Возникновение философии в Др. Греции. Специфика и периодизация.
Греческий мир как духовный исток культуры Европы и России.Греция:(Философия развивается от мифа к логосу, т.е. от рассказа к разумному). Осознанное культивирование человека – (приведение человека к его истинной форме). Как возможно изменение в мире? Исторический путь – путь изменений. Изм-ие-это то, что невозможно без нашего участия.Человек – это усилие быть, стремление осуществиться. От мифа к логосу: В основе рационализма – формирование техники самопроверки мысли.Мышление в понятиях, дефинициях. Логос -мысль,выр-ие,рац.учение,разум. Греческая мысль: восточные заимствования (египетские, финикийские, персидские);отсутствие священных текстов, т.е. текстов, фиксирующих мифы в первозданном виде;быстрые темпы развития;полис (8-4 вв. до н.э.). Условия возникновения философии в Греции: 1. освобождение от заботы о хлебе насущном – экономическая свобода. 2. полис – политическая свобода. 3. свобода совести. Философия возникает не как товар, а как свободная наука, как публичный дискурс, а не культура толкования канонических текстов. Периодизация: Натурфилософия (досократики) (600-450 гг. до н.э.); Классический период(Платон, Аристотель) (400-300 гг.до н.э.); Философия эпохи эллинизма и Рима (300 г.до н.э. - 200 г. н.э.): эпикуреизм, стоицизм, скептицизм. Основные темы греческой философии: Бытие,Истина,Логос,Блаженство(счастье).
Основные школы ранней греческой мысли (досократики). Досократовскаая философия – (7-5в до.н.э.) Основные проблемы, которыми занимались "досократики": объяснение явлений природы, сущности Космоса, окружающего мира, поиски первоначала всего сущего. Метод философствования — декларирование собственных взглядов, превращение их в догму(утверждение).
1)ФАЛЕС МИЛЕТСКИЙ - ВСЕ ЕСТЬ ВОДА. Милетская школа 6в.до н.э в г.Милет; Ф.Милетский-все есть вода, АРХЭ- единая первооснова мира, кот.объединяетвсе многообразие предметов.Сущее не пребывает в статичном состоянии, оно все время развивается, меняется.АРХЭ явл-ся первым понятийным приближением формулирования бытия. Бытие - самая предельная философская категория, означающая то, что есть. Анаксимен: начало всего сущего-воздух- сгущается, так возникает холодное (вода, земля, камень), разжижается - так возникает теплое(огонь). Анаксимандр – АПЕЙРОН(стихия)-бесконечное, неограниченное и неопределенное. Все вещи происходят из него и возвращаются туда по необходимости. АНАКСИМАНДР: «ОТКУДА ВЕЩИ БЕРУТ СВОЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ, ТУДА ЖЕ ДОЛЖНЫ ОНИ СОЙТИ ПО НЕОБХОДИМОСТИ; ИБО ДОЛЖНЫ ОНИ ПЛАТИТЬ ПЕНИ И БЫТЬ ОСУЖДЕНЫ ЗА СВОЮ НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ СООБРАЗНО ПОРЯДКУ ВРЕМЕНИ» АРХЭ –ПЕРВОНАЧАЛО- единое, из которого возникает многое. Анаксимандр полагал, что природа, мир сущ-ют объективно, а не созданы кем-то. Пифагорейский союз: Природа подобна числу. Гармония – принцип космоса. Природа числа-Число – единство определенности и неопределенности, без ЧИСЕЛ не было бы порядка как согласованности различного. Процесс познания мира есть процесс познания управляющих им чисел. Влияние ОРФИЗМА: 1) Вера в божественное происхождение души и ее бессмертие ,2) Требование блюсти душу в чистоте и в ее нынешнем состоянии, связанном с телом .3) Учение о переселении душ и посмертном воздаянии за земные поступки.
Читайте также: I. СПЕЦИФИКА ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОЦЕССА В РОССИИ. ПРОБЛЕМЫ ПЕРИОДИЗАЦИИ Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|