Методы психологической активизации мышления
Стр 1 из 5Следующая ⇒ ТЕМА 1: Первый этап работы над проектом. Поиск или формулирование проблемы Цель – познакомить с методами генерации идей и их оценкой Проект – это одноразовая, не повторяющаяся деятельность или совокупность действий, в результате которых за определенное время достигаются четко поставленные цели. Исследовательские проекты -по своему характеру напоминают научное исследование, подчиняются его логике и включают в себя: определение актуальности и степени разработанности проблемы, объекта и предмета, цели исследования, гипотезы, задачи, методологии и методики изучения проблемы; сбор и анализ информации, проведение эксперимента, разработку практических рекомендаций и т.д. Этапы работы над проектом Организацию работы над проектом в сжатом виде можно разбить на семь этапов: 1. Этап 1-й, поиск или формулирование проблемы, которую необходимо решить. 2. Этап 2-й, организация групп для работы над проектом. 3. Этап 3-й, планирование работы над проектом. На данном этапе определяются: · возможные источники информации; · способы сбора и анализа информации; · способы представления результатов (отчет, конкретный продукт и т.д.); · критерии оценки продукта; · обязанности участников проектной группы. 4. Этап 4-й, поиск и сбор информации. На этом этапе организуется исследовательская деятельность студентов в соответствии с планом. Основное требование – наличие разнообразных источников информации, использование различных методов ее получения (изучение литературы, анкеты, интервью, опросы, наблюдения, чтение и анализ информации, эксперимент и т.д.). 5. Этап 5-й, анализ информации. На этом этапе осуществляется совместное обсуждение полученных исходных материалов, разработка проекта.
6. Этап 6-й, оформление и представление проекта. Способы оформления результатов учебного проектирования зависят от его вида и могут быть разными: письменный отчет, издание практических рекомендаций (компьютерный вариант), изготовление макета, технического устройства и т.д. 7. Этап 7-й, анализ и оценка результатов работы над проектом. Данный этап обязательно должен включать в себя: · групповую рефлексию авторов проекта, самоанализ процесса и результата своей деятельности; · анализ и оценку качества проекта другими студентами, экспертами, преподавателем. Первый этап работы над ПРОЕКТОМ – генерация идей.
Существует множество методов поиска идей. С некоторой степенью условности их можно разделить на три группы: 1. Методы психологической активизации мышления. 2. Методы систематизированного поиска. 3. Методы направленного поиска. Каждый из методов имеет целью облегчить поиск решения творческой задачи по сравнению, с так называемым, методом "проб и ошибок", которым обычно пользуется человек. Целесообразность применения метода, принадлежащего к той или иной группе, в частности, зависит от сложности решаемой задачи. Для решения сравнительно простых задач целесообразно использовать методы, относящиеся к двум первым группам. Методы направленного поиска специально создавались для решения сложных задач и, несмотря на сложность этих методов, их применение в данном случае оказывается оправданным. Применение же методов направленного поиска для простых задач может оказаться нецелесообразным из-за того, что сложность самих методов будет выше сложности решаемой задачи или по причине непригодности этих методов для решения таких задач. Методы психологической активизации мышления Методы психологической активизации творческого мышления направлены на устранение, так называемой психологической инерции мышления, препятствующей нахождению изобретательских решений и новых бизнес идей, мешающей более всестороннему рассмотрению проблемы. Эти методы позволяют значительно увеличить число выдвигаемых идей и повышают производительность этого процесса. Однако, для решения сложных изобретательских и нестандартных бизнес задач, в основе которых заложены противоречия, эти методы малоэффективны.
Наиболее известные методы психологической активизации: · Мозговой штурм · Метод синектики (аналогий) · Метод ассоциаций · Метод фокальных объектов ТРИЗ – область знаний о механизмах развития технических систем и методах решения изобретательских задач. ТРИЗ не является строгой научной теорией, а представляет собой обобщённый опыт изобретательства и изучения законов развития науки и техники. Советский учёный Генрих Саулович Альтшуллер и его коллеги за период с 1946 по 1971 исследовали свыше 40 тысяч патентов и авторских свидетельств, классифицировали решения по 5 уровням изобретательности и выделил 40 стандартных приёмов, используемых изобретателями, впервые ТРИЗ опубликован в 1956 году. Современная ТРИЗ включает в себя несколько школ, развивающих классическую ТРИЗ и добавляющих новые разделы, отсутствующие в классике. Глубоко проработанное техническое ядро ТРИЗ (приёмы, АРИЗ, вепольный анализ) остаётся практически неизменным, и деятельность современных школ направлена в основном на переосмысление, реструктурирование и продвижение ТРИЗ. Теория решения изобретательских задач, применяется для решения практических производственных изобретательских задач, в процессе создания инновационных технологий, повышение эффективности производства и бизнеса. Классическая ТРИЗ является общетехнической версией. Для практического использования в технике необходимо иметь множество специализированных версий ТРИЗ, отличающихся между собой номенклатурой и содержанием информационных фондов. Некоторые крупные корпорации применяют элементы ТРИЗ, адаптированные к своим областям деятельности. В настоящее время отсутствуют специализированные версии ТРИЗ для стимуляции открытий в области наук (физики, химии, биологии и так далее). И это область развития. Большинство успешных компаний активно используют её для совершенствования своих товаров и услуг. Среди них: ABB; Boeing; Siemens; Chrysler; Colgate Palmolive; Delphi; Ford; Gillette; Intel; LG Electronics Inc.; Lucent Technologies, Inc.; Motorola; Nippon Chemi-Con, Japan; Samsung Electronics; Texas Instruments; United Technologies; VLSI Technology Inc.; Western Digital Corporation; Whirlpool; Xerox и другие.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|