Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие про мышление. Виды и формы мышления.




План лекции

  1. Понятие про мышление. Виды и формы мышления;
  2. Мыслительные действия и операции;
  3. Память, ее функции;
  4. Виды памяти и критерии их выделения;
  5. Забывание и его причины;

 

Понятие про мышление. Виды и формы мышления.

Мышление — самый сложный из процессов по­знания. Дать исчерпывающее определение мышлению, ограничив его единственным предложением, практически невозможно. Однако мышление можно описать с разных сто­рон, использовав для этого несколько предложений.

Мышление — это процесс решения задач, где под за­дачей понимается цель, которую можно достичь путем пре­образования заданных условий.

Мышление — это познание окружающей действительности в тех ее свойствах, которые непосредственно, с помо­щью органов чувств не воспринимаются человеком (на­пример, познание структуры микромира или химического состава вещества).

Мышление — это обобщенное познание человеком действительности, т.е. получение знаний о ней в форме понятий и идей (в отличие от ее конкретного познания через непосредственное восприятие с помощью органов чувств).

Мышление — это опосредствованное познание мира, т.е. получение знаний о нем при помощи специальных средств: логики мышления, инструментов, приборов, ма­шин и т.п.

Мышление в его абстрактном выражении — это движе­ние идей, раскрывающее суть вещей. Итогом мышления как процесса является не образ, а некоторая мысль или идея.

Мышление — это особого рода теоретическая и практи­ческая деятельность, предполагающая систему включенных в нее умственных и практических действий и операций ори­ентировочно-исследовательского, преобразовательного и познавательного характера.

Из приведенного выше определения мышления следует, что у человека имеется множество разных видов мышления. Их, в свою очередь, можно выделять и делить по следующим ос­нованиям:

• продукту;

• характеру действий, с помощью которых мышление реализуется как познавательный процесс;

• использованию логики;

• типу решаемых задач;

• уровню развития и по ряду других признаков.

По продукту мышление можно разделить на теоретиче­ское и практическое, творческое и нетворческое. Теорети­ческое — это мышление, с помощью которого одни знания выводятся из других знаний путем оперирования понятия­ми, в содержании которых эти знания представлены. Ре­зультатом теоретического мышления может стать определе­ние понятия, формулирование и доказательство гипотезы путем рассуждений в уме, предложение и обоснование тео­рии) объясняющей определенную совокупность фактов или явлений. Практическое — это мышление, предполагающее реальные действия человека с материальными предметами. В таком мышлении человек ставит и решает практические задачи, в число которых входят многие задачи, за исключе­нием тех, которые решаются при помощи теоретического мышления. Творческое мышление (его иногда называют про­дуктивным) — это мышление, в результате которого человек получает новые знания, придумывает или создает нечто та­кое, что До него никто еще не придумал и не создал. Нетворческое (репродуктивное).— это мышление, открывающее для человека уже известные знания.

По характеру действий, включенных в процесс мышле­ния, выделяются следующие его виды: мышление, совершаемое в уме (с помощью действий с образами или понятия­ми), и мышление, совершаемое с помощью практических действий.

По использованию логики мышление делится на логи­ческое и интуитивное. Логическое — это развернутое, стро­го последовательное мышление, в ходе которого человек неоднократно обращается к использованию логических операций и умозаключений, причем ход этого мышления можно проследить с начала и до конца и проверить его пра­вильность, соотнося с известными требованиями логики. Интуитивным называют мышление, в котором человек в поиске истины или на пути к намеченной цели руковод­ствуется не логикой, а тем, что называют здравым смыс­лом. Основу здравого смысла составляет особого рода чув­ство, подсказывающее человеку, что он на правильном пути.

По типу решаемых задач мышление можно разделить на виды, руководствуясь, в свою очередь, теми формами деятельности, в которых возникают соответствующие задачи. Так, например, можно выделить математическое, техниче­ское, физическое, химическое, психологическое и множе­ство других подобных видов мышления. Их специфика заключается в том, что для решения соответствующих за­дач человеку необходимо хорошо ориентироваться в дан­ной области профессиональной деятельности.

По уровню развития (генезису, последовательности по­явления в процессе интеллектуального развития человека) различают следующие виды мышления: наглядно-дей­ственное, наглядно-образное и словесно-логическое.

Наглядно-действенное — это простейший вид мышле­ния, который полностью сводится к действиям (манипуля­циям) с предметами в наглядно воспринимаемой ситуации. Данный вид мышления свойствен не только человеку, но и высшим животным, а у людей он встречается у детей ран­него возраста, от одного года до трех лет. Наглядно-дей­ственным называют мышление, в котором задачи решают­ся с помощью действий с образами предметов в наглядно воспринимаемой ситуации. Предполагается, что человек воспринимает соответствующие предметы в данный мо­мент времени, но, решая задачу, действует не с ними, а с образами соответствующих предметов, т.е. фактически в уме. Этот вид мышления встречается у детей в возрасте от трех до пяти лет, а далее сменяется более развитым, сло­весно-логическим мышлением. В свою очередь, словесно-логическим называют такой вид мышления, в котором зада­чи решаются в уме с помощью действий с понятиями по законам логики. Первые признаки наличия такого мышле­ния отмечаются у детей в возрасте около пяти лет, однако полного развития данный вид мышления достигает лишь к подростковому возрасту, продолжая совершенствоваться и дальше, особенно у людей умственного труда1.

Все перечисленные виды мышления у человека сосуще­ствуют, могут участвовать в одной и той же деятельности. В зависимости от ее характера и конечной цели в мышле­нии человека, связанном с данной деятельностью, может преобладать тот или иной вид мышления.

 

Кроме рассмотренных видов мышления имеются и процессы мышления, которые в логике называют его формами. К ним относятся суждение, умозаключе­ние, определение понятий, индукция, дедукция. Сужде­ние — это высказывание, содержащее в себе определенную мысль. Умозаключение представляет собой серию логиче­ски связанных высказываний, из которых выводится новое знание. Определение понятий рассматривается как сужде­ние о некотором классе предметов (явлений), выделяющее их наиболее общие признаки. Индукция и дедукция — это способы производства умозаключений, отражающие на­правленность мысли от частного к общему и наоборот. Ин­дукция предполагает вывод общего суждения из частных посылок, а дедукция — вывод частного суждения из общей посылки.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...