Особенности ремонта наручных электрических часов
С распространением в быту наручных электрических часов актуальным становится вопрос их ремонта. До настоящего времени нет необходимой для этого специальной литературы. Для обеспечения ремонта наручных электрических часов нужна подготовка специальных кадров, знакомых с элементами электротехники. Кроме того, часовые мастерские требуется оборудовать соответствующей электроизмерительной аппаратурой и монтажным инструментом. При ремонте электрических часов часовому мастеру наиболее часто приходится заменять в часах батарейку, истощившуюся в процессе работы часов (обычно одной батарейки достаточно на год). Для смены батарейки следует открыть крышку корпуса часов, вывести пружинку, удерживающую батарейку, из зацепления с колонками, после чего, перевернув часы, осторожно вытряхнуть батарейку. При установке новой батарейки особое внимание следует обращать на то, чтобы она была установлена строго соответственно полярности ее выводов (плюс — крышка батарейки, минус — ее корпус). Необходимо также избегать закорачивания батарейки, даже самого кратковременного. Брать батарейку пинцетом категорически запрещено. Так же часто приходится регулировать контактную группу часов. При сильной деформации контактных пластин наиболее целесообразно полностью заменить весь контактный узел. Если же нарушения в контактной системе незначительны, ее можно подрегулировать, изгибая колонки,.несущие контактные пластины. Катушка часов ремонту не подлежит, и при ее повреждениях должна заменяться новой. Ремонт механической части электрических часов не требует каких-либо специальных производственных навыков, так как ремонт всех остальных деталей практически не отличается от метода ремонта деталей механических часов.
Специфичность конструкции электрических часов в смысле применения постоянных магнитов, миниатюрных катушек, ряда деталей из специальных металлов, как например деталей магнито-провода, не позволяет в настоящее время организовать их полный ремонт в условиях часовых мастерских. В настоящее время сложный ремонт электрических наручных часов производится, как правило, в специализированных производственных гарантийных ремонтных мастерских, организуемых непосредственно на заводе-изготовителе.
КОНСТРУКЦИЯ И РЕМОНТ МЕХАНИЗМА ХОДА ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ ЧАСОВ
В настоящем разделе рассматривается только узел хода цилиндрических часов, так как остальные узлы этих часов по своему устройству не отличаются от аналогичных узлов часов с анкерным ходом независимо от калибра.
Рис. 163. Собранный цилиндр без баланса и его деталей: 1 — стальная трубка; 2 — входная губа; 3 — выходная губа; 4 — пробки; 5 — латунная втулка; 6 — готовый цилиндр Цилиндрический ход (или спуск) относится к типу ходов с трением на покое и имеет цилиндрические поверхности покоя палет. Этот ход состоит в основном из цилиндра и спускового колеса и встречается редко в часах устаревших конструкций. Цилиндр (рис. 163) представляет собой тщательно отшлифованную и отполированную снаружи и внутри стальную трубку с двумя вырезами, которые служат для прохода зуба цилиндрического колеса. Рабочая часть цилиндра скошена под углом и делится на входную и выходную губы. В цилиндр вставляются сверху и снизу так называемые пробки, которые имеют на концах цапфы, входящие в отверстия камней. Кроме того, на тело цилиндра насажена с двумя уступами латунная втулка. На нижнем уступе втулки установлен и приклепан баланс, а на верхний насажена колодка с волоском.
Для того чтобы амплитуда колебания цилиндра не превышала 180° (иначе зуб заскочит в разрез цилиндра с другой стороны, и часы остановятся), баланс имеет сбоку штифт, который упирается в упорный штифт внутри моста. Работа цилиндрического хода заключается в следующем. Например, после того как баланс сдвинут с мертвой точки вправо, вместе с ним поворачивается и цилиндр (рис. 164). При этом острие зуба падает на покой входной губы цилиндра, а баланс и цилиндр, продолжая свой путь, поворачиваются на дополнительную дугу. Острие зуба в это время упирается в боковую поверхность цилиндра. При этом цилиндрическое колесо остается неподвижным, пока волосок, свернувшись, не остановит баланс и не повернет его назад.
Рис. 164. Работа цилиндра и цилиндрического колеса. Элементы зуба цилиндрического колеса: 1 — цилиндрическое колесо; 2 — цилиндр; 3 — ножка зуба; 4 — острие зуба; 5 — пятка зуба; 6 — затылок зуба Баланс, возвращаясь назад, начинает движение влево. Острие зуба продолжает упираться во внешнюю боковую поверхность цилиндра. Цилиндр при движении поворачивается настолько, чтобы входная губа выскользнула из-под острия зуба. Цилиндрическое колесо при этом больше не удерживается на месте, а стремится повернуться, и спинка зуба скользит по импульсной поверхности входной губы цилиндра. Но так как спинка зуба от острия к пятке расширена, то баланс отбрасывается с большой силой. Баланс и вместе с ним цилиндр описывают дополнительную дугу влево. Пятка зуба соскальзывает с кромки входной губы, и в это время острие зуба падает внутри цилиндра на покой выходной губы. Цилиндр продолжает поворачиваться, а острие зуба цилиндрического колеса упирается во внутреннюю поверхность выходной губы цилиндра. В это время вырез попадает в основание ножки зуба и цилиндрического колеса. Колесо останавливается вторично. Дойдя до конца своей амплитуды, баланс вместе с цилиндром двигаются обратно, и в один из моментов цилиндр выскальзывает из-под острия зуба. После этого зуб начинает двигаться и спинка его поворачивает цилиндр, проходя по импульсной поверхности выходной губы.
Рис. 165. Специальные пуансоны для удаления и вставки пробок:
1 — пуансон для удаления пробок; 2 — пуансон для вставки пробок; 3 — наковальни; 4 — пуансон при установке пробки Как только зуб выйдет из соприкосновения с выходной губой, следующий за ним зуб упадет на покой входной губы, и вся работа механизма цилиндрического хода начнется сначала. Как цилиндрическое колесо, так и цилиндр очень хрупки и требуют от мастера особо осторожного обращения. Шероховатые, плохо отполированные у пробок цилиндра цапфы и пятки необходимо отполировать или пробки заменить. Для этого нужно поставить цилиндр над отверстием наковальни и специальным пуансоном выбить пробку (рис. 165). Новую пробку запрессовывают также специальным пуансоном. Если нижняя плоскость цилиндрического колеса трет пробку, нужно укоротить цапфу. В некоторых случаях, когда трение происходит по верхней части цилиндрического колеса, его устраняют, передвигая и укорачивая пробки. Одно из основных условий хорошего хода в цилиндрических часах — это полировка цилиндра. Для этого цилиндр необходимо проверить в том месте, где происходит трение между острием зуба цилиндрического колеса и цилиндром с наружной и внутренней сторон. Если на цилиндре заметна полоска, необходимо это место отполировать крокусом, набранным на чурку. После тщательной промывки цилиндра и колеса в бензине их необходимо размагнитить над магнитной машинкой. Если расстояние между цилиндром и цилиндрическим колесом больше нормального, амплитуда колебания баланса будет небольшой, получится так называемый мелкий ход. Наоборот, если расстояние между цилиндром и цилиндрическим колесом меньше допустимого, амплитуда колебания баланса будет увеличена, что вызовет глубокий ход. Проверить глубину хода можно следующим образом. Поворачивают баланс в сторону выхода зуба цилиндрического колеса, при этом острие следующего зуба должно упасть недалеко от импульсной плоскости цилиндра. В некоторых часах на платине, против колонки волоска, имеются три точки и одна точка на балансе. При правильном сцеплении цилиндрического колеса с цилиндром вход и выход зуба происходит на крайних точках, против точки на балансе. Глубину зацепления регулируют передвижением нижнего моста. При подборке нового цилиндрического колеса необходимо, чтобы цилиндр, находясь между пяткой одного зуба и вершиной другого зуба цилиндрического колеса, имел нормальный зазор и чтобы пятка зуба цилиндрического колеса во время работы хода проходила точно против отверстия камня нижней цапфы баланса, но не больше, чем на уровне задней стенки в отверстии камня.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|