Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Модель равновесного экономического роста Р.Солоу. «Золотое правило» накопления и дилемма государственной экономической политики регулирования экономического роста.




Неоклассическая модель экономического роста Р.Солоу показывает как сбережения, рост населения и технический прогресс влияют на экономический рост во времени. В этой модели норма сбережений определяет размер запаса капитала и следовательно объем производства. Чем выше норма сбережения, тем больше капиталовооруженность и выше производительность капитала. В модели Солоу вводится понятие устойчивый уровень капиталовооруженности – это такой уровень капиталовооруженности, при кот инвестиции = выбытию капитала. Инвестиции идут только на замену выбывающего капитала, а роста запаса капитала не происходит.

,

– капиталовооруженность на 1 работника.

– инвестиции на 1 работника

– норма сбережений на 1 работника

- норма выбытия.

(инвестиции = выбытию капитала)

Солоу сформулировал «золотое правило накопления»:

MPK = δ

MPK – предельная производительность капитала

«Золотое правило»: норма сбережения должна обеспечивать такой уровень капиталовооруженности, при котором потребление максимизировано.

Далее Солоу вводит в модель 2 эк фактора, влияющие на эк рост:

n – темп роста населения

g – темп технологического прогресса

«Золотое правило»: MPK = δ + n + g

Выводы из этого правила: если экономика начинает развиваться с запасом апитала большим, чем по З.П. необходимо проводить политику, направленную на снижение норма сбережений, чтобы уменьшить уровень запаса капитала.

Это вызовет увеличение уровня потребления и снижение уровня инвестиций. Капиталовооружения будут меньше, чем выбытие капитала. Экономика выходит из устойчивого состояния. Постепенно по мере уменьшения запасов капитала, выпуск продукции, потребление и инвестиции также снизятся до нового устойчивого состояния. Уровень потребления при этом будет выше, чем ранее. И наоборот.


28.Особенности нормативного подхода в теории макроэкономической политики. Модель выбора оптимальной политики.

Вопросом абсолютной рациональности целей, занимается особая отрасль экономической теории – нормативная теория экономической политики.

Главные проблемы теории:

1. Степень вмешательства государства в экономику;

2. Наиболее эффективные способы вмешательства;

3. Выбор оптимальных решений вмешательства.

Основные шаги оптимальной политики:

1) Обозначение конечнойцели экономической политики, которая может быть представлена какмаксимизация функции общественного благосостояния;

2) Определение целевых показателей, к которым следует стремиться (например, полнаязанятость, нулевая инфляция и т. д.);

3) Оценка инструментов достижения целей, которыми располагает правительство (какправило, это фискальная или монетарная политика, применениекоторых зависит от свойств данной институциональной среды);

4) Выбор моделей, увязывающих цели и инструменты при имеющихся издержках, возникающих в результате отклонения от оптимального уровня.

Модель Тинбергена представляет собойзависимость между двумя целевыми показателями T1 и T2, и инструментами I1, и I2 при этом на каждую цель оказываютвлияние оба инструмента. В данном случае цели являютсялинейными функциями инструментов:

1) T1 = a1I1 + a2I2

2) T2 = b1I1+ b2I2

Политики могут достичь обеих целей, если имеют в своемраспоряжении два инструмента, и влияние инструментов на цельлинейно независимо.

Р. Манделл считал, что поскольку различные инструменты находятся подконтролем различных органов (денежная политика — в компетенции ЦБ, фискальная — исполнительной власти), то необходимокаждый инструмент прикрепить к одному из целевыхпоказателей. Предложение Манделлаосновывается на концепции эффективной рыночнойклассификации, согласно которой каждая цель должна бытьприкреплена к такому инструменту, который оказывает на нее наибольшее влияние.

Если инструментовменьше, чем целей, то всех целей достичь невозможно, в этом случае определяют функциюсоциальных потерь, которая отражает общественные издержки врезультате отклонения целевых показателей от их оптимальногозначения.

На выбор рац. политики оказывает влияние неопределенность, имеющая различные виды. Временная неопределенность существует относительно времени, когда это произойдет.

Аддитивнаянеопределенность, которая не может оказать большого влияния наоптимальный выбор политики, связана с экзогенными шоками,непредвиденными политиками. Мультипликативнаянеопределенность дает эффект влияния инструмента на цель.

Важным вопросом нормативной теории является определение последовательности действий: следовать ли определенным правилам или возможна свобода действий.

Фиксированные правила — это правила, состоящие в проведенииданной политики независимо от состояния экономики. Правила с обратной связью допускают корректировку политики при измененииэкономического состояния. Действия пообстоятельствам — здесь возможны любые программы(августовский кризис 1998 г.).

 


29. Анализ макроэкономических результатов фискальной политики на основе кейнсианской модели общего макроэкономического равновесия.

Фискальная политика – воздействие государства на эк.конъюктуру посредством изменения объема гос.расходов и налогообложения. (манипулирование гос.бюджетом)

Виды фискальной политики:

· Автоматическая политика основана на действии встроенных стабилизаторов, предопределяющих естественные приспособления экономики к изменениям деловой конъюнктуры и не предполагает специального вмешательства государства (пособия по безработице, субсидии с/х);

· Дискреционная политика – сознательное вмешательство государства в налоговую систему и изменение объема гос.расходов с целью воздействия на экономический рост, безработицу, инфляцию.

· Экспансианистская политикасвязана с ростом гос.закупок и сокращением гос.налогов;

· Рестрикционная оказываетвлияние на совокупный спрос в сторону понижения путем сокращения гос.расходов и увеличения налогов.

Цели фискальной политики – достижение полной занятости, стабилизация уровня цен, эк.рост, равновесие платежного баланса.

Мультипликаторы:

Налоговый мультипликатор показывает, насколько изменится объем реального национального дохода при изменении налоговой ставки, обеспечивающей прирост налога на одну единицу:

Бюджетный мультипликатор показывает прирост совокупных плановых расходов при росте гос.закупок на 1 единицу.

В кенйсианской концепции фискальная политика есть основной инструмент макроэкономического регулирования, поскольку в связи с ростом государственных расходов растет совокупный спрос и национальный доход.

Допустим, что экономика находится в состоянии депрессии. (y0, P0,N0,W0,i0)

Величина эффективного спроса определяется пересечением линии IS0 с линией LM0 в пологой области. Такому эк.состоянию соответствует:

А. Объем эффективного спроса невелик, он меньше реагирует на изменение уровня цен;

Б. совершенная эластичность предложения труда по денежной ставке ЗП вследствие существования большой безработицы;

В. Высокая предельная производительность труда.

Два последних обстоятельства означают, что в состоянии депрессии кривая совокупного спроса пересекает кривую совокупного предложения в пологой ее части, т.е. существует хорошая реакция предложения благ на изменение уровня цен.

Если в такой ситуации государство в целях компенсации недостаточного спроса частного сектора увеличит свои закупки на рынке благ, то возникнет следующая цепочка событий.

Линия IS0 сдвинется вправо, эффективный спрос увеличится до y2, а ставка процента возрастет до i1. Далее сдвинется график совокупного спроса, так как после увеличения гос.закупок каждому уровню цен соответствует больший объем совокупного спроса; одновременно уменьшается наклон линии yD(P). При исходном уровне цен P0 на рынке благ возникает дефицит в размере y2-y0, и поэтому уровень цен начнет повышаться.

В результате повышения цен одновременно возникают 2 эффекта: один на стороне спроса, другой на стороне предложения.

1. Снизятся реальные кассовые остатки, что отобразится сдвигом кривой LM влево. Ставка процента возрастет до i2, а величина эффективного спроса сократится до y1.

2. Возрастет ценность предельного продукта труда и в результате увеличится спрос натруд. Это отобразится сдвигом ND(W/P0)®ND(W/P1). Поскольку на рынке труда имеется избыток, то дополнительный спрос на труд будет удовлетворен на основе исходной функции предложения труда, т.е. без сдвига кривой NS. В результате занятость возрастет до N1, а предложение благ – до y1.

y1> y2, P1>P0, N1>N0, W1=W0, w1<w0, i2>i0

Таким образом, в результате фискальных мероприятий в экономике наблюдается оживление экономической активности при некотором уровне цен. Однако это равновесие устойчиво только в коротком периоде. В долгосрочном периоде фискальная политика не приводит к расширению активности и все результаты нейтрализуются ростом цен и ростом процентной ставки.


30. Трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики: экономическое содержание, теоретические подходы к анализу.

Денежно-кредитная политика связана с денежным рынком. Она воздействует на экономическую конъюнктуру, изменяя количество денег в обращении. Эту политику осуществляет гос.банк, регулируя и воздействуя на денежную базу и денежную массу. Воздействие на денежную массу осуществляется через изменение:

1) Нормы резервного покрытия (чем выше норма резерва, тем меньше объем кредитов, который могут предоставить коммерческие банки, а следовательно и меньше денег в обращении);

2) Учетной ставки процента (падение ставки процента увеличивает объем кредитов, а следовательно, и количество денег в обращении).

Денежно-кредитная политика воздействует и на рынок благ посредством:

1) Изменения ставки процента (эффект Кейнса);

2) Влияния на реальные кассовые остатки (эффект Пигу);

3) Воздействия на сектор имущества (эффект имущества и эффект субституции).

Трансмиссионныммеханизмом денежно-кредитной политики называется цепочка последовательных изменений в экономике, вызванных изменением предложения денег.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...