Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Б — стрелочные колеса со стороны циферблата




Стрелочные колеса (рис. 175). На оси центрального ко­леса запрессован минутный триб, от которого через век­сельное колесо с трибом при­водится в движение часовое колесо.

Сигнальный механизм свя­зан с ходом будильника через сигнальное колесо (рис. 176), находящееся в зацеплении с трибом вексельного колеса. Сигнальное колесо вращается на оси (сигнальный вал), в ко­торую вставлен штифт, упирающийся в торец муфты сиг­нального колеса. На этой оси закреплена сигнальная стрел­ка. Сигнальное колесо вместе с муфтой прижато к штифту сиг­нальной пружиной, упираю­щейся снизу в колесо. Как только часовая стрелка подходит к указанному сигнальной стрел­кой времени, сигнальное колесо под давлением сигнальной пру­жины приподнимается, и штифт входит в вырез муфты в сигналь­ном колесе. Согнутый конец сигнальной пружины освобождает короткий стержень на рычаге молотка, и молоток начинает уда­рять по звонку. При помощи косого среза в торце муфты сигналь­ного колеса во время хода часов под давлением штифта, сигналь­ное колесо и пружина опять опустятся, и бой будет отключен.

Для того чтобы во время хода часов сигнальная стрелка не смещалась, на сигнальном вале установлена шайба, упирающаяся в заднюю платину; сверху платины на сигнальном вале установлены пружина и гайка, создающие необходимое натяжение пружины.

В настоящее время выпу­скают будильники, где при­менена центральная сигналь­ная стрелка. В этом случае сигнальное колесо установлено под циферблатом и во время разборки часов не снимается. На сигнальном колесе имеется муфта с косым срезом, а под часовым колесом нахо­дится сигнальная пружина.

На часовом колесе имеется выступ, который под нажимом сигнальной пружины упирает­ся в верхнюю плоскость муф­ты; в заданный момент времени выступ западает в косой срез муфты, и сигнальный механизм приходит в действие.

Рис. 176. Сигнальное колесо с муфтой

На трубке сигнального колеса закреплена сигнальная стрелка. На сигнальном колесе нарезаны зубья, которые находятся в зацеп­лении с трибом, закрепленным на оси, выведенной из корпуса и снабженной головкой для установки времени сигнала.

Заводное колесо сигнального механизма находится в зацепле­нии с трибом скобочного колеса; скобочное колесо, сидящее на оси, находится в зацеплении со скобкой, закрепленной на оси; на оси скобки закреплены стержень останова и пуска молотка и сам молоток.

РЕМОНТ БУДИЛЬНИКОВ

 

Ремонт будильников начинают с разборки и определения де­фектов. Вынув механизм из корпуса, снимают стрелки. Сигналь­ную стрелку нельзя поворачивать, так как можно согнуть или сломать сигнальный штифт, а, слегка пока­чивая из стороны в сторону, нужно тянуть ее на себя. Для отвертыва­ния и завертывания шайбы головки малогабаритных будильников, за­крепляющей механизм в корпусе, рекомендуется фасонная отвертка (рис. 177).

Затем снимают циферблат, под-циферблатные колеса и, удалив штифт колонки, закрепляющий во­лосок, освобождают последний от регулятора. Отвинтив центровой винт, снимают баланс с волоском. Для ускорения работы по отверты­ванию центровых винтов и гаек ре­комендуются ключи — рис. 178 и б). Ходовую пружину заводят до конца и связывают шпагатом или проволокой — так легче соби­рать механизм.


Рис. 177. Фасонная отвертка

Рис. 178. Ключи для отверты­вания гаек и центровых винтов


После этого отвинчивают две гайки, закрепляющие платину, заранее вставив стержень в промежуточное колесо, чтобы не сор­валась пружина, снимают вилку и, сняв стержень, спускают мед­ленно колеса, придерживая их пальцем. После снятия платин и полной разборки механизма удаляют минутный триб. Для этого пятку оси центрального колеса упирают во что-нибудь твердое, за­тем между платиной и трибом центрального колеса подкладывают плоскогубцы и ударяют молотком по плоскогубцам (осторожно, чтобы не ударить по колесу) или туда же подкладывают плоско­губцы и, держа их в руке на весу, бьют молотком по пятке оси. Пятку следует зачистить от возможных забоин. Разработанные отверстия в платинах стягивают овальным пуансоном либо при сильно разработанных отверстиях в них втачивают футер.


Рис. 179. Державки:

Под смычок; 2 — под хомутик


Для этого в два раза разверткой увеличивают диаметр отвер­стия в платине, снимают образовавшиеся с обеих сторон заусенцы и с наружной стороны делают небольшую зенковку.

В латунном прутке просвер­ливают отверстие, которое долж­но быть несколько меньше, чем цапфа триба.

Просверленный кусок прутка отрезают лобзиком, надевают на державку (рис. 179) и вытачива­ют небольшим конусом футер. С конусной стороны нужно сделать сверху зенковку. По длине футер должен быть равен толщине пла­тины. В отверстие платины он должен входить на 2/3 длины плотно от руки, затем ударом молотка по плоскому пуансону футер осаживают в платину.

С наружной стороны футер слегка расклепывают, положив платину на наковальню. Разверткой с внутренней стороны увеличивают от­верстие для цапфы, снимают заусенцы и отполировывают отверстие.

В случае, если разработанное отверстие приобрело овальную форму, замеряют диаметр цапфы и намечают центр отверстия; для этого:

а) плотно вставляют пруток в противоположное неповрежден­ное отверстие и, вынув, замеряют его диаметр штангенциркулем;

б) через неисправное отверстие наносят на платине две вза­имно перпендикулярные линии, отмечая его центр;

в) увеличивают отверстие разверткой в два раза и раззенковы-вают с обеих сторон;

г) заклепывают отверстие латунной пробкой;

д) по нанесенным на платине взаимно перпендикулярным ли­ниям на пробке продолжают эти линии, тем самым находят центр отверстия в месте пересечения линий.

е) просверливают отверстие и разверткой доводят его до необ­ходимого размера, с наружной стороны делают зенковку и отвер­стие полируют.

Рис. 180. Способы вставки новых зубьев в колеса:

1 — выпилить ласточкин хвост; 2 — просвер­лить сбоку отверстие и сверху прорезать

Биение колес — осевое и радиальное — проверяют на большой ангренаж-машине или на токарном станке, для чего ось колеса по­мещают между спицами и к колесу подводят подручник. Если ко­лесо имеет большое радиальное биение, лучше подобрать новое ко­лесо. Если колесо бьет в осевом направлении, его выравнивают плоскогубцами.

Цапфы трибов проверяют через лупу и, если на них имеются риски, их полируют воронилом на финагеле. Если цапфа сильно изношена, ее обтачивают и отполировывают на токарном станке. При этом отверстие в платине стягивают специальным пуансоном или вставляют футер. Согнутую цапфу выравнивают гладкими плоскогубцами и отполировывают.

Для установки новой цапфы в оси просверливают отверстие на токарном станке с помощью специального приспособления («флажка»).

Глубина отверстия для цапфы должна быть в два раза больше высоты цапфы, а диаметр отверстия должен быть несколько больше толщины цапфы. Затем обтачивают цилиндрический штифт, входящий в отверстие от 1/2 до 3/4 глубины отверстия. После этого штифт запрессовывают молотком до упора. На токарном станке цапфу обтачивают по отверстию и полируют. Если стенка оси после сверления оказалась тонкой и есть опасность, что она во время запрессовки штифта может лопнуть, то до запрессовки ре­комендуется плотно надеть на ось шайбу, а после изготовления цапфы шайбу сточить.

Если при проверке колес окажется, что зуб погнут, упирают от­вертку в основание соседнего зуба и отгибают согнутый зуб в об­ратную сторону. После выравнивания зуб исправляют напильни­ком барет. Необходимо проверить все зубья колес и, если среди них имеются деформированные, с заусенцами или рисками, то их необходимо также исправить баретом.

Для вставки нового зуба рекомендуются два способа:

1. В основании колеса выпиливают гнездо в виде ласточкина хвоста 1 (рис. 180) и вставляют заготовку зуба, выпиленного по той же форме и размеру.

2. Сбоку колеса просверливают отверстие, а сверху пропили­вают прорез 2 (см. рис. 180) и вставляют в него заготовку зуба.

В указанных способах пруток для изготовления зуба необхо­димо нагартовать проковкой.

После закрепления заготовки зуба в колесе ее необходимо слегка расклепать и пропаять. Паять зубья надо аккуратно, не на­правляя на колесо сильную струю огня, чтобы не от­жечь колесо. Затем нужно отрезать лишний металл и выпилить зуб напильником-баретом, придавая новому зубу форму и высоту смеж­ных.


Рис. 181. Заточка оси баланса на токар­ном станке точильным камнем:

1 — центра; 2 — точильный камень; 3 — ролик с шелковой ниткой


Подогнутый, стершийся или сломанный штифт триба необходимо заменить новым. Штифт должен быть цилин­дрическим, хорошо отполи­рованным, по толщине рав­ным остальным штифтам. Рекомендуется штифт триба вытачивать на токарном станке. Готовый штифт вставляется в отверстия шайб, после чего входное отверстие шайбы стягивает­ся кернением.

В центровом винте после продолжительной работы оси образуются односторон­ние раковины. Если нет воз­можности заменить центро­вой винт, то можно исполь­зовать старый, повернув его.на 90 или 180 градусов относительно прежнего положения, соответ­ственно переместив и второй винт. Конусное углубление в центро­вом винте необходимо отполировать, для чего винт сначала от­шлифовывают чуркой с набранным на нее маслом, снятым с то­чильного камня, промывают в бензине и отполировывают чуркой с крокусом, затем снова промывают в бензине и прочищают су­хой и чистой чуркой.

Исправление цапф, т. е. затачивание осей баланса, является обязательным, так как стершиеся и затупившиеся концы оси резко ухудшают ход часов. Исправляют ось следующим обр.азом. На специальной спице токарного станка исправляют ось точиль­ным камнем (рис. 181). Ось баланса ввинчивают в ручные тиски и на финагеле затачивают мелким точильным камнем, поворачивая тиски из стороны в сторону, как при опиловке штифта, после чего.ось полируют воронилом. Цапфы баланса необходимо проверить, как проверяют цапфы трибов. Если окажутся риски, царапины, то гих надо снять полировкой.

Баланс нужно обязательно проверить в циркуле (восьмерке) или на перевес — машинке. При необходимости урав­новесить обод в нем высверли­вают неглубокие отверстия.

На рабочей части штифтов якоря часто образуются канав­ки. Если штифты сильно изно­шены, их необходимо заменить. Если износ небольшой, то этот недостаток можно исправить двумя способами.

1. Выбить штифт и повер­нуть его в другую сторону.

2. Зажать ось вилки в тис­ках, поставить пуансон отвер­стием на якорь и, ударяя по пуансону молотком, сдвинуть его на 1-1,5 мм вверх так, чтобы дать штифтам новое рабочее место. Можно также опустить якорь на 1 — 1,5 мм вниз, для чего также зажать ось вилки в тиски и между якорем и вилкой подло­жить пинцет или плоскогубцы и легко ударять по ним молотком так, чтобы не согнуть ось. Штифты якоря, если на них имеются только мелкие риски, нужно отполировать.

На рожках вилки, где проходит импульсный штифт, могут быть выбоины или риски, которые необходимо вывести баретом и от­полировать. Когда вилка или якорь на оси сидят слабо, ось вилки закрепляют в тиски и специальным пуансоном стягивают отвер­стие. Ударять по пуансону нужно очень осторожно, чтобы не со­гнуть ось.

Снимать вилку или якорь с оси для уменьшения отверстия не рекомендуется, так как нельзя быть уверенным, что ось при этом не будет согнута.

Если на плоскости импульса зуба ходового колеса и на пло­скости покоя имеются риски и шероховатости, плоскости необхо­димо отполировать так, чтобы не завалить пятку и вершину зуба. Полируют узеньким воронилом, смазанным маслом. Но если есть возможность, лучше всего колесо заменить.

Если сигнальная стрелка движется вместе с часовой стрелкой, то нужно растянуть спиральную пружинку сигнального вала так, чтобы сигнальный вал поворачивался туже, чем раньше. Наряду с этим нужно исправить бархатным напильником и отполировать торец муфты.сигнального колеса, по окружности которой движет­ся штифт сигнального вала так, чтобы на торце муфты колеса не было выбоин и рисок. Штифт также должен быть отполирован. Если в малогабаритном будильнике на часовом колесе сломан вы­ступ, упирающийся в сигнальное колесо, можно выдавить новый выступ специальными щипцами, изготовленными самим мастером из обыкновенных плоскогубцев (рис. 182).

Если у наружного конца пружины отломился небольшой кусокг то пружину можно исправить, не ставя новой. Для этого надо отжечь конец пружины, но при этом отожженная часть наружного» крючка не должна быть больше 30 — 35 мм. После пропилки от­верстия конец загибают на ножке механизма и склепывают.

Рис. 182. Щипцы-прокуска

Все витки пружины должны быть правильной формы, без из­гибов, и ни один из витков не должен быть выше всей плоскости пружины.

При вращении храпового колеса собачка должна иметь неболь­шой зазор, легко скользить по зубу колеса и почти всей площадью прилегать к нему. Зубья храпового колеса и собачки в рабочих ме­стах должны быть гладко отшлифованы.

Крючок вала заводного колеса исправляют мелким полукруг­лым напильником. Новый крючок изготовляют так же, как и крю­чок вала карманных часов.

Если ось центрального колеса удерживается фрикционом слабо, то стрелки часов будут стоять на месте. Следует подогнуть вниз лопасти фрикционной пружинки или отпустить вниз кольцо, упирающееся в пружину.

После устранения всех дефектов нужно будильник промыть бензилом, чуркой прочистить отверстия, цапфы осей, замок для спирали в градуснике, прочность трибы, зубья колес, центровые винты, пружины и волосок (см. главу «Ремонт карманных и наручных часов»). Чистить детали будильника можно также на моечной машине аналогично с мойкой деталей карманных и на­ручных часов.

При сборке механизма необходимо еще раз проверить зазоры между платинами; при этом гайки, укрепляющие платины, должны быть завинчены доотказа.

Следует проверить правильность работы штифтов якоря.

Рис. 183. Винтодержатель

Штифт в первый момент своего падения должен находиться посередине плоскости покоя зуба, т. е. между углом притяжки и вершиной зуба. Посадку минутного триба на ось производят двумя способами.

1. Пятку оси центрального колеса (с квадратом) ставят на на­ковальню или тиски, прикладывают к минутному трибу плоско­губцы и ударяют по ним молотком.

2. Ось центрального колеса со вставленным от руки трибом вставляют между губками тисков (лучше на тиски заранее надеть медные губки), затем с обратной стороны ударяют по пятке оси центрального колеса молотком. Триб не должен быть низко по­сажен и тереть платину.

Центровые винты завинчивать нужно осторожно, чтобы не по­вредить острие оси баланса. Если необходимо заменить износив­шийся центровой винт в нижней платине часов, не снимая цифер­блата, применяют специальное приспособление (рис. 183). Это приспособление представляет собою пластинку (из плоской пру­жины) с изогнутым коленом, в котором выпилен вырез — винто­держатель. Поворачивая винтодержатель влево, завинчивают винт. Необходимо проследить, чтобы баланс имел между винтами небольшой зазор. При установке баланса с волоском закрепление волоска в колонке производят так, чтобы импульсный штифт нахо­дился в разрезе вилки точно в центре в момент, когда колеса находятся в положении покоя, т. е. свободны от влияния заводной игрушки.

Чтобы отрегулировать ход будильника, когда импульсный штифт находится не в центре, надо передвинуть колодку волоска пинцетом, к которому приклепана лопаточка длиною немного больше 0,5 диаметра волоска (рис. 184).

Рожки вилки не должны касаться боков или дна паза оси ба­ланса. Если же они касаются, то колено вилки нужно выгнуть на­сколько это необходимо.

Короткая вилка может перескакивать на другую сторону им­пульсного штифта баланса. В этом случае импульсный штифт не проходит в паз рожков, а падает на ее боковую поверхность.

Вилку надо удлинить, распрямив ее колено.

Зазор между рожками вилки и осью баланса с обеих сторон должен быть одинаков. Этого достигают осторожным поворотом вилки на оси.

Необходимо проверить и исправить перекошенные центровые винты.

Сигнальная стрелка должна быть установлена так, чтобы ее положение в момент включения сигнала соответствовало положе­нию часовой и минутной стрелок. Следует обратить внимание на правильную установку сигнальной пружины и короткий стержень, останавливающий молоток.

Рис. 184. Комбинированный пинцет

При закреплении сигнальной и минутной стрелок ударом мо лотка следует придерживать баланс так, чтобы -он не двигался, так как от удара молотка могут притупиться цапфы оси баланса.

Подкладывая шайбы под вексельное колесо, регулируют по высоте его сцепление с минутным грибом. При закреплении век­сельного колеса замковой шайбой необходимо установить осевой зазор. Если механизм установлен в корпусе неправильно, воз­можны следующие дефекты: стрелки задевают одна другую, ци­ферблат или стекло; ключи упираются в платину или трут крышку корпуса; молоток трет вырез корпуса; крышка корпуса давит на центровой винт.

Все указанные дефекты при сборке следует устранять.

До установки механизма в корпус следует смазать маслом все трущиеся поверхности, гнезда цапф, центровые винты, штифты якоря, штифт сигнального колеса, скобку молотка и пружины.

Особенности отдельных конструкций отечественных будильни­ков требуют индивидуального подхода при их разборке и сборке.

Остановимся на наиболее характерных особенностях будиль­ника марки «Ростов-Дон». Чтобы вынуть механизм при разборке, необходимо под кнопку останова звонка подложить с двух сторон отвертки и приподнять кнопку, затем вывернуть гайку плоскостью губки плоскогубцев или широкой отверткой (при этом следует следить, чтобы механизм не выпал). Далее снимают стрелки, цифер­блат и стойку циферблата. Вынув плоский штифт, освобождают волосок. Мост баланса, находящийся под циферблатом, посажен туго, и для того чтобы не сломать цапфу, рекомендуется заранее отвинтить градусник и осторожно снять накладку, чтобы не поте­рять спиральную пружину и полудугу, находящиеся на градуснике, затем снять мост и вынуть баланс. Имеющийся на мосту винт слу­жит для регулировки осевого зазора баланса.

Во время разборки следует обратить внимание, правильно ли смонтирована плоская пружина, упирающаяся в сигнальный вал. Чтобы не выскочила кнопка останова при сборке, необходимо трубку, находящуюся внутри, несколько раздать.

Рис. 185. Плоскогубцы для снятия стрелок

Для удобства снятия стрелок в малогабаритных будильниках рекомендуется применять специальные плоскогубцы (рис. 185), которые мастер может изготовить из обыкновенных плоскогубцев. Одну из губок опиливают с наружной стороны, просверливают от­верстие, вставляют в него штифт и расклепывают. Вторую губку спиливают с внутренней стороны, сделав ее клинообразной, и про­резают в ней отверстие, как указано на рисунке. Для снятия стре­лок губки подводят под стрелки, и сжимая плоскогубцы, упираясь штифтом в торец оси центрального колеса, свободно снимают стрелки.

 

НАРУЧНЫЕ ЧАСЫ-БУДИЛЬНИК

 

Все большее распространение в последние годы получают на­ручные часы-будильник. С конструктивной точки зрения наиболь­ший интерес представляют часы марки «Сверчок», изготовляемые в Швейцарии.

Эти часы по своему устройству почти не отличаются от обыч­ного будильника, но имеют некоторые специфические особенности

Механизм часов снабжен двумя пружинными двигателями: один приводит в действие часовой механизм, другой — сигнальное устройство. Обе пружины заводятся от одной заводной головки. При вращении головки по часовой стрелке заводится пружина ча­сов, при противоположном вращении — пружина сигнального уст­ройства.

Часовая и минутная стрелки переводятся обычным способом, но только вперед; при обратном вращении заводной головки стрелки не переводятся. Установка сигнальной стрелки произво­дится также при вытягивании заводной головки, но при этом до­полнительно нажимают кнопку, имеющуюся на корпусе слева от заводной головки, чем отключают механизм перевода стрелок и включают механизм установки сигнальной стрелки. При возвра­щении заводной головки в исходное положение кнопка автомати­чески освобождается, и сигнальный механизм отключается от сцепления с заводной головкой.

Эта же кнопка служит и для прекращения сигнала во время его действия. Полная продолжительность действия сигнала равна 25 сек. Сигнал может быть также вообще отключен нажимом той же кнопки. Повторное включение сигнального устройства произво­дится вытягиванием и возвратом на место заводной головки.

Разборка механизма часов с сигнальным устройством не пред­ставляет каких-либо трудностей. Весь механизм (кроме колесной передачи) размещен под циферблатом часов. Удалив стрелки и циферблат, снимают часовое колесо и освобождают поворотом трехфазную фрикционную пружину сигнального колеса, располо­женного также на центральной оси, удаляют ремонтуарный мост и разбирают колеса перевода стрелок, включая и колеса установки сигнальной стрелки с рычагами для их сопряжения со стрелочным механизмом.

Своеобразными деталями в описываемых частях являются: ку­лачковая муфта с заводным трибом, которые имеют не храповые, а прямоугольные зубья для взаимного сцепления, а также часо­вое и сигнальное колеса, снабженные, соответственно, тремя отвер­стиями и тремя выступами для включения сигнала (так, как это происходит в будильниках с центральной сигнальной стрелкой), Указанные отверстия размещены таким образом, что выступы за­падают в них только при одном определенном взаиморасполо­жении указанных колес; в то же время три штифта, создавая при взаимном проскальзывании колес точки опоры, исключают пе­рекосы часового колеса и его боковое трение о минутный триб.

Механизм наручных часов-будильника с точки зрения сигналь­ного устройства аналогичен обычному будильнику и подвержен тем же дефектам. Ремонт этих часов не обладает спецификой, за исключением более тщательной работы, требующейся от мастера, ввиду малых размеров деталей.

Отечественная часовая промышленность выпускает наруч­ные часы-будильник марки «Сигнал», конструкция которых не от­личается какими-либо особенностями, требующими специальных приемов ремонта.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...