Неисправности коробки передач и раздаточной коробки
Впроцессе эксплуатации автомобиля детали, особенно шестерни и детали механизма переключения, интенсивно изнашиваются. Вследствие этого могут возникнуть такие неисправности, как самопроизвольное выключение передач, затрудненное включение и выключение, повышенный шум при движении автомобиля. Самопроизвольно передачи выключаются при сильном износе зубьев шестерен и деталей фиксирующего устройства коробки передач и раздаточной коробки. Неисправность устраняют заменой деталей. Затруднения при включении и выключении передач возникают вследствие износа подшипников и шлицевых соединений, вызывающих перекосы шестерен, или нарушения регулировки механизма управления коробкой передач и раздаточной коробки. Повышенный шум в коробке передач и раздаточной коробке может возникнуть из-за недостатка масла в картере, износа подшипников, зубьев и посадочных мест шестерен. Карданная передача Карданная передача (рис. 9) соединяет коробку передач и главную передачу, оси валов которых расположены в разных плоскостях и расстояние между ними во время движения автомобиля постоянно меняется. Это вызвано тем, что коробка передач жестко прикреплена к двигателю, неподвижно установленному на раме автомобиля, а его ведущий мост присоединен к раме на рессорах, которые, пружиня, допускают изменение расстояния между мостом и рамой. Передача крутящего момента в таких условиях возможна лишь при наличии карданных шарниров (карданов) и скользящих шлицевых соединений.
Рис. 9. Расположение карданной передачи на автомобиле: /, 3 и 6 — карданные шарниры; 2 — главный вал; 4 — промежуточная опора; 5— промежуточный вал; 7 — вилки; 8 — крестовина.
Карданная передача автомобиля ГАЗ-66 показана на рис. 10. На автомобилях, где расстояние между коробкой передач и главной передачей велико, применяют два карданных вала — промежуточный 5 и главный 10. Промежуточный вал позволяет сделать главный вал более коротким и жестким и уменьшить возможность его вибрации. Промежуточный вал, соединенный с ведомым валом коробки передач карданом, подвешивают на опоре, которая состоит из корпуса, прикрепленного к поперечине рамы, и шарикового подшипника 21, закрытого стальными штампованными крышками и сальниками. Подшипник с крышками установлен в резиновой подушке 6. На главном карданном валу устанавливают два кардана. Через передний на вал передается вращательное движение с переменной частотой. Для устранения возникающей неравномерности вращения на другом конце вала устанавливают задний кардан. Каждый кардан состоит из крестовины 3 и двух вилок 14 и 17. Кардан, имеющий скользящий наконечник, называют универсальным карданом. Игольчатые подшипники, установленные в отверстиях вилок, уменьшают трение цапф крестовины. Шлицевое (телескопическое) соединение 13 промежуточного вала позволяет изменить длину карданной передачи, так как во время движения расстояние между коробкой передач и ведущим мостом изменяется не только по вертикали, но и по горизонтали. Шлицевой наконечник универсального кардана входит в шлицевую втулку, приваренную к заднему концу промежуточного вала. Шлицевая втулка заполняется смазочным материалом через пресс-масленку 11 и уплотняется обоймой сальников 8, которая навернута на промежуточный вал 5. Для установки вилок карданов в одной плоскости на валу 5 и универсальном кардане нанесены метки в виде стрелок. Карданная передача автомобиля ГАЗ-66- устроена так же, как и карданная передача автомобиля ГАЗ-66. \
Рис. 10. Карданная передача автомобиля ГАЗ-66:
/ — предохранительный клапан; 2 — крышка игольчатого подшипника; 3 — крестовина; 4 — пробковый сальник игольчатого подшипника; 5 — промежуточный карданный вал; 6 —резиновая подушка опоры; 7 — войлочный сальник подшипника опоры; 8 — обойма сальников скользящей вилки; 9 — скользящая вилка; 10-. главный карданный вал; // и 15 —пресс-масленка; 12 — шариковый подшипник; 13 — шлицевое соединение промежуточного вала; 14 и 17 — вилки; 16 — игольчатый подшипник. На автомобиле ГАЗ-66 карданная передача состоит из трех карданных валов с двумя карданными шарнирами на каждом. Промежуточный вал 4 (рис. 11) передает крутящий момент от коробки передач к раздаточной коробке, передний вал 3 — от раздаточной коробки к переднему мосту и задний вал 6 — от раздаточной коробки к заднему ведущему мосту. Карданная передача автомобиля ГАЗ-66- состоит из четырех карданных валов с двумя карданными шарнирами на каждом. Промежуточный вал 2 передает крутящий момент от коробки передач / к раздаточной коробке 3, вал 8 переднего моста — от раздаточной коробки к переднему ведущему мосту 9, а валы 4 и 6 — к среднему 5 и заднему 7 мостам. На трехосном автомобиле Урал-375Д карданная передача выполнена аналогично карданной передаче автомобиля ГАЗ-66-, на автомобиле КрАЗ-255Б с приводом на все три оси применяют передачу с параллельным приводом среднего и заднего ведущих мостов.
Рис. 11. Карданная передача автомобиля ГАЗ-66:
1 — передний ведущий мост; 2 — коробка передач; 3 —передний карданный вал; 4 —промежуточный карданный вал;. 5 —раздаточная коробка; 6 — задний карданный вал; 7 —задний ведущий мост.
Игольчатые подшипники крестовин карданов смазывают при помощи пресс-масленок, ввернутых в резьбовое отверстие в центре крестовины. С противоположной стороны крестовины в ее центре размещен предохранительный клапан, выпускающий излишнюю смазку при заполнении крестовины и подшипников, что предохраняет от повреждения сальники, защищающие игольчатые подшипники от вытекания смазки. Смазывают также шлицевое соединение и подшипник промежуточного вала. Для смазывания карданных шарниров применяют трансмиссионное масло или специальное масло (особенно при заполнении для длительной эксплуатации). Шлицевое соединение карданного вала автомобиля ГАЗ-24 «Волга» помещено в удлинитель коробки передач и смазывается маслом, имеющимся в полости удлинителя, и дополнительной смазки не требует.
Основные неисправности карданной передачи. Вибрация карданного вала происходит из-за погнутости вала; такая неисправность вызывает повышенный износ сопряженных с валом деталей других узлов, например подшипников ведомого вала коробки передач, ведущего вала заднего моста и др. Стук в карданной передаче вызывается износом карданов и шлицевого соединения. Изношенные детали заменяют новыми или отремонтированными.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|