Описания методик обследования активного словаря.
1. Методика обследования активного словаря старшего дошкольного возраста. Филичева Т. Б., Чавелева Н. А., Чиркина Г. В. Цель:определить запас слов, хранящийся в активной памяти ребёнка. Рекомендации к проведению: Задание 1. Ребенку показывают 25 картинок с тематическими циклами («Домашние и дикие животные», «Одежда», «Мебель», «Посуда», «Транспорт», Обувь.). Ребенок должен показать и назвать что изображено на картинке. Каждый правильный ответ оценивается одним баллом. Высшая оценка 25 баллов. Задание 2. Логопед задает вопросы ребенку направленные на выявление пассивного и активного словаря, грамматических навыков. - Скажи чем покрыто туловище зайца? Утки? - Где живет медведь? Рыба? - Как называются детеныши курицы? Собаки? Коровы? - Чем питается корова? Медведь? - Как можно сказать про лису? Она какая? Каждый правильный ответ оценивается в один балл. Высшая оценка 10 баллов. Задание 3. Логопед выявляет количественный запас существительных, прилагательных, глаголов предлагая ребенку закончить предложение. - У собаки хвост длинный, а у зайца… - Рыба в воде плавает, а змея по земле … - Кошка мяукает, а собака … - Воробей чирикает, а ворона… - Ручкой пишем, а карандашом… - На самолете летаем, а на машине … - Жаба прыгает, а комар … - Днем светит солнце, а ночью… - По льду катаются на коньках, а по снегу … - Мультфильмы смотрим, а сказку… Каждый правильный ответ оценивается в один балл. Высшая оценка 10 баллов. Оценка результатов: После выполнения всех трех заданий, подсчитывается суммарная оценка. Высшая оценка – 45 баллов – соответствует высокому уровню; 44-22 баллов – среднему; менее 22 баллов – низкому уровню лексического развития. [22]
2. Методика выявления уровня развития активного словарного запаса. О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. Цель: выявить уровень развития активного словаря. Рекомендации к проведению: 1.Ты знаешь уже много слов. Что значит слово кукла, мяч, посуда? 1)Ребенок объясняет значение слов; 2)называет отдельные признаки, действия; 3)называет 1 – 2 слова. 2.Что бывает глубоким? Мелким? Высоким? Низким? Легким? Тяжелым? 1)Выполняет все задания, называет 1 - 2слова к прилагательному; 2)подбирает слова к 2 - 3прилагательным; 3)подбирает слово только к одному прилагательному. 3.Что называют словом ручка? 1)Называет несколько значений этого слова; 2)называет два значения этого слова; 3)перечисляет предметы у которых есть ручка. 4.Придумай предложение со словом ручка. 1)Составляет грамматически правильно предложение из трех слов. 2)называет два слова (словосочетание); 3)подбирает только одно слово. 5.Ручка нужна, чтобы…Ручкой можно… 1)Правильно заканчивает разные типы предложений; 2)называет два слова; 3)подбирает только одно слово. 6.Взрослый предлагает ребенку ситуацию: «Погулял зайчонок в лесу. Настроение у него веселое. Вернулся он домой такой … А если зайчонок бел веселый и радостный, то он не просто шел, а …» 1)Ребенок правильно подбирает слова, близкие по смыслу; 2)называет 2 – 3 слова; 3)подбирает только одно слово. 7. Педагог дает другую ситуацию: «Другой братец зайчика пришел невеселый, его обидели. К слову веселый подбери слова, противоположные по смыслу. А если зайчик был обиженный, он не просто шел, а… 1)Правильно подбирает слова, противоположные по смыслу; 2)называет 2 – 3слова; 3)подбирает только одно слово. 8.Скажи зайчику, чтобы он попрыгал, спрятался, потанцевал. 1)Правильно называет слова в повелительном наклонении; 2)подбирает два слова; 3)называет одно слово. 9.Скажи, кто детеныш у зайца? Детеныши? У зайца много…
Аналогичные вопросы задается про других животных. 1)Ребенок называет всех детенышей в правильной грамматической форме; 2)называет правильно только одну форму; 3)не выполняет задание. 10.Назови детенышей собаки, коровы, лошади, овцы. 1)Ребенок называет все слова правильно; 2)называет два – три слова; 3)говорит одно слово. 11.Где живут звери? Какие слова можно образовать со словом лес? 1)Называет более двух слов; 2)называет два слова; 3)повторяет заданное слово. 12.Что называют словом игла? Какие иглы ты еще знаешь? 1)Ребенок называет иглы у елки, ежа, у сосны, швейную и медицинскую иглу; 2)называет только одно значение этого слова; 3)повторяет слово за взрослым. 13.Какая игла у ежа? Про что мы говорим: острый, острая, острые? 1)Ребенок называет несколько предметов; 2)правильно подбирает два слова; 3)называет одно слово. 14.Что можно делать иглой? Для чего она нужна? 1)Ребенок называет разные действия; 2)называет два действия; 3)называет одно действие. 15.Составь предложение со словом игла. 1)Ребенок составляет сложное предложение; 2)составляет простое предложение; 3)называет одно слово. 16.Взрослый говорит, что дети из другого детского сада сказали так: «Папа, иди шепотом», «Мамочка, я тебя громко люблю», «Я ботинки наизнанку надел». Можно ли так сказать? Как сказать правильно? 1)Ребенок правильно исправляет все предложения; 2)правильно исправляет два предложения; 3)повторяет предложения без изменения. Оценка: Оценка по всем заданиям дается в количественном выражении (по баллам). При условности количественных оценок за высказывания разной полноты и правильности они помогают выявить уровни развития словаря: I – высокий (48 – 32 балла). Ребенок отвечает на вопросы точно, самостоятельно. Правильно употребляет в речи существительные, прилагательные, глаголы. Подбирает синонимы, антонимы к заданным словам разных частей речи. II – средний (32 – 16 баллов). Ребенок отвечает не на все вопросы, допускает неточности, пользуется помощью взрослого. III – низкий (16 – 0 баллов). Ребенок активно пользуется помощью, не выполняет задания. 3 балла ставится за точный и правильный ответ, данный ребенком самостоятельно. 2 балла получает ребенок, допустивший незначительную неточность, отвечающий по наводящим вопросам и уточнениям взрослого. 1 балл ставится ребенку, если он не соотносит ответы с вопросами взрослого, повторяет за ним слова, демонстрирует непонимание задания.
Примерные ответы детей даются после каждого задания в такой последовательности: 1)правильный ответ; 2)частично правильный; 3)неточный ответ. В конце проверки производится подсчет баллов. Если большинство ответов получило оценку 3, это высокий уровень. Если больше половины ответов с оценкой 2, это средний уровень, а с оценкой 1 – уровень ниже среднего. При обследовании активного словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста выявляются умения: 1)активизировать имена прилагательные и глаголы, подбирать точные по смыслу слова к речевой ситуации; 2)подбирать синимы и антонимы к заданным словам разных частей речи; 3)понимать и употреблять разные значения многозначных слов; 4)дифференцировать обобщающие понятия. [20] 3. Н. В. Серебрякова, Л. С Соломаха. Схема обследования речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Цель: Обследовать активный словарный запас детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Рекомендации к проведению: 1.Ребенку предлагается назвать конкретные существительные по картинкам на такие темы как «Посуда», «Одежда», «Обувь», «Птицы», «Звери», «Мебель» и др. 2.Педагог просит назвать одним словом группу предметов. 3.Исследуется знание существительных, обозначающих части тела, части предметов. Педагог предлагает ребенку назвать части тела, части одежды, части автомобиля. 4.Определяется знание ребенком название профессий. 5.Исследуется глагольный словарь. Употребление глаголов при ответах на вопросы. Педагог задает вопросы: Что ты делаешь в течение дня? Кто как кричит? Кто как передвигается? 6. Исследуется знание названия цветов с 4 лет: белый, черный, красный, синий, зеленый и др.; с 5 лет: коричневый, розовый, голубой, оранжевый и др. Название формы: круглый, квадратный, треугольный, овальный, прямоугольный.
Оценка результатов: Каждый правильный ответ оценивается в один балл. В первом задании оценивается знание конкретных существительных. Высшая оценка 50 баллов. Во втором задании определяется знание обобщающих слов. Высшая оценка 9 баллов. В третьем задании придумано 3 и более слов к каждому предмету – 2 балла, 1 балл – менее 3 слов, 0 баллов – ответ отсутствует или не соответствует заданию. В четвертом задании придумано 3 и более профессий – 2 балла, 1 балл менее 3 слов, 0 баллов ответ отсутствует. В пятом задании на каждый вопрос придумано 3 и более ответов – 2 балла, 1 балл менее 3 слов, 0 баллов ответ отсутствует. В шестом задании названо 3 и более слов обозначающих цвет и форму предмета – 2 балла, 1 балл менее 3 слов, 0 баллов ответ отсутствует. [6](результаты обследования см. Приложение 4) В конце проводится подсчет баллов: 115-58 баллов – высокий уровень, 57-38 баллов – средний уровень, 37 баллов и меньше – низкий уровень. Таким образом, нами были проанализированы и отобраны три методики обследования активного словаря детей с общим недоразвитием речи, по результатам проведения которых мы смогли сделать выводы о сформированности словарного запаса. Эти методики могут использоваться как в исследовательском, так и в практическом плане, так как все они направлены на выявление уровня речевого развития дошкольников с общим недоразвитием речи.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|