Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Молодое поколение на рынке труда

 

Главными чертами социальной ситуации в России является нестабильность, противоречивость жизни в настоящем, неопределенность в отношении будущего. Нестабильностью характеризуются многие общественные структуры, социальные институты, в которые включена молодежь. Это относится и к системе образования, где каждый год меняется ситуация с платностью обучения и требованиями к знаниям абитуриентов; и к сфере занятости, где положение в течение рассматриваемого периода непрерывно ухудшалось; и в целом к затянувшемуся экономическому и политическому кризису в стране. Размытыми стали ценности и нормы, разнонаправленным – идеологическое воздействие.

Усилению напряжённости на российском молодёжном рынке труда способствовали: трансформационный кризис российской экономики, демографический фактор, переход предприятий в руки частных собственников, ликвидация рабочих мест с менее жёсткими требованиями и создание новых с более жёсткими условиями найма. Существующая система подготовки и переподготовки кадров не отвечала новым требованиям, что значительно уменьшило шансы трудоустройства молодёжи, впервые выходящей на рынок труда, на престижные должности в новых секторах экономики, оставляя для молодых людей рабочие места, не требующие высокой квалификации.

Реформы в области труда и занятости ликвидировали бронирование рабочих мест для молодёжи. Лица, впервые выходящие на рынок труда и не имеющие профессионального образования, утратили гарантию трудоустройства и оказались социально незащищёнными на рынке труда.

На протяжении семидесяти с лишним лет государство являлось единственным монопольным работодателем. До начала 1991 г. действовало законодательство, закрепляющее принцип всеобщей занятости. Приток молодых кадров происходил двумя путями:

- для выпускников школ и лиц, закончивших профессионально-технические училища и решивших идти на производство;

- выпускники других учебных заведений распределялись с учетом вакансий, с обязательным условием работы на данном месте в течение нескольких лет.

Формирование комплекса рыночных отношений в сфере занятости началось с изменения приоритетов государственной политики: отказа от конституционных гарантий права на труд, сохранения за государством лишь функции содействия трудоустройству граждан. Кроме того, расширились права руководителей в вопросах найма и увольнения работников, что предполагало более эффективное использование рабочей силы.

Открытый опрос, проведенный в сети Интернет осенью 2004 года, показал, что проблема трудоустройства названа респондентами в качестве самой распространенной среди российской молодежи. Распределение проблем по степени значимости представлены в таблице.

Ухудшение условий вступления молодёжи на рынок труда привело к тому, что молодёжь стала одной из самых многочисленных групп населения среди официально зарегистрированных безработных. Анализ процессов, происходящих на рынке труда, показывает, что с наибольшими трудностями объективного и субъективного характера молодёжь сталкивается именно в сфере трудовых отношений.

 

Какую из проблем современной молодежи вы бы назвали самой важной?

Безработица, проблема

с трудоустройством

 

 

 

 

       

34

 

25

Трудности с получением образования

 

18

 

17

Материальные проблемы

 

15

 

18

Алкоголизм, наркомания

 

13

 

11

Жилищно-бытовые проблемы

 

9

 

9

Отсутствие внимания к молодежи со стороны государства

 

4

 

7

Неуверенность в завтрашнем дне, отсутствие стабильности

 

3

 

4

Общая негативная оценка современной молодежи

 

3

 

4

Отсутствие организованного досуга

 

3

 

5

Безделье, незанятость

 

3

 

4

Отсутствие цели в жизни

 

2

 

3

Проблемы в семье

 

2

 

5

Невозможность реализовать себя

 

2

 

2

Отсутствие идеалов, бездуховность

 

2

 

5

Социально-экономический кризис в стране

 

2

 

3

Другое

 

1

 

1

Нет проблем

 

1

 

2

Нет ответа, ответ не на тему

 

16

 

13

 

0

5

10

15

20 25 30

35

40
   

Россия

 

Москва

 

                                         

 

Весной 2001 г. в Государственной думе состоялись открытые парламентские слушания на тему: «О законодательном обеспечении занятости молодежи, включая молодежное предпринимательство», в которых приняли участие депутаты ГД, работники Минтруда России, региональных департаментов ФГСЗН, ученые, представители общественных организаций.

Все выступавшие отметили, что, несмотря на повсеместное уменьшение безработицы, проблема занятости молодежи не теряет остроты: более 2,5 млн. молодых людей не имеют работы, трудоустраиваются 50% выпускников вузов. В 2000 г. 20% сокращенных с предприятий и из организаций составляли молодые люди в возрасте до 25 лет. Данные же статистики свидетельствуют, что увеличение безработицы на 1% приводит к росту преступности на 8%. Удручающее положение с наркоманией: 76% употребляющих наркотики – молодежь.

Массовая безработица среди молодежи, в силу специфики, не устоявшейся еще психики, чрезмерных амбиций новоиспеченных специалистов, юношеского максимализма и реактивности, является еще более глубокой проблемой. Молодые специалисты – это гордость и надежда любого развитого государства, а если эта «надежда» не имеет соответствующей социальной защищенности, «непристроенность» молодежи превращается в одну из наиболее значимых угроз экономической безопасности и социальной стабильности страны.

Безработица среди молодого населения ведет:

– к углублению бедности и обнищанию бюджетов молодых семей;

– снижение социальной защищенности и неадекватная оценка молодежного труда способствуют падению национального патриотизма, приводит к оттоку молодых специалистов в развитые капиталистические страны, прививает интерес к поиску альтернативных форм заработка в сфере неформальной экономики и теневого бизнеса, подрывает интерес к образованию;

– усугубляется криминогенная обстановка в стране: увеличивается количество экономических и уголовных преступлений, расцветает алкоголизм и наркомания, увеличивается количество венерических и прочих заболеваний, сокращается уровень продолжительности жизни, увеличивается смертность – все это способствует естественному вырождению нации.

Растут масштабы регистрируемой и скрытой безработицы среди молодежи, увеличивается ее продолжительность. Между тем возможности молодых людей и без того ограничены в силу их более низкой конкурентоспособности по сравнению с другими категориями населения.

Внедрение рыночных отношений обострило проблему социальной защищенности в сфере труда. Молодые рабочие первыми попадают под сокращение и пополняют ряды безработных. Особенно негативно рост безработицы сказался на положении молодых людей, особенно молодых женщин. Те, кому удается найти работу, зачастую вынуждены трудиться сверхурочно, на основе краткосрочных или неофициальных контрактов, низкой заработной платы, в условиях недостаточной социальной защиты или полного ее отсутствия.

При проведении опроса по поводу проблемы трудоустройства самыми распространенными высказываниями респондентов были: «Самая большая проблема – нет нормальной работы»; «не могут найти достойную работу»; «нет возможности найти хорошую работу, от этого все беды»; «не найти работы после учебы»; «безработица, отсутствие распределения по работе»; «сложности с трудоустройством – везде нужно иметь знакомства»; «молодых дискриминируют при приеме на работу, т. к. они не имеют опыта»; «сложно найти работу по специальности»; «закрыли производства – некуда идти работать»; «на плохую работу не идут, а хорошей нет»; «невозможность устроиться на приличную работу, девочки с высшим образованием работают в ларьках».

Важнейшими показателями ситуации на рынке труда являются динамика уровня безработицы, емкость и конъюнктура рынка труда, соотношение спроса и предложения и его структура.

Статистика не отражает в полной мере ситуацию на рынке труда и особенно в его молодежном сегменте. Молодежь реже регистрируется на бирже труда, чем люди в других возрастах. Статистика позволяет оценивать тенденции развития только официальной части открытого рынка труда и преимущественно в государственном секторе. Служба занятости охватывает лишь часть спроса на труд и предложений рабочей силы. В результате не учитывается все многообразие новых явлений в сфере занятости, связанных с особенностями российских рыночных отношений, и в частности скрытая безработица.

Для молодых людей скрытая безработица представляет не меньшую опасность, чем зарегистрированная, так как именно они рискуют в первую очередь оказаться за воротами предприятий. Кроме того, вынужденное безделье действует разлагающе на несформировавшееся сознание. Понятно, что в подобной ситуации большинство молодых людей стремится к стабилизации своего трудового статуса, пытается различными способами избежать возможности потери заработка. Как показывают исследования, более 50% молодёжи, занятой на предприятиях государственного сектора, работает по совместительству, около 25% – подрабатывает в различных альтернативных формах занятости. Молодые люди активно занимаются предпринимательством: около 70–80% регистрируемых предприятий альтернативного сектора экономики организуется людьми 25–30‑летнего возраста.

Снижение общего уровня жизни населения привело к сверхзанятости среди учащейся молодежи, вынужденной работать в свободное от учебы время. Возрастает количество предложений рабочей силы за счет выпускников учебных заведений.

Особенную тревогу вызывает утрата молодежью ценности профессионализма. «Деньги – любым путем» – такова формула времени для многих молодых людей.

Проявляется четкая тенденция люмпенизации молодежи, что в ближайшей перспективе отразится на социальной структуре российского общества со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями. Из-за падения престижа производительного труда для значительной части молодых людей стал характерен социальный пессимизм, они не верят в возможность иметь интересную, содержательную работу, оплачиваемую в соответствии с мерой своего труда на уровне мировых стандартов. Происходят полярные изменения трудовой мотивации. Квалифицированные молодые кадры часто меняют специальность, что в дальнейшем может привести к дисбалансу в профессиональной структуре рабочей силы. Приоритет отдается не содержательному труду на производстве, а труду с низкой интенсивностью, направленному на получение значительной материальной выгоды любым путем.

Среди безработных, претендующих на вакантное место, каждый пятый – молодой человек в возрасте 16–29 лет. Отношение числа всех обратившихся в поисках работы в службу занятости к количеству вакансий составляет почти 17 человек, каждый третий из них – молодой человек в возрасте до 29 лет. Это свидетельствует о значительном резерве рабочей илы, т.е. потенциале безработицы, в том числе молодежной, который коррелирует с показателем напряженности на рынке безработной молодежи и его официальным уровнем.

Повсеместно наблюдается сокращение емкости официального рынка труда и усиление разбалансированности между спросом и предложением рабочей силы, что приведет к дальнейшему росту общей безработицы, в том числе молодежной. Особенности российской безработицы определяются структурно регрессивным спадом производства при разрушении прежних рынков и механизмов функционирования хозяйства и медленном формировании новых рынков и рыночных механизмов регулирования и саморегулирования экономики. Тенденции формирования безработицы закрепляются инвестиционным кризисом. В результате спада производства во многих отраслях увеличился удельный вес сырьевых отраслей с низкой степенью переработки сырья. Позитивным моментом можно считать устойчивый рост доли отраслей непроизводственной сферы. Возникли новые сектора экономики: банки, страховые, консалтинговые, аудиторские и инвестиционные компании. Здесь особенно быстро увеличивалась численность занятых, причем именно молодых людей. Положительная реакция молодежи на возможности активного участия в «свободной» экономике налицо: это быстро растущий слой предпринимателей и лиц, занимающихся индивидуально-трудовой деятельностью. Стремительно растет спрос рабочей силы в отраслях непроизводственной сферы, особенно в тех, которые быстрее коммерциализировались.

В сложившейся ситуации просто необходимо разработать целый комплекс мер по выводу страны из «безработного» кризиса.

С одной стороны, в решении данной проблемы может помочь набирающая обороты система предпринимательства и частного бизнеса, с другой, естественно, никак не обойтись без помощи государства и поддержки местных органов самоуправления. Так как, лишь решив данную проблему на местах, «залатав дыры» в рядах безработных в каждом отдельном регионе, можно говорить о снижении уровня безработицы в стране в целом.

Возможно, не последнюю роль в уменьшении молодежной безработицы могло бы сыграть развитие самозанятости – молодежного предпринимательства. Но для этого необходима серьезная государственная поддержка, в частности, в виде льготного налогового режима. К сожалению, бюджетных средств на подобные цели выделяется крайне мало. Хотя, конечно, проводится профориентация, создаются центры трудоустройства в вузах страны, создаются временные рабочие места для молодых людей, расширяется их участие в программе «Молодежная практика».

Осуществляются мероприятия, связанные с адаптацией молодежи на рынке труда. Желающим открыть собственное дело и прошедшим тестирование специалисты центров занятости и социально-деловых центров на местах помогают составить бизнес-планы, оказывают финансовую поддержку в виде микрокредитов.

Основное противоречие, характерное для современного молодежного рынка труда, – увеличивающийся разрыв между трудовыми притязаниями молодых и возможностями их удовлетворения. Поскольку молодежь, как правило, не имеет практического опыта трудовой деятельности, ее высокие требования к оплате труда делают проблематичным поиск подходящей работы. Отсутствие соответствующего стажа часто становится препятствием при заполнении вакансий, так как руководители предприятий и организаций предпочитают нанимать специалистов, имеющих достаточный опыт работы. Неполное использование трудового потенциала молодежи – негативное явление, поскольку замедляется процесс обновления рабочей силы и ротация кадров, особенно в тех отраслях, работа в которых для молодых людей не привлекательна. А растрата их трудового потенциала сегодня – это потеря качества рабочей силы в ближайшем будущем.

Порой трудоустройству мешает качество полученного образования, но, пожалуй, главные причины невостребованности выпускников учебных заведений, на наш взгляд, отсутствие опыта и нежелание работодателя предоставить молодому специалисту возможность показать себя в деле, перенасыщенность рынка труда определенными специальностями.

Нельзя не учитывать и психологию нынешней молодежи. К сожалению, за последние годы традиции приобретения и развития трудовых навыков были нарушены. Принимая меры по возрождению отечественной промышленности, следует подумать над тем, как поднять престиж рабочих профессий, которые определенная часть молодого поколения считает едва ли не зазорными, вернуть к жизни такие важные элементы системы воспроизводства и воспитания кадров, как наставничество, конкурсы. Поэтому в своей деятельности органы службы занятости должны делать акцент на профориентационной работе, чтобы выбор профессии был осознанным.

Что касается проблемы увеличения непосредственной занятости молодежи, здесь наблюдаются свои специфические сложности:

– молодые специалисты в силу недостатка профессионального опыта являются одним из наименее востребованных слоев населения на рынке труда;

– наблюдается тенденция к эксплуатации молодежного труда со стороны частных предпринимателей по причине сложности трудоустройства и повышенной в связи с этим значимости рабочего места;

– амбициозность выпускников современных вузов – завышенные требования к условиям и оплате труда, нежелание строить карьеру с самых «низов», постепенно поднимаясь по ступеням служебной лестницы, усложняют ситуацию на рынке труда молодых специалистов, увеличивают количество безработных праздношатающихся молодых людей;

– отсутствие четкой профессиональной определенности – зачастую образование, полученное в вузе, не является основным профессиональным ориентиром, молодой специалист не знает своих профессиональных склонностей и не имеет конкретных предпочтений ни к одной из профессий;

– отсутствие практической подготовки с детства к любому реальному труду приводит к нежеланию менять размеренный уклад «легкой» жизни за «надежным родительским плечом»;

– слабая социальная защищенность, необоснованно низкая система оплаты труда в стране, высокая текучесть кадров на российских предприятиях стимулирует молодого специалиста к поиску заработка на более благоприятной ниве зарубежных предприятий.

Ситуация, складывающаяся на российском молодёжном рынке труда, во многом зависит от деятельности служб занятости в области трудоустройства. В настоящее время они способны обеспечить рабочими местами лишь небольшую долю обращающейся к ним молодёжи. Это связано, во-первых, с высокой напряжённостью на рынке труда, во-вторых, с тем, что предъявляемые молодыми безработными требования к рабочим местам высоки. Сложные экономические условия не могли не повлиять на мотивацию молодых людей при трудоустройстве. Материальные претензии молодёжи находятся посередине между прожиточным минимумом и средней заработной платой в регионе, их нельзя назвать чрезмерно завышенными, но, как свидетельствуют данные обследования, они значительно выше, чем у тех, кто имел работу до обращения в службы занятости. Существует разрыв между ориентацией на высокооплачиваемую работу и своими собственными возможностями.

Стабилизация ситуации на российском молодёжном рынке труда может способствовать широкому распространению так называемых гибких, или нестандартных, форм занятости, которые так же, как и активная политика содействия занятости, играют важную роль в решении проблем молодёжной безработицы.

Государственная политика содействия занятости молодёжи может и должна осуществляться по линии специальных государственных программ, таких, например, как «Молодёжь России», «Адаптация молодёжи, вступающей на рынок труда», «Субсидирование занятости молодёжи». Дефицит государственного бюджета и фатальная нехватка денег на социальную сферу давно уже стали привычным явлением. Однако в некоторых регионах в рамках указанных программ уже накоплен определённый положительный опыт в решении проблем занятости молодёжи посредством использования различных форм занятости, не требующих избыточного финансирования.

Отраслевые органы социальной сферы активно участвуют в формировании системы государственной поддержки становления и развития молодежи, их программы учитывают специфику молодежной проблематики.

В числе перспективных направлений, обеспечивающих повышение устойчивости положения и развитие молодежи – содействие общеобразовательной и профессиональной подготовке молодежи к труду; содействие трудовой занятости молодежи. Содействие общеобразовательной и профессиональной подготовке и подготовке молодежи к труду включает в себя оказание посильной помощи учебным заведениям в воспитании и социализации учащихся и студентов, реализации их интересов; развитие самодеятельности и инициативы учащихся и студентов, государственную поддержку их общественных объединений.

Образование молодежи – проблема сквозная, ее решение предполагает взаимодействие и сотрудничество органов управления образования и органов по делам молодежи разных уровней. Комитет по делам молодежи одним из направлений своей деятельности избрал содействие дополнительному образованию молодежи через содействие организации и функционирования профильных клубов и центров дополнительного образования.

Содействие трудовой занятости молодежи предполагает: поддержку предприятий и организаций, создающих новые рабочие места для молодежи; формирование постоянных рабочих мест; создание возможностей для организации вторичной занятости подростков и молодежи; создание инфраструктуры учреждений и предприятий для занятости молодежи. В силу специфики ситуации в социально-экономической сфере в округе существуют три основные формы занятости подростков: сезонные работы, общественные работы и труд в сфере оказания услуг населению, предприятиям, организациям с преобладанием вновь организованных постоянных рабочих мест.

Работа в области молодежно-подростковой занятости предполагает создание специализированных молодежных бирж труда и предприятий по трудозанятости подростков. Наиболее эффективными муниципальными предприятиями являются те, которые что-либо производят, где подросток в процессе работы может получить определенную профессиональную подготовку и навыки работы на предприятии, в трудовом коллективе.

Таким образом, молодежь на рынке труда представляет собой достаточно уязвимую категорию граждан, вопросы контролирования и помощи которой являются вопросами государственной политики. Намечая перспективы организации занятости подростков и молодежи, необходимо уделять внимание поддержке новых форм:

– создания малых производств, способных более полно занять молодежный и женский труд;

– организации квотирования рабочих мест через законодательные акты, закрепляющие требования к работодателю по приему на работу молодежи, а также систему льгот для него;

– создания более эффективных и устойчивых механизмов организации временной занятости подростков.

Вопрос об эффективности государственной молодежной политики остается актуальным. Государству пока слабо удается мобилизовать молодежную инициативу в общественных интересах. Программы должны предусматривать более тесную увязку основных элементов государственной молодежной политики с основными механизмами реформирования российской экономики и социальной сферы в целом. Необходимо вновь проработать практику бюджетных выплат на цели государственной молодежной политики. Компенсаторные действия должны быть строго ограничены четко выделенными категориями нуждающихся в помощи молодых людей и точно очерченным кругом задач. Основные же усилия должны быть направлены на конкретное воплощение инвестиций в молодежь. Эта установка предполагает иной подход к расчетам финансовых средств на цели поддержки молодежных и детских объединений. Смысл его – в прогнозировании позитивных последствий от таких социальных вложений, как в обозримой, так и особенно в отдаленной перспективе.

Образование вообще и профессиональная подготовка в частности выступают как социальный институт формирования и воспроизводства рабочей силы, обеспечения подготовки молодежи к вступлению на рынок труда в соответствии с требованиями этого рынка. Однако очевидно, что рынок труда в России все еще слабо воздействует как регулятор развития на сферу образования, и это порождает много проблем, затрудняя вступление молодежи в трудовую жизнь и оптимизацию баланса трудовых ресурсов.

Наиболее дискомфортно чувствует себя молодежь. Юношам и девушкам, окончившим школу и решившим пойти работать, трудоустроиться практически невозможно. Работодатели становятся все более разборчивыми при отборе кадров. Сегодня они не возьмут, скажем, впервые ищущего работу молодого парня, имеющего водительское удостоверение категории «С», предпочтя ему водителя-универсала с удостоверением, позволяющим работать на любом транспортном средстве. То же самое относится и к механизаторам. Высокие требования предъявляются и к квалифицированным кадрам: высшее образование, опыт работы по специальности, а в последнее время и умение работать на персональном компьютере. Только такой профессионал сегодня может рассчитывать на интерес со стороны работодателя и надлежащую зарплату.

А для этого необходимо учиться. Все из тех же экономических соображений работодатель стремится получить готового специалиста, и в нынешних условиях его уже никто не заставит принять на должность инженера человека, не имеющего специального образования, взять бухгалтером или хотя бы учеником бухгалтера вчерашнюю выпускницу школы. Тем не менее, далеко не все после окончания школы стремятся продолжить учебу. Очень часто не готовы к этому оказываются и родители, причем не только по финансовым соображениям.

Если существующие в настоящее время тенденции в воспроизводстве квалифицированных кадров не изменятся, то в ближайшей перспективе можно ожидать роста безработицы среди неквалифицированного населения, и прежде всего, среди молодежи – выпускников общеобразовательных школ, не продолжающих дальнейшего образования, не имеющих профессии или должной квалификации. Поэтому необходима рациональная организация общеобразовательного и профессионального образования молодежи, согласованного как с развитием национальной экономики, так и с мировыми тенденциями на рынке труда.

В последнее время все большее число молодых людей считает получение полноценного образования необходимым условием достижения желаемого социального статуса и более высокого материального положения, определенной гарантией от безработицы. Профессиональное обучение становится важнейшим элементом инфраструктуры рынка труда, который поддерживает качественно сбалансированный спрос и предложение труда, во многом определяет эффективность мер по реализации молодежной политик занятости. Вот почему при сокращении подготовки квалифицированных кадров в ПТУ и средних специальных учебных заведениях прием студентов в вузы из года в год увеличивается. По мере развития рыночных отношений и конкуренции, ускорения перестройки отраслевой структуры занятости ценность общеобразовательной и социальной подготовки работника неизбежно возрастет. Это будет способствовать увеличению занятости молодежи на учебе.

Мировой и отечественный опыт подтверждают устойчивую тенденцию роста продолжительности обучения молодежи и более позднего вступления в активную трудовую деятельность. Одновременно изменяются и требования нанимателей к рабочей силе. От тактики быстрой максимизации сиюминутной прибыли предприниматели переходят к долговременной стратегии получения устойчивых доходов в условиях конкуренции, поэтому в перспективе у них появится потребность в расширении найма молодой рабочей силы. В противоположном направлении будет действовать фактор роста цены рабочей силы и, в особенности, профессионально подготовленной. Поэтому уровень занятости среди молодежи будет зависеть от общей ситуации на рынке труда. Тем не менее, он будет увеличиваться, хотя, очевидно, и меньшими темпами, чем у зрелых работников.

В 2000 г. была разработана «Межведомственная программа содействия трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования», утвержденная руководителями Министерства образования и Министерства труда и социального развития Российской Федерации. Основной целью Программы провозглашалось создание системы содействия трудоустройству выпускников профессиональных образовательных учреждений и адаптации их к рынку труда.

Для достижения целей Программы предусматривалось, в частности:

– создать в системе образования службу профессиональной ориентации, помогающую в выборе специальности, образовательного учреждения, сферы деятельности, соответствующих личностным особенностям;

– создать систему информирования абитуриентов, обучающихся, выпускников учреждений профессионального образования и работодателей необходимыми данными о рынках труда и образовательных услуг;

– сформировать в системе профессионального образования сеть региональных и вузовских центров, занимающихся вопросами содействия трудоустройству обучающихся и выпускников учреждений профессионального образования;

– разработать научно-методическое обеспечение региональных и вузовских центров содействия трудоустройству молодых специалистов;

– разработать экономический механизм обеспечения функционирования системы содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования.

Однако каждое из созданных в вузах подразделений начало свою работу по собственному усмотрению. В основном их усилия были сосредоточены на двух направлениях: на осуществлении мониторинга поведения выпускников в плане самостоятельного трудоустройства и на разработке организационно-методических документов по работе со студентами в плане содействия их занятости после окончания вуза.

Социальная политика и социальная работа в условиях России идеологически во многом согласуются с общемировыми тенденциями, однако, естественно, существует специфика, обусловленная рядом социокультурных и экономических факторов.

Одной из основных проблем проведения государственной политики является ее психологическое восприятие и сведение ее к чисто затратной, распределительной, не стимулирующей молодых людей к самообеспечению, новым видам производительной и творческой деятельности.

Другой проблемой является сохранившийся ведомственный подход к молодому человеку, когда с точкой зрения государственных органов он не рассматривается в комплексе своих проблем, потенций, взглядов, среды, а фигурирует как «учащийся», «пациент», «военнообязанный», «нуждающийся в пособии», «правонарушитель» и т.д., к которому эти органы зачастую применяют взаимоисключающие меры.

 

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...