Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологический смысл упражнения.




Обучение координировать совместные действия. Обсуждение. На что ориентировались участники, принимая для себя решения, когда им встать, а когда остаться сидеть?

Упражнение «Скрепки»

Описание упражнения.

Участники делятся на подгруппы по 5-6 человек. У каждого из них в руках по 4 скрепки. Первое задание: как можно быстрее составить из них цепочку (одну на каждую подгруппу, использовав при этом все скрепки). Ведущий фиксирует минимальное и максимальное время, потребовавшееся для этого. Второе задание: как можно

быстрее разобрать цепочку. После этого участникам дается 1 мин для обсуждения, как можно выполнить это задание быстрее, и игра повторяется.

Ведущий опять фиксирует время и сравнивает его с потребовавшимся в первой попытке.

Психологический смысл упражнения.

Упражнение убедительно показывает, что деятельность продуктивнее тогда, когда заранее спланирован способ ее выполнения, некоторое время потрачено на то, чтобы решить, как именно лучше сделать ее. Это касается и деятельности творческой: такой, которая происходит в ситуациях с высокой степенью неопределенности, отсутствия заранее известных способов действия.

Приложение 1 Метод Синектики (аналогий)

Упражнение «Классификации»

Описание упражнения.

Участникам, объединенным в подгруппы по 3-4 человека, дается перечень из 6-8 предметов и предлагается придумать как можно больше различных оснований, по которым возможно классифицировать эти предметы. Задача не в том, чтобы найти наиболее обоснованный критерий их классификации (как в заданиях, входящих в тесты

интеллекта), а в том, чтобы предложить как можно более разнообразные и необычные, но логически непротиворечивые критерии для этого.

Перечни предметов могут быть, например, такими.

Список 1 Список 2 Список 3

Табуретка Лампочка Перстень

Трамвай Огурец Морковь

Желудь Кепка Указка

Мел Труба Молния

Мотоцикл Сыр Корень

Абрикос Весло Календарь

Стакан Носки Блюдо

Улей Медаль Песок

Психологический смысл упражнения.

Тренировка умения выделять оригинальные, неочевидные критерии, которые позволяют найти сходство между различными предметами. Это важно для решения проблем по аналогиям — одного из распространенных способов порождения креативных идей.

Обсуждение.

Какие из предложенных критериев для классификации представляются самыми оригинальными, необычными? В каких жизненных ситуациях важно умение находить неочевидные признаки сходства между различными предметами и явлениями?

 

Упражнение «Кроссенс»

Описание упражнения.

Кроссенс — интеллектуальная игра, в которой участникам дается несколько слов или изображений (обычно 6 или 9, размещенные в таблице 3 x 2 или, З х 3 соответственно) и нужно придумать, как можно объединить любые два соседние.

Например, для работы можно предложить такой набор:

1.Часы 2.Ежедневник 3.Компакт-диск
4. Собака 5. Ролики 6. Гитара

 

Упражнение выполняется в микрогруппах по 2-3 человека или индивидуально, время работы 10-12 мин. Потом участники делятся предложенными решениями.

Когда принцип данной игры понят, участникам предлагается придумать и нарисовать собственный кроссенс (10-15 мин), который потом дается для решения другой подгруппе. Важный момент: при придумывании кроссенса недостаточно только изобразить любые предметы, после чего предложить другим участникам подумать, как они могут быть связаны; обязательно нужно иметь собственный вариант решения. Потом участники озвучивают варианты решений: тот, который удалось найти решавшим каждый кроссенс, и тот, который подразумевался его создателями.

Психологический смысл упражнения.

Отработка умения находить «общее в различном», объединять внешне несходные предметы, находить аналогии между ними. Демонстрация возможности существования разных взглядов на решения одних и тех же творческих задач и невозможности вынести однозначные суждения об их «правильности» или «неправильности».

Обсуждение.

Насколько совпали варианты решений, предложенных создателями кроссенсов (или при решении приведенного автором книги примера выше) с теми, которые удалось найти участникам, решавшим кроссенсы? Если это разные варианты, то можем ли мы судить, какие из них являются верными, а какие — нет? По каким критериям можно оценивать верность/корректность/применимость разных вариантов решения креативных задач?

Вариант решения этого кроссенса:

1-2 (часы — ежедневник): и то и другое помогает нам распоряжаться своим временем.

2-3 (ежедневник — компакт-диск): и то и другое выступает средством сохранения информации.

3-4 (компакт-диск — гитара): могут использоваться для воспроизведения музыки.

4-5 (гитара — ролики): помогают нам организовывать свой досуг.

5-6 (ролики — собака): побуждают своих владельцев чаще бывать на улице.

1-6 (часы — собака): и то и другое может ходить.

2-5 (ежедневник — ролики): кто умеет планировать свои дела, у того найдется время и отдохнуть, покатавшись на роликах.

Разумеется, этот вариант — не единственно возможный. Предложите свои!

Задачи (сделаем раздаточный материал по данным задачам – вышлем отдельно):

- «Метеоприборы»

- «Усовершенствуйте объект»

- «Картошка»

Метод Колумба

Задачи:

- «Часы»

- «Дверь»

Приложение 2 Метод гирлянд ассоциаций и метафор

Упражнение «Ассоциации»

Описание упражнения.

Участникам демонстрируют два предмета и просят выстроить ассоциативную цепочку между ними — подобрать такие слова, которые были бы попарно логически связаны между собой, а все вместе связывали бы эти предметы (см. пример, приведенный после данного упражнения).

Когда принцип построения ассоциативных цепочек участниками освоен, им приводятся два понятия и демонстрируется какой-либо предмет. Сначала их просят построить ассоциативные цепочки, связывающие каждое из этих понятий с продемонстрированным предметом, а потом еще одну, связывающую эти понятия между собой напрямую.

Таким образом, выстраивается своего рода «ассоциативный треугольник», в котором все связано со всем.

Упражнение обычно выполняется в подгруппах по 3-4 человека, хотя возможна и индивидуальная работа. Время работы: 4-5 мин на каждое задание. Потом участники озвучивают получившиеся у них ассоциативные цепочки.

Психологический смысл упражнения.

Тренировка ассоциативного мышления, поиск неожиданных взаимосвязей предметов, явлений, понятий.

Обсуждение.

Какие из выдвинутых ассоциаций запомнились, показались наиболее яркими, необычными, интересными? Были ли сложности при выполнении упражнения; если да, то с чем они связаны? В каких жизненных ситуациях важно уметь находить ассоциации между различными словами, предметами, явлениями? Как еще можно развивать это умение, кроме построения ассоциативных цепочек?

Пример.

1. Допустим, продемонстрированы калькулятор и спичечный коробок.

Ассоциативная цепочка может выглядеть, например, так: «калькулятор — электричество — замыкание — пожар — спички», или так: «калькулятор — микроэлектроника — полупроводник — физика — химия — окисление — горение — спички».

2. Допустим, названы имеющие непосредственное отношение к содержанию тренинга понятия «творчество» и «общение», а в качестве предмета продемонстрирована банка из-под пепси. Ассоциативные цепочки могут выглядеть, например, так: «Творчество — активность — кофеин — тонизирующий напиток — пепси»; «Общение — досуг — застолье — пепси»; «Творчество — театр — труппа — коллектив — общение».

Занятие – 11 марта

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...