Государственная политика содействия экономическому росту. Проблемы и перспективы экономического роста Республики Беларусь.
Политика содействия экономическому росту Политика роста – совокупность государственных мер, направленных на обеспечение долгосрочного сбалансированного экономического роста. Государственная политика роста предполагает стимулирование склонности к сбережениям и инвестированию, обеспечение увеличения предложения труда, стимулирование технологического прогресса и роста эффективности производства. Если в экономике капиталовооруженность ниже «золотого» уровня, необходимо стимулировать инвестиции в основной капитал. Из уравнения (4.23) темы 4 следует I = S + (T – G). (8.30) Таким образом, для обеспечения роста инвестиций необходимо увеличить частные сбережения или уменьшить дефицит государственного бюджета. Поскольку увеличение нормы процента сокращает частные инвестиции, увеличение частных сбережений и инвестиций целесообразно стимулировать только снижением налогов на доходы от сбережений и инвестированного капитала. Мероприятия, направленные на уменьшение дефицита государственного бюджета, увеличивают частные сбережения и уменьшают инфляционное обесценение сбережений. Положительное сальдо бюджета определяет размер государственных сбережений, передаваемых частным фирмам через банковскую систему, устойчивость которой является важным фактором процессов сбережения и инвестирования. Кроме того, часть бюджетных средств может использоваться для государственных инвестиций. В качестве источника инвестиций могут использоваться иностранные сбережения в виде займов или помощи. Государство должно регулировать привлечение иностранных займов и добиваться их рационального использования для увеличения основного капитала в высокоэффективных производствах.
Вышеуказанные мероприятия должны дополняться экспансионистской кредитно-денежной политикой, понижающей уровень реальных процентных ставок и содействующей активизации инвестиций. Объем производства зависит не только от величины предложения труда, но и от его эффективности. Эффективность труда определяется его капиталовооруженностью и качеством человеческого капитала. Поскольку человеческий капитал накапливается медленно, государство должно обеспечивать эффективное функционирование системы общего и профессионального образования, а также стимулировать инвестиции в человеческий капитал с помощью финансовых и кредитных мер со стороны индивидуумов и фирм. Модель Р. Солоу показывает, что постоянный экономический рост в расчете на душу населения обусловлен технологическим прогрессом, а его, в свою очередь, стимулирует государство в рамках научно-технической политики.
Проблемы и перспективы экономического роста в Беларуси Сложившаяся в практике Беларуси политика медленного обновления основных фондов привела к тому, что более половины из них изношены. Кроме того, Беларусь технически отстает во многих отраслях и сферах экономики от мирового уровня. Стимулирование инвестиционного и инновационного процесса становится жизненно важной стратегической задачей по причине экспорта более 60% продукции и услуг за рубеж. В этих условиях государство проводит политику стимулирования инноваций путем финансирования проектов из фонда фундаментальных исследований, инновационных фондов, налоговых льгот на прибыль, направляемую на реконструкцию и техническое перевооружение. Следует отметить, что Беларусь достигла одного из самых высоких и устойчивых темпов экономического роста среди стран СНГ, добилась успехов в борьбе с инфляцией, а следовательно, имеет все возможности для снижения ставки банковского процента и других мер стимулирующей КДП с целью повышения инвестиционной активности. Кроме того, не располагая практически фундаментальной сырьевой и энергетической базой, Республика Беларусь сделала упор на развитие человеческого капитала. В настоящее время по уровню квалификации рабочей силы Беларусь занимает ведущее место среди стран СНГ.
Имеются следующие проблемы текущего периода: · трудности привлечения иностранного капитала (уровень инвестиционного климата Беларуси находится на 140 месте среди стран мира); · поиск крупных массовых инвестиций для обновления износившегося основного капитала; · проблема существенного стимулирования научных открытий и изобретений; · смягчение последствий резких структурных шоков в экономике, вызванных распадом СССР и изначальной ориентацией производственных мощностей экономики на внешний рынок.
Вопрос № 46 Социальная политика: цели, принципы, уровни и направления совершенствования в национальной экономике РБ. Социальная политика призвана выполнять следующие функции: · стимулирование экономической активности населения; · гарантия обеспечения минимального уровня жизни; · стабилизация и поддержание социального мира и спокойствия; · оказание адресной помощи нуждающимся гражданам. Социальная политика, преследуя определенные цели, осуществляется по следующим направлениям: · стимулирование достижения полной занятости населения (политика занятости); · снижение степени дифференциации доходов (политика доходов); · обеспечение социальных гарантий и социальной защиты населения; · социальное партнерство; · защита здоровья нации; · обеспечение защиты окружающей среды. Для Республики Беларусь государственная политика социальной защиты была и остается главным приоритетом, ее основная цель – обеспечение всем гражданам страны достойного уровня и качества жизни. Главной целью социальной политики в республике является предоставление каждому трудоспособному человеку возможности своим трудом и предприимчивостью создать собственное семейное благосостояние, а для нетрудоспособных и нуждающихся граждан – обеспечить адресную социальную защиту.
Доля государственных вложений в социальную сферу достигает до 14% от ВВП. Важной проблемой в реализации политики социальной защиты Республики Беларусь является проблема минимизации и преодоления последствий экологической катастрофы на Чернобыльской АЭС. Ущерб, нанесенный Республике Беларусь, в расчете на 30-летний период преодоления катастрофы, оценивается в 235 млрд долл. США. Беларусь вынуждена ежегодно тратить до 25% государственного бюджета на проведение мероприятий по ликвидации последствий аварии. Немаловажное значение придается развитию национальной системы образования. По оценке экспертов ООН, образовательная система Республики Беларусь, которую отличают качество и доступность, относится к ряду лучших в мире. Пенсионное обеспечение – важнейшее направление политики социальной защиты Республики Беларусь. На нынешнем этапе развития национальная пенсионная система столкнулась с рядом внутренних и внешних проблем. Отрицательное влияние оказывает так называемое явление старения нации. Здесь сложившаяся система не может способствовать социальной стабильности и нуждается в реформировании. Стратегической задачей реформирования пенсионной системы является создание многоуровневой пенсионной системы, сочетающей в себе как распределительные, так и накопительные механизмы. Таким образом, в Беларуси формируется эффективная система справедливого распределения вознаграждения за труд, социальной защищенности малоимущих граждан и повышения социальной защиты населения в целом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|