Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Исследование функции слуховой трубы.




Функциональное исследование среднего уха сводится к определению состояния слуховой функции и выяснению проходимости слуховой трубы. Поскольку вентиляционная роль слуховой трубы очень велика не только для выравнивания давления в полостях среднего уха, что обеспечивает нормальную работу цепи слуховых косточек и барабанной перепонки, но и для предотвращения воспалительных процессов в среднем ухе, исследование ее функции имеет большое практическое значение. Исследование вентиляционной функции слуховой трубы основано на продувании трубы и прослушивании звуков проходящего через нее воздуха. Для этой цели необходимы отоскоп (резиновая трубка с оливами на обоих ее концах), резиновая груша с оливой на конце (баллон Политцера), ушной катетер. При выполнении исследования один конец отоскопа помещается в наружный слуховой проход пациента, а второй – врача. Через отоскоп врач выслушивает шум прохождения воздуха через слуховую трубу (рис.185).

 

 

Рис.185. Исследование проходимости слуховой трубы.

 

Более современным способом оценки проходимости слуховой трубы является тимпанометрия, позволяющая объективизировать полученные данные (рис.186).

 

 

Рис.186. Тимпанометрия и тимпанограммы (тип А - норма; тип В – экссудат в барабанной полости).

 

Рентгенологические методы исследования уха.

Для диагностики заболеваний уха широко применяется рентгенография височных костей. Применяются специальные укладки – по Шюллеру, Майеру и Стенверсу.

На рентгенограмме височных костей по Шюллеру оценивается структура сосцевидного отростка, степень его пневматизации, при мастоидите определяется характерная деструкция костных перемычек между ячейками.

Рентгенограмма по Майеру позволяет выявить признаки деструкции костных стенок среднего уха патологическим процессом, чаще всего в результате развития холестеатомы.

На рентгенограмме по Стенверсу выводится верхушка пирамиды, лабиринт и внутренний слуховой проход. Наибольшее значение имеет возможность оценки состояния внутреннего слухового прохода для диагностики невриномы преддверно-улиткового (VIII) нерва или поперечного перелома пирамиды.

Более четко структуры височной кости и уха визуализируются при использовании компьютерной томографии (КТ) и магнитно - резонансной томографии (МРТ).

Компьютерная томография позволяет выполнять срезы толщиной 1-2 мм, на которых определяются как костные, так и мягкотканные изменения. Возможно выявить холестеатому, ее размер, фистулу полукружного канала, деструкцию слуховых косточек (рис.187).

Магнитно-резонансная томография имеет преимущества перед КТ при выявлении мягкотканных образований, в дифференциальной диагностике воспалительных и опухолевых изменений.

 

 

Рис.187. Компьютерная томограмма височных костей в норме (аксиальная и коронарная проекции).

1.Эпитимпанум с молоточком и наковальней; 2.Лицевой нерв; 3.Улитка; 4 и 12.Внутренний слуховой проход; 5.Преддверие лабиринта и полукружный канал; 6.Сигмовидный синус; 7.Сагиттальный полукружный канал; 8.Эпитимпанум; 9.Горизонтальный полукружный канал; 10.Молоточек; 11.Наружный слуховой проход;

Слуховой анализатор. Строение улитки. Методы исследования слуховой функции.

 

Улитка (сochlea)

Улитка, состоящая из компактной кости, имеет два с половиной завитка (рис.188). Основной завиток выступает в просвет бара­банной полости и носит название мыса (promontorium). Завитки улитки окружают костный стержень (modiolus) с широким основанием, от которого отходит костная спиральная пластинка (lam. spiralis ossea), также совершающая два с половиной оборота. От свободного края этой костной пластинки отходят две перепончатые мембраны: базилярная (mtmbrana basilaris) и под углом вестибулярная (Рейснерова) мембрана (membrane vestibularis), которые образуют внутри улитки самостоятельный канал – улитковый ход (ductus cochlearis). Таким образом, каждый завиток улитки разделяется на два этажа: верхний — лестница преддве­рия (scala vestibuli), начинающаяся от передней стенки преддверия внут­реннего уха, и нижний — барабанная лестница (scala tympani), начинаю­щаяся у верхушки улитки, где в нее переходит лестница преддверия. Обе лестницы, соединяются посредством небольшого отверстия, носящего название геликотрема (helicotrema). Барабанная лестница оканчивается окном улит­ки, затянутым вторичной барабанной перепонкой. В центре костного стержня улитки проходит канал, в котором располагается ствол слухового нерва. К нему от спирального органа (кортиев орган) подходят нервные волокна. Внутри перепончатой улитки находится жидкость — эндолимфа; перилимфа заполняет лестницу преддверия и бара­банную лестницу. Периферическим рецептором слухового анализатора является спиральный орган, проводящий пути представлены слуховым нервом. Центральный отдел слухового анализатора находится в области височный поперечных извилин (височная доля). В спиральном органе имеется несколько групп клеток нейроэпителия: волосковые (наружные и внутренние), а также наруж­ные пограничные и фаланговые, которые не только яв­ляются опорными для волосковых клеток, но выполняют трофическую для этих клеток функцию. Считают, что; внутренние волосковые клетки способствуют тонкой; локализации звука, а наружные обеспечивают комплекс звуковых ощущений. Кроме того, наружные клетки воспринимают слабые звуки, а внутренние — сильные. Причем отмечено, что именно наружные клетки наиболее ранимы и их функция при разного рода патологических состояниях внутреннего уха поражается гораздо раньше, чем внутренних клеток, т.е. больной раньше отмечает нарушение восприятия им слабых звуков. Важно под­черкнуть, что волосковые клетки очень чувствительны к недостатку кислорода в эндолимфе, омывающей эти клетки. Именно в спиральном органе происходит транс­формация механической энергии в биоэлектрическую: смещение перилимфы под влиянием толчка подножной пластинки стремени по лестнице преддверия к верхушке улитки до геликотремы и затем по барабанной лестнице вплоть до окна улитки, занятого подвижной вторичной барабанной перепонкой, вызывает колебание базилярной мембраны с расположением на ней спиральным органом. Низкие звуки приводят к колебанию основной мембраны по всей длине (от основного завитка улитки до вер­хушки), а высокие — только в области основного завитка улитки, где волокна ее короче, а их натянутость и упру­гость в 100 раз больше, чем у геликотремы.

 

Рис.188. Строение улитки.

1.Спиральная пластинка; 2.Лестница преддверия; 3.Улитковый ход; 4.Барабанная лестница; 5.Слуховой нерв; 6.Спиральный ганглий; 7.Базальная мембрана; 8.Кортиев орган; 9.Спиральная связка; 10.Мембрана преддверия.

 

Согласно существующим теориям, звуки различной частоты могут вызывать раздражение только определен­ных участков основной мембраны, чем и объясняется способность уха различать частоты звука и проводить разложение сложных звуков, поступающих извне. Таким образом, считается, что спиральный орган работает, как детектор, отвечающий только на определенный вид внешней звуковой энергии, и как трансформатор, который превращает слышимый звук в процесс нервного возбуждения.

Поступление звуковой энергии во внутреннее ухо осу­ществляется как воздушным путем (наружный слуховой проход, барабанная перепонка и цепь слуховых косточек), так и тканевым (кости черепа под влия­нием высоких звуков вибрируют и вызывают смещение перилимфы за счет компрессии стенок костного лаби­ринта внутреннего уха). Поэтому и существует два спо­соба для определения воздушной и тканевой проводи­мости.

Состояние воздушной проводимости свидетельствует о функциональной способности слухового прохода, ба­рабанной перепонки, цепи слуховых косточек, окон ла­биринта и внутреннего уха, а состояние тканевой про­водимости (звуки приходят к спиральному органу, минуя звукопроводящий механизм) - о функциональной способ­ности рецепторного аппарата, слухового нерва, централь­ного отдела слухового анализатора. На выявлении способности человека различать звуки разной частоты, подводимые к уху через слуховой про­ход и через кости черепа, основаны методы исследования остроты слуха.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...