясните их значения.

Констатированы факты нарушения школьной дисциплины

Изменён регламент работы компьютеров.

Нельзя нивелировать оценки ученикам.

Нас попросили репрезентовать некоторые материалы.

 

Г/ Определите значения просторечных слов, замените их литературными: манатки, потрафить, барахло, тутошний, небось, шибко, сдрейфить, балбес, расфуфыриться, укокошить, рисковый, статуй, промеж, сморода.

 

Д/ Найдите ошибки, исправьте предложения. Объясните, в чём заключаются ошибки.

Наша группа была общительная, сплочённая, дружна, словом.

Тепло в основном уходит через окно, поэтому определите его оптимальные размеры.

Актёры играли на подмостке, установленной на центральной площади.

Новая бухгалтерша приступит к работе в понедельника.

 

Е/ Найдите ошибки, объясните их. Исправьте предложения.

Однажды, выезжая со стадиона, нашу машину остановили.

Требуется мастер по кузовным работам, согласного выехать в район.

На конференции было подчёркнуто, что для нормализации работы отдела потребуются несколько месяцев.

 

Вариант 6

 

А/ Расставьте ударения: диалог, игрище, искра, кладовая, колосс, недуг, партер, премирование, пурпур, столяр, узаконенные, фарфор, экслибрис.

Б/ Определите, какой из вариантов ударения в приведённых парах слов является основным, какой – допустимым, разговорным или устаревшим. Есть ли случаи равноправных вариантов ударений:

Баржа – баржа, казаки – казаки, кладбище – кладбище, набело – набело, налитый – налитый, нанялся – нанялся, недвижимый – недвижимый, незлобивый – незлобивый, обух – обух, поднял – поднял.

 

В/ Найдите ошибки, исправьте предложения, Объясните, в чём заключаются ошибки.

Стоянка машин около Дома печати состоялась благодаря разрешению администрации.

К такой мебели подходит только такой натюрморт одежды.

Ожидается очень грандиозная акция.

 

Г/ Найдите ошибки в употреблении выделенных многозначных слов и омонимов. Исправьте текст.

После тяжёлого приступа больной начал отходить.

Проблемам словообразования посвящена настоящая статья.

Врач обошёл седьмую палату.

Доктор решил это лекарство оставить.

Обстановка выглядит мрачной.

 

Д/ Найдите ошибки, исправьте предложения. Объясните, в чём заключаются ошибки.

Наверху целый день движут мебель.

Прочитайте текст и выправите ошибки.

Бунин, как и все русские писатели, переживал за свой народ и очень остро ощущает драматичность жизни.

 

Е/ Найдите ошибки, исправьте их. Объясните, в чём они заключаются.

По окончанию школы я могу идти на второй курс института.

Начав писать в это время, в его первых стихах чётко выражены мотивы протеста и тоски.

Согласно последнего приказа сессия продлевается на неделю.

 

 

Вариант 7

 

А). Расставьте ударения: ворожея, дискант, кредитор, каллиграфия, ритор.

Б). От следующих существительных образуйте родительный падеж и расставьте ударения: бант, бинт, герб, дверь, гуляш, гусь, жезл, клок, ксендз, торт, унт, ясли.

В). Найдите ошибки, исправьте предложения. Объясните, в чем заключаются ошибки:

Новое вещество является естественным, так как оно создано из смолы камфорного дерева.

В этом отделе находятся научные монографии по физике, математике, юриспруденции.

Как только актер появился на сцене, публика устроила ему настоящий бенефис.

Г). Составьте словосочетания с синонимами: удивительный, изумительный, поразительный, дивный, чудный.

Д). С помощью толковых словарей ответьте на следующие вопросы:

1. Что общего между словами рынок и базар? Чем они различаются.

2. В каких случаях следует употребить слово есть, а в каких – кушать? Можно ли сказать: По утрам я кушаю только творог?

3. Чем различаются глаголы суметь и смочь, зайти и прийти? Составьте с ними словосочетания.

Е). Укажите значения заимствованных слов и подберите к ним слова-синонимы русского происхождения: абитуриент, абориген, адаптация, меморандум, регресс, пролонгация, стереотип, ажиотаж.

 

 

Вариант 8

 

А). Объясните значения слов с разными ударениями: хар а ктерный – характ е рный, бр о ня – брон я, скл о нен – склон е н, м о рщить – морщ и ть.

Б). Образуйте формы степеней сравнения от прилагательных: белый, естественный, красивый, ясный, четкий.

Расставьте ударения:

В). Найдите ошибки, исправьте предложения. Объясните, в чем заключаются ошибки.

Ввиду отсутствия дисциплины класс не пошел в театр.

Всем ученикам надлежит знать об изменениях в расписании.

Многие по-прежнему ненавидят облаченных властью.

Г). Найдите в предложениях диалектизмы, определите их значения. Укажите случаи их неоправданного употребления:

Работу начинали с первыми кочетами.

Утирка осталась в кармане пальто.

К вечеру ненадолго разведрилось.

Д). Укажите, какие из приведенных словосочетаний являются свободными, какие – фразеологически связанными.

Золотое дно, золотой дождь, золотой мешок, золотые серьги, золотая молодежь, золотой телец, золотая осень, золотая душа, золотые горы, золотая середина, золотая свадьба, золотой перстень.

Е). Укажите значения заимствованных слов и подберите к ним слова-синонимы русского происхождения: маркетинг, имидж, презентация, дайджест.

 

 

Вариант 9

 

А). Расставьте ударения: кружит (-ся), солят, премируют, звонишь, удит, брала, взяла, гнала, дала, ждала, жила, звала, наняла (-и, - а), лила, обнял (-и, -а), рвал (-и, -а), замерли, замерла, отперли, отперла, догнала.

Б). Как правильно? Мотивируйте свой ответ.

Кр е мень или крем е нь?

Локтем или локт е м?

М о ста или мост а?

По с е ти или по сет и?

По ср е дам или по сред а м?

Угл я или у гля?

Шт а бы или штаб ы?

В). Найдите ошибки, связанные с неполнотой высказывания. Исправьте предложения.

Центр «Русская книга» объявляет конкурс на лучшую аннотацию к любой книге из нашего ассортимента. Лучшие будут приглашены к сотрудничеству в газете.

Наши дворники обязаны были посыпать песком тротуары, мосты, и другие, что в их ведении.

Необходимо повысить эффективность

Г). Определите значение просторечных слов, замените их литературными: расценок, статуй, промеж, смуглявый, супротивник, теперича, вдогон, рисковый, сморода, убивец.

Д). Подберите фразеологизмы, в состав которых входят следующие слова:

Нос (остаться с носом, …).

Рука (рука руку моет, …).

Конец (на худой конец, …).

Е). Объясните различия между приведенными паронимами, составьте предложения с каждым из них:

Отборный – отборочный; усвоить – освоить; типичный – типовой.

 

 

Вариант 10

 

А). Расставьте ударения: втридорога, втридешева, донельзя, издревле, мастерски, наголо.

Б). От предложенных существительных образуйте глаголы и причастия. Расставьте ударения.

Бр о ня – брон и ровать – брон и рованный.

Брон я

Бронза –

Копия –

Марка –

Пломба –

Премия –

В). Найдите ошибки, исправьте предложения. Объясните, в чем заключаются ошибки.

Ему очень печально, но в то же время интересно читать эту книгу.

Мой отец – по профессии терапевт, а по специальности - врач.

Я мыслю, что сдам экзамен.

Учитель литературы поведал о жизни и творчестве писателя.

Г). Найдите ошибки, связанные с многословием, определите их вид и исправьте предложения.

0 моей автобиографии я уже рассказывал во вступительной статье.

В институте разработаны новые методики и разработки по этой проблеме.

Уже в начале его творческого пути писателя обозначились сильные и слабые стороны.

Д). Определите значения следующих слов. Составьте словосочетания: дебатировать, дебют, декларация, дилемма, дилетант, инцидент, компетентный.

Е). Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова-паронимы представитьпредоставить.

Мне… квартиру (дали, выделили).

Все меня… чудаком (считают, называют).

Вопросы к экзамену

1.Культура речи как составная часть этикета государственного служащего.

Основные тенденции в развитии языка. Государственная языковая политика.

2.Понятия «современный» русский «литературный» язык.

3.Литературный язык и другие подсистемы национального языка (жаргоны, диалекты, просторечие, профессиональная лексика).

4.Нормы и варианты литературного языка, отражение их в словарях.

5.Функциональные стили как разновидности литературного языка.

6.Публицистический стиль, сферы его применения и основные особенности.

7.Научный стиль, сферы его применения и основные особенности.

8.Официально-деловой стиль, сферы его применения и основные особенности.

9.Разговорный стиль, сферы его применения и основные особенности.

10.Типы синонимов, их использование в речи.

11. Омонимия. Типы омонимов и их использование в речи. Причины возникновения омонимов. Их отличие от многозначных слов.

12. Виды многословия, основные типы ошибок (тавтология, плеоназм, расщепление сказуемого, слова-паразиты).

13. Паронимы как возможные источники речевых недочетов.

14. Неправильное употребление неологизмов, архаизмов, диалектизмов, жаргонизмов, иноязычных слов. Проблема уместности словоупотребления.

15.Понятие «стилистическая окраска слова». Лексика нейтральная и функционально окрашенная.

16. Заимствование в русском языке: условия и причины проникновения иностранных слов в речь. Отношение к заимствованным словам.

17.Фразеологические средства русского литературного языка, их использование в речи. Недочеты в применении фразеологизмов.

18.Трудные случаи употребления лексических, морфологических, синтаксических норм.

19.Культура разговорной речи. Ее нормы и жанровое своеобразие. Соотношение разговорной речи и литературного языка.

20.Нормы произношения и ударения в современном русском языке.

21.Особенности устного делового общения. Невербальные средства общения.

22.Основы полемического мастерства. Полемические приемы.

 

 

Литература

 

Список литературы (основной)

Введенская Л.А. Русский язык и культура речи / Л.А. Введенская и др. – М.: Феникс, 2005

Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно! М., 2000.

Вакуров В.Н., Кохтев Н.Н. Практическая стилистика русского языка. Учебно-методическое пособие. М., 1982.

Голанов И.Г. Морфология современного русского языка / И.Г.Голанов. – М.: Академия, 2007

Головин Б.Н. Как говорить правильно: Заметки о культуре русской речи. М., 1988.

Головин Б.Н. Основы культуры речи. М., 1990.

Голуб И.Б. Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. М., 1993.

Горбачевич К.С. Нормы современного русского языка. М., 2004.

Демиденко Л.П. Речевые ошибки. Минск, 1986.

Кожина М.Н. Стилистика русского языка. М., 1983.

Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи. СПб., 1999.

Культура русской речи: Учебник для вузов / Под ред. Л.К. Граудиной, Е.Н. Ширяева. М.. 2003.

Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. Правила хорошей речи. М.. 1996.

Русский язык и культура речи. Учеб. для вузов / Под ред. проф. В.Д. Черняк. М., 2002.

Сиротинина О.Б. Русская разговорная речь. М., 1983.

Скворцов Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски? М., 2001.

Стилистика и литературное редактирование / под ред. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2004

Успенский Л.В. Культура речи. М., 1976.

Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. М., 1982.

Список литературы (дополнительный)

Акишина А.Я., Формановская Н.И. Русский речевой этикет. М., 1994.

Васильева А.Н. Основы культуры речи. М., 1990.

Голуб И.Б. Сборник упражнений по стилистике современного русского языка. М., 1979.

Граудина Л.К. Беседы о русской грамматике. М., 1983.

Колесов В.В. Русская речь: Вчера. Сегодня. Завтра. Культура устной и письменной речи делового человека. М., 1997.

Минеева С.А. Полемика – диспут – дискуссия. М.. 1990.

Ожегов С.И. Лексикология. Лексикография. Культура речи. М., 1974.

Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. М., 1989.

Ханин М.И. Как научиться красиво и правильно говорить. СПб., 1997.

Чуковский К.И. Живой как жизнь. М., 1963.

Словари

Агеенко Ф.Л. Зарва М.В. Словарь ударений русского языка. М., 1993.

Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. М., 1989.

Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова: Литературные цитаты. Образные выражения. М., 1988.

Бельчиков Ю.А. Панюшева М.С. Словарь паронимов современного русского языка. М., 1994.

Большой словарь иностранных слов. М., 1999.

Большой толковый словарь русского языка. СПб., 1998.

Горбачевич К.С. Русский синонимический словарь. СПб., 1996.

Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М., 1998.

Еськова Н.А. Краткий словарь трудностей русского языка. Грамматические формы. Ударение. М.. 1994.

Каленчук М.Л., Касаткина Р.Ф. Словарь трудностей русского произношения. М.. 1997.

Комлев Н.Г. Словарь иностранных слов. М., 1999.

Макаров В.И., Матвеева Н.П. От Ромула до наших дней: Словарь лексических трудностей художественной литературы. М., 1993.

Никитина Т.Г. Так говорит молодёжь: Словарь сленга. По материалам прессы 70-90-х годов. СПб., 1998.

Николаюк Н.Г. Библейское слово в нашей речи: Словарь-справочник. СПб., 1998.

Новые слова и значения: Словарь-справочник по материалам прессы и литературы 80-х годов / Под ред. Е.А. Левашова. СПб., 1997.

Ожегов С.И. Словарь русского языка 21-е изд. М., 1989.

Орфографический словарь русского языка. М., 1996.

Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. М.. 1986.

Скворцов Л.И. Культура русской речи: Словарь-справочник. М.. 1995.

Словарь иностранных слов: Актуальная лексика. Толкования. Этимология / Н.Н. Андреева и др. М., 1977.

Словарь новых слов русского языка. (Середина 50-х – середина 80-х годов) / Под ред. Н.З. Котеловой СПб., 1995.

Словарь сочетаемости слов русского языка / Под ред. П.Н. Денисова, В.В. Морковкина. М., 1983.

Словарь устаревших слов. М., 1997.

Солганик Г.Я. Стилистический словарь публицистики. М.. 1999.

Толковый словарь русского языка конца XX века. Языковые изменения / Под ред. Г.Н. Скляревской. СПб., 1998.

Фелицына В.П., Мокиенко В.М. Русские фразеологизмы. М.. 1999.

Фразеологический словарь русского языка / Под ред. А.И. Молоткова. Изд- 4-е. М.. 1986.

Юганов И. Юганова Ф. Словарь русского сленга (сленговые слова и выражения 60-90-х годов) / Под ред. А.Н. Баранова. М., 1997.

 

Учебные материалы

 

Материалы к изложению

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...