Метафизика Аристотеля.
Аристотель(384-322). Метафизика: -наука о причинах и началах, о сущем как таковом.все люди от природы стремятся к знанию. Источником же знания является чувство и память, которые в совокупности образуют опыт. На опыте воздвигается умение — знание общего. Однако практические умения — это еще не высшее знание каковым является только знание самоценное — мудрость— знание причин и начал. Аристотель говорит, что обычно мудрыми называли тех, кто много знает, однако все знать нельзя, но можно знать причины всего. 4 причины всего:- сущность,- материя,- начало движения (К началам движения он относил ум, дружбу и вражду),- благо. Осн-ой вопрос метафизики - что есть бытие, что значит сущ-ть? Философия - знание об истине, где истина – цель знания. Как раз философы с самого начала интересовались причинами: как происхождения Вселенной, так и того, что хорошо. Такое знание он называет божественным. Аристотель насчитывает четыре первоначала, высшие причины бытия: (своеобразие вещи): 1) Материя(то, из чего состоит вещь) 2) Форма(что это?)-структура вещи, определяющая качественную определенность вещи 3) Действующая причина(то,что заставляет вещь возникать) 4) Цель(то, ради чего создается и сущ-ет вещь). Например: часы(материя-металл, стекло; форма-сущность часов-показывает время;действующая причина-сделал мастер; цель-показывать время) Суть бытия вещи выр-ся в определении, кот-ое есть род, ограниченный видовым отличием. Форма - сверхчувственное начало, сущность кот.может быть познано чел-ом, выражено в определении. Чел-ек -живое существо, наделенное разумом.Идеи не сущ-ют отдельно от вещей; Формы как связанные с материей общности есть атрибуты вещей, а как отвлеченные от их материальных субстратов единоличности они представл.собой знания, т.е атрибуты души(св-во);
Теология -учение о целесообразном устройстве мира. Метафизика — не природа, а то, что существует сверх нее. Аристотель ограничивает природу определенными рамками, природа у него не совпадает с сущим, сущее шире природы, которая есть для него лишь один из родов сущего. Философия имеет право на самостоятельное существование лишь в том случае, если в области сущего есть нематериальные причины и сверхчувственные и неподвижные, вечные сущности.Их-то и изучает философия, первая философия. Такие сверхчувственные, обособленные, вечные и неподвижные сущности были названы метафизическими, а наука о них получила название метафизики. Метафизика, по Аристотелю,- наука наиболее божественная в двух смыслах: владеть ею пристало скорее богу, чем человеку, ее предметом являются божественные предметы, поэтому Аристотель называет свою философию теологией.Сверхчувственные, вечные и неподвижные сущности и нематериальные причины Аристотель связывает с богом. Однако бог лишь одно из начал. Поэтому философия Аристотеля все же шире теологии. Она изучает вообще начала и причины [всего] сущего …посколькy оно [берется] как сущее. Аристотель называет эти причины высшими, а начала — первыми. Первая философия — эта наука философа — имеет своим предметом сущее вообще, сущее как таковое, сущее просто, что она исследует общую природу сущего как такового и рассматривает некоторые соот-но ему принадлежащие свойства. Bcя философия Аристотеля — попытка разобраться в сущем, открыть его структуру, найти в нем главное, определить его по отношению к не-сущему, или к небытию.
Читайте также: Диалектика и метафизика как методы и стили мышления. Диалектика как учение о развитии: принципы, законы и категории. Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|