Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 5. Анализ и управление объемом производства и продаж




 

1. Основные понятия, задачи и источники анализа

2. Анализ динамики и выполнения плана объемов производства и продаж продукции

3. Анализ ритмичности производства и реализации продукции

4. Анализ структуры и ассортимента продукции

5. Анализ качества продукции и выполнения договорных обязательств

6. Анализ резервов роста объемов производства.

Основные понятия, задачи и источники анализа

 

Организации самостоятельно планируют свою деятельность на основе договоров, заключенных с потребителями продукции и поставщиками материально-технических ресурсов, и определяют перспективы развития исходя из спроса на производимую продукцию, работы и услуги. В своей деятельности организации обязаны учитывать интересы потребителей и их требования к качеству поставляемой продукции и услуг.

Объем производства и объем продаж являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченного спроса приоритет отдается объему производства продукции, который определяет объем продаж. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а, наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы.

К основным задачам анализа производства и продаж продукции следует отнести:

- оценку степени выполнения плана и динамики производства и продажи продукции;

- расчет влияния факторов на изменение величины показателей производства и продажи продукции;

- выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и продажи продукции;

- контроль за внедрением выявленных резервов по увеличению выпуска и продажи продукции.

Объем производства и продажи продукции может выражаться в следующих измерителях:

- в натуральных (штуки, метры, тонны и т.д.), их используют при анализе объемов производства и реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продукции;

- условно-натуральных, они служат для обобщенной характеристики объемов производства продукции (тысячи условных банок, количество условных ремонтов, условные пары обуви и т.д.);

- статистических, которые применяются с целью сравнения полученных организацией результатов с результатами отраслевых показателей и показателей конкурентов.

- стоимостных, которые применяются наиболее часто и более полно по сравнению с другими характеризуют

Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам грозит уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в условиях конкуренции организация может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства.

В процессе анализа производства и реализации продукции необходимо оценить также риск невостребованной продукции, который может возникнуть вследствие падения спроса на нее. Он определяется величиной возможного материального и морального ущерба организации, вызванного этой причиной. С целью избежания и поиска путей минимизации потерь последствий невостребованности продукции, необходимо изучить факторы ее возникновения.

Источниками информации для анализа производства и продажи продукции служат формы статистической и бухгалтерской отчетности, информация по счетам разделов III и IV Плана счетов, а также данные бухгалтерского учета о производстве продукции отдельными цехами (подразделениями), о поступлении на склад и реализации готовой продукции и др.). При анализе выполнения плана производства и продажи продукции отдельными цехами, участками необходимую информацию можно получить из годовых бизнес-планов, планов производственных участков, отчетов о работе цехов, данных бухгалтерского учета.

 

2. Анализ динамики и выполнения плана объемов производства и продаж продукции

 

Анализ объема производства начинают с изучения динамики валовой, товарной и реализованной продукции, расчета индексов их роста и прироста.

Валовая продукция – это стоимость всей произведенной предприятием продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство.

Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включаются остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот, т.е. это продукция, предназначенная для отгрузки (реализации) покупателям.

Реализованная продукция – это стоимость отгруженной покупателям продукции, или продукции, на которую к покупателям перешли права собственности.

В ходе анализа определяют базисные темпы роста (прироста) путем отношения исследуемого показателя к первому году анализируемого периода. Цепные темпы роста (прироста) рассчитываются по отношению к предыдущему периоду:

 

где, , – объем товарной продукции в стоимостном выражении в сопоставимых ценах в i-1 и i-ом году соответственно;

– объем товарной продукции базисного года.

На основе полученных данных можно рассчитать среднегодовые темпы роста () и прироста () товарной продукции:

,

Анализируя динамику объема продаж, необходимо показатели в действующих ценах пересчитать в сопоставимые, т. е. нейтрализовать влияние стоимостного фактора (данная методика рассматривается в теме 2 «Теоретические и методические основы экономического анализа»).

Базисные (Тб) и цепные (Тц) темпы роста по товарной продукции в сопоставимых ценах рассчитываются следующим образом:

 

 

 

Таблица 7

Анализ динамики товарной продукции в сопоставимых ценах

 

Годы Объем произ- водства в действ. ценах, тыс. руб. Цепные индек-сы цен Базисные индек- сы цен Объем произ-водства в ценах 2007 года, тыс. руб. Абс. откл. (+.-), тыс. руб. Темп роста, % Темп при-роста, %
Цепные Базисные Цепные Базисные Цепные Базисные
                     
    1,0 1,0   - - - - - -
    1,109 1,109       116,3 116,3 16,3 16,3
    1,090 1,209       107,5 125,1 7,5 25,1
    1,119 1,353       104,4 130,5 4,4 30,5
    1,133 1,533   -204   96,0 125,3 -4,0 25,3

 

Анализ выполнения плана по выпуску товарной продукции производят на основе данных таблицы 8.

Таблица 8

 

Выполнение плана по выпуску продукции организацией

за отчетный год

 

Изде- лие Объем производства, тыс. руб. Отклонение плана от прошлого года Отклонение фактического выпуска продукции
прошлый год отчетный год тыс. руб. % от плана от прош-лого года
план факт тыс. руб. % тыс. руб. %
          103,2   101,2   104,4
          102,3 -300 98,0   100,3
- - - - - - - - - -
Итого         103,5   101,6   105,2

Оперативный анализ выпуска продукции осуществляется на основе данных за день, декаду, месяц, квартал нарастающим итогом с начала года.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...