Уровни развития словаря детей обследуемой группы (по методике Н. В. Серебряковой, Л. С Соломаха)
Графически эти данные можно представить в круговой диаграмме №6.
Диаграмма № 6
Таким образом, из диаграммы видно, что по схеме обследования речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Н. В. Серебряковой, Л. С Соломаха, также трое детей (30% - Костя Ж., Марина Л., Алина М.) при выполнении заданий показали высокий уровень развития активного словаря; пятеро детей (50% - Юля К., Таня Н., Денис М., Лиза Н., Никита Ф.) имеют средний уровень, а двое детей (20% - Миша Б., Света Ж.) показали низкий уровень развития активного словаря. Анализируя ответы детей по методике обследования активного словаря старшего дошкольного возраста Филичевой Т. Б., Чавелевой Н. А., Чиркиной Г. В., мы выяснили, что Никита Ф. не знает такой предмет, как чайник, Лиза Н. не знает как называется детеныш коровы, Таня Н. не знает обобщающего слова «Транспорт», Юля К. не знает название детеныша курицы и не ответила на вопрос «Чем покрыто туловище зайца?», Денис М. не назвал не всех диких и домашних животных предложенных на картинках и не смог назвать обобщающее слово «Мебель», Миша Б. допустил ошибки, называя обувь (не назвал туфли и сапоги), Света Ж. не ответила на вопрос «Что светит ночью?» и не знает обобщающие слова «Овощи», «Транспорт». Денис М. и Никита Ф. затруднялись в подборе качественных прилагательных при описании признаков лисы, Света Ж., Лиза Н., Миша Б. не смогли назвать признаки зайца. Юля К. при ответах на вопросы не назвала, как передвигается змея, Таня Н. не назвала действия совершаемые карандашом, Денис М. не смог ответить, как передвигается комар, Миша Б. Лиза Н., Света Ж. не смогли ответить на вопрос «Воробей чирикает, а ворона…?». Трое детей Марина Л. Костя Ж., Алина М. давали правильные ответы и не испытывали затруднений.
При анализе ответов детей по методике выявления уровня развития активного словарного запаса О. С. Ушаковой, Е. М. Струниной мы узнали, что четверо детей с общим недоразвитием речи затруднялись в ответах и допустили следующие ошибки. Никита Ф. подобрал только одно слово к прилагательному глубокий (глубокая кастрюля), затруднялся в подборе глаголов повелительного наклонения, Лиза Н. ошиблась в названии детенышей овцы (овчата), возникали трудности при назывании прилагательных, не смогла подобрать действия, которые выполняются иглой. Таня Н. не смогла подобрать существительное к слову мелкий, к слову игла только назвала только два действия. Денис М. затруднялся при ответе на вопрос «Что называют словом ручка?». Трое детей с нарушениями речи допустили несколько ошибок (Юля К., Миша Б., Света Ж.). При ответах на вопросы, выявляющие сформированность словаря наречий Таня Н. не смогла подобрать наречие «сильно». Марина Л., Костя Ж., Алина М. при выполнении всех заданий не опустили ни одной ошибки. Анализируя ответы детей по схеме обследования речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Н. В. Серебряковой, Л. С Соломаха, мы выяснили, что Никита Ф. не знает такого предмета, как сахарница, затруднялся в назывании формы предметов, затруднялся при ответе на вопрос «Кто как кричит?» и не сказал как кричит ворона, Лиза Н. не смогла назвать обобщающее слово «Транспорт», Таня Н. затруднялась в выделении частей автомобиля. Денис М. затруднялся в назывании фруктов. Трое детей с нарушениями речи допустили несколько ошибок: Миша Б. из предложенных картинок одежды назвал только шапку, не назвал не одной части одежды, путает названия цветов, назвал только одно действие на вопрос «Кто как передвигается?». Света Ж. из предложенных картинок овощей назвала только помидор, затруднялась в назывании транспорта и перепутала троллейбус и трамвай, Юля К. не смогла назвать части автомобиля, из частей одежды смогла назвать только пояс и юбку. Марина Л. Костя Ж., Алина М. не испытывали затруднения.
Таким образом, проведя контрольный срез для данной группы детей, мы получили результаты, приведённые в таблице №7, №8, №9. Таблица №7. Данные по методике обследования активного словаря старшего дошкольного возраста Филичевой Т. Б., Чавелевой Н. А., Чиркиной Г. В.
Таблица №8 Данные по методике выявления уровня развития активного словарного запаса. О. С. Ушаковой, Е. М. Струниной.
Таблица №9 Данные по схеме обследования речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Н. В. Серебряковой, Л. С Соломаха.
В результате эксперимента нами было зафиксировано, что пять детей (50%) (Никита Ф, Лиза Н., Таня Н., Денис М., Юля К.) с общим недоразвитием речи имеют средний уровень сформированности активного словаря, т. е. имеются трудности в подборе слов, семантически соответствующих данному; в определении временных отношений, признаками действий владеют недостаточно; не могут подбирать более 1-2 слов, отвечая на вопросы, а остальные трое детей (30%) (Марина Л., Костя Ж., Алина М.) имеют высокий уровень сформированности активного словаря, т. е. дети употребляют в общении все части речи, называют составные части деталей предметов: чайника, машины, стула, называют оттенки, свойства, цвета и качества материалов; разнообразные чувства и качества человека, подбирают слова, семантически соответствующие предложенному, используют в речи глаголы, правильно называют действия человека и животных, безошибочно устанавливают временные отношения. Также было выявлено, что два ребенка (20%) все же имеют низкий уровень развития активного словаря (Миша Б., Света Ж.). У этих детей наблюдались частые паузы, размышления, просьбы о помощи. Отмечалась бедность в выражениях качественных признаков, однообразие синтаксических конструкций, бедность и неточность высказываний. Иногда при активном побуждении педагога наблюдалось полное отсутствие смыслового высказывания. Задания выполнялись с активной помощью педагога.
Более наглядно уровни развития активного словаря детей можно проследить в диаграмме №7.
Диаграмма №7.
Анализируя показатели, можно сделать вывод о том, что под влиянием целенаправленной коррекционно - педагогической работы активный словарь детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи увеличился в процессе проведения разработанного нами комплекса дидактических игр.
Таблица №10. Уровни развития активного словаря (сравнительные результаты)
В таблице 10 представлены результаты сравнительного анализа уровня развития активного словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи до проведения комплекса дидактических игр и после его проведения, а также его динамика: у восьмерых детей (80%) наблюдается рост уровня развития активного словаря после проведения комплекса дидактических игр; у двух детей (20%) уровень развития активного словаря не изменился. Как следует из представленных выше таблиц, дети после проведенной коррекционной работы более успешно выполнили предложенные задания, уровень развития активного словаря данной группы увеличился по сравнению с результатами констатирующего этапа эксперимента. Результаты приведены на гистограмме №1.
Гистограмма №1 Уровни развития активного словаря до и после проведения дидактических игр
Таким образом, в приведенной гистограмме видно, что после проведения дидактических игр уровень развития активного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи повысился. Дети с высоким уровнем развития активного словаря стали увереннее пользоваться речью, меньше допускают ошибки. С детьми со средним и низким уровнями развития активного словаря необходимо продолжать занятия. Таким образом, в ходе нашего исследования, мы выявили такие особенности развития словаря детей с общим недоразвитием речи III уровня как: 1) не всегда удается подбор однокоренных слов;
2)трудности в назывании многих прилагательных; 3)заменяют название части предмета названием целого предмета; 4)в глагольном словаре преобладают слова, обозначающие действия, которые ребенок ежедневно выполняет; 5)трудно усваиваются слова обобщенного, отвлеченного значения, обозначающие состояние, оценку, качество, признаки и др.; 6)неточность употребления слов. Из данной работы можно сделать вывод, что наша работа достигла определенных положительных результатов и подобранные нами игры и упражнения помогли в развитии словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Заключение
Слово – как лексическая единица представляет собой систему взаимосвязанных значений, отражающих внеязыковую действительность. Слово – как грамматическая единица – это система всех его форм с их грамматическими значениями. Наблюдая окружающий мир, ребенок фиксирует свои знания о нем не только в лексике, но и в грамматике. Абстрактные грамматические значения позволяют выражать сложные оттенки мысли в наиболее компактной форме. Как и в норме, так и в патологии, развитие детской речи представляет собой сложный и многообразный процесс. Дети не сразу и не вдруг овладевают лексико-грамматическим строем, слоговой структурой слов, звукопроизношением, словоизменением и т.п. Одни языковые группы усваиваются раньше, другие значительно позже. Поэтому на различных стадиях развития детской речи одни элементы языка оказываются уже усвоенными, а другие еще не усвоенными или усвоенными только частично. Отсюда такое разнообразие нарушений разговорных норм у детей. До определенного момента детская речь изобилует неточностями, которые свидетельствуют об оригинальном, неимитивированном использовании такого материала языка, как морфологические элементы. Постепенно смешиваемые элементы слов разграничиваются по типам склонения, спряжения и другим грамматическим категориям и единичные, редко встречающиеся формы начинают использоваться постоянно. Постепенно свободное использование морфологических элементов слов идет на убыль и употребление форм слов становиться усложненным, т.е. осуществляется их лексикализация. Дети с общим недоразвитием речи не могут спонтанно стать на онтогенетический путь развития речи, свойственный нормальным детям, требуется длительное специальное коррекционное воздействие. Словарь дошкольников активно обогащается за счет слов, придуманных ими. Словотворчество составляет важнейшую особенность детской речи. Факты, собранные психологами, педагогами, лингвистами, свидетельствуют о том, что период от двух до пяти отличается активным словотворчеством детей. Причем новые слова построены по законам языка на основе подражания тем формам, которые они слышат от окружающих взрослых. Словотворчество является показателем освоения морфологических элементов языка, с которыми связано количественное накопление слов и развитие их значений. Важная задача воспитания и обучения состоит в учете закономерностей освоения значений слов, в постепенном их углублении, формировании умений семантического отбора слов в соответствии с контекстом высказывания. Выдвинутый Р. Е. Левиной и другими учеными подход в характеристике детей с общим недоразвитием речи позволил отойти от описания лишь отдельных проявлений речевой недостаточности и представить картину аномального развития ребенка по ряду параметров, отражающих состояние языковых средств и коммуникативных процессов. На основе поэтапного структурно-динамического изучения аномального речевого развития раскрыты также специфические закономерности, определяющие переход от низкого уровня развития к более высокому. При развитии словаря дети упражняются в составлении фраз-высказываний по наглядной опоре, по имеющимся представлениям, усваивают ряд языковых средств построения речевых высказываний. У детей формируются установки на активное употребление фразовой речи, внимания к речи педагога, к собственным высказываниям. Это является основой для развития словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи. В начале данной работы была поставлена задача выявить особенности развития словаря детей с общим недоразвитием речи. Для решения этой задачи мы организовали и провели экспериментально-опытную работу. Посредством реализации ряда диагностических методик мы выявили особенности словаря детей с общим недоразвитием речи: выявляются трудности в назывании многих прилагательных; в глагольном словаре дошкольников с общим недоразвитием речи преобладают слова, обозначающие действия, которые ребёнок ежедневно выполняет или наблюдает; трудно усваиваются слова обобщённого, отвлечённого значения, обозначающие состояние, оценку, качество, признаки и др. Характерной особенностью словаря детей с общим недоразвитием речи является неточность употребления слов. Замены прилагательных свидетельствуют о том, что дети не выделяют существенных признаков, не дифференцируют качества предметов. В заменах глаголов обращает на себя внимание неумение детей дифференцировать некоторые действия, что в ряде случаев приводит к использованию глаголов более общего, недифференцированного значения. Таким образом, в результате проведения диагностической методики мы заключаем, что для полноценного развития и преодоления трудностей в формировании речи дошкольников необходимо проводить словарную работу по обогащению, уточнению, переводу лексического запаса из пассивного словаря в активную речь, дети нуждаются в организации специализированной помощи по развитию и активизации словаря. На формирующем этапе исследовательская работа проводилась с детьми 4-5-летнего возраста. На данном этапе нами была поставлена цель – развитие активного словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе дидактических игр. Реализация задач осуществлялась на основе подобранных нами дидактических игр («Кому угощение?», «Назови части предмета», «Животные и их детеныши», «Скажи ласково», «Один — много», «Кто как разговаривает?», «Что происходит в природе?», «Составь предложение», «Кто как передвигается?», «Кто чем занимается?», «Из чего сделано?», «Лови да бросай — цвета называй», «Угадай игрушку», «Добавь слова», «Где кто стоит», «Скажи наоборот», «Хлопните в ладоши» и др.), направленных на обогащение активного словаря, включенных нами в логопедические занятия. Количественное обогащение словаря, необходимого для полноценного общения, происходило за счет усвоения новых слов, которые встречались детям при ознакомлении с постоянно увеличивающимся кругом предметов и явлений окружающей действительности, углублении и систематизации знаний о них. Таким образом, проводилась работа по развитию активного словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Формировалось умение находить предметы, называть признаки и действия. Контрольный срез проводился с той же группой детей. Целью контрольного среза выступало определение эффективности проведенной работы по развитию активного словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Анализируя показатели, можно сделать вывод о том, что под влиянием целенаправленной коррекционно - педагогической работы активный словарь детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи увеличился в процессе проведения разработанного нами комплекса дидактических игр. В представленных результатах сравнительного анализа уровня развития активного словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи до проведения комплекса дидактических игр и после его проведения, а также его динамика: у восьмерых детей (80%) наблюдается рост уровня развития активного словаря после проведения комплекса дидактических игр; у двух детей (20%) уровень развития активного словаря не изменился. Таким образом, видно, что после проведения дидактических игр уровень развития активного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи повысился. Дети с высоким уровнем развития активного словаря стали увереннее пользоваться речью, меньше допускают ошибки. С детьми со средним и низким уровнями развития активного словаря необходимо продолжать занятия. Таким образом, из данной работы можно сделать вывод, что наша работа достигла определенных положительных результатов и подобранные нами игры и упражнения помогли в развитии словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Список литературы 1. Балобанова В. П., Юртайкин В. В. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб.: Детство-Пресс, 2001. – 240 с. 2. Бородич А. М. Методика развития речи детей: Учебное пособие для студентов пед. институтов по специальности «Дошкольная педагогика и психология».» 2-е изд. – М.: Просвещение, 1981. – С 19 3. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования: Мышление и речь. М.: Академия пед. наук, 1956. – С. 56 4. Глухов В. П. Формирование связной речи дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – М.: АРКТИ, 2002. – С. 35-44 5. Деревянко Н. П. Формирование словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи / Н. П. Деревянко, Е. А. Лапп // Практ. психология и логопедия. – 2006. - № 4. – С. 57-60. 6. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. (сборник методических рекомендаций) – СПб.: Детство-Пресс, 2001. – С. 57-58 7. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. (Дети с с общим недоразвитием речи). Пособие для логопедов. – М.: Просвящение, 1981. – С. 59-63 8. Жукова Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. Для логопеда. – М.: Просвещение, 1990. – С.49-52
9. Жукова Н. С. Формирование словаря у детей с общим недоразвитием речи. – М.: Просвещение, 1975. – 74с. 10. Игры в логопедической работе с детьми /Под ред. В.И. Селиверстовой. -Москва, 1979. 11. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. – СПб.: Союз, 1999. – С. 22-26 12. Лебедева Н. Г. Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи.// «Практическая психология и логопедия» № 1-2, 2003, - С. 68 13. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. Заведений / Под ред. Л. С. Волковой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – С. 513-524 14. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – С. 23-29 15. Макарова В. Н. Комплекс контрольно-тестовых заданий по курсу «Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста»./Под ред. В. Н. Макаровой, Е. А. Ставцевой, В. И. Яшиной. – Орел.: Изд-во ОГУ, 2002. – 48с. 16. Сазонова С. Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи. – М.: Академия, 2005. – 144с. 17. Тихеева Е. И. Развитие речи детей. – М.: «Просвещение», 1967. – С. 67 18. Ткаченко Т. А. Альбом индивидуального обследования дошкольника: Диагностическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М.: Гном и Д, 2002. – 48с. 19. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. – 240с. 20.Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Владос, 2004. – С. 180-181, 196-199 21.Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие. – М.: «Гном-Пресс», 1999. – С. 3-4 22.Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. А. Основы логопедии. – М.: Просвещение, 1989. – С. 131-132 23.Яшина В. И. Методика обследования развития речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. – М.: Просвещение, 1993. – С. 26-27 Приложение 1
Список обследуемой группы детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. 1.Юля К. 5 лет. 2.Таня Н. 4 года. 3.Денис М. 4 года. 4.Костя Ж. 5 лет. 5.Миша Б. 5 лет. 6.Марина Л. 5лет. 7.Лиза Н. 5 лет. 8.Света Ж. 5 лет. 9.Никита Ф. 5 лет. 10.Алина М. 4 года. Приложение 2
Протокол проведения методики обследования активного словаря старшего дошкольного возраста Филичевой Т. Б., Чавелевой Н. А., Чиркиной Г. В. Ф. И. О.: Юля К. Уровень: средний уровень.
Ф. И. О.: Таня Н. Уровень: средний уровень.
Ф. И. О.: Денис М. Уровень: низкий уровень.
Ф. И. О.: Костя Ж. Уровень: средний уровень.
Ф. И. О.: Миша Б. Уровень: низкий уровень.
Ф. И. О.: Лиза Н. Уровень: низкий уровень.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|