Игры на развитие словаря наречий.
Игра «Где кто стоит». Цель игры формировать словарь наречий. В игре использовалась доска, картонные картинки дед, дом, забор, 2 дерева, кусты, подсолнух, девочка, курица. В начале игры я прочитала несколько предложений. «Построил дед дом, забор. Посадил два дерева, кусты, подсолнух и стал жить в нем с внучкой и с курочкой». Затем на доске сама разместила на доске картинки с изображением дома, куста, двух деревьев, подсолнуха, забора, курицы, девочки, дедушки. Затем вызывала несколько детей и дала задание детям разместить предметы, стоящие на доске справа, слева, посередине, спереди, сзади, рядом, вблизи, вдали, подальше, вокруг - относительно друг друга. Потом спросила «Где стоят девочка, дедушка, курочка?» После этого предложила детям задавать друг другу вопросы о том, где стоит тот или иной предмет. Игра «Скажи наоборот» Цель игры: формировать словарь наречий. В данной игре детям предлагалось подобрать к наречиям противоположное слово, например: тепло... (холодно), морозно... (жарко), глубоко... (мелко), высоко... (низко), далеко... (близко), широко... (узко), тихо... (громко), мягко... (твердо), быстро... (медленно). Игра «Поймай и ответь». Целью игры является формирование словаря наречий. Для игры детям было предложено встать в круг. Я бросая мяч и называла слова, отвечающие на вопрос «какой?», а дети бросая мяч мне называли родственное слово, отвечающее на вопрос «как?». Вежливый - вежливо, терпеливый - терпеливо, ласковый - ласково, нежный - нежно, зеленый - зелено, веселый - весело, холодный - холодно, жаркий - жарко, теплое - тепло, звонкий - звонко, страшный - страшно, грустный - грустно, скучный - скучно, солнечный - солнечно, сырой - сыро, мокрый - мокро, сухой - сухо.
Игра «Придумать предложения». Цель: формировать словарь наречий. Логопед. Переверните картинки, которые лежат на краю стола. Посмотрите, где на них нарисованы предметы, и придумайте предложения со словами: близко - далеко, вверху - внизу, слева - справа, высоко - низко. Игра «Ответьте на вопрос». Цель: формировать словарь наречий. Логопед задает детям вопросы: Как рычит лев?, а дети отвечают полным ответом: (Грозно, громкой) и т. д. Как бегает заяц? (Быстрой). Как чирикает воробей? (Весело). Как поет соловей? (Красиво). Как пищит мышка? (Тихо). Как рычит собака на кошку? (Сердито). Как играют ребята в нашей группе? (Дружно). А как наши ребята занимаются? (Старательно?). Игра «Закончите предложение». Цель: формировать словарь наречий. Логопед начинает говорить предложения, а дети должны закончить. Например: поезд идет медленно, а самолет летит... (быстро). Таня ведет себя хорошо, а Коля... (плохо). Летом жарко, а зимой... (холодно). Надя говорит тихо, а Вова... (громко) Идет дождь, на улице грязно, а дома... (чисто). Ире было скучно, пришла Марина, и стало... (весело). Игра «Подбери слово» Цель: формировать словарь наречий, учить образовывать родственные слова, отвечающие на вопрос «как?». Логопед. Я буду называть слово, которое отвечает на вопрос «какой?», например «Хороший мальчик». Вы же будете отвечать на вопрос, как он себя ведет, рисует, пишет. Дается модель: плохой - плохо, хороший - хорошо. Затем дети образуют наречия от прилагательных: красивый - красиво, сладкий - сладко, кислый - кисло, грязный - грязно, тихий - тихо, чистый - чисто, высокий - высоко, далекий - далеко, близкий - близко, аккуратный - аккуратно. Игра «Хлопните в ладоши!». Цель: формировать словарь наречий. Логопед. Слушайте внимательно. Я буду произносить слова, а вы - хлопать, когда услышите слово, отвечающее на вопрос «как?» (Дети ставят локти на стол, руки готовы для хлопка.)
Девочка, красный, хорошо, бежит. Кошка, лакает, плохо, цветок. Прыгает, вкусно, спит, медведь. Горько, добрый, дерево, бежит. Играет, большой, лиса, быстро. Радостно, бабушка, идет, грустно. Солнечно, тепло, красиво, стирает. Школа, растет, крепко, широко.
Приложение 6
Протокол проведения методики обследования активного словаря старшего дошкольного возраста Филичевой Т. Б., Чавелевой Н. А., Чиркиной Г. В. (контрольный срез) Ф. И. О.: Юля К. Уровень: средний уровень.
Ф. И. О.: Таня Н. Уровень: средний уровень.
Ф. И. О.: Денис М. Уровень: средний уровень.
Ф. И. О.: Костя Ж.
Уровень: высокий уровень.
Ф. И. О.: Миша Б. Уровень: низкий уровень.
Ф. И. О.: Лиза Н. Уровень: средний уровень.
Ф. И. О.: Света Ж. Уровень: низкий уровень.
Ф. И. О.: Никита Ф. Уровень: средний уровень.
Ф. И. О.: Алина М. Уровень: высокий уровень.
Приложение 7
Протокол проведения методики выявления уровня активного словарного запаса О. С. Ушаковой, Е. М. Струниной. Юля К. 1. Что значит слово кукла, мяч, посуда? (кукла – это игрушка, с мячом играют в футбол, из посуды едят) (2 б.) 2. Что бывает глубоким? (море) Что бывает мелким? (не названо) Что бывает высоким? (дерево) Что бывает низким? (не названо) Что бывает легким? (пух) Что бывает тяжелым? (камень) (1 б.) 3. Что называют словом ручка? (ручка, которой пишут и ручка от двери) (2 б) 4. Придумай предложение со словом ручка. (красивая ручка) (2 б.) 5. Ручка нужна, чтобы…(писать) Ручкой можно…(открывать) (2 б.) 6. Послушай предложения и подбери слова близкие по смыслу. «Погулял зайчонок в лесу. Настроение у него веселое. Вернулся он домой такой…(радостный, веселый). А если зайчонок был веселый и радостный, то он не просто шел, а (прыгал, скакал.). (2 б.) 7. Послушай предложения и подбери слова близкие по смыслу. «Другой братец зайчика пришел невеселый, его обидели. Какой он был? К слову веселый подбери слова, противоположные по смыслу (грустный). А если зайчик был обиженный, он не просто шел, а (брел). (1 б.) 8. Скажи зайчику, чтобы он попрыгал, спрятался, потанцевал. (Попрыгай; спрячься, танцуй) (3 б.) 9. Скажи, кто детеныш у зайца? (зайчонок) Детеныши? (не названо) У зайца много… (не названо) (2 б.) 10. Назови детенышей собаки (щенята). Назови детенышей коровы (телята). Назови детенышей лошади (жеребята). Назови детенышей овцы (не названо) (1б.) 11. Где живут звери? Какие слова можно образовать со словом лес? (лесник, лес) (1 б.) 12. Что называют словом игла? Какие иглы ты знаешь? (у елки, у ежа, швейная игла) (3 б.) 13. Какая игла у ежа? (острая) Про что мы говорим: острый, острая, острые? (острый нож) (2 б.) 14. что можно делать иглой? Для чего она нужна? (иглой можно шить) (1 б.) 15. Составь предложение со словом игла. (У ежика острые иголки) (2 б.) 16. Дети из другого детского сада говорят так: «Папа, иди шопотом», «Мамочка, я тебя громко люблю», «Я ботинки наизнанку надел» Можно ли так сказать? Как сказать правильно? (Папа, иди тихо. Мамочка, я тебя сильно люблю) (2 б.) Средний уровень развития словаря. Таня Н. 1. Что значит слово кукла, мяч, посуда? (играют, едят) (1 б.) 2. Что бывает глубоким? (яма) Что бывает мелким? (не названо) Что бывает высоким? (дом) Что бывает низким? (трава) Что бывает легким? (снежинка) Что бывает тяжелым? (камень) (1 б.) 3. Что называют словом ручка? (ручка, которой пишут и ручка от двери, рука у человека) (3 б) 4. Придумай предложение со словом ручка. (На столе ручка) (2 б.) 5. Ручка нужна, чтобы…(писать) Ручкой можно…(открывать) (2 б.) 6. Послушай предложения и подбери слова близкие по смыслу. «Погулял зайчонок в лесу. Настроение у него веселое. Вернулся он домой такой…(радостный, веселый). А если зайчонок был веселый и радостный, то он не просто шел, а (бежал, подпрыгивал). (3 б.) 7. Послушай предложения и подбери слова близкие по смыслу. «Другой братец зайчика пришел невеселый, его обидели. Какой он был? К слову веселый подбери слова, противоположные по смыслу (грустный). А если зайчик был обиженный, он не просто шел, а (брел). (1 б.) 8. Скажи зайчику, чтобы он попрыгал, спрятался, потанцевал. (не выполнено) (1 б.) 9. Скажи, кто детеныш у зайца? (не названо) Детеныши? (не названо) У зайца много… (не названо) (1 б.) 10. Назови детенышей собаки (щенята). Назови детенышей коровы (телята). Назови детенышей лошади (жеребята). Назови детенышей овцы (не названо) (2 б.) 11. Где живут звери? Какие слова можно образовать со словом лес? (лес) (1 б.) 12. Что называют словом игла? Какие иглы ты знаешь? (у ежа) (2 б.) 13. Какая игла у ежа? (острая) Про что мы говорим: острый, острая, острые? (острая иголка) (2 б.) 14. Что можно делать иглой? Для чего она нужна? (иглой шьют, делать уколы) (2 б.) 15. Составь предложение со словом игла. (Игла) (1 б.) 16. Дети из другого детского сада говорят так: «Папа, иди шепотом», «Мамочка, я тебя громко люблю», «Я ботинки наизнанку надел» Можно ли так сказать? Как сказать правильно? (Папа иди шепотом. Мамочка, я тебя громко люблю. Я ботинки наизнанку надел.) (1 б.) Средний уровень развития словаря. Денис М. 1. Что значит слово кукла, мяч, посуда? (играют в футбол, едят) (1 б.) 2. Что бывает глубоким? (море) Что бывает мелким? (лужа) Что бывает высоким? (горы) Что бывает низким? (трава) Что бывает легким? (снежинка) Что бывает тяжелым? (камень) (3 б.) 3. Что называют словом ручка? (дверь, человек) (1 б) 4. Придумай предложение со словом ручка. (Деревянная ручка.) (2 б.) 5. Ручка нужна, чтобы…(писать) Ручкой можно…(открывать) (2 б.) 6. Послушай предложения и подбери слова близкие по смыслу. «Погулял зайчонок в лесу. Настроение у него веселое. Вернулся он домой такой…(счастливый). А если зайчонок был веселый и радостный, то он не просто шел, а (бежал). (1 б.) 7. Послушай предложения и подбери слова близкие по смыслу. «Другой братец зайчика пришел невеселый, его обидели. Какой он был? К слову веселый подбери слова, противоположные по смыслу (печальный). А если зайчик был обиженный, он не просто шел, а (плелся). (1 б.) 8. Скажи зайчику, чтобы он попрыгал, спрятался, потанцевал. (Танцуй, прячься.) (1 б.) 9. Скажи, кто детеныш у зайца? (зайчонок) Детеныши? (зайчата) У зайца много… (зайчат) (3 б.) 10. Назови детенышей собаки (щенята). Назови детенышей коровы (телята). Назови детенышей лошади (жеребята). Назови детенышей овцы (ягнята) (3 б.) 11. Где живут звери? Какие слова можно образовать со словом лес? (лес) (1 б.) 12. Что называют словом игла? Какие иглы ты знаешь? (иголка) (1 б.) 13. Какая игла у ежа? (острая) Про что мы говорим: острый, острая, острые? (не названо) (1 б.) 14. Что можно делать иглой? Для чего она нужна? (иглой шьют) (1 б.) 15. Составь предложение со словом игла. (Острая) (1 б.) 16. Дети из другого детского сада говорят так: «Папа, иди шепотом», «Мамочка, я тебя громко люблю», «Я ботинки наизнанку надел» Можно ли так сказать? Как сказать правильно? (Предложения повторяются без изменений.) (1 б.) Средний уровень развития словаря. Костя Ж. 1. Что значит слово кукла, мяч, посуда? (Кукла это игрушка. Мячом играют в футбол. Из посуды едят) (3 б.) 2. Что бывает глубоким? (река) Что бывает мелким? (лужа) Что бывает высоким? (деревья) Что бывает низким? (трава) Что бывает легким? (вата) Что бывает тяжелым? (кирпич) (3 б.) 3. Что называют словом ручка? (Ручкой открывают двери, ручкой пишут, рука у человека) (3 б.) 4. Придумай предложение со словом ручка. (Лежит ручка.) (2 б.) 5. Ручка нужна, чтобы…(писать) Ручкой можно…(открывать) (2 б.) 6. Послушай предложения и подбери слова близкие по смыслу. «Погулял зайчонок в лесу. Настроение у него веселое. Вернулся он домой такой…(радостный). А если зайчонок был веселый и радостный, то он не просто шел, а (бежал). (1 б.) 7. Послушай предложения и подбери слова близкие по смыслу. «Другой братец зайчика пришел невеселый, его обидели. Какой он был? К слову веселый подбери слова, противоположные по смыслу (печальный, грустный). А если зайчик был обиженный, он не просто шел, а (брел, плелся). (3 б.) 8. Скажи зайчику, чтобы он попрыгал, спрятался, потанцевал. (Танцуй, попрыгай, танцуй) (3 б.) 9. Скажи, кто детеныш у зайца? (зайчонок) Детеныши? (не названо) У зайца много… (не названо) (2 б.) 10. Назови детенышей собаки (щенята). Назови детенышей коровы (телята). Назови детенышей лошади (жеребята). Назови детенышей овцы (ягнята) (2 б.) 11. Где живут звери? Какие слова можно образовать со словом лес? (лесок, лесничий) (2 б.) 12. Что называют словом игла? Какие иглы ты знаешь? (швейная иголка) (1 б.) 13. Какая игла у ежа? (острая) Про что мы говорим: острый, острая, острые? (острый нож) (1 б.) 14. Что можно делать иглой? Для чего она нужна? (иглой шьют) (1 б.) 15. Составь предложение со словом игла. (Мама шьет швейной иголкой) (2 б.) 16. Дети из другого детского сада говорят так: «Папа, иди шепотом», «Мамочка, я тебя громко люблю», «Я ботинки наизнанку надел» Можно ли так сказать? Как сказать правильно? (Папа, иди тихо. Мамочка, я тебя сильно люблю.) (2 б.) Высокий уровень развития словаря. Миша Б. 1. Что значит слово кукла, мяч, посуда? (играют) (1 б.) 2. Что бывает глубоким? (не названо) Что бывает мелким? (не названо) Что бывает высоким? (не названо) Что бывает низким? (не названо) Что бывает легким? (перо) Что бывает тяжелым? (не названо) (1 б.) 3. Что называют словом ручка? (дверь, кастрюля) (1 б.) 4. Придумай предложение со словом ручка. (Горячая) (1 б.) 5. Ручка нужна, чтобы…(держать) Ручкой можно…(открывать) (2 б.) 6. Послушай предложения и подбери слова близкие по смыслу. «Погулял зайчонок в лесу. Настроение у него веселое. Вернулся он домой такой…(веселый). А если зайчонок был веселый и радостный, то он не просто шел, а (прыгал). (1 б.) 7. Послушай предложения и подбери слова близкие по смыслу. «Другой братец зайчика пришел невеселый, его обидели. Какой он был? К слову веселый подбери слова, противоположные по смыслу (печальный, грустный, обиженный). А если зайчик был обиженный, он не просто шел, а (брел). (2 б.) 8. Скажи зайчику, чтобы он попрыгал, спрятался, потанцевал. (Спрячься, попрыгай, танцуй) (3 б.) 9. Скажи, кто детеныш у зайца? (не названо) Детеныши? (не названо) У зайца много… (не названо) (1 б.) 10. Назови детенышей собаки (щенята). Назови детенышей коровы (телята). Назови детенышей лошади (жеребята). Назови детенышей овцы (не названо) (2 б.) 11. Где живут звери? Какие слова можно образовать со словом лес? (лес) (1 б.) 12. Что называют словом игла? Какие иглы ты знаешь? (у елки) (2 б.) 13. Какая игла у ежа? (острая) Про что мы говорим: острый, острая, острые? (острые ножи) (1 б.) 14. Что можно делать иглой? Для чего она нужна? (иглой шьют) (1 б.) 15. Составь предложение со словом игла. (У елки колючие иглы) (2 б.) 16. Дети из другого детского сада говорят так: «Папа, иди шепотом», «Мамочка, я тебя громко люблю», «Я ботинки наизнанку надел» Можно ли так сказать? Как сказать правильно? (Повторяет предложения без изменения) (1 б.) Низкий уровень развития словаря. Марина Л. 1. Что значит слово кукла, мяч, посуда? (С куклой и мячом играют. Из посуды едят.) (2 б.) 2. Что бывает глубоким? (озеро) Что бывает мелким? (дождь) Что бывает высоким? (человек) Что бывает низким? (стол) Что бывает легким? (ветер) Что бывает тяжелым? (камень) (3 б.) 3. Что называют словом ручка? (предмет, которым можно открывать, писать, держать) (3 б.) 4. Придумай предложение со словом ручка. (У кастрюли горячая ручка) (3 б.) 5. Ручка нужна, чтобы…(держать) Ручкой можно…(открывать) (2 б.) 6. Послушай предложения и подбери слова близкие по смыслу. «Погулял зайчонок в лесу. Настроение у него веселое. Вернулся он домой такой…(радостный, веселый). А если зайчонок был веселый и радостный, то он не просто шел, а (прыгал, скакал). (3 б.) 7. Послушай предложения и подбери слова близкие по смыслу. «Другой братец зайчика пришел невеселый, его обидели. Какой он был? К слову веселый подбери слова, противоположные по смыслу (печальный, грустный, обиженный). А если зайчик был обиженный, он не просто шел, а (брел, тащился). (3 б.) 8. Скажи зайчику, чтобы он попрыгал, спрятался, потанцевал. (Потанцуй, попрыгай, потанцуй) (3 б.) 9. Скажи, кто детеныш у зайца? (зайчонок) Детеныши? (не названо) У зайца много… (не названо) (2 б.) 10. Назови детенышей собаки (щенята). Назови детенышей коровы (телята). Назови детенышей лошади (жеребята). Назови детенышей овцы (ягнята) (3 б.) 11. Где живут звери? Какие слова можно образовать со словом лес? (лесник, лесок.) (2 б.) 12. Что называют словом игла? Какие иглы ты знаешь? (у елки, у ежа.) (2 б.) 13. Какая игла у ежа? (острая) Про что мы говорим: острый, острая, острые? (острые ножи, острая игла) (2 б.) 14. Что можно делать иглой? Для чего она нужна? (иглой шьют, делаю уколы) (2 б.) 15. Составь предложение со словом игла. (Уколы делают иглой) (2 б.) 16. Дети из другого детского сада говорят так: «Папа, иди шепотом», «Мамочка, я тебя громко люблю», «Я ботинки наизнанку надел» Можно ли так сказать? Как сказать правильно? (Папа, иди тихо, Я ботинки не на ту ногу надел.) (2 б.) Высокий уровень развития словаря. Лиза Н. 1. Что значит слово кукла, мяч, посуда? (С куклой и мячом играют. Из посуды едят.) (2 б.) 2. Что бывает глубоким? (яма) Что бывает мелким? (не названо) Что бывает высоким? (гора) Что бывает низким? (не названо) Что бывает легким? (снежинка) Что бывает тяжелым? (мешок) (2 б.) 3. Что называют словом ручка? (ею можно открывать, писать, держать) (3 б.) 4. Придумай предложение со словом ручка. (Деревянная) (1 б.) 5. Ручка нужна, чтобы…(держать) Ручкой можно…(открывать) (2 б.) 6. Послушай предложения и подбери слова близкие по смыслу. «Погулял зайчонок в лесу. Настроение у него веселое. Вернулся он домой такой…(счастливый). А если зайчонок был веселый и радостный, то он не просто шел, а (бежал). (1 б.) 7. Послушай предложения и подбери слова близкие по смыслу. «Другой братец зайчика пришел невеселый, его обидели. Какой он был? К слову веселый п
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|