Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Исторические этапы развития книги и декоративные элементы

 

В позднее Средневековье крупным центром переплетного искусства стала Германия, где преобладал позднеготический стиль. В конце XV века по заказу Петера Угельгеймера из Франкфурта на Майне несколько книг были переплетены в Венеции. Их тонко и искусно изготовленные переплеты, выполненные, по всей вероятности, восточными мастерами, положили начало новому стилю оформления переплетов в Европе. Также на немецкое искусство переплета значительное влияние оказали книги Николауса фон Эбелебена и Дамиана Пфлуга, переплетенные во время их учебы в Париже и Болонье, а затем привезенные в Германию.

Вплоть до середины XVI века немецкие переплетчики использовали традиционные формы и старую технику. Попрежнему переплеты изготавливались преимущественно из досок, обтянутых телячьей или свиной кожей и украшенных блинтовым тиснением.

Для тиснения применяли ротационные (роликовые) и плоские штампы. При оформлении переплета в большинстве случаев придерживались следующей схемы: в центре располагался герб или какоелибо другое изображение, которое обрамлялось параллельными линиями, заполнявшими все остальное поле сторонки. Для тиснения изображения в центре использовался плоский штамп, а для рамок – роликовые штампы. Применение роликовых штампов часто было бессистемным и небрежным: предназначенные для тиснения вертикальных линий штампы могли использоваться и для формирования горизонтальных линий без учета характера орнамента. Эти линии могли сходиться на углах, а могли оставаться разъединенными, даже если э Тематика орнаментов отличалась разнообразием. Наряду с чистым орнаментом, который в известной мере был выдержан в готическом стиле, немецкие переплетчики применяли пальметты и украшения в стиле эпохи Возрождения. Нередко на ролике углубленно гравировалось несколько изображений, что позволяло получать повторяемый рисунок.

Переплеты украшались портретами, сценами из мифологии и истории, аллегорическими фигурами и изображениями современников (в первую очередь Мартина Лютера и деятелей реформационного движения). Народные бытовые сцены заимствовались из произведений графики. Довольно часто на центральном штампе гравировался портрет владельца книги или курфюрста. Часто приводилась монограмма владельца с указанием года, а также имена переплетчика и гравера.

В 30-х годах XVI века начала применяться техника золочения, которая утвердилась к середине столетия. Блинтовое тиснение сохраняло свое значение вплоть до XVII века – его продолжали применять для отделки в основном научных книг, переплетенных в белую свиную кожу или чистый пергамен.

В Германии переплетное искусство поддерживали некоторые курфюрсты и состоятельные бюргеры. Крупным центром переплетного дела была Саксония, в частности Виттенберг.

В середине XVI века в оформлении переплетов особенно заметным стало влияние стиля эпохи Возрождения. Воротами, через которые в Германию проникло новое искусство переплета, стал Аугсбург. Здесь переплетал книги для библиотеки Фуггеров Якоб Краузе (1531–1585) из Цвикау, который перенял стиль эпохи Возрождения во Франции и Италии. В 1566 году курфюрст Август Саксонский пригласил его в Дрезден и назначил придворным переплетчиком. Краузе стал самым выдающимся немецким переплетчиком своего времени. Его переплеты не уступали работам французских мастеров и отличались чрезвычайно богатой отделкой, для которой использовались выполненные с большим вкусом штампы. Он охотно применял заимствованную у восточных мастеров схему оформления с центральным и четырьмя угловыми полями, но часто заключал эти поля в многочисленные рамки и заполнял свободные места богатым и тонким ленточным орнаментом с арабесками. Наряду с позолоченными и посеребренными переплетами Краузе изготавливал более дешевые переплеты в немецком стиле XVI века, а также предназначенные для дорожной библиотеки курфюрста простые пергаменные обложки без вставок из картона, скупо украшенные золотым тиснением.

Некоторые переплеты Краузе помечены монограммой «JKF», другие – его знаком: кружкой, из которой растут цветы. За исключением нескольких томов, разошедшихся по различным собраниям, большая часть собрания переплетов Краузе сохранилась в Дрезденской земельной библиотеке. Во время войны эти книги были сильно повреждены, но сейчас они отреставрированы.

После смерти Краузе должность придворного переплетчика занял его помощник Каспар Мойзер. Он пытался работать в стиле своего учителя, но так и не смог достичь художественного уровня его лучших работ.

Искусство переплета развивалось и при дворах других курфюрстов. Достойны упоминания переплеты, изготовленные по заказу пфальц графа Отегенриха для книг его гейдельбергской библиотеки. Можно вспомнить и серебряные переплеты, изготовленные для книг кенигсбергской библиотеки герцогини Анны Марии Прусской.

В XVI–XVIII веках в Германии применялся и известный еще в эпоху Средневековья металлический переплет, изготавливаемый золотых дел мастерами. Со временем этот консервативный способ переплета претерпел некоторые изменения. Например, в XVIII веке для украшения малоформатных молитвенников вместо серебряных пластин стали использовать тонкую филигрань.

Новинкой XVII века стал веерный стиль «левантэль». Он возник в Италии, во Франции не нашел распространения, но широко применялся в Германии, а также в некоторых других европейских странах. Характерный для этого стиля орнамент состоит из точек, окружностей и дуг, которые образуют своеобразные фигуры, собранные в центре сторонок в розетки, а по краям и в углах образующие половины и четверти окружности.

В XVII и XVIII веках европейское искусство переплета находилось под французским влиянием. Среди работ, созданных в это время в Германии, следует выделить гейдельбергские переплеты для книг пфальцграфской библиотеки, для которых характерно применение веерного и пуантильного стилей.

 

Рисунок 1.1-Немецкий переплет


Немецкие переплеты не достигли элегантности французских образцов, они часто чересчур пышно украшены, а орнамент их слишком тяжел. Достойна упоминания группа северогерманских книг, снабженных пергаменными футлярами, скупо украшенными золотым и блинтовым тиснением. Подобные футляры широко применялись и в Голландии. Обычная книга для чтения этого времени чаще всего переплеталась в чистый пергамен. Поскольку такой переплет казался сделанным из рога, такие книги назывались роговыми.

В то время как в XVIII веке при саксонском дворе книги получали роскошное оформление, книги для прусского короля Фридриха II украшались простой тисненной золотом рамкой и лишь одной буквой, помещаемой в середине переплета, которая указывала на принадлежность книги к одной из дворцовых библиотек – в Сан-Сусси, Рейнсберге, Берлине или Вроцлаве.

В Нидерландах во второй половине XVII веке выдающиеся достижения продемонстрировали амстердамские переплетчики Магнусы. Они работали в основном для Эльзевиров и способствовали расцвету пуантильного стиля в Голландии.

Английские переплеты

Английский национальный стиль отделки переплета создал Сэмюэль Мирн (1683), работавший вместе со своим сыном Чарльзом. В первой половине XVI века в оформлении английских переплетов господствовал готический стиль, и только к середине столетия стало сказываться французское, итальянское и восточное влияние. При королеве Елизавете переплетное искусство переживало период подъема. В это время английские переплетчики равнялись на французские образцы. Хотя Сэмюэль Мирн и следовал стилю ле Гаскона, его переплеты все же отличаются заметным своеобразием. Работы Мирна принято делить на три группы: одни относятся к стилю «прямоугольный» (Rectangular), другие – к стилю «коттедж» (Cottage), третьи – к стилю «всё вместе» (All over). Для первой группы характерно наличие прямоугольного среднего поля, заключенного в широкие рамки, составленные из изображений цветов и листьев, а также декоративных украшений в углах переплета. Вторую группу отличает весьма своеобразное декоративное оформление по контуру. На участках, где оно примыкает к среднему полю, образуется крышеобразный контур, так что весь декор напоминает фронтон деревенского дома. В переплетах третьей группы сторонки полностью покрыты разработанными Мирном орнаментами.

Со времени правления королевы Елизаветы и вплоть до XVIII века в Англии оставались в моде переплеты с вышивкой, на которых могли изображаться разнообразные фигуры и портреты. Однако такие переплеты имели серьезный недостаток – они были недолговечны.

Во второй половине XVIII века в Англии работал еще один выдающийся переплетчик – Роджер Пейн (1797). Его коньком была обработка марокена. Кроме того, он ввел в употребление русскую юфть. Пейн считал необходимым самому выполнять все работы – от подготовки кожи до создания эскиза оформления переплета и гравирования штампов. Созданные им орнаменты отличаются сдержанностью в выборе деталей и уравновешенностью композиции. По стилю его переплеты близки к классицизму. Основными заказчиками Пейна были известные библиофилы лорд Спенсер и К.М. Крэчероуд.

В конце XVIII века сложился новый стиль, базирующийся на орнаментике этрусского и античного искусства. Его принято называть этрусским, или английским, стилем. В своей ранней форме он возник во Франции – в 1775 году его использовали Дером и современные ему парижские мастера, но широкое признание он получил только после революции, во время которой французское переплетное искусство переживало период застоя. Выдающимися мастерами этрусского стиля были братья Боцерианы.

Этрусский стиль является выражением стиля ампир в переплетном искусстве и характеризуется сдержанностью оформления и стремлением к использованию простых декоративных элементов, стилизованных под античные образцы. Чаще всего оформление ограничивается узкой полоской орнамента, протянутой вдоль кромки переплета, а среднее поле, как правило, свободно. При этом большое внимание уделяется декорированию корешка и богато украшается внутренняя сторона переплета. Отделка внутренней стороны крышки – дублюра – применялась уже в XVII веке, а в XVIII веке внутреннюю сторону нередко обтягивали шелком.

Переплет в XIX-ХХ веках

В эпоху романтизма в искусстве переплета появились орнаменты с готическими архитектурными мотивами. Этот стиль оформления переплета получил название соборного («а ля катедраль»). Отделка переплета производилась с помощью техники блинтового тиснения. Ведущим мастером соборного стиля был Тувенен. В сходной технике работали несколько мастеров во Франции, которые создавали превосходные по технике изготовления переплеты, отличавшиеся эклектично-ретроспективным стилем художественного оформления.

 

Рисунок 1.2 – Обложка Уильяма Морриса

В XIX веке искусство переплета в Германии пришло в упадок, а с середины столетия признаки упадка наблюдались и в других европейских странах. В конце XIX века были предприняты попытки найти для художественного переплета новые формы, отвечающие изменившимся техническим условиям и художественным требованиям.

Новые веяния в области искусства переплета связаны с деятельностью Уильяма Морриса и художников его круга. Начиная с 1893 года Т. Кобден Сэндерсон содержал при типографии «Доуэс Пресс» переплетную мастерскую, в которой сотрудничал и Моррис. В своих переплетах он вернулся к максимальной простоте отделки. Часто он использовал лишь скромные легкие пергаменные футляры, украшенные очень экономно. При этом он выступал как сторонник идеи стилистического единства переплета, содержания и оформления книги. Тем самым Моррис заложил основы современного художественного ручного переплета.

Новые элементы в искусство переплета принес югенд стиль, но затем переплет начал развиваться в рамках движения за обновление книжного искусства. Если переплетчики прошлого украшали книгу без учета ее содержания и думали лишь о ее внешней декоративности, то в современном ручном переплете выбор оформительских средств производится в зависимости от структуры книги и оформление определяется ее содержанием.

В Германии пионерами нового переплетного искусства стали Пауль Адам (1931) и Пауль Керстен (1865–1943). Пауль Адам был не только практиком, но и занимался обучением молодежи в профессиональных школах Дюссельдорфа, много публиковался и стал организатором Союза немецких переплетчиков. Пауль Керстен заменил фигурные элементы в оформлении переплетов линейно-символическими и вернул переплетному искусству его ремесленно-техническую основу. Таким образом, в современном переплетном искусстве линия и геометрическая форма во всем их многообразии, а также символический орнамент и шрифт снова стали основой оформления.

В последние десятилетия переплетное искусство в большинстве стран достигло значительного развития в техническом и художественном отношении. При этом отсутствуют какие либо единые стилевые признаки оформления. Для современного искусства переплета характерно невероятное разнообразие стилей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...