Организационная структура Харьковской таможни
Таможенное дело в Украине основывается на таможенной политике Украины и представлено порядком и условиями перемещения через таможенную границу Украины товаров и транспортных средств, порядком взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенным контролем и другими средствами проведения таможенной политики в жизнь. Таможенное дело относится к ведению областных органов власти. В Украине осуществляется единая таможенная политика, которая является составной частью внешней и внутренней политики Украины. Целями таможенной политики Украины являются обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории Украины, участие в реализации торгово-политических задач по защите украинского рынка, стимулированию развития национальной экономики, содействию проведению структурной перестройки и других задач экономической политики Украины. Украина стремится к активному международному сотрудничеству в области таможенного дела, которое развивается в Украине в направлении гармонизации и унификации с общепринятыми международными нормами и практикой. Законодательство Украины о таможенном деле состоит из Таможенного кодекса, Закона Украины «О таможенном тарифе» и других актов законодательства Украины, принятых в соответствии с Таможенным кодексом. Общее руководство таможенным делом осуществляют Президент и Правительство Украины. Центральным органом исполнительной власти, который осуществляет непосредственное руководство таможенным делом в Украине, является Государственный таможенный комитет Украины.
Таможенное дело непосредственно осуществляют таможенные органы, которые являются правоохранительными и составляют единую систему, в которую входят: - Государственный таможенный комитет Украины; - региональные таможенные управления Украины; - таможни Украины; - таможенные посты Украины. Все функции, выполняемые таможенными органами, связаны с экономическими интересами Украины. Таможенные органы: - обеспечивают в пределах своей компетенции экономическую безопасность Украины, которая является экономической основой суверенитета Украины; - защищают экономические интересы Украины; - применяют средства таможенного регулирования торгово-экономических отношений; - взимают таможенные пошлины, налоги и другие таможенные платежи; - участвуют в разработке мер экономической политики в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Украины; - обеспечивают соблюдение разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Украины; - ведут борьбу с контрабандой и нарушениями таможенных правил и налогового законодательства, которое относится к товарам, перемещаемым через таможенную границу, пресекают незаконный оборот наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Украины и зарубежных стран, объектов интеллектуальной собственности, находящихся под угрозой исчезновения животных и растений, а также оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом; - создают условия для ускорения товарооборота через таможенную границу; - ведут таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику. Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности; - содействуют развитию внешнеэкономических связей; - осуществляют меры по защите нравственности населения, жизни и здоровья человека, по охране окружающей среды, по защите интересов украинских потребителей ввозимых товаров;
- осуществляют контроль за вывозом стратегических и других жизненно важных для интересов государства материалов; - осуществляют валютный контроль в пределах своей компетенции; - проводят научно-исследовательские работы и консультирование в области таможенного дела; осуществляют подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов в этой области для государственных органов, предприятий, учреждений и организаций. Должностными лицами таможенных органов могут быть только граждане Украины, способные по своим деловым и моральным качествам, уровню образования и состоянию здоровья выполнять возложенные на таможенные органы задачи. Иерархия таможенных органов определена Таможенным кодексом Украины. Положение о Государственном таможенном комитете Украины утверждается Президентом или по его поручению Правительством Украины. Создание, реорганизация и ликвидация региональных таможенных управлений и таможен осуществляется Государственным таможенным комитетом, а создание, реорганизация и ликвидация таможенных постов − региональными таможенными управлениями. Региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты действуют на основании положений, утверждаемых Государственным таможенным комитетом. Никакие государственные органы, кроме Верховной Рады, Президента и Правительства, не имеют права принимать решения, затрагивающие компетенцию таможенных органов, выполнять без соответствующего допуска или изменять их функции, возлагать на них дополнительные функции или вмешиваться в их деятельность каким-то другим способом. Вышестоящий таможенный орган или вышестоящее должностное лицо в любое время в порядке контроля за соблюдением законности вправе отменить или изменить решение нижестоящего таможенного органа или нижестоящего должностного лица, а также принять любые предусмотренные законодательством Украины меры в отношении неправомерных действий или бездействия нижестоящих таможенных органов или нижестоящих должностных лиц таможенных органов. Прежде чем начать анализ процесса планирования и развития карьеры в Харьковской таможне, с помощью статистических данных дадим представление об этой организации с точки зрения ее участия в осуществлении таможенного контроля в зоне своей деятельности. Так как одной из основных функций таможенных органов является фискальная, ежегодно каждое таможенное управление получает от Государственного таможенного комитета плановые суммы, которые необходимо внести в бюджетный фонд и в фонд развития таможенной службы. Каждое управление распределяет эту сумму по своим таможням. Рассмотрим показатели по выполнению плана Харьковской таможней в 2004 - 2007 гг. (табл. 2.1).
Динамика выполнения плана по внесению денежных средств в бюджетный фонд и в фонд развития таможенной сл у жбы Харьковской таможней за 2004 - 2007 гг. Показатель выполнения плана, особенно по внесению средств в бюджетный фонд, очень важен для любого таможенного управления и любой таможни. Он в определенной степени формирует «лицо» управления или таможни. От него зависит финансирование таможни, ее место в таможенной системе, отношение к ней вышестоящих таможенных органов. Как видно из таблицы 2.1, Харьковская таможня в 2004 − 2007 годах успешно справилась с внесением плановых сумм в бюджетный фонд, наблюдается даже небольшое перевыполнение плана. Выполнение плана по внесению сумм в фонд развития таможенной службы, или иначе он еще называется внебюджетным фондом, представляет определенные трудности: в период всеобщих неплатежей невозможно взыскать штрафы; сложно реализовать конфискованный товар и так далее. О масштабах таможни можно судить по общей стоимости ввозимых и вывозимых товаров и по количеству оформляемых в таможне грузовых таможенных деклараций (далее ГТД). Сравним статистические данные по этим показателям за 2006 − 2007 гг. (см. табл. 2.2). Показатели | 2006 г.
| 2007 г. | ||||||||||||||||||||||||||||||
Кол-во ГТД (шт.) | Стоимость товаров (тыс. дол. США) | Кол-во ГТД (шт.) | Стоимость товаров (тыс. дол. США) | |||||||||||||||||||||||||||||
Экспорт всего В том числе: - по бартерным сделкам - с паспортом сделки* Импорт всего В том числе: - по бартерным сделкам - с паспортом сделки | 10412 2823 4358 10057 1354 214 | 546736,3 141541,7 325384,0 421145,3 127912,2 29528,8 | 7496 1854 3105 8307 566 368 | 520774,8 133136,7 300631,7 407821,5 93110,7 50778,5 |
Таблица 2.2Динамика показателей внешнеэкономической деятельности, контролируемой Харьковской таможней в зоне своей деятельности в 2006 − 2007 гг.
Внешнеэкономическая деятельность Украины, в том числе и в зоне деятельности Харьковской таможни, за период с 2004 по 2007 гг. заметно активизировалась. Об этом говорит существенное увеличение (на 60,2 %) в 2007 году по сравнению с 2004 годом количества участников внешнеэкономической деятельности (см. табл. 2.3).
Количество автомобилей, ввезенных физическими лицами и прошедших таможенную очистку на Харьковской таможне в 2007 году, заметно сократилось по сравнению с 2006 годом (см. табл. 2.4).
Таблица 2.3 Динамика количества участников внешнеэкономической деятельности в зоне деятельности Харьковской таможни в 2004 − 2007 гг.
Годы | Количество участников внешнеэкономической деятельности (шт.) | |||
2004 | 627 | |||
2005 | 816 | |||
2006 | 1031 | |||
2007 | 1005 | |||
Годы | Количество автомобилей, прошедших таможенную очистку | |||
2006 | 1840 | |||
2007 | 1023 | |||
Из таблицы 2.4 видно, что количество автомобилей, прошедших таможенную очистку на харьковской таможне в 2007 году, сократилось по сравнению с 2006 годом более чем на половину (на 55,6 %). Но этот показатель вовсе не говорит об уменьшении количества автомобилей, ввозимых физическими лицами на таможенную территорию Украины. Анализ положения дел в этом направлении показывает, что за последние полтора года участились случаи ввоза автомобилей с нарушениями таможенных правил. Это в первую очередь связано с ужесточением таможенного контроля автомобилей, ввозимых физическими лицами (изменен порядок контроля их таможенной стоимости, изменены ставки таможенного налогообложения). Эти меры, с одной стороны защищают интересы отечественных производителей, а с другой стороны, в какой-то степени ущемляют права украинских покупателей, так как автомобили отечественных марок по-прежнему неконкурентоспособны на мировом рынке и цены на них по Украине гораздо выше, чем за рубежом, и выше, чем на автомобили иностранных марок. Все вышесказанное касается в первую очередь подержанных автомобилей, так как большинство физических лиц ввозит именноих. Участники внешнеэкономической деятельности в большинстве случаев заключают контракты в зоне деятельности Харьковской таможни со следующими странами:
|
|
а) страны СНГ: Россия, Беларусь, Литва, Латвия, Эстония, Казахстан, Армения, Азербайджан, Грузия;
б) страны дальнего зарубежья: Китай, Япония, Финляндия, Нидерланды, Великобритания, Италия, Таиланд.
Структура таможенной системы Украины представлена на схеме 2.1.
Организационная структура Харьковской таможни дана на схеме 2.2.
|
|
|
Схема 2.1. Структура таможенной системы Украины
Блок 1 Блок 2 Блок 3
Схема 2.2. Организационная структура Харьковской таможни
При построении системы таможенных органов используются количественный, функциональный и территориальный принципы.
Количественный принцип выражается в том, что все нормативные акты Государственного таможенного комитета и регионального таможенного управления объединяет единая политика, направленная на формирование оптимального количества подразделений и заполнение их оптимальной численностью штатных единиц, достаточных для выполнения поставленных задач и функций. Оптимальное количество и оптимальная численность в данном случае означают количество и численность, достаточные для обеспечения нормального режима и ритма работы без физических и моральных перегрузок, ведущих к снижению ее эффективности, но с полной отдачей сил должностных лиц любого уровня.
Функциональный принцип отражается в объединении должностных лиц любого таможенного органа в подразделения, а подразделений − в блоки в соответствии с их функциями таким образом, чтобы отсутствовало дублирование функций разными подразделениями или разными блоками. Например, контролем таможенной стоимости и валютным контролем занимается в таможне только отдел таможенной стоимости и валютного контроля; сбор и учет таможенных платежей осуществляет исключительно отдел таможенных платежей. И так далее.
При описании территориального принципа в первой главе дипломной работы был приведен пример сети почтовых отделений. Аналогичным образом строится сеть таможенных органов. Каждое региональное управление охватывает один из регионов Украины, таможня − один из городов или одну из областей, таможенный пост − один из районов. Задачи же и функции таможенных управлений, таможен и таможенных постов соответственно, в принципе, идентичны, за некоторым исключением, связанным с местными особенностями − таможня может быть пограничной и внутренней, может контролировать перемещение товара железнодорожным, морским, воздушным или трубопроводным транспортом; регионы Украины различаются между собой по экономическим, политическим, климатическим и другим признакам, которые накладывают определенный отпечаток на функции таможенного органа. Представим все описанные выше принципы департаментализации таможенной системы на конкретных примерах (см. схемы 2.1 и 2.2).
I. Функциональный принцип.
В Харьковской таможне 27 подразделений, условно объединяемые в пять крупных блоков, каждый из которых курирует отдельный заместитель начальника таможни:
1). Финансово-экономический блок под руководством заместителя начальника таможни по экономическим вопросам состоит из следующих подразделений:
- отдел таможенной стоимости и валютного контроля;
- отдел таможенных платежей;
- отдел таможенной статистики и анализа;
- отдел таможенной инспекции;
- группа АСУ;
- группа по работе с конфискатами и взиманию штрафов;
- отдел бухгалтерского учета и контроля.
2). Блок таможенного оформления под руководством первого заместителя начальника таможни включает в себя:
- отдел таможенного оформления и таможенного контроля № 1;
- отдел таможенного оформления и таможенного контроля № 2;
- отдел нетарифного и экспортного контроля;
- отдел товарной номенклатуры и происхождения товаров.
3). Правоохранительный блок под руководством заместителя начальника таможни по правоохранительной работе представлен:
- отделом по борьбе с таможенными правонарушениями;
- отделом по борьбе с контрабандой наркотиков;
- отделом таможенных расследований;
- отделом дознания;
- отделом таможенной охраны;
- юридическим отделом.
4). Кадровый блок под руководством заместителя начальника таможни по работе с личным составом объединяет следующие подразделения:
- отдел кадров;
- инспекцию по работе с личным составом;
- отдел подготовки кадров;
- отдел социального развития.
5). К блоку околотаможенной инфраструктуры относятся:
- отдел капитального строительства и эксплуатации таможенных объектов;
- автотранспортная группа.
Этот блок подчиняется заместителю начальника таможни по капитальному строительству.
В таможне существуют подразделения, которые в блоки не объединены. Это отдел собственной безопасности, отдел документационного обеспечения и специальной информации, отдел по контролю за доставкой товаров, группа технических средств таможенного контроля и связи.
II. Территориальный принцип.
В таможенную систему Украины включено 13 региональных таможенных управлений, созданных в соответствии с этим принципом; кроме того, разветвление таможенной системы на региональные таможенные управления может служить примером и функционального принципа, так как помимо 13 таможенных управлений существуют еще 4, в названии которых присутствует одна из функций таможенных органов или околотаможенной инфраструктуры:
- региональное таможенное управление по борьбе с таможенными правонарушениями;
- региональное таможенное управление по материально-техническому обеспечению таможенных учреждений;
- региональное таможенное управление по капитальному строительству объектов таможенных учреждений;
- региональное таможенное управление по эксплуатации и социальному развитию таможенных объектов.
III. Количественный принцип.
Поскольку в описании этого принципа речь идет о численности таможни и ее подразделений, наглядно этот принцип представлен быть не может, так как необходимая для этого информация относится к разряду служебной и разглашению не подлежит.
Естественно, Харьковская таможня является официальной организацией. Она создана Приказом Государственного таможенного комитета от 18.07.92 № 289. В Украине существует законодательство о таможенном деле. Государственный таможенный комитет в пределах своей компетенции издает нормативные акты по таможенному делу, обязательные для исполнения всеми таможенными органами Украины и их должностными лицами. Указанные нормативные акты регистрируются в соответствии с законодательством Украины.
Харьковская таможня,как и любой другой таможенный орган Украины, является первичной по отношению к своим служащим. Она была создана по решению вышестоящего таможенного органа, а именно Государственного таможенного комитета Украины, то есть сначала появилась сама организация с целой системой норм и правил, а уже затем − ее персонал, который обязан эти нормы и правила неукоснительно выполнять.
В первой главе данной дипломной работы было сказано, что все государственные организации по своей сути являются механистическими. Харьковская таможня не является исключением. Жесткие «вертикальные» связи, официальность отношений, субординация и всесторонняя регламентация деятельности, − характерные черты любого таможенного органа. Более подробно они будут затронуты ниже.
Мною не разделяется мнение о том, что механистические организации игнорируют мнение людей и саму личность. Любая должность, помимо формальной, обладает еще и неформальной властью, обусловленной личностью человека, который эту должность занимает. Конечно, существуют должностные обязанности, подлежащие четкому исполнению. Но не все средства хороши. Взаимоотношения с участниками внешнеэкономической деятельности, с нарушителями таможенных правил, со своими сослуживцами − это психологическая сторона деятельности служащего таможни. И именно этой стороне уделяется в настоящее время большое внимание. Недаром в штате многих таможен появились свои психологи, в том числе и на Харьковской таможне. Харьковская таможня, как и любой другой таможенный орган, подчинена действию законов организации.
1. Закон синергии.
Потенциал и возможности организации как единого целого превышают сумму потенциалов и возможностей ее отдельных элементов.
Один из видов таможенных платежей − адвалорные таможенные пошлины − начисляются по ставкам, определенным в процентах от таможенной стоимости товара, то есть сумма адвалорной таможенной пошлины находится в прямой зависимости от таможенной стоимости товара. В результате получаем следующую взаимосвязь: для того, чтобы обложить товар адвалорной пошлиной, необходимы усилия двух отделов − отдела таможенной стоимости и валютного контроля, который осуществляет контроль таможенной стоимости, и отдела таможенных платежей, который начисляет и взимает таможенные платежи.
Отдел таможенной стоимости и валютного контроля осуществляет проверку фактов непоступления валютной выручки от экспорта товаров; если подобный факт подтверждается, участник внешнеэкономической деятельности несет ответственность в соответствии с Таможенным кодексом, а именно, платит штраф, сумма которого определена в процентах от суммы непоступившей валютной выручки. Для того, чтобы появилась возможность взимания штрафа, факт непоступления валютной выручки необходимо доказать в процессе таможенного расследования. Его производит отдел таможенных расследований, который выносит постановление по делу о нарушении таможенных правил. А сама процедура взимания штрафа отнесена к компетенции группы по работе с конфискатами и взиманию штрафов.
2. Закон дополнения внутриорганизационных процессов противоположно направленными, то есть разделение дополняется объединением, специализация − универсализацией и так далее.
Мы уже говорили о принципах департаментализации таможни, то есть о ее делении на различные элементы − отделы и группы, которые в то же время объединены в блоки. Кроме того, многие отделы в таможне есть совокупность нескольких групп, взаимодействующих и взаимосвязанных между собой. Например, отдел таможенной стоимости и валютного контроля представлен тремя группами: группой контроля таможенной стоимости, группой валютного контроля и группой проверок финансово-хозяйственной деятельности участников внешнеэкономической деятельности. Отдел таможенного оформления и таможенного контроля №1 включает в себя: группу приема и регистрации грузовых таможенных деклараций, грузовую группу, валютную группу, платежную группу, досмотровую группу.
«Специализация + универсализация» − это принцип подготовки кадров любой таможни, в том числе и Харьковской. Коротко этот принцип можно объяснить следующим образом: каждый служащий таможни помимо специфических знаний, обусловленных его работой в том или ином подразделении, обязан владеть общими для всех основами таможенного дела.
3. Закон сохранения пропорциональности между организацией и ее элементами при любых возможных изменениях.
По мере развития таможенной системы в Украине, усложнения процесса таможенного контроля за перемещаемыми через таможенную границу товарами и транспортными средствами увеличилось количество нарушений таможенных правил. Большую часть этих нарушений можно обнаружить лишь в процессе проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятий-участников внешнеэкономической деятельности. Такие проверки осуществляются с 2003 года, но до 2005 года их направленность была слишком узкой − проверка фактов непоступления валютной выручки от экспорта товаров и контроль заявленной участником внешнеэкономической деятельности таможенной стоимости. В 2005 году этих направлений проверок стало уже недостаточно. У участников внешнеэкономической деятельности появился ряд возможностей обманными путями уменьшить суммы таможенных платежей или уклониться от их уплаты, переместить товар через таможенную границу помимо таможенного контроля и так далее. Для того чтобы расширить сферу контроля, приказом Государственного таможенного комитета был создан отдел таможенной инспекции, в компетенцию которого входят комплексные проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятий-участников внешнеэкономической деятельности с точки зрения соблюдения ими таможенного законодательства вообще. Это пример реакции таможенной системы как совокупности организаций на воздействие внешней среды: влияние внешней среды привело к диспропорции элементов таможни и снижению эффективности ее работы; создание нового отдела восстановило пропорциональность элементов и повысило результативность таможенного контроля.
4. Закон композиции. Функционирование всех элементов организации подчиняется общей цели, а индивидуальные цели каждого из них конкретизируют ее и являются по отношению к ней подцелями.
Целями Харьковской таможни являются осуществление таможенного контроля и регулирование товарообмена в зоне ее деятельности в соответствии с таможенным законодательством. Эти цели достигаются совокупностью выполняемых 27-ю подразделениями таможни своих функций, обусловленных их собственными целями. Например, цель отделов таможенного оформления и таможенного контроля №1 и №2 − таможенное оформление и таможенный контроль товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Украины. Цель отдела по борьбе с таможенными правонарушениями − выявление оперативным путем таможенных правонарушений и их пресечение. Цель отдела товарной номенклатуры и происхождения товаров − проверка правильности заявления участником внешнеэкономической деятельности кода товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности и страны происхождения товара, от которых зависят наличие таможенных платежей и их ставки. И так далее.
5. Закон самосохранения. Любая организация, так же, как и отдельные ее элементы, стремятся сохранить себя как целое. Конечно, создание таможни или какого-то ее отдела − это компетенция Государственного таможенного комитета. Но организационная структура таможни и штатная численность ее подразделений подвержены частым изменениям в связи с экономическими и политическими изменениями в стране. Эти изменения в таможне осуществляются как по инициативе вышестоящих органов, так и по решению начальника таможни, которому дано право маневрировать определенным процентом имеющейся в наличии штатной численности по своему усмотрению. Попросту говоря, штатная единица перебрасывается из одного отдела в другой или за счет внутренних резервов создается новый отдел или новая группа. Начальник отдела, который расстается со штатной единицей, естественно, прилагает усилия для сохранения целостности своего отдела, выдвигая веские, по его мнению, доводы, которые не всегда принимаются руководством или вышестоящим органом.
6. Закон информированности. В организации не может быть больше порядка, чем у ее членов имеется информации о реальном положении вещей, позволяющей им принимать осмысленные решения.
Первоначальной реакцией персонала таможни на заключение межправительственных соглашений Украины и России о снятии таможенных барьеров была неуверенность личного состава пограничных таможенных постов в завтрашнем дне. «Страсти улеглись» по мере получения информации о реальном положении вещей: упрощение порядка таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу с Россией, не означает ликвидацию этой границы.
7. Закон онтогенеза. Жизнь любой организации состоит из трех основных фаз, последовательно сменяющих друг друга: становления, развития и угасания.
Как уже отмечалось, государственная организация создается по решению вышестоящего органа. Тем не менее, в жизни Харьковской таможни уже можно выделить две фазы:
- становление началось с момента вступления приказа о создании таможни в действие, то есть с 18.07.92 и длилось примерно до конца 1993 года, когда осуществлялся стремительный набор кадров, их подготовка, когда создавалось большинство подразделений таможни;
- процесс развития ведет отсчет времени примерно с середины 1994 года, когда таможня заняла определенное устойчивое положение и в таможенной системе Украины, и в зоне своей деятельности и продолжается по сегодняшний день.
Угасание таможни будет зависеть от экономической ситуации в Украине, от направлений внутренней и внешней политики нашего государства.
|
|