Сокращенные обозначения некоторых математических операций
⇐ ПредыдущаяСтр 17 из 17 — сумма п сумм, в каждой из которых т слагаемых (двойная сумма): Приложение 3. Краткий словарь терминов по информатике и вычислительной технике* * Словарь составлен на основании следующих работ: Информатика / Под ред. проф. Н. В. Макаровой. М., 1998; Информатика. Энциклопедия для начинающих / Под ред. проф. Д. А. Поспелова. М., 1996; Информатика. М., 1991.
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ОБУЧАЮЩАЯ СИСТЕМА (АОС) — компьютерная система, предназначенная для управления учебным процессом в диалоговом режиме сбора и обработки результатов обучения. АДРЕС — закодированное обозначение пункта отправления либо назначения данных в памяти компьютера. АЛГОРИТМ — совокупность четко определенных правил (команд), обеспечивающих решение поставленной задачи за конечное число шагов. Можно выделить следующие разновидности А.: А. вероятностный (стохастический) — А. решения задачи несколькими путями или способами, приводящими к вероятному достижению цели; А. эвристический — А., в котором достижение цели и программы действий однозначно не предопределены, так же как не определена последовательность действий и не выявлены все действия исполнителя. К эвристическим А. относят, например, инструкции и предписания (греч. heureka — нашел); А. циклический — А., предусматривающий многократное повторение одного и того же действия над новыми исходными данными. К циклическим А. сводится большинство методов вычислений, перебора вариантов, некоторые А. правовой сферы. АЛГОРИТМИЧЕСКИЙ ЯЗЫК — формализованный язык для точного описания алгоритмов. АЛГОРИТМОВ ТЕОРИЯ — раздел информатики, изучающий свойства алгоритмов и методы их разработки. АНАЛОГОВЫЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ МАШИНЫ — вычислительные машины непрерывного действия, работают с информацией, представленной в непрерывной форме.
АРИФМЕТИКО-ЛОГИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО — часть процессора (см.), выполняющая арифметические и логические операции над данными. АРХИТЕКТУРА ЭВМ — совокупность основных устройств, узлов и блоков ЭВМ, а также информационных связей, обеспечивающих выполнение заданных функций. БАЗА ДАННЫХ (БД) — поименованная совокупность структурированных данных, относящихся к определенной предметной области. БАЗОВЫЙ КОМПЬЮТЕР — основной тип компьютера, используемый в большой информационной (компьютерной) сети. БАНК ДАННЫХ — совокупность баз данных, созданных в интересах решения задач по определенным направлениям науки и техники (банк данных по общественным наукам, банк изобретений, банк нормативных правовых актов и т. п.). Б.д. называют также комплекс, состоящий из совокупности баз данных и программного обеспечения для работы с ними — СУБД. БЕЗБУМАЖНАЯ ИНФОРМАТИКА — технология сбора, накопления, переработки и обмена или распространения информации на основе ЭВМ и машинных носителей: магнитных лент, дисков и т. п. Теоретические основы Б.и. разработал академик В. М. Глушков. БИОКОМПЬЮТЕР — вычислительное устройство, которое будет использовать принципы обработки информации, присущие живым организмам, а также сложные сочетания молекул биологических веществ. ВНЕШНЕЕ ЗАПОМИНАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО ("внешняя память") — часть ЭВМ (компьютера), которая служит для накопления и хранения информации. В информатике различают три класса ВЗУ: на бумажных носителях, на магнитных носителях и на оптических дисках. ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА — совокупность технических и материальных средств (ЭВМ, устройства, приборы, программы и др.), предназначенных и используемых для автоматизации процессов обработки информации.
ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР (ВЦ) — организованное подразделение, предназначенное для решения задач обработки информации. ГИБКИЙ ДИСК (floppy disc) —магнитный, диск, основа которого выполнена из гибкого полимерного материала. Дискета. ГИПЕРТЕКСТ — текст, представленный в виде семантически связанных частей. В настоящее время широко применяется в процессе обмена информацией в сети Интернет. ГРАФ — конечное множество объектов и соединяющих их линий. Достаточно сложные математические свойства Т. изучаются в специальной математической науке — теории Г. Теория Г. часто используется в информатике и вычислительной технике. ДАННЫЕ — информация, представленная в формализованном виде, пригодном для введения ее в ЭВМ и последующей автоматизированной обработки. ДИАЛОГОВАЯ СИСТЕМА — система, в которой данные поступают от различных источников (человек или датчики), обрабатываются и результат обработки подается на выход ЭВМ, после чего следует решение на дальнейший ввод информации и работу ЭВМ. ДИСКРЕТНЫЙ СИГНАЛ — сигнал, имеющий конечное число значений (в отличие от непрерывного сигнала). ДИСПЛЕЙ — устройство отображения (вывода) визуальной информации. ЖЕСТКИЙ ДИСК (hard disc) — устройство, предназначенное для хранения и быстрого поиска информации. Устанавливается внутри корпуса компьютера. Иногда используется в качестве внешнего запоминающего устройства и для транспортирования больших объемов информации. ЗАПОМИНАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО (УСТРОЙСТВО ПАМЯТИ) — часть ЭВМ, выполняющая функции памяти. Основными характеристиками являются: емкость памяти, методы доступа к памяти, быстродействие, надежность работы, стоимость. ИНДЕКСИРОВАНИЕ ДОКУМЕНТА — выражение содержания документа в терминах информационно-поискового языка. ИНДУСТРИЯ ИНФОРМАЦИИ — отрасль производства, связанная с созданием и тиражированием информационных технологий. ИНТЕГРАЛЬНАЯ СХЕМА — миниатюрное устройство, элементы которого соединены конструктивно и технологически. Важнейшая часть архитектуры компьютера. Большая интегральная схема (БИС), позволяющая разместить несколько миллионов микросхем. Все современные вычислительные системы построены на И.с.
ИНТЕЛЛЕКТ — способность решать творческие задачи, т. е. такие задачи, результаты и(или) средства и способы решения которых не имелись в прошлом опыте человека. ИНТЕЛЛЕКТ ИСКУССТВЕННЫЙ (ИИ) — направление развития современной информатики, имеющее своей целью компьютерное моделирование мыслительных и психических процессов. Главное практическое применение ИИ — создание экспертных систем и роботов. Методы ИИ находят применение в компьютерной графике, проектировании, создании музыкальных произведений, машинном переводе, создании программ игры в шахматы и т. д. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ — компьютерные программы, способные решать творческие задачи. ИНТЕРАКТИВНЫЙ РЕЖИМ — технология выполнения процесса, прерываемого другим процессом, например диалог человека и компьютера. Интерактивный процесс осуществляется в системах, работающих в режиме реального времени. ИНТЕРФЕЙС — система, осуществляющая взаимодействие между различными устройствами (например, SCSI, ultra АТА и т. д.); комплекс средств, которые использует человек для общения с техническим устройством. ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА — состояние защищенности всех субъектов общественных отношений от вредной или непроверенной информации (дезинформации). ИНФОРМАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА — часть инфраструктуры страны. ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА — свод правил поведения человека в информационном компьютеризованном обществе, в человеко-машинных системах, вписывающихся в мировую гуманистическую культуру человечества. Один из примеров И.к. — т. н. нетикет — свод неписаных правил поведения в Интернете. ИНФОРМАЦИОННАЯ УСЛУГА — получение и предоставление в распоряжение пользователя информационных продуктов. ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ — массивы документальной информации в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных и т. д.). И.р. образуют основу для развития процесса информатизации общества. ИНФОРМАЦИЯ — совокупность данных, сведений, фактов, циркулирующих в информационных процессах, в каналах прямой и обратной связи.
КАНАЛ СВЯЗИ — звено любой системы передачи информации. По физической природе К.с. делятся на механические, акустические, оптические, электрические. КОДИРОВАНИЕ — операция отождествления символов или групп символов одного кода (языка) с символами и группами символов другого кода (языка). КОМПЬЮТЕРНЫЙ ВИРУС — программа, способная разрушить программы, находящиеся в памяти других компьютеров и целых компьютерных систем, а также привести к сбоям в работе компьютера или компьютерной сети либо самопроизвольно копировать себя с компьютера на компьютер. Наибольший вред приносят вирусы, способные передать управление компьютером другому лицу без ведома владельца. ЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ В ИНФОРМАТИКЕ — операции переработки двоичной информации. В ЭВМ эти операции производятся системой логических элементов интегральной микросхемы. К элементарным логическим операциям, реализуемым на логических микросхемах, относятся операции: И, ИЛИ, НЕ. МАШИННАЯ КОМАНДА — команда, автоматически выполняемая компьютером. МЕЖДУНАРОДНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СЕТЬ — такая информационная компьютерная сеть, компоненты которой расположены в разных странах. МИКРОКОМПЬЮТЕР (МИКРОЭВМ) — небольшой компьютер, выполненный на полупроводниковых схемах. Например: PDR-5 и PDR-8 фирмы DEC (середина 60-х — середина 70-х гг.). МИКРОПРОЦЕССОР — миниатюрное электронное устройство, обрабатывающее информацию. Микропроцессор выполняется в виде одной или нескольких больших интегральных схем (БИС). Первые М. были созданы фирмами Intel и Motorola (США) в 70-е годы ("Первой ласточкой" был Intel 4004 — 1971 г.). Обычно в состав М. входят: арифметико-логическое устройство (АЛУ), блок управления и синхронизации, запоминающее устройство (ЗУ) и другие блоки, необходимые для выполнения операций вычислительного процесса. МИКРОЭЛЕКТРОНИКА — современная отрасль информационной индустрии, производящая микроэлементы. МНОГОПРОГРАММНАЯ (МНОГОЗАДАЧНАЯ) ЭВМ — ЭВМ, в которой возможно одновременное решение нескольких задач. МНОГОПРОЦЕССОРНАЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА — ЭВМ, в состав которой входит несколько центральных процессоров (2, 4, 6 и т. д.), взаимосвязанных по информации и управлению, а также сеть таких ЭВМ. МОНИТОР — устройство отображения на экране процессов, происходящих в компьютере. М. называют также дисплеем (см.). МУЛЬТИМЕДИА — новая информационная технология, использующая такие источники информации, как видео, рисунки, музыка, речь. Внешние устройства включают аудио-и видеосистемы, микрофон, электронные музыкальные инструменты и другие средства.
МЫШЬ — устройство позиционирования, предназначенное для указания координат объекта на экране ЭВМ. НЕЙМАНОВСКАЯ АРХИТЕКТУРА ЭВМ — такая организация ЭВМ, при которой вычислительная машина состоит из двух основных частей — линейно-адресной памяти и процессора, выполняющего команды программы, размещенной в самом компьютере, В настоящее время создаются новые виды архитектуры ЭВМ. ПЕРСОНАЛЬНАЯ ЭВМ (ПЭВМ) — персональный компьютер, небольшая по размерам и стоимости микроЭВМ (микрокомпьютер), предназначенная для индивидуального использования. По своей производительности современные ПЭВМ сравнялись с ЭВМ более ранних поколений. ПЭВМ появились в середине 70-х гг. (первым ПЭВМ принято считать Altair 8800 — 1974 г.) и их "триумфальное шествие" началось с ПЭВМ Apple I, а также IBM PC, разработки крупнейшего производителя вычислительной техники — фирмы IBM. ПРИНТЕР (ПЕЧАТАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО) — устройство вывода данных из ЭВМ в соответствующие им графические символы (буквы, цифры, знаки и т. п.). ПРИНТЕР ЛАЗЕРНЫЙ — принтер, в котором применяется электрографический способ формирования изображения, посредством намагничивания лазером валика, с помощью которого магнитный красящий порошок переносится на бумагу, а затем закрепляется на ней нагреванием. ПРИНТЕР СТРУЙНЫЙ — принтер, в печатающей головке которого имеются тонкие трубочки — сопла, через которые на бумагу выбрасываются мельчайшие капельки красителя (чернил). В современных П.с., обеспечивающих фотографическое качество печати, используется до 7 отдельных картриджей с чернилами разного цвета. ПРОГРАММА — последовательность указаний (команд) для ввода исходных данных, их обработки и выдачи результатов для реализации алгоритма задачи. Пакет прикладных программ (ППП) — это совокупность сложно организованных машинных программ, дополненная соответствующей технической документацией. ППП предназначен для решения с помощью ЭВМ комплексов типовых задач из конкретной области науки, техники, производства, образования. ПРОГРАММА УПРАВЛЯЮЩАЯ — системная программа для управления работой компьютера или вычислительной системы, т. е. для обеспечения взаимосвязанного функционирования всех устройств ЭВМ при обработке заданий. ПРОГРАММИРОВАНИЕ — процесс описания алгоритма решения задачи средствами конкретного языка программирования и оформления результатов описания в виде программы. ПРОГРАММИРОВАНИЕ ЭВРИСТИЧЕСКОЕ — составление программ решения сложных задач, для которых нет явно заданного алгоритма решения. При П.э. сначала изучаются возможные варианты решения задач, которые закладываются в память ЭВМ и перебираются ею в процессе решения. ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭВМ — совокупность всех программ, обеспечивающая целесообразное использование ЭВМ. ПРОГРАММНЫЙ ПРОДУКТ — комплекс взаимосвязанных программ для решения определенной проблемы (задачи) массового спроса, подготовленный к реализации как любой вид промышленной продукции. П.п. является объектом авторского права. ПРОЦЕССОР — важнейшая часть ЭВМ, осуществляющая переработку информации и управление всеми блоками ЭВМ. П. сочетает в себе арифметическое и запоминающее устройство с соответствующими целями управления. В современной информатике важной разновидностью П. является микропроцессор (см.). СЕРВЕР — программно-техническое устройство, обеспечивающее решение коммуникационных задач. С. называют также центральный компьютер в компьютерной сети, обеспечивающий основную обработку информации. Для того, чтобы различные компьютеры "понимали" сообщения друг друга, вне зависимости от их платформ и операционных систем, нужны специальные языки, записи на которых одинаково понятны всем абонентам сети. Такие языки называются протоколами связи. СИСТЕМА ЭВМ — ряд программно совместимых ЭВМ, имеющих одинаковую архитектуру. С. ЭВМ образует компьютерную (вычислительную, информационную) сеть. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ БАЗАМИ ДАННЫХ (СУБД) — комплекс программных средств, предназначенных для создания баз данных, поддержания данных в состоянии, пригодном для регулярного использования, организации доступа к ним пользователей в условиях принятой технологии обработки данных. Представление данных и их структура существенно зависят от задач, стоящих перед разработчиками: упорядочения с помощью какого-либо формального языка описания данных, их представления в ЭВМ или обеспечения понимания и полезности для конкретного пользователя. СИНЕРГЕТИКА — наука, исследующая процессы перехода сложных систем из неупорядоченного состояния в упорядоченное. СОВМЕСТИМОСТЬ КОМПЬЮТЕРОВ — возможность использовать на данном компьютере программы и программные комплексы, разработанные, отлаженные и эксплуатирующиеся на других компьютерах. СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ МАШИНА — машина, предназначенная для решения узкого круга задач из определенной области. СУПЕР ЭВМ — ЭВМ с высокой производительностью, предназначенная для решения особо сложных задач (в сфере науки, экономики, метеорологии и др.). Например, это американские ЭВМ фирмы Кгау (ныне в составе SGI) и IBM. В нашей стране были разработаны ЭВМ, Эльбрус-I и Эльбрус-II; электроника СС БИС и др. Такие вычислительные машины выполнялись на самых быстродействующих электронных приборах, которые являются самыми дорогими. Архитектура этих ЭВМ обеспечивает параллельное выполнение действий по обработке данных различной степени сложности. СЭВМ может иметь в своем составе до сотен специализированных процессоров. Эти ЭВМ обладают гигантской памятью и значительным количеством внешних устройств для хранения больших массивов информации ввода и вывода данных в различном виде, а также высокой надежностью. ТЕКСТОВЫЙ ПРОЦЕССОР — вид прикладного программного обеспечения, предназначенный для создания и обработки текстовых документов Он позволяет добавлять или удалять слова, перемещать предложения и абзацы, устанавливать формат, манипулировать элементами текста и т. д. ТЕРМИНАЛ — конечный пункт вычислительной системы и вычислительной сети, который служит для доступа пользователя этой системы или сети к их ресурсам. Понятие Т. охватывает большое число разнообразных устройств. ТОПОЛОГИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ (ИНФОРМАЦИОННЫХ) СЕТЕЙ — геометрическая схема соединений элементов узлов сети. Топологии компьютерных сетей могут быть самыми различными, но для локальных сетей типичными являются три: кольцевая, шинная, звездообразная. При этом узел — любое устройство, непосредственно подключенное к передающей среде сети. ТРАНСЛИРУЮЩАЯ ПРОГРАММА (КОМПИЛЯТОР) автоматизирует процесс перевода текста программ с одного языка программирования на другой. ЦИФРОВЫЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ МАШИНЫ (ЦВМ) — вычислительные машины дискретного действия, работающие с информацией, представленной в дискретной, а точнее, в цифровой форме. ЭВРИСТИКА — совокупность специальных методов и приемов, позволяющих открыть новое, найти решение нетривиальной задачи. Э. изучает творческое мышление и на этой основе выявляет способы построения оптимальных направлений поиска решений задач, точные методы решения которых неизвестны. ЭКСПЕРТНАЯ СИСТЕМА — компьютерная программа, предназначенная для решения комплексных задач искусственного интеллекта. ЭЛЕКТРОННАЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ МАШИНА (КОМПЬЮТЕР) — комплекс технических средств, предназначенных для автоматической обработки информации в решении вычислительных и информационных задач. ФАЙЛ — совокупность упорядоченных и взаимосвязанных записей данных. К организации файлов относятся: логические формулировки данных, группировка данных, блокирование и сегментация данных, порядок следования записей и их элементов. Как правило, Ф. размещается во внешней памяти компьютера. ЯЗЫК ПРОГРАММИРОВАНИЯ — искусственный информационный язык, предназначенный для создания и эксплуатации программ для ЭВМ. Существует немало Я.п. Условно Я.п. можно разделить на низкоуровневые машинно-ориентированные и высокоуровневые машинно-независимые языки. Среди прочих назовем языки, повлиявшие на создание современных Я.п.: Ada (Ада) — созданный в 1980 г. универсальный язык для разработки как системных, так и прикладных программ. Назван в память об Аде Лавлейс — дочери английского поэта лорда Байрона, первой программистке в истории. Algol (Алгол) — один из первых универсальных языков программирования. Наиболее известны следующие версии: Algol-60, Algol-68. Assembler (Ассемблер) — группа машинно-ориентированных низкоуровневых языков, в которых в ходе каждой команды в операционной части записывают символы операций, а в адресной — имена величин. Basic (Бейсик) — язык для создания программ и их решения на ЭВМ в режиме диалога, имеет много диалектов. Считается самым распространенным в мире языком программирования. Широко распространен MS Visual Basic. Соbоl (Кобол) — язык, получивший широкое применение при разработке программ для решения экономических задач. Pascal (Паскаль) — язык программирования, являющийся развитием Алгола и позволяющий создавать структурированные (блочные, модульные) программы. Существует объектно-ориентированная модификация этого языка — Object Pascal или Delphi. С (Си) — машинно-независимый язык, разработанный для создания системных программ и для переноса программного обеспечения с одной ЭВМ на другую. Изначально использовался для системного программирования в среде UNIX. Сейчас широко применяется язык C++. F о r t r a n (Ф о р т р а н) — исторически первый язык высокого уровня, получивший наибольшее распространение при создании программ решения вычислительных задач. HTML — язык разметки гипертекста, используемый в сети Интернет. Java — разрабатываемый в настоящее время машинно-независимый язык для реализации сложных задач в сети. Также используется его упрощенный вариант — язык Java-script. Олег Алексеевич Гаврилов
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|