Анализ резервов роста объемов производства
Резервы роста объема производства — это количественно измеримые возможности его увеличения за счет улучшения использования ресурсов организации. Данные резервы можно условно разделить на три группы: 1. Повышение эффективности использования труда, в том числе за счет повышения производительности труда, ликвидации потерь рабочего времени, создания дополнительных рабочих мест, повышения роста квалификации персонала; 2. Повышение эффективности использования основных средств организации, в том числе за счет повышения производительности оборудования, ликвидации потерь укомплектации новых рабочих мест, 3. Улучшение использования сырья и материалов, в том числе за счет пересмотра норм расхода материалов и внедрения их прогрессивных видов. Рассмотрим порядок расчета прироста объема выпуска продукции за счет каждого фактора (вида резервов). 1. Приращение продукции в результате создания дополнительных рабочих мест: где – дополнительные рабочие места; – среднегодовая выработка рабочего, руб. 2. Приращение объема продукции от ввода нового оборудования: где – количество единиц вновь вводимого оборудования; – полезное время работы каждого вида оборудования, машино-час; – выработка продукции за 1 машино-час каждого вида оборудования, руб. 3. Приращение продукции от ликвидации потерь рабочего времени: где – количество потерянных часов рабочего времени; – среднечасовая выработка. 4. Приращение продукции от внедрения мероприятий по совершенствованию технологии и организации производства и труда: где – время работы в отчетном периоде i-го вида оборудования; , – выработка продукции до и после внедрения новых технологий.
5. Приращение выпуска продукции в результате улучшения организации производства и труда (по трудовым ресурсам): где – прирост среднечасовой выработки в результате улучшения организации производства и труда; – количество часов, отработанное всеми рабочими. 6. Приращение выпуска продукции от снижения норм расхода сырья и материалов в результате внедрения новых технологий: Где , – нормы расхода сырья и материалов соответственно до внедрения i-го мероприятия по плану с учетом предполагаемого внедрения этого мероприятия; – плановая цена единицы сырья и материалов; – планируемый выпуск продукции. Проведенный анализ позволяет оценить возможность организации по увеличению выпуска продукции, а также выявить диспропорции в использовании ресурсов, которые приводят к снижению финансовых результатов. Контрольные вопросы: 1. Опишите основные задачи и источники анализа производства и продаж. 2. Каким образом производится расчет цепных и базисных темпов роста, прироста? 3. Приведите характеристику и расчет показателей ритмичности. 4. Дайте характеристику методам прямого счета по всем изделиям и средних цен. 5. Как определить выполнение плана по ассортименту способом среднего процента? 6. Опишите свойства показателей качества продукции. 7. Каким образом рассчитать влияние изменение цены и себестоимости на изменение выпуска продукции? 8. Опишите методику анализа динамики брака по абсолютной сумме и по удельному весу в общем объеме выпущенной продукции. Как определить потери от брака и потери продукции? 9. Как можно рассчитать выполнение договорных обязательств по поставкам продукции? 10. Назовите основные резервы роста объемов производства.
Тесты:
1. Валовая продукция – это: 1) стоимость всей произведенной предприятием продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство;
2) продукция, предназначенная для отгрузки (реализации) покупателям. 3) стоимость отгруженной покупателям продукции, или продукции, на которую к покупателям перешли права собственности; 4) стоимость отгруженной, но пока не оплаченной покупателями продукции.
2. Товарная продукция – это: 1) стоимость всей произведенной предприятием продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство; 2) продукция, предназначенная для отгрузки (реализации) покупателям. 3) стоимость отгруженной покупателям продукции, или продукции, на которую к покупателям перешли права собственности; 4) стоимость отгруженной, но пока не оплаченной покупателями продукции.
3. Коэффициент ритмичности объема производства (реализации) продукции рассчитывается: 4. В каких единицах измерения выражается обобщающий показатель оценки объема производства: 1) натуральных; 2) относительных; 3) условно – натуральных; 4) стоимостных.
5. С целью получения сопоставимых показателей используют индексы цен. Если известны цепные индексы цен за ряд лет, базисные индексы цен находятся: 1) сложением; 2) вычитанием из каждого последующего предыдущего; 3) умножением; 4) делением.
6. При анализе сезонных колебаний используют способы: 1) корреляционного анализа; 2) детерминированного факторного анализа; 3) математические приемы и способы; 4) традиционные.
7. Оценку выполнения плана по ассортименту осуществляют с помощью среднего процента: 1) фактический объем продукции / плановый объем продукции * 100%; 2) фактический объем продукции минус плановый объем / плановый объем продукции * 100%; 3) фактический объем продукции в пределах плана / плановый объем продукции * 100%; 4) фактический объем продукции в пределах плана / фактический объем продукции * 100%.
8. Показатель качества продукции, характеризующий одно из ее свойств, полезность – это: 1) жирность молока, зольность угля, содержание железа в руде, содержание белка в продуктах питания; 2) безотказность в работе, долговечность; 3) эффективность конструкторских и технологических решений; 4) внешний вид, качество и привлекательность упаковки.
9. Объём выпуска продукции в динамике за три года составляет 24575 тыс. руб. Цепные индексы цен – 1,0; 1,15; 1,11 соответственно каждому периоду. Объем производства готовой продукции последнего года в сопоставимых базисных ценах составляет: 1) 30002,5 млн. руб.; 2) 31370,0 тыс. руб.; 3) 29459,1 млн. руб.; 4) 11181,2 млн. руб.
10. Плановый объем поставок готовой продукции под заключенные договоры – 1000 тыс. руб. Объем недопоставленной продукции – 15 тыс. руб. Процент выполнения договорных обязательств составляет: 1) 90,0 %; 2) 98,5 %; 3) 70,0 %; 4) 85,9 %.
Практические задачи:
Задача 1
На основании данных представленной таблицы проанализируйте выполнение плана по показателям реализации и выпуска производимой продукции. Рассчитайте влияние изменения факторов на рост объема реализации. Сделайте выводы. (тыс. руб.)
Задача 2 На основании данных таблицы проанализируйте поставку продукции производственной организацией. Сделайте выводы.
(тыс. руб.)
На основании данных производственной организации о выпуске продукции в действующих ценах (ВП д.ц.) определите следующее: 1) базисные индексы цен; 2) объем выпущенной продукции в сопоставимых с базисным периодом ценах (ВП с.ц.); 3) базисные и цепные абсолютные отклонения, темпы роста и прироста; 4) среднегодовой темп роста.
Задача 3
Результаты расчетов обобщите в таблице. Сделайте выводы.
Задача 4
Проанализируйте влияние изменения остатков нереализованной продукции на объем реализации продукции. Для расчета влияния факторов воспользуйтесь данными таблицы. Сделайте выводы. (тыс. руб.)
Задача 5
Проанализируйте ритмичность выпуска продукции за месяц производственной организацией на основании следующей таблицы.
(тыс. руб.)
Сделайте выводы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|