Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виды памяти; критерии их выделения.




Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след в его сознании и под­ сознании, сохраняются, закрепляются, а при необходимости воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. Они включают в себя запоминание, сохранение, воспроизведе ние, узнавание и забывание.

Память имеется у всех живых существ, однако наиболее высокого уровня развития она достигает у человека. У животных есть только два вида памяти: генетическая и меха­ническая. Первая проявляется в передаче генетическим путем из поколения в поколение жизненно необходимых, биологических и поведенческих свойств. Вторая выступает в форме способности к научению, т.е. к приобретению жиз­ненного опыта, который иначе, как в самом организме, ниг­де сохраняться не может и исчезает вместе с уходом со­ответствующего животного из жизни.

У человека существует много разных видов.и, соответ­ственно, несколько оснований для классификации памяти. Одно из этих оснований — деление видов памяти по време­ни сохранения материала, другое — по преобладающему в процессах памяти органу чувств, третье — по использова­нию мнемотехнических средств, четвертое — по участию воли в процессах памяти, пятое — по участию мышления в процессах памяти. Рассмотрим виды памяти, входящие в состав указанных групп.

В классификации видов памяти по первому критерию выделяют мгновенную (иконическую), кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память. При делении видов памяти по второму критерию различа­ют зрительную, слуховую, двигательную, осязательную, обонятельную, вкусовую и другие виды памяти1. По тре­тьему критерию выделяются непосредственная и опосред­ствованная память. Четвертый критерий дает основание для выделения произвольной и непроизвольной памяти. В соответствии с пятым критерием выделяются и отдельно рассматриваются два вида памяти: механическая и логи­ческая. Дадим определения каждому из названных видов памяти.

Мгновенной, или иконической, называют самую короткую по времени сохранения информации память, способную удерживать точную и полную картину воспринимаемого органами чувств лишь в момент восприятия2.

Кратковременная память также представляет собой способ сохранения информации в течение сравнительно короткого времени, но намного большего, чем в иконической памяти. Кратковременной называют такую память, которая способна сохранять информацию на протяжении 15-30 с после прекращения ее восприятия человеком.

Кратковременную память дополнительно характеризует такой показатель, как ее объем. Это максимальное количе­ство единиц информации (слов, цифр, изображений и т.п.), которое человек в состоянии точно воспроизвести, спустя несколько десятков секунд после запоминания. Данный объем численно равен от 5 до 9 единиц информа­ции (число Миллера). Кратковременная память связана с сознанием челове­ка. Из иконической памяти в нее попадает только та ин­формация, которая осознается, соотносится с актуальными интересами и потребностями человека, привлекает к себе его повышенное внимание в данный момент времени. Объем кратковременной памяти человека Индивидуален.

С особенностями кратковременной памяти, обусловлен­ными ограниченностью ее объема, связано такое свойство, как замещение. Оно проявляется в том, что при переполне­нии индивидуально ограниченного объема кратковременной памяти человека вновь поступающая информация частично вытесняет хранящуюся там информацию; и последняя без­возвратно исчезает, забывается, не попадает в долговремен­ное хранилище памяти.

Кратковременная память играет большую роль в жизни человека. Благодаря ей человеком перерабатывается боль­шой объем информации, из которой отсеивается ненужная и остается только потенциально полезная. Вследствие это­го не происходит информационной перегрузки оператив­ной и долговременной памяти излишними сведениями, экономится время человека и его энергия, которые тратят­ся на запоминание. Кратковременная память имеет боль-" шое значение для организации мышления. Материалом мышления, как правило, становятся факты, находящиеся или в кратковременной, или в близкой к ней по своим ха­рактеристикам оперативной памяти.

Без хорошей кратковременной памяти невозможно и нормальное функционирование долговременной памяти. В последнюю может проникнуть и отложиться в ней лишь то, что когда-то уже было в кратковременной памяти.

Оперативной называют память, рассчитанную на сохра­нение информации в течение заранее определённого, изве­стного срока времени, с последующим забыванием соответ­ствующей информации. Этот срок зависит от задачи, для решения которой требуется информация, хранящаяся в оперативной памяти и может варьироваться в широких пределах — от нескольких минут до нескольких дней.

Долговременная — это память, способная хранить ин­формацию в течение длительного, практически не ограни­ченного срока (этот срок ограничен только временем жиз­ни человека). Информация, оказавшаяся в хранилище долговременной памяти, может воспроизводиться челове­ком сколько угодно раз, причем без ее забывания. Более того, многократное и систематическое использование (вос­произведение) данной информации только упрочивает ее следы в долговременной памяти.

Долговременная память человека обычно начинает ра­ботать не сразу после того, как он воспринял новый мате­риал, а спустя некоторое время, необходимое для того, что­бы человек мог перевести вновь воспринятый материал из кратковременной в оперативную и далее в долговремен­ную память. Кроме того, необходимо время для переключе­ния внимания и внутренней психической активности чело­века с процесса восприятия на процессы запоминания и воспроизведения. Запоминание и воспроизтведение инфор­мации одновременно происходить не могут, поскольку эти два процесса несовместимы друг с другом, и противоположны друг другу по использу­емым в них психофизиологическим процессам, связанным с памятью.

В генетической памяти информация хранится в геноти­пе, передается и воспроизводится по наследству, автомати­чески, в следующих поколениях.

Рассмотрим теперь виды памяти, выделяемые по второ­му критерию — органу чувств, с которым связаны процес­сы памяти. Зрительная память включает в себя процессы сохранения и воспроизведения информации в виде зрительных образов.

Поскольку орган зрения является для человека веду­щим органом чувств, большую часть информации в своей жизни он воспринимает и запоминает именно через зрение.

Слуховой называют память, связанную с запоминанием и точным воспроизведением разнообразных звуков, напри­мер музыкальных или речевых. Особую разно­видность слуховой памяти представляет словесно-логиче­ская память, в которой запоминание на слух теснейшим об­разом связано с запоминанием материала по смыслу.

Двигательная память связана с запоминанием и вос­произведением с достаточной степенью точности разно­образных движений. Этот вид памяти помогает в форми­ровании двигательных, в том числе трудовых, спортивных и иных умений и навыков/, Совершенствование ручных движений человека обусловлено именно с данным видом памяти. Юна же принимает участие в функционировании устной и письменной речи (движения рук при письме и голосовых связок при говорении). Отдельно от других видов памяти данный вид памяти работает сравнительно редко; гораздо чаще он сочетается с такими видами памя­ти, как зрительная или слуховая.

Осязательная память — это память на ощущения, полу­чаемые с поверхности кожи. К разновидностям осязатель­ной памяти относится и память на образы, создаваемые в результате ощупывания предметов. Этот вид памяти, рабо­тая вместе со зрительной памятью, позволяет формиро­ваться правильному восприятию пространства. Для людей, лишеных зрения, осязательная память в какой-то степени заменяет им работу зрительного анализатора.

Обонятельной называют память на запахи. В элементар­ной форме эта разновидность памяти, имеется у человека с рождения. Однако, когда человек в своей жизни сталкивает­ся с новыми, не знакомыми для него запахами, обонятельная память начинает работать активно и развивается дальше. Между людьми имеются большие индивидуальные разли­чия по развитию у них памяти на запахи. Имеются некоторые данные о том, что у женщин соответствующий вид памяти развит лучше, чем у мужчин.

Вкусовую память можно определить как память на вку­совые ощущения. Так же как обонятельная память, она в своей основе является врожденной (имеется в виду память на простейшие вкусы типа сладкого, горького, кислого или соленого). Что касается множества других; более сложных вкусовых ощущений, которые в процессе своей жизни по­лучает человек, то связанная с ними память образуется прижизненно. Вкусовая и обоня­тельная память часто работают так же согласованно, как зрительная и двигательная память.

Эмоциональную память можно определить как память на разнообразные приятные и неприятные эмоциональные (чув­ственные) переживания. На эмоциональной памяти, напри­мер, основана прочность запоминания любого материала: то, что у человека вызывает эмоциональную реакцию, запомина­ется, им лучше, чем то, что такой реакции не вызывает.

Произвольная память отличается тем, что при ее ис­пользовании процессы запоминания или воспроизведения материала происходят на сознательной, волевой основе. Более того, для активизации этих процессов человеку не­редко приходится прилагать определенные усилия и вклю­чать в соответствующие процессы свое мышление.

Однако не только произвольная, но и непроизвольная память играет в жизни людей большую роль, особенно в детстве, когда ребенок еще не способен с помощью воли управлять своими мнемическими процессами. При исполь­зовании непроизвольной памяти запоминание, сохранение или воспроизведение материала происходят как бы сами собой, помимо желания и воли человека. Это не означает, что непроизвольная память человека функционирует толь­ко на случайной основе и человек бессистемно запоминает то, на что обращено его внимание. Человек обращает вни­мание, запоминает или воспроизводит с помощью непроиз­вольной памяти в основном только то, что так или иначе связано с его потребностями.

Непосредственная память — это память, связанная с включением процессов памяти при прямом, непосред­ственном воздействии того, что запоминается на органы чувств человека. Запоминание или из­влечение материала из такой памяти не предполагает использование каких-либо дополнительных, мнемотехни­ческих средств (кроме, естественно, ассоциаций — связей между элементами запоминаемого или хранящегося в па­мяти человека материала). Наибольшая нагрузка в жизни человека падает именно на данный вид памяти, поскольку в ней потенциально может оказаться любая информация, в данный момент времени воздействующая на органы чувств. Правда, вся эта информация механически не за­поминается, и в непосредственной памяти человека мо­жет оказаться лишь тот материал, который связан с его актуальными потребностями, определен и отобран вни­манием.

Опосредствованная память предполагает использование разнообразных мнемотехнических средств для управления всеми процессами памяти. Она доминирует у взрослых лю­дей и связана с сознательным или бессознательным ис­пользованием таких средств для запоминания, сохранения, припоминания, узнавания и даже забывания информации.

Человек постепенно осваивает мнемотехнические сред­ства в течение своей жизни, и данный процесс наиболее ин­тенсивно идет в те годы, когда естественная, или природная, память человека начинает постепенно ухудшаться (это обыч­но происходит после 40-50 лет).

Механическая память связана с запоминанием материа­ла путем его многократного и бессмысленного (механичес­кого) повторения. Она вместе с тем функционально связа­на с непосредственной и непроизвольной памятью. Этот вид памяти преобладает у детей старшего дошкольного и школьного возраста, которые сравнительно быстро и легко могут запоминать материал путем его простого, многократного повторения. Людям, ко­торым больше 15—20 лет, для запоминания материала требуется осмысление. Поэтому у старших школьников, студен­тов невзрослых людей чисто механической памяти практи­чески не существует, во всяком случае, она для них явля­ется малопродуктивной. Если механическое повторение дополняется обдумыванием или осмыслением запомина­емого материала, то в данном случае процессы памяти ра­ботают намного продуктивнее.

Отдельные виды памяти человека не существуют неза­висимо друг от друга. Именно сочетание разных видов памяти друг с другом в едином мнемическом процессе обеспечивает наиболее прочное запоминание, долгое сохранение и легкое припоминание материала.

 

 

Забывание и его причины

Все, что человек запоминает, со временем постепенно забы­вается. Забывание — процесс, обратный запоминанию. Забы­вание проявляется в том, что теряется четкость запомненного, уменьшается его объем, возникают ошибки в воспроизведении, оно становится невозможным и, наконец, исчезает узнавание.

Забывание — функция времени. Забывание — это угасание временных нервных связей, которые длительное время не под­креплялись. Если приобретенные знания длительное время не используются и не повторяются, то они постепенно забываются. Другой причинной забывания является недостаточная крепость запоминания.

Забывание зависит также от содержания деятельности, ее ор­ганизации и условий, при которых она происходит. Причиной ухудшения запоминания может быть негативная индукция, обусловленая содержанием материала. Похожий, сложный материал предыдущего занятия усложняет создание новых временных не­рвных связей, снижает эффективность запоминания.

Негативное влияние ранее запомненного материала на ов­ладение новыми данными, называется проактивной (действую­щей наперед) интерференцией. С точки зрения психологии неце­лесообразно после математики изучать физику или химию. Нега­тивное влияние следующей деятельности на связи, созданнные в предыдущей деятельности, может быть названо ретроактивной (действующей обратно) интерференцией.

Забывание — процесс постепенный, проявляется в ослабле­нии и нарушении образованных условных связей. Чем меньше они закреплены, тем быстрее угасают и забываются.

Как показывают исследования памяти (П. И. Зинченко, А.А. Смирнов и др.), быстрее забывается информация, которой принадлежит второстепенная роль в содержании. Долго удержи­вается информация, которая несет основную смысловую нагрузку.

Одним из первых в психологии Памяти был открыт и описан закон забывания, или закон Эббингауза. В соответствии с законом, выведенным Эббингаузом на основе опы­тов с запоминанием и воспроизведением трехбуквенных бессмысленных слогов, забывание такого материала после его предварительного заучивания происходит неравномер­но. Быстрее всего этот процесс идет в течение первых ча­сов и дней после запоминания. Так, например, в течение первого часа забывается до 60% всех слогов, а через шесть дней в памяти человека остается менее 20% от общего чис­ла выученных слогов. Далее этот процесс практически ос­танавливается, и в течение последующих трех-четырех недель забывание фактически не происходит.

Закон Г. Эббингауза справедлив только для механиче­ского запоминания бессмысленного материала без его пос­ледующего повторения. Если человек запоминает осмыс­ленный материал, использует мнемотехнические средства и тем более повторяет его после первичного запоминания, то процесс забывания идет не по данному закону, а гораз­до медленнее.

Замечено, что в повседневной жизни человека у него не­редко проявляются те же самые расстройства памяти, кото­рые в крайне выраженной форме наблюдаются у больных людей.

Они не только в медицине и клинической психологии, но и в реальной жизни за неимением другого термина на­зываются амнезиями.

По динамике протекания мнемических процессов амне­зия делится на ретроградную, антероградную, ретардированную.

Ретроградная амнезия представляет собой забыва­ние прошлых событий;

антероградная — неспособность запоминания чего-либо на будущее;

ретардированная ам­незия — вид нарушений памяти, связанный с забыванием событий, пережитых человеком во время болезни.

Еще один вид амнезии — прогрессивная — проявляется в посте­пенном ухудшении памяти вплоть до ее полной потери. При этом вначале утрачивается то, что в памяти неустой­чиво (запомненное недавно или непрочно), а затем и более прочные, давние воспоминания.

Основатель психоанализа 3. Фрейд уделял большое внимание анализу механизмов забывания, которые действуют у людей в повседневной жизни. Он писал о том, что один из таких распространенных механизмов состоит в на­рушении хода мысли силой внутреннего протеста, исходя­щего из чего-то вытесненного в подсознание. Фрейд утвер­ждал, что во многих случаях забывания в его основе лежит нежелание помнить или бессознательное желание забыть.. Особенно часто такое забывание проявляется в тех случаях, которые связаны с воспомина­ниями, порождающими у человека отрицательные эмоцио­нальные переживания.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...