Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рекомендации по применению метода фокальных объектов (МФО)




• При выборе свойств надо избегать банальных определений, таких слов как: красивый, жёлтый, треугольный, тяжелый, надежный и т.д. Они подходят почти к любому объекту поэтому, высока вероятность того, что при ассоциировании с фокальным объектом они не дадут интересного сочетания. Можно выбирать свойства, признаки, которые объект проявляет ИНОГДА. Например: трактор - застрявший, ветер - завывающий, лампочка - вспыхнувшая, забор - грязный, покосившийся, кошка - голодная, цветок - дырявый.

• Фокальным объектом может быть как отдельный предмет, вещь, товар или услуга, так и организация в целом или ее отдельные подразделения. При выборе фокального объекта установите цель его усовершенствования - это будет критерием, по которому потом будут отбираться идеи.

• Необходимо выписать все варианты полученных сочетаний, соединив их в читаемое словосочетание. Например, если фокальный объект - будильник, то надо выписать ВСЕ варианты - голодный будильник, покосившийся будильник и т.д. и рассматривать любые ассоциации, которые возникнут.

 

Метод фокальных объектов включает следующие процедуры:

1. определение фокуса ключевого слова (выражения), которое содержит сущность проблемы. Если проблема состоит в поиске новых функций (свойств) технического объекта, фокусом может быть его наименование (например, телевизор, карандаш и др.);

2. выбор случайных имен существительных. При этом проще эти имена случайным образом заимствовать из книг, газет и т. д. Рекомендуется использовать слова, не связанные напрямую с объектом проектирования (например, пластмасса, лампа, космос, волнение и т.д.);

• определение признаков имен существительных из п. 2. в виде имен прилагательных (например, пластмасса - стареющая, легкая; лампа - ультрафиолетовая, люминесцентная; космос - безграничный, вечный). Поскольку целью п. 3 является получение случайных имен прилагательных, то их можно добавлять, "заимствуя" у объектов, не вошедших в п. 2 (например, вкусный, мокрый и т.п.). При этом рекомендуется использовать слова из разных областей: техника, поэзия, фантастика, явления природы, живые объекты. Слова не должны относиться к той же области, что и сам фокальный объект.

3. связывание прилагательных из п. 3 с фокусом из п.1 и поиск по аналогии ассоциативных решений конкретной проблемы (напр., стареющий телевизор - телевизор, меняющий во времени цвет передачи; ультрафиолетовый телевизор - телевизор, который облучает людей ультрафиолетовыми лучами, когда они смотрят передачу);

4. оценка полученных решений с точки зрения новизны и возможности реализации.

Метод фокальных объектов имеет и ряд модификаций:

– вместо прилагательных (п. 3) случайным образом выбираются имена существительные, которые связываются с фокусом (напр., телевизор - стол; телевизор - шариковая ручка);

– вместо прилагательных случайным образом выбираются глаголы (например, рисовать, писать, хранить и т.д.).

Таким образом, метод фокальных объектов базируется на установлении ассоциативным путем, прежде всего, связей между фокусом и случайным словом, которое может определять свойства, назначение или структуру системы или объекта.

Можно расширить метод, если использовать остальные части речи: числительное, местоимение, наречие, предлог, союз, междометие и частица (например, числительное – три телевизора; местоимение – наш телевизор).

Не исключено, что некоторые существующие технические объекты обязаны своим созданием методу фокальных объектов: музыкальная свеча, музыкальный стакан, ароматный будильник, корабль-театр, цилиндрический дом и др.

Метод фокальных объектов может быть полезен и как средство для тренировки и развития фантазии и ассоциативного мышления. Существует ряд компьютерных программ, поддерживающих процедуры случайного ассоциативного поиска для метода фокальных объектов.

 

Пример 1:

Необходимо найти новую нишу на рынке мочалок для душа. Чтобы решить эту задачу мы можем пойти двумя путями:

· Первый, это усовершенствовать те мочалки, которые уже есть на рынке,

· второе, это создать новый уникальный продукт взамен мочалки, но сохраняющий ее главную полезную функцию.

 

Решение задачи о «Мочалке» методом фокальный объектов:

1. Выбираем совершенствуемый объект или явление (прототип, помещаемый в "фокус" - фокальный объект) и цель изменения; Для нас это Мочалка, нужно чтобы мочалка. Необходимо найти новые возможности ее выпуска на рынок.

2. Выбираем несколько случайных объектов (3-5). Например: стул, пароход, расческа, звезда, клубника.

3. Составляем для каждого случайного объекта перечень возможных признаков и свойств.

Таблица 1. Объекты и их свойства.

Стул Пароход Расческа Звезда Клубника
Жесткий С трубой С ворсинками Блестящая Необычная по форме
Кожаный Большой Массажная Яркая С хвостиком
Деревянный Пустой внутри С ручкой Пятиконечная Сладкая
С механизмом С якорем Пластмассовая Морская Сочная

 

4. Генерируем идеи путем присоединения к фокальному объекту признаков случайных объектов.

А) Мочалка пропитанная гелем (сочная) и в форме клубники (необычная по форме)

Б) Мочалка с ворсинками и с ручкой (для удобства мыть спину)

В) Большая мочалка, с механизмом (мочалка по высоте душевой кабинки, которая крутится и моет вас)

5. Оцениваем полученные идеи и отбираем полезные решения.

 

Пример 2:

1) Объект – кастрюля (фокальный объект). Цель - расширение ассортимента выпускаемых на предприятиях кастрюль, повышение спроса на эту продукцию.

2) Случайные объекты: дерево, лампа, кошка, сигарета.

3) Признаки случайных объектов:

Дерево – высокое, зеленое, голое, срубленное, чахлое, железное, хлебное, пробковое, с толстой корой, с корнями, раскидистое, колючее.

Лампа – электрическая, светящаяся, настольная, электронная, разбитая, паяльная, керосиновая, газовая, волшебная, матовая, цветная.

Кошка – живая, игривая, пушистая, сибирская, царапающаяся, голодная, злая, полосатая, нюхающая, мяукающая, дикая, домашняя.

Сигарета – дымящаяся, вредная, с фильтром, с опиумом, смятая, брошенная, отсыревшая, горящая.

4) Присоединяем к кастрюле признаки дерева: высокая кастрюля, хлебная кастрюля, кастрюля с корнями, кастрюля с колючками; лампы: электрическая кастрюля, разбитая кастрюля, волшебная кастрюля, светящаяся кастрюля; кошки:

нюхающая кастрюля, мяукающая кастрюля; сигареты: дымящаяся кастрюля, кастрюля с фильтром.

5) Развиваем полученные идеи: кастрюля с корнями - кастрюля с вделанной в нее теплоизолирующей прокладкой; разбитая кастрюля - кастрюля, разбитая на секции, в которой можно одновременно готовить несколько блюд; нюхающая кастрюля - кастрюля с индикатором, определяющим подгорание пищи; мяукающая кастрюля - подающая сигнал об окончании варки и т.д.

 

Пример 3:

1) Совершенствуемый объект - фонарик.

2) Случайные объекты - очки, валенок, парашют.

3) Характерные свойства или признаки случайных объектов Очки: солнечные, защитные, модные.

Валенки: теплые, мягкие, деревенские.

Парашют: раскрывающийся, цветной, надежный.

4) Новые сочетания

Фонарик солнечный, фонарик защитный, фонарик модный.

Фонарик теплый, фонарик мягкий, фонарик деревенский.

Фонарик раскрывающийся, фонарик цветной, фонарик надежный.

5) Развиваем полученные идеи:

Фонарик с подзарядкой от солнечного света, фонарик с электрошоком, фонарик в виде украшения.

Фонарик плюс обогреватель, фонарик в виде мягкой игрушки, фонарик-маячок для домашних животных.

Фонарик складной, фонарик с цветными фильтрами, фонарик ударопрочный.

 

Практическая работа

1. Разработайте новую конструкцию входной двери (окна, портфеля, компьютера и т.д.) с помощью метода фокальных объектов.

2. В Англии продаются товары для любителей розыгрышей: чайные ложки, которыми можно помешивать лишь холодный чай, так как в горячем они плавятся; зонтики с верхом, тающим под струями первого дождя, так что остается один каркас; авторучки с чернилами, которыми можно «неосторожно» обрызгать костюм или платье, но через несколько минут пятна полностью исчезают.

Предложите свою техническую шутку. Помните, что она должна быть не злой, не пугающей, а, наоборот, вызывающей улыбку и создающей хорошее настроение.

ПРИЛОЖЕНИЕ к занятию 1.

Примечание: во всех интерактивных заданияхстуденты делятся на подгруппы (по 4-5 чел) проводим упражнение. После работы в подгруппе по заданию и генерации вариантов решений задач, группы по очереди представляют свои решения.

Разминки:

Упражнение «Назови число»

Описание упражнения.

Каждый из участников, поочередно выступая в роли водящего, называет любое число от 1 до числа, равного количеству участников в группе. Должно одновременно встать столько человек, какое число названо. Если это удалось, то водящим становится следующий участник, если не удалось — прежний водящий называет новые числа до тех пор, пока задание не будет выполнено.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...