Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мыслительные действия и операции.




Процесс мышления представляет собой некоторую последовательность умственных действий и операций, которые можно рассматривать как приемы понимания. Уровень развития мышления определяется тем, насколько широк круг умственных действий, которыми в совершенстве владеет человек.

Логические операции входят в структуру развитого мышления. Соответственно в логике мышления можно вы­делить следующие операции: сравнение, анализ, синтез, аб­стракция, обобщение и конкретизация.

Сравнение — это логи­ческая операция, которая обнаруживает общее и различное в сравниваемых друг с другом объектах, а результатом срав­нения, как логической операции, становится точное описа­ние того, в чем сходны и в чем различны сравниваемые меж­ду собой объекты. Итогом сравнения также может стать классификация соответствующих объектов, их разделение на группы по тем или иным признакам.

Более глубокое проникновение в суть вещей требует раскрытия их внутренних связей, закономерностей, отно­шений и свойств. Это проникновение осуществляется при помощи операций анализа и синтеза. Анализ логическая операция расчленения сложного предмета на элементы с последующим выяснением связей, существующих между этими элементами в составе сложного целого. Результатом анализа становится познание строения или структуры сложно устроенного объекта. Синтез — это логическая, операция, противоположная анализу. Она заключается в соединении элементов или частей друг с другом в единое целое с последующим изучением свойств образованного таким образом целого.

Анализ и синтез обычно дополняют друг друга и осуще­ствляются вместе.

Абстракция (или абстрагирование) — это выделение ка­кой-либо стороны или аспекта некоторого объекта или яв­ления с целью их отдельного изучения. Абстракция выпол­няется для более тщательного исследования какого-либо свойства, которое вне конкретных объектов как самостоя­тельное не существует. Например, можно абстрагировать и отдельно изучать такие свойства разнообразных объектов, как форма, цвет, величина. Абстрагированными могут стать не только свойства, но и действия, в частности спосо­бы решения задач. Их использование и перенос в другие условия возможны лишь тогда, когда выделенный способ решения осознан и осмыслен безотносительно к конкрет­ной задаче.

Обобщение выступает как выделение общего, суще­ственного в том или ином классе предметов или явлений. В результате обоб­щения выделяется то общее, что присуще многим предме­там и явлениям.

Конкретизация выступает как логическая операция, об­ратная обобщению. Она проявляется, например, в том, что из общего понятия выводится суждение о принадлежности данного или иного конкретного свойства определенному предмету или явлению.

Классификация - это мысленное распределение предметов и явлений по какому-либо основанию в зависимости от их сходства и различия друг с другом. Одни и те же предметы можно классифицировать по-разному, в зависимости от того, какой признак положен в основу классификации. Например, можно разделить учащихся в группе по успеваемости, по дисциплине, по общественной активности и т. п. Основания классификации могут быть внутренними и существенными или поверхностными и несущественными.

Операции мышления обычно не выступают в чистом виде, в решении поставленной задачи человек использует набор различных операций.

 

Память, ее функции

Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след в его сознании и под­сознании, сохраняются, закрепляются, а при необходимости воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. Они включают в себя запоминание, сохранение, воспроизведе­ние, узнавание и забывание.

Данные процессы памяти выделяются и рассматривают­ся как отдельно существующие по следующим основаниям:

- эти процессы играют в жизни человека различную роль;

- они в своем функционировании и развитии подчиня­ются разным законам;

- у одного и того же человека эти процессы могут быть развитыми в разной степени;

- на анатомо-физиологическом уровне они представле­ны различными нервными структурами и физиологически­ми процессами.

Тем не менее все эти процессы обычно рассматриваются вместе как представляющие собой единую систему памяти человека.

В структуре памяти выделяют четыре относительно самостоятельных процесса и соответствующие им функции: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.

Запоминание - это процесс запечатления (фиксирования) информации, представленный в форме ощущений, субъективных образов, мыслей, эмоциональных переживаний, движений, практических действий и актов общения (содействий). На его основе происходит накопление и расширение жизненного опыта и психическое развитие человека. Без всякого преувеличения можно сказать, что любая потребность, познавательная функция, способность, черта характера, самосознание и личность в целом являются продуктом работы, в частности, процесса запоминания. Без него невозможно построение такой реальности как субъект и как личность.

В обыденной жизни запоминание осуществляется непреднамеренно. Оно как бы встроено в структуру практических действий и процессов общения. Именно таким образом мы усваиваем огромное количество всевозможной информации и опыта. Однако в некоторых случаях субъект ставит перед собой специальную мнемическую цель что-либо запомнить (овладеть) и прилагает для ее реализации определенные усилия и приемы. Подобные ситуации наиболее характерны для учебной деятельности.

Запоминание - это не пассивный акт, а активный процесс, источником которого выступают потребности и мотивы. Он растянут в некотором промежутке времени (до нескольких дней и даже недель), на протяжении которого информация подвергается серьезным преобразованиям: систематизируется, предельно обобщается, соотносится с личностными потребностями и приводится к виду, удобному для длительного хранения.

Ежедневно человек сталкивается с огромным потоком информации и обретает определенный опты. Однако далеко не всегда все это попадает на долговременное хранение. Большая часть информации используется для оперативной регуляции текущей деятельности и общения и по мере выполнения своего функционального назначения навсегда теряется.

Сохранение - это процесс удержания полученного жизненного опыта, в том числе и личности, от распада. Предметом его выступают не только знания, умения и навыки, но и любые личностные образования. Об этом свидетельствует сам факт существования личности почти в неизменном виде на протяжении большей части жизни. Сохранение логически вытекает из процесса запоминания и придает ему разумный смысл. Оно может быть кратковременным (оперативным) и долговременным (растянутым на всю жизнь, а возможно, и более). Долговременному хранению подлежит наиболее важный жизненный опыт.

Сохранение следует понимать не как пассивное существование (нахождение) где-то некоторых субъективных образований, а как активный мнемический процесс, в ходе которого они подвергаются непрерывным преобразованиям по форме, структуре, доступности для воспроизведения и другим параметрам. Например, какая-то информация может временно теряться или, наоборот, неожиданно для субъекта "всплывать". Известно, что в престарелом возрасте многие люди с удивлением для себя начинают очень отчетливо вспоминать события далекого детства, которые ни разу не воспроизводились в памяти на протяжении всей жизни. Трансформация личного опыта осуществляется на неосознаваемом уровне и непроизвольно. Очень важную роль здесь играют смысловая структура личности (ведущие потребности, мотивы, отношения, убеждения и т. п.) и задачи социального бытия.

Феномен сохранения довольно плохо изучен в психологии. Например, до сих пор неизвестны форма и место хранения субъективного материала. Некоторые исследователи связывают все это с головным мозгом, клетки которого действительно обладают огромной информационной емкостью и изменяются по структуре и химическому составу под влиянием информации. Однако не установлено, в каком качестве он выступает здесь: как хранилище опыта или как биологический посредник между неким внетелес-ным хранилищем и бытийными актами: предметными действиями, содействиями и поступками.

Воспроизведение - это процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее содержания психики путем извлечения его из долговременной памяти и перевода в оперативную. Процесс воспроизведения может иметь такие формы: узнавание, собственно воспроизведение и припоминание.

Узнавание - это воспроизведение какого-либо объекта в условиях повторного восприятия. Узнавание имеет большое жизненное значение. Без него человек каждый раз воспринимал знакомые предметы как новые. Узнавание всегда связывает наш опыт с восприятием тех или иных объектов и тем самым дает возможность правильно ориентироваться в окружающей действительности. В результате она предстает перед нами как знакомая и привычная. Столь же необходимо оно и для самоидентификации человека как индивида, как субъекта, как личности и как индивидуальности. При нарушении этого процесса мы бы не смогли узнавать самих себя и относились бы к себе как к другому незнакомому человеку. Поэтому узнавание является необходимым условием существования самосознания и личности в целом.

Собственно воспроизведение осуществляется без повторного восприятия соответствующей информации. Оно может быть непроизвольным и произвольным Непроизвольное воспроизведение осуществляется автоматически без специального намерения. Оно вызывается содержанием той деятельности, которую человек осуществляет в данный момент. В этом случае оно выполняет очень важную функцию информационного обеспечения предметной деятельности и общения. Например, для того чтобы написать слово, необходимо помнить каждую букву и порядок расположения. Без этой информации было бы невозможно выполнение даже такого привычного действия. Воспроизведение незримо присутствует в любом бытийном акте человека (в предметном действии или содействии), где он воссоздает себя как субъект, как личность и как индивидуальность. Личность - это не "вещь в себе", а функциональная реальность, которая благодаря воспроизведению являет себя другим. Произвольное воспроизведение вызывается репродуктивной задачей, которую человек ставит перед собой. Если же не удается вспомнить то, что необходимо, приходится делать активные поиски, преодолевая определенные трудности. Такое воспроизведение называется припоминанием. Припоминание может быть очень сложным умственным действием, от него зависят эффективность и готовность использовать свои знания. Успешность припоминания зависит от того, насколько четко и точно осознается содержание репродуктивной задачи, какие используются приемы припоминания, насколько мотивировано выполнение репродуктивной задачи. Воспроизведение выученного материала бывает лучше через 2-3 дня после заучивания. Такой эффект называется реминисценцией. Обычно это бывает при запоминании большого по объему материала.

Забывание - это процесс освобождения человека от ненужного жизненного опыта. Причем критерий для оценки его личностной значимости (полезность, бесполезность, вредность и т. д.) представляется не объективным, а исключительно субъективным. Он находится в самой личности: в потребностях, в интересах, в отношениях, в личностных ценностях, в жизненных целях и задачах. Поэтому довольно часто бывает так, что человек забывает то, что объективно значимо и необходимо ему. Для избежания подобных фактов важно глубоко понимать значение и личностный смысл любого обретаемого опыта: знаний, умений или навыков.

Необходимость существования забывания объясняется следующими обстоятельствами. Во-первых, хранение жизненного опыта требует достаточно больших внутренних усилий и энергетических затрат. Отсюда не имеет смысла оставлять в памяти ненужную информацию. Во-вторых, избыток бесполезной информации затрудняет доступ к необходимому опыту. В-третьих, в структуре любого опыта существуют множество травмирующих фактов, от которых полезно, а иногда даже крайне необходимо избавиться с помощью забвения. К ним относятся такие события, как измена близкого человека, унижение, оскорбление, всевозможные неблаговидные поступки самого человека и т. д. Постоянная фиксация на подобных фактах является причиной невротизации и даже серьезных психических заболеваний. Поэтому забывание выполняет очень важную психотерапевтическую функцию.

В большинстве случаев забывание бывает непреднамеренным и неосознаваемым процессом, оборотной стороной запоминания и сохранения (не запомнил, значит, забыл). Однако в некоторых случаях человек старается преднамеренно избавиться от какой-то травмирующей его информации. Для этого он прилагает специальные волевые усилия и использует определенные приемы. Например, чтобы поскорее забыть ушедшего мужа, женщина может порвать все его фотографии, уничтожить оставленные им вещи, изменить обстановку в квартире, избавить себя от любых внешних напоминаний о нем, заняться активной деятельностью и т. п. Подобные действия и есть приемы забывания.

Забывание как один из процессов памяти может быть более или менее глубоким. Забывание тем сильнее, чем меньше материал включен в деятельность, чем менее значим он для достижения актуальных целей. То, что используется человеком в деятельности, сохраняется в его памяти, а незначимый материал забывается. Для сохранения в памяти необходимой информации рекомендуется ее систематическое повторение. Забывание носит избирательный характер.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...