Разделы дисциплины и виды учебной работы
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Рабочая программа дисциплины Б1.Б.22. Социология журналистики
Нижневартовск, 2014 Цели освоения дисциплины Основная цель курса – выявление особенностей социологических исследований в журналистской деятельности, Сформировать у студентов социологический взгляд на реальное функционирование СМИ в современном социуме, его цели и средства воздействия на аудиторию, механизмы и результаты этого воздействия Цель преподавания курса «Социология журналистики» может быть обозначена как достижение синтеза базовых представлений студентов об обществе, о социальных процессах и личности, полученных из дисциплин социально-гуманитарного цикла, с теоретическим знанием о журналистике и журналистской деятельности как социальном явлении. Задачи: 1. Определить место и роль журналистики и журналистов в социальной действительности, их значение во взаимодействии социальных групп, институтов, организаций общества и индивидов. 2. Обосновать восприятие журналистской продукции как важнейшего источника познания общественной жизни. 3. Сформировать представление о социологической культуре журналиста. 4. Дополнить методический инструментарий журналиста адаптированными к практике СМИ социологическими методами исследования социальной действительности для изучения природы и функционирования СМИ, а также для применения в профессиональной деятельности.
5. Ознакомление с социологическими подходами к функционированию печати, телевидения и радио, Интернет-СМИ. 6. Выявление направлений для практического применения социологических подходов и методов в программировании изданий и каналов, творческой деятельности журналистов, маркетинге и менеджменте в СМИ. 7. Ознакомление с организацией сбора и анализа информации о массовых коммуникациях, применяемых в научных и коммерческих организациях, а также в работе медиаорганизаций. 2. Место дисциплины в структуре ОП бакалавриата Дисциплина «Социология журналистики» относится к вариативной части, обязательные дисциплины. Б1.В.ОД.5 «Социология журналистики» базируется на знаниях, полученных студентами при изучении таких дисциплин как: «Философия», «Культурология», «Техника и технология СМИ». Курс «Социология журналистики» связан, с одной стороны, с дисциплинами социально-гуманитарного профиля, в которых он находит методологическое и теоретическое обоснование, а с другой – с прикладными профессиональными дисциплинами. В ходе аудиторных занятий по данному курсу рассматриваются фундаментальные положения теории современного общества. Оказывается помощь студентам в изучении и исследовании социальных факторов, влияющих на функционирование СМИ как социального института. Студент должен в достаточной мере владеть как теоретическим материалом, так и практическим инструментарием, при этом ориентируясь на базовые знания и современные достижения в области социологии и журналистики. Для успешного освоения курса должны быть сформированы общекультурные и профессиональные компетенции на пороговом уровне.
Студенты в процессе изучение дисциплины «Социология журналистики» должны: Знать основные научные концепции, раскрывающие социальный смысл функционирования СМИ, журналистики, места и роли прессы в социальной, политической и духовной жизни общества; принципы формирования методологического, методического и организационного разделов программы социологического исследования; способы формирования обследуемой совокупности; основное назначение и область применения количественных и качественных методов в маркетинговых исследованиях. Количественные и качественные методы в исследовательской практике. Уметь анализировать явления журналистской практики, владеть навыками работы с источниками знания в аспекте своей специальности; иметь представление о социальных закономерностях труда журналиста, его взаимодействии с другими субъектами информационных отношений в обществе. Студент должен уметь самостоятельно анализировать и оценивать процессы, происходящие в современном российском обществе в области СМИ. Уметь использовать методику и технику проведения социологических исследований в сфере журналистики. Социологический эксперимент в творчестве журналиста. Использовать методику контент-анализа в журналистской деятельности. Владеть навыками аналитической и организационной работы при подготовке концепций, планов, графиков и реализации рекламных кампаний и коммуникационных мероприятий; владеть навыками составления и оформления материалов для экспертных заключений и отчетов. Владеть способностью организовать и проводить рыночное наблюдение, опросы, анкетирование, эксперимент с целью повышения имиджа и конкурентной позиции организации и фирмы на рынке; осуществить сбор, обработку и анализ полученных данных. Владеть навыками публицистического прогноза. 3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине. 3.1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины согласно матрице соответствия компетенций и составляющих ОП: ¾ ОК-3 способностью использовать знания в области общегуманитарных социальных наук (социология, психология, культурология и других) в контексте своей социальной и профессиональной деятельности;
¾ ОПК-6 способностью анализировать основные тенденции формирования социальной структуры современного общества, ориентироваться в различных сферах жизни общества, которые являются объектом освещения в СМИ; ¾ ПК-10 способностью учитывать в профессиональной деятельности психологические и социально-психологические составляющие функционирования СМИ, особенности работы журналиста в данном аспекте; Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с формируемыми компетенциями. В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: основные научные концепции, раскрывающие социальный смысл функционирования СМИ, журналистики, места и роли прессы в социальной, политической и духовной жизни общества; принципы формирования методологического, методического и организационного разделов программы социологического исследования; способы формирования обследуемой совокупности; основное назначение и область применения количественных и качественных методов в маркетинговых исследованиях. Количественные и качественные методы в исследовательской практике (ОК-3, ОПК-6; ОПК-10). Уметь: анализировать явления журналистской практики, владеть навыками работы с источниками знания в аспекте своей специальности; иметь представление о социальных закономерностях труда журналиста, его взаимодействии с другими субъектами информационных отношений в обществе. Студент должен уметь самостоятельно анализировать и оценивать процессы, происходящие в современном российском обществе в области СМИ. Уметь использовать методику и технику проведения социологических исследований в сфере журналистики (ОК-3, ОПК-6; ОПК-10). Владеть: навыками аналитической и организационной работы при подготовке концепций, планов, графиков и реализации рекламных кампаний и коммуникационных мероприятий; владеть навыками составления и оформления материалов для экспертных заключений и отчетов. Владеть способностью организовать и проводить рыночное наблюдение, опросы, анкетирование, эксперимент с целью повышения имиджа и конкурентной позиции организации и фирмы на рынке; осуществить сбор, обработку и анализ полученных данных (ОК-3, ОПК-6; ОПК-10).
4. Структура и содержание дисциплины «Социология журналистики» Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов. 4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы:
Разделы дисциплины и виды учебной работы
Содержание учебного материала по разделам (темам)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|