Тема 5. Анализ и управление объемом производства и продаж
1. Основные понятия, задачи и источники анализа 2. Анализ динамики и выполнения плана объемов производства и продаж продукции 3. Анализ ритмичности производства и реализации продукции 4. Анализ структуры и ассортимента продукции 5. Анализ качества продукции и выполнения договорных обязательств 6. Анализ резервов роста объемов производства. Основные понятия, задачи и источники анализа
Организации самостоятельно планируют свою деятельность на основе договоров, заключенных с потребителями продукции и поставщиками материально-технических ресурсов, и определяют перспективы развития исходя из спроса на производимую продукцию, работы и услуги. В своей деятельности организации обязаны учитывать интересы потребителей и их требования к качеству поставляемой продукции и услуг. Объем производства и объем продаж являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченного спроса приоритет отдается объему производства продукции, который определяет объем продаж. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а, наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. К основным задачам анализа производства и продаж продукции следует отнести: - оценку степени выполнения плана и динамики производства и продажи продукции; - расчет влияния факторов на изменение величины показателей производства и продажи продукции; - выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и продажи продукции; - контроль за внедрением выявленных резервов по увеличению выпуска и продажи продукции.
Объем производства и продажи продукции может выражаться в следующих измерителях: - в натуральных (штуки, метры, тонны и т.д.), их используют при анализе объемов производства и реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продукции; - условно-натуральных, они служат для обобщенной характеристики объемов производства продукции (тысячи условных банок, количество условных ремонтов, условные пары обуви и т.д.); - статистических, которые применяются с целью сравнения полученных организацией результатов с результатами отраслевых показателей и показателей конкурентов. - стоимостных, которые применяются наиболее часто и более полно по сравнению с другими характеризуют Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам грозит уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в условиях конкуренции организация может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства. В процессе анализа производства и реализации продукции необходимо оценить также риск невостребованной продукции, который может возникнуть вследствие падения спроса на нее. Он определяется величиной возможного материального и морального ущерба организации, вызванного этой причиной. С целью избежания и поиска путей минимизации потерь последствий невостребованности продукции, необходимо изучить факторы ее возникновения. Источниками информации для анализа производства и продажи продукции служат формы статистической и бухгалтерской отчетности, информация по счетам разделов III и IV Плана счетов, а также данные бухгалтерского учета о производстве продукции отдельными цехами (подразделениями), о поступлении на склад и реализации готовой продукции и др.). При анализе выполнения плана производства и продажи продукции отдельными цехами, участками необходимую информацию можно получить из годовых бизнес-планов, планов производственных участков, отчетов о работе цехов, данных бухгалтерского учета.
2. Анализ динамики и выполнения плана объемов производства и продаж продукции
Анализ объема производства начинают с изучения динамики валовой, товарной и реализованной продукции, расчета индексов их роста и прироста. Валовая продукция – это стоимость всей произведенной предприятием продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство. Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включаются остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот, т.е. это продукция, предназначенная для отгрузки (реализации) покупателям. Реализованная продукция – это стоимость отгруженной покупателям продукции, или продукции, на которую к покупателям перешли права собственности. В ходе анализа определяют базисные темпы роста (прироста) путем отношения исследуемого показателя к первому году анализируемого периода. Цепные темпы роста (прироста) рассчитываются по отношению к предыдущему периоду:
где, , – объем товарной продукции в стоимостном выражении в сопоставимых ценах в i-1 и i-ом году соответственно; – объем товарной продукции базисного года. На основе полученных данных можно рассчитать среднегодовые темпы роста () и прироста () товарной продукции: , Анализируя динамику объема продаж, необходимо показатели в действующих ценах пересчитать в сопоставимые, т. е. нейтрализовать влияние стоимостного фактора (данная методика рассматривается в теме 2 «Теоретические и методические основы экономического анализа»). Базисные (Тб) и цепные (Тц) темпы роста по товарной продукции в сопоставимых ценах рассчитываются следующим образом:
Таблица 7 Анализ динамики товарной продукции в сопоставимых ценах
Анализ выполнения плана по выпуску товарной продукции производят на основе данных таблицы 8. Таблица 8
Выполнение плана по выпуску продукции организацией за отчетный год
Оперативный анализ выпуска продукции осуществляется на основе данных за день, декаду, месяц, квартал нарастающим итогом с начала года.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|