Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формулы численного дифференцирования.




 

Рассмотрим 1-ую формулу Ньютона И.М.:

дифференцируем по х:

Формулу в (5.1) дифференцируем по у:

В формулах (5.1) и (5.2) решение можно обрывать раньше. При этом, если в этих формулах до k, то мы получим производную И.М., которая интерполирует функцию не во всех (), а только () точках.

Пусть в (5.1) и (5.2) , т.е. q=0, получаем:

(5.3)

(5.4)

На практике удобнее дифференцировать не односторонние формулы (1,2 формулы Ньютона), а центральные (формулу Стирлинга), так как узлы интерполяции располагаются симметрично относительно начальной точки x0. Возьмём в формуле Стирлинга первые три слагаемых (интерполяция по трём точкам x-1,x0,x1), получим:

Если же в формуле Стирлинга взять не 3, а 5 первых слагаемых (интерполяция по 5-ти точкам x-2,x-1,x0,x1,x2) продифференцируем и подставим , то получим:

Если взять 3 первых слагаемых и продифференцировать дважды по q, то получим:

 

Оценка погрешностей численного дифференцирования.

Также как и при интерполяции в численном дифференцировании возникают две погрешности: и .

Погрешность усечения – из-за замены функции на ее интерполирующий многочлен и ее производной на производную от интерполяционного многочлена.

Погрешность округления – из-за того, что значение функции в узлах xi известны не точно, а с некоторой погрешностью h. Оценим погрешность усечения.

Теорема 5.1:

Погрешность усечения в формуле (5.3) численного дифференцирования (при суммировании k-слагаемых) имеет следующую оценку:

где С Î [х0к].

Доказательство:

Замечания:

При доказательстве теоремы был использован тот факт, что С=С(х) и С’(x) – существует. Это будет так, если функция f была достаточно гладкой.

Из-за того, что С’(x) мы вообще никак не можем оценить, погрешность усечения мы можем находить только в узлах интерполяции, с тем, чтобы 1-ое слагаемое, где присутствует С’(x), занулилось.

На практике формулу (5.8) мы заменяем на формулу (5.9) (оценка сверху для )

(5.9)

где

Вспомним, что конечная разность очень похожа на производную ().

Тогда (5.9) можно заменить на (5.10):

Для формул (5.5), (5.6) и (5.7) можно вывести таким же образом, как и в теореме 5.1, получаем:

Для (5.5) ®

Для (5.6) ®

Для (5.7) →

где ,

 

Оценим для центральных формул.

Рассмотрим формулу (5.5)

, таким образом :

Аналогично:

для (5.6) ®

для (5.7) ®

Заметим, что во всех формулах при и при

Поэтому имеем следующую картину:

 

 

Таблица для погрешностей центральных формул:

 
4.6
4.7 15/8
4.8 2/

 


П.6. Численное интегрирование.

Общая идея, решение.

Постановка задачи: в узлах заданы значения функции = f() Необходимо найти значение для любых a,b.

Основная идея численного интегрирования: заменить функцию f(x) на интерполирующую ее функцию, которую мы и будем интегрировать.

 

, где не зависит от исходной функции f, а зависит от узлов интерполяции .

Вычислим :

Замечания:

Замена на была сделана с той целью, чтобы коэффициенты Ч.И. не зависели от h, а зависели от n и i.

 

Частные случаи, формулы Ньютона - Котеса.

Итак, формула Ч.И. принимает следующий вид:

(5.11б)

где вычисляется по формуле (5.11а).

Выпишем частные случаи (5.11а):

n=1

Таким образом, при n=1, формула Ньютона - Котеса следующий вид:

(5.12) – формула трапеций Ч.И. (выражение из правой части площадь трапеции):

Вычислим коэффициенты Н.-К. n=2:

Итак, при n=2, формула Ч.И. принимает следующий вид (формула Симпсона):

Аналогичным образом вычисляем коэффициенты при большем n.

 

Таблица коэффициентов Ньютона - Котеса:

i n                
H0 ½ 1/6 1/8 7/90 19/288 41/840 751/17280 989/28350
H1 ½ 2/3 3/8 32/90 75/288 216/840 3577/17280 5888/28350
H2   1/6 3/8 12/90 60/288 27/840 1323/17280 -928/28350
H3     1/8 32/90 50/288 272/840 2989/17280 10496/28350
H4       7/90 75/288 27/840 2989/17280 */28350
H5         19/288 216/840 1323/17280 10496/28350
H6           41/840 3577/17280 -928/28350
H7             751/17280 *5888/28350
H8               989/28350
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...