Виды памяти; критерии их выделения.
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след в его сознании и под сознании, сохраняются, закрепляются, а при необходимости воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. Они включают в себя запоминание, сохранение, воспроизведе ние, узнавание и забывание. Память имеется у всех живых существ, однако наиболее высокого уровня развития она достигает у человека. У животных есть только два вида памяти: генетическая и механическая. Первая проявляется в передаче генетическим путем из поколения в поколение жизненно необходимых, биологических и поведенческих свойств. Вторая выступает в форме способности к научению, т.е. к приобретению жизненного опыта, который иначе, как в самом организме, нигде сохраняться не может и исчезает вместе с уходом соответствующего животного из жизни. У человека существует много разных видов.и, соответственно, несколько оснований для классификации памяти. Одно из этих оснований — деление видов памяти по времени сохранения материала, другое — по преобладающему в процессах памяти органу чувств, третье — по использованию мнемотехнических средств, четвертое — по участию воли в процессах памяти, пятое — по участию мышления в процессах памяти. Рассмотрим виды памяти, входящие в состав указанных групп. В классификации видов памяти по первому критерию выделяют мгновенную (иконическую), кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память. При делении видов памяти по второму критерию различают зрительную, слуховую, двигательную, осязательную, обонятельную, вкусовую и другие виды памяти1. По третьему критерию выделяются непосредственная и опосредствованная память. Четвертый критерий дает основание для выделения произвольной и непроизвольной памяти. В соответствии с пятым критерием выделяются и отдельно рассматриваются два вида памяти: механическая и логическая. Дадим определения каждому из названных видов памяти.
Мгновенной, или иконической, называют самую короткую по времени сохранения информации память, способную удерживать точную и полную картину воспринимаемого органами чувств лишь в момент восприятия2. Кратковременная память также представляет собой способ сохранения информации в течение сравнительно короткого времени, но намного большего, чем в иконической памяти. Кратковременной называют такую память, которая способна сохранять информацию на протяжении 15-30 с после прекращения ее восприятия человеком. Кратковременную память дополнительно характеризует такой показатель, как ее объем. Это максимальное количество единиц информации (слов, цифр, изображений и т.п.), которое человек в состоянии точно воспроизвести, спустя несколько десятков секунд после запоминания. Данный объем численно равен от 5 до 9 единиц информации (число Миллера). Кратковременная память связана с сознанием человека. Из иконической памяти в нее попадает только та информация, которая осознается, соотносится с актуальными интересами и потребностями человека, привлекает к себе его повышенное внимание в данный момент времени. Объем кратковременной памяти человека Индивидуален. С особенностями кратковременной памяти, обусловленными ограниченностью ее объема, связано такое свойство, как замещение. Оно проявляется в том, что при переполнении индивидуально ограниченного объема кратковременной памяти человека вновь поступающая информация частично вытесняет хранящуюся там информацию; и последняя безвозвратно исчезает, забывается, не попадает в долговременное хранилище памяти.
Кратковременная память играет большую роль в жизни человека. Благодаря ей человеком перерабатывается большой объем информации, из которой отсеивается ненужная и остается только потенциально полезная. Вследствие этого не происходит информационной перегрузки оперативной и долговременной памяти излишними сведениями, экономится время человека и его энергия, которые тратятся на запоминание. Кратковременная память имеет боль-" шое значение для организации мышления. Материалом мышления, как правило, становятся факты, находящиеся или в кратковременной, или в близкой к ней по своим характеристикам оперативной памяти. Без хорошей кратковременной памяти невозможно и нормальное функционирование долговременной памяти. В последнюю может проникнуть и отложиться в ней лишь то, что когда-то уже было в кратковременной памяти. Оперативной называют память, рассчитанную на сохранение информации в течение заранее определённого, известного срока времени, с последующим забыванием соответствующей информации. Этот срок зависит от задачи, для решения которой требуется информация, хранящаяся в оперативной памяти и может варьироваться в широких пределах — от нескольких минут до нескольких дней. Долговременная — это память, способная хранить информацию в течение длительного, практически не ограниченного срока (этот срок ограничен только временем жизни человека). Информация, оказавшаяся в хранилище долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз, причем без ее забывания. Более того, многократное и систематическое использование (воспроизведение) данной информации только упрочивает ее следы в долговременной памяти. Долговременная память человека обычно начинает работать не сразу после того, как он воспринял новый материал, а спустя некоторое время, необходимое для того, чтобы человек мог перевести вновь воспринятый материал из кратковременной в оперативную и далее в долговременную память. Кроме того, необходимо время для переключения внимания и внутренней психической активности человека с процесса восприятия на процессы запоминания и воспроизведения. Запоминание и воспроизтведение информации одновременно происходить не могут, поскольку эти два процесса несовместимы друг с другом, и противоположны друг другу по используемым в них психофизиологическим процессам, связанным с памятью.
В генетической памяти информация хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству, автоматически, в следующих поколениях. Рассмотрим теперь виды памяти, выделяемые по второму критерию — органу чувств, с которым связаны процессы памяти. Зрительная память включает в себя процессы сохранения и воспроизведения информации в виде зрительных образов. Поскольку орган зрения является для человека ведущим органом чувств, большую часть информации в своей жизни он воспринимает и запоминает именно через зрение. Слуховой называют память, связанную с запоминанием и точным воспроизведением разнообразных звуков, например музыкальных или речевых. Особую разновидность слуховой памяти представляет словесно-логическая память, в которой запоминание на слух теснейшим образом связано с запоминанием материала по смыслу. Двигательная память связана с запоминанием и воспроизведением с достаточной степенью точности разнообразных движений. Этот вид памяти помогает в формировании двигательных, в том числе трудовых, спортивных и иных умений и навыков/, Совершенствование ручных движений человека обусловлено именно с данным видом памяти. Юна же принимает участие в функционировании устной и письменной речи (движения рук при письме и голосовых связок при говорении). Отдельно от других видов памяти данный вид памяти работает сравнительно редко; гораздо чаще он сочетается с такими видами памяти, как зрительная или слуховая. Осязательная память — это память на ощущения, получаемые с поверхности кожи. К разновидностям осязательной памяти относится и память на образы, создаваемые в результате ощупывания предметов. Этот вид памяти, работая вместе со зрительной памятью, позволяет формироваться правильному восприятию пространства. Для людей, лишеных зрения, осязательная память в какой-то степени заменяет им работу зрительного анализатора.
Обонятельной называют память на запахи. В элементарной форме эта разновидность памяти, имеется у человека с рождения. Однако, когда человек в своей жизни сталкивается с новыми, не знакомыми для него запахами, обонятельная память начинает работать активно и развивается дальше. Между людьми имеются большие индивидуальные различия по развитию у них памяти на запахи. Имеются некоторые данные о том, что у женщин соответствующий вид памяти развит лучше, чем у мужчин. Вкусовую память можно определить как память на вкусовые ощущения. Так же как обонятельная память, она в своей основе является врожденной (имеется в виду память на простейшие вкусы типа сладкого, горького, кислого или соленого). Что касается множества других; более сложных вкусовых ощущений, которые в процессе своей жизни получает человек, то связанная с ними память образуется прижизненно. Вкусовая и обонятельная память часто работают так же согласованно, как зрительная и двигательная память. Эмоциональную память можно определить как память на разнообразные приятные и неприятные эмоциональные (чувственные) переживания. На эмоциональной памяти, например, основана прочность запоминания любого материала: то, что у человека вызывает эмоциональную реакцию, запоминается, им лучше, чем то, что такой реакции не вызывает. Произвольная память отличается тем, что при ее использовании процессы запоминания или воспроизведения материала происходят на сознательной, волевой основе. Более того, для активизации этих процессов человеку нередко приходится прилагать определенные усилия и включать в соответствующие процессы свое мышление. Однако не только произвольная, но и непроизвольная память играет в жизни людей большую роль, особенно в детстве, когда ребенок еще не способен с помощью воли управлять своими мнемическими процессами. При использовании непроизвольной памяти запоминание, сохранение или воспроизведение материала происходят как бы сами собой, помимо желания и воли человека. Это не означает, что непроизвольная память человека функционирует только на случайной основе и человек бессистемно запоминает то, на что обращено его внимание. Человек обращает внимание, запоминает или воспроизводит с помощью непроизвольной памяти в основном только то, что так или иначе связано с его потребностями. Непосредственная память — это память, связанная с включением процессов памяти при прямом, непосредственном воздействии того, что запоминается на органы чувств человека. Запоминание или извлечение материала из такой памяти не предполагает использование каких-либо дополнительных, мнемотехнических средств (кроме, естественно, ассоциаций — связей между элементами запоминаемого или хранящегося в памяти человека материала). Наибольшая нагрузка в жизни человека падает именно на данный вид памяти, поскольку в ней потенциально может оказаться любая информация, в данный момент времени воздействующая на органы чувств. Правда, вся эта информация механически не запоминается, и в непосредственной памяти человека может оказаться лишь тот материал, который связан с его актуальными потребностями, определен и отобран вниманием.
Опосредствованная память предполагает использование разнообразных мнемотехнических средств для управления всеми процессами памяти. Она доминирует у взрослых людей и связана с сознательным или бессознательным использованием таких средств для запоминания, сохранения, припоминания, узнавания и даже забывания информации. Человек постепенно осваивает мнемотехнические средства в течение своей жизни, и данный процесс наиболее интенсивно идет в те годы, когда естественная, или природная, память человека начинает постепенно ухудшаться (это обычно происходит после 40-50 лет). Механическая память связана с запоминанием материала путем его многократного и бессмысленного (механического) повторения. Она вместе с тем функционально связана с непосредственной и непроизвольной памятью. Этот вид памяти преобладает у детей старшего дошкольного и школьного возраста, которые сравнительно быстро и легко могут запоминать материал путем его простого, многократного повторения. Людям, которым больше 15—20 лет, для запоминания материала требуется осмысление. Поэтому у старших школьников, студентов невзрослых людей чисто механической памяти практически не существует, во всяком случае, она для них является малопродуктивной. Если механическое повторение дополняется обдумыванием или осмыслением запоминаемого материала, то в данном случае процессы памяти работают намного продуктивнее. Отдельные виды памяти человека не существуют независимо друг от друга. Именно сочетание разных видов памяти друг с другом в едином мнемическом процессе обеспечивает наиболее прочное запоминание, долгое сохранение и легкое припоминание материала.
Забывание и его причины Все, что человек запоминает, со временем постепенно забывается. Забывание — процесс, обратный запоминанию. Забывание проявляется в том, что теряется четкость запомненного, уменьшается его объем, возникают ошибки в воспроизведении, оно становится невозможным и, наконец, исчезает узнавание. Забывание — функция времени. Забывание — это угасание временных нервных связей, которые длительное время не подкреплялись. Если приобретенные знания длительное время не используются и не повторяются, то они постепенно забываются. Другой причинной забывания является недостаточная крепость запоминания. Забывание зависит также от содержания деятельности, ее организации и условий, при которых она происходит. Причиной ухудшения запоминания может быть негативная индукция, обусловленая содержанием материала. Похожий, сложный материал предыдущего занятия усложняет создание новых временных нервных связей, снижает эффективность запоминания. Негативное влияние ранее запомненного материала на овладение новыми данными, называется проактивной (действующей наперед) интерференцией. С точки зрения психологии нецелесообразно после математики изучать физику или химию. Негативное влияние следующей деятельности на связи, созданнные в предыдущей деятельности, может быть названо ретроактивной (действующей обратно) интерференцией. Забывание — процесс постепенный, проявляется в ослаблении и нарушении образованных условных связей. Чем меньше они закреплены, тем быстрее угасают и забываются. Как показывают исследования памяти (П. И. Зинченко, А.А. Смирнов и др.), быстрее забывается информация, которой принадлежит второстепенная роль в содержании. Долго удерживается информация, которая несет основную смысловую нагрузку. Одним из первых в психологии Памяти был открыт и описан закон забывания, или закон Эббингауза. В соответствии с законом, выведенным Эббингаузом на основе опытов с запоминанием и воспроизведением трехбуквенных бессмысленных слогов, забывание такого материала после его предварительного заучивания происходит неравномерно. Быстрее всего этот процесс идет в течение первых часов и дней после запоминания. Так, например, в течение первого часа забывается до 60% всех слогов, а через шесть дней в памяти человека остается менее 20% от общего числа выученных слогов. Далее этот процесс практически останавливается, и в течение последующих трех-четырех недель забывание фактически не происходит. Закон Г. Эббингауза справедлив только для механического запоминания бессмысленного материала без его последующего повторения. Если человек запоминает осмысленный материал, использует мнемотехнические средства и тем более повторяет его после первичного запоминания, то процесс забывания идет не по данному закону, а гораздо медленнее. Замечено, что в повседневной жизни человека у него нередко проявляются те же самые расстройства памяти, которые в крайне выраженной форме наблюдаются у больных людей. Они не только в медицине и клинической психологии, но и в реальной жизни за неимением другого термина называются амнезиями. По динамике протекания мнемических процессов амнезия делится на ретроградную, антероградную, ретардированную. Ретроградная амнезия представляет собой забывание прошлых событий; антероградная — неспособность запоминания чего-либо на будущее; ретардированная амнезия — вид нарушений памяти, связанный с забыванием событий, пережитых человеком во время болезни. Еще один вид амнезии — прогрессивная — проявляется в постепенном ухудшении памяти вплоть до ее полной потери. При этом вначале утрачивается то, что в памяти неустойчиво (запомненное недавно или непрочно), а затем и более прочные, давние воспоминания. Основатель психоанализа 3. Фрейд уделял большое внимание анализу механизмов забывания, которые действуют у людей в повседневной жизни. Он писал о том, что один из таких распространенных механизмов состоит в нарушении хода мысли силой внутреннего протеста, исходящего из чего-то вытесненного в подсознание. Фрейд утверждал, что во многих случаях забывания в его основе лежит нежелание помнить или бессознательное желание забыть.. Особенно часто такое забывание проявляется в тех случаях, которые связаны с воспоминаниями, порождающими у человека отрицательные эмоциональные переживания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|