Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мораль в системе социальной регуляции




 

Необходимость социального регулирования - главный источник возникновения и формирования морали и права. Общее и особенное в морали и праве. Оценочный характер морали и права. Критерии моральной и правовой оценки. Нравственные основы права. Значение моральной санкции для принятия и закрепления норм права. Мораль как ценностный критерий права. Нравственное содержание принципиальных положений основных подразделений права.

Общее в морали и праве:

форма общественного сознания;

развиваются на едином фундаменте общечеловеческих ценностей;

совпадение сфер моральных и правовых отношений;

единые цели, задачи, требования моральных и правовых отношений;

регулятивная функция человеческого поведения в обществе - главная;

являются совокупностью норм, регулирующих общественное поведение;

обязательность соблюдения норм и принципов морали и права.

Различное в морали и праве

Мораль Право
Нормы носят неписаный характер и фиксируются в обычаях и традициях Нормы носят формально определенный характер и закрепляются в официальных документах
Нормы складываются стихийно Нормы устанавливаются государством
Механизм обеспечения - общественное мнение Механизм обеспечения - властные санкции государства
Предусматривает широкую свободу выбора Свобода выбора жестко ограничена рамками нормативных документов

 

Законность, общественный порядок и сознательная дисциплина - неотъемлемые черты правового государства. Взаимосвязь моральной и правовой сторон общественного порядка.

Уважение к закону - необходимое свойство нравственно развитой личности. Взаимосвязь моральной и правовой сторон общественного порядка.

Моральные аспекты правоохранительной деятельности. Влияние правовой системы на состояние нравственности в обществе. Обеспечение прав и свобод личности как юридическая и моральная обязанность работников правоохранительных органов.

Соотношение моральных, правовых и организационно-технических норм в деятельности сотрудников правоохранительных органов.

Основные нравственные требования к профессиональной деятельности сотрудников правоохранительной системы: идейная убежденность, личная дисциплинированность, законность, постоянное совершенствование профессиональных знаний, умений, навыков и др.

Мораль и политика - две автономные сферы: основные положения в защиту этой позиции. О единстве морали и политики. Аргументы в пользу единства морали и политики

 


Категория долга в жизнедеятельности ОВД

Особенности профессионального долга и морали сотрудников правоохранительных органов

 

Нормы профессиональной морали сотрудников ОВД в сравнении с нормами обычной морали имеют ряд особенностей. Выделим главные из них:

а) нормы профессиональной морали сотрудников ОВД имеют институционально-внеинституциональный характер. Это значит, что ряд норм профессиональной морали сотрудников ОВД закреплен в действующем международном и отечественном законодательстве, а другой ряд норм существует как неписаные правила межличностного общения и профессиональной деятельности сотрудников милиции;

б) нормы профессиональной морали сотрудников ОВД предусматривают возможность применения физической силы, спецсредств и огнестрельного оружия в оговоренных законом случаях;

В) за соблюдением норм профессиональной морали ведется строгий контроль со стороны служб собственной безопасности, общественного мнения и СМИ.

Следует провести различие между понятиями правовой морали и деонтологией. Деонтология (в переводе с греческого «учение о долге») - это представление о правильном, достойном, должном поведении сотрудников правоохранительных органов. Такие представления и правила должного поведения закреплены в «Кодексе чести рядового и начальствующего состава Российской Федерации», который составлен в соответствии с международным «Кодексом поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка» (принят в 1979 г.).

Свои деонтологические кодексы имеют и другие профессиональные группы, в том числе и преступные группировки. Тогда как профессиональная мораль сотрудников ОВД (шире - правовая мораль) фиксирует не сферу должного, но реально существующего профессионального общения сотрудников милиции с различными категориями граждан с его неписаными правилами, проблемами, противоречиями. Ценность понятия правовой морали - в его методологичности, в том, что это понятие является инструментом анализа нравственной составляющей профессиональной деятельности и профессионального общения сотрудников ОВД.

Профессиональная деятельность сотрудников ОВД. Здесь повсеместно действуют стихийно сложившиеся в рамках традиций отечественного правосознания, неинституциональные, неписаные нормы профессиональной морали. Примером нигилистической нравственно-правовой нормы является прекращение уголовного дела на стадии предварительного расследования без законных оснований вследствие получения сотрудником ОВД взятки или предоставление за взятку внеочередного свидания заключенного с родственниками или иными лицами (именно таких сотрудников милиции презрительно называют «ментами»). Либеральной нравственно-правовой нормой является стремление сотрудников милиции в здоровых коллективах ответственно выполнять свой профессиональный долг в самых сложных и непредсказуемых ситуациях. И, наконец, примером неписаной нормы профессиональной морали, идущей от этатистской традиции, является действующее во многих коллективах ОВД правило «начальник всегда прав». Отметим также, что неинституциональные нормы правовой морали незыблемы, они регулируют профессиональную деятельность и профессиональное общение сотрудников милиции порой сильнее самих законов.

Для наших целей наибольший интерес представляет «Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка», так как в восьми статьях этого документа и комментариях к ним закреплены основные нравственно-правовые нормы, регулирующие профессиональную деятельность и профессиональное общение сотрудников правоохранительных органов. Этот документ можно рассматривать как международный кодекс профессиональной морали сотрудников внутренних служб.

Важнейшими принципами профессиональной морали сотрудников органов внутренних дел, в соответствии с которыми должна строиться деятельность полиции, являются гуманизм, законность, справедливость, имеющие особую значимость наряду с другими общечеловеческими принципами.

Гуманизм означает человечность, любовь к людям, защиту достоинства людей, уважение их права на счастье.

По своему содержанию понятия «гуманность» и «антигуманность» часто выступают как синонимы понятий «добро» и «зло».

Нравственное содержание принципа гуманизма выражается в целом ряде норм и требований морали. Основными из них являются:

понимание человека как высшей ценности;

защита прав и достоинства человека;

уважение к старшим и младшим, к мужчине и женщине, к людям всех национальностей;

непримиримость ко всем формам унижения человеческой личности;

чуткость, отзывчивость на чужую беду, готовность к самопожертвованию;

честность, прямота в оценке человека, доброжелательная критика и др.

Важнейшим принципом профессиональной морали является принцип законности. Строжайшее соблюдение и правильное применение законов имеет не только правовое, но и нравственное значение. Вся деятельность полиции носит нормативный характер, т.к. ее цели, задачи, средства, методы и формы регламентированы Законом «О полиции», различными правовыми кодексами, уставами, Присягой, приказами, инструкциями и наставлениями.

Право, а значит, и законность неразрывно связаны со справедливостью. «Правое» слово, решение, дело воспринимаются как проявление справедливости, а «бесправие», «беззаконие» - как несправедливость.

Справедливость означает соответствие между практической деятельностью людей, социальных групп и их социальным положением, между их трудом и вознаграждением, заслугами и их признанием, правонарушением и ответственностью.

Принцип справедливости требует, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию, и ни один невиновный не был бы осужден. Одно из важнейших проявлений справедливости - соответствие между целями и средствами, выбранными для их достижения.

Для сотрудников органов внутренних дел этот принцип является их профессиональным требованием, правовой нормой. Человек, стоящий на страже закона, не имеет не только морального, но уже и профессионального права быть несправедливым.

Гуманизм, справедливость, законность, защита достоинства человека - это основные принципы, на которых основываются ключевые международные и отечественные документы. 19 ноября 1993 года был утвержден приказом министра внутренних дел России Кодекс чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации.

В основе данного документа лежат две идеи. Первая заключается в ответственности сотрудника правоохранительных органов за защиту прав и свобод, жизни и здоровья личности, независимо от ее социального, экономического и любого другого положения в обществе. При этом сотрудник, будучи государственным служащим, наделенным властью, должен относиться к человеку как к высшей ценности, гуманно, великодушно и милосердно.

Вторая - в требовательности к себе, в формировании у себя потребности в постоянном самосовершенствовании и понимании того факта, что по одному сотруднику оценивают деятельность всей структуры ОВД.

Для более детального раскрытия сущности Кодекса чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации необходимо рассмотреть его целиком.

Гражданин Российской Федерации, избравший профессию сотрудника органов внутренних дел, возлагает на себя ответственную обязанность следовать требованиям Присяги, служебного долга, дорожить честью представителя государственной власти, соблюдать высоконравственные нормы поведения.

Право на доверие и поддержку граждан, сослуживцев и всего народа дают сотруднику органов внутренних дел его профессиональная честь, личное достоинство, порядочность, признанная окружающими его высокая репутация, заслуженное делами доброе имя.

Мы кратко раскроем содержание каждой из 8 его статей.        

В ст. 1 говорится о профессиональном долге должностных лиц по поддержанию правопорядка и высокой степени их ответственности, при этом долг определяется как служение общине и защита всех лиц от противоправных актов. Ст. 2 говорит о необходимости для должностных лиц по поддержанию правопорядка при выполнении своих служебных обязанностей уважать и защищать человеческое достоинство и права человека по отношению ко всем лицам. В ст. 3 определена норма применения силы должностными лицами по поддержанию правопорядка. Сила может применяться лишь в случае крайней необходимости и только в той мере, какая требуется для выполнения профессионального долга. Ст. 4 закрепляет норму о сохранении в тайне сведений конфиденциального характера, которые получают сотрудники правоохранительных органов при исполнении служебных обязанностей. В ст. 5 утверждается норма, согласно которой недопустимы осуществление, терпимое отношение или подстрекательство к пыткам или жестоким, бесчеловечным, унижающим достоинство видам обращения и наказания. При этом «ни одно должностное лицо по поддержанию правопорядка не может ссылаться на распоряжение вышестоящих лиц или такие исключительные обстоятельства, как состояние войны или угроза войны, угроза национальной безопасности, внутренняя политическая нестабильность или любое другое чрезвычайное положение для оправдания пыток или других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания» В ст. 6 закреплена норма об обеспечении охраны здоровья задержанных лиц, в случае необходимости оказания им медицинской помощи. Норма, закрепленная в ст. 7, запрещает должностным лицам по поддержанию правопорядка совершать какие-либо акты коррупции, она также предписывает всемерно препятствовать таким актам и бороться с ними. И, наконец, ст. 8 «Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка» говорит об уважении сотрудниками правоохранительных органов закона и настоящего кодекса.    

-я группа нравственно-правовых норм определяет отношения сотрудников правоохранительных органов к различным категориям граждан, прежде всего, к подвергнувшимся пыткам, заключенным под стражу и отбывающим наказание в виде лишения своб1оды. Основными международными документами, в которых закреплены нравственно-правовые нормы данного вида, являются: «Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания» (принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1984 г.), «Минимальные стандартные правила обращения с заключенными» (одобрены Экономическим и Социальным Советом ООН резолюциями от 31 июля 1957 г. и 13 мая 1977 г.), «Основные принципы обращения с заключенными» (приняты резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1990 г.), а также «Свод принципов защиты всех лиц, подвергающихся задержанию или заключению в какой бы то ни было форме» (утвержден резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1988 г.). Согласно данным нормативным актам сотрудники правоохранительных органов в обращении с указанными категориями граждан должны уважать их права, избегать всего того, что может нанести ущерб их жизни, здоровью и достоинству, а также «прививать им (заключенным.) желание подчиняться законам и обеспечивать свое существование после освобождения».

Выделенные три группы нравственно-правовых норм в международных документах составляют международные стандарты. Международные стандарты представляют собой «обязательный для государств - членов ООН или рекомендуемый для них нормативный минимум правового статуса личности, включая юридическую защиту и соответствующие правомочия и обязанности государственных органов и должностных лиц». Логично теперь будет кратко рассмотреть вопрос о соотношении нравственно-правовых норм в международном и отечественном законодательстве.    Кодекс Чести1954 г.

Моральный кодекс можно навязать. Нравы - это те вещи, которые делают возможным существование общества. Они жестко согласованы, охраняются кодексами поведения этого общества. Если бы одитор вопиюще и постоянно нарушал Кодекс Одитора или Кодекс Саентолога, то другие одиторы имели бы полное право требовать, также и посредством воздействия МАСХ, приостановки или аннулирования сертификатов или отмены членства, или того и другого. Однако никакие подобные действия невозможны с Кодексом Чести. Человек может постоянно и явно пренебрегать Кодекс Чести и не испытывать ничего больше чем, возможно, легкое презрение или жалости со стороны его товарищей.

Кодекс Чести ясно устанавливает состояния приемлемого товарищества среди тех, кто борется на одной стороне против того, что, как они полагают, должно быть исправлено. Хотя тот, кто практикует принцип «единственного», верит, что иметь борьбу или состязание возможно только до тех пор, пока он остается «единственным» и конфронтирует, как такая единственная личность, все существующее, жизнь без друзей или соратников не очень реальна. Среди этих друзей и братьев по оружию его приемлемость и ценность довольно хорошо устанавливается его приверженностью такой вещи как Кодекс Чести. Любой, кто соблюдает Кодекс Чести, поддерживает хорошее мнение о своих товарищах, что гораздо важнее, чем заставлять своих товарищей поддерживать хорошее мнение о нем.  

Благодаря вступлению Российской Федерации в Совет Европы начался процесс сближения международного и национального законодательств. Этот процесс касается и правоприменительной деятельности. Российские граждане получили возможность обращаться в Европейский суд по правам человека по поводу нарушения своих прав человека и гражданина. В настоящее время Европейский суд еще не рассмотрел ни одной жалобы российских граждан, однако число поданных жалоб перешло за несколько тысяч. И несмотря на сложный фильтрационный механизм, приемлемыми для рассмотрения на заседаниях суда уже признано более 50 исков от российских граждан. «Несомненно, что принятые судом решения по российским делам будут иметь огромное значение для развития системы правосудия в нашей стране. Представляется, что если российские судьи уже сегодня начнут сверять свои решения с многочисленными прецедентами, созданными в Страсбургском суде, уровень и качество правосудия в Российской Федерации возрасту 

Сегодня в рамках отмеченных процессов существует два основных принципа соотношения нравственно-правовых норм в международных и внутригосударственных нормативно-правовых актах.    


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...