Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Подготовка к обсуждению в аудитории




УДК 658.5

Б 59

 

Методические указания содержат рекомендации по анализу кейсов, включающие порядок рассмотрения, анализ, поиск решения, выработку экспертной оценки, опирающейся на определенные критерии.

Характерной особенностью анализа ситуаций в управленческом учете является необходимость разработки форм управленческой отчетности и составления отчетов.

Методические указания подготовлены на кафедре «Экономика, Финансы и Менеджмент» ПГУ для студентов экономических специальностей, изучающих дисциплины «Управленческий учет», «Управление затратами» и «Финансовый менеджмент».

 

Составитель Е.В. Куницкая,

 

рецензент И.А. Бондин,

канд. экон. наук, доцент кафедры «Бухгалтерский учет», ПГСХА

 


Введение

Применение активных методов обучения является сегодня неотъемлемой частью профессиональной подготовки кадров на основе компетентностного подхода, и применения инновационных образовательных технологий. Основными требованиями к условиям реализации основных образовательных программ бакалавриата и магистратуры являются:

- широкое использование активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги);

- не менее 30% аудиторных занятий должны проводиться в интерактивных формах.

Одной из задач учебного процесса является формирование практических навыков применения полученных знаний и умений, проверка степени сформированности компетенций, предусмотренных образовательной программой. Эффективным методом для этого являются ситуационные методы.

Ситуационные методы (case study)

Анализ конкретных ситуаций Предполагает анализ обучающимися предложенной конкретной ситуации, как совокупности фактов и данных, определяющих то или иное явление, имевшее место в практике
Кейс-технология Включает порядок рассмотрения, анализа кейса, поиск решения, выработку экспертной оценки, опирающейся на определенные критерии. Кейс – разновидность производственной или экономической ситуации, специально сформулированной преподавателем для анализа, решения, оценки обучающимися

 

Для формирования профессиональных компетенций при изучении дисциплины «Управленческий учет» применяют ситуации для анализа (кейсы), взятые из деятельности реально существующих компаний, в том числе для практических занятий по управленческому анализу и приобретения навыков разработки и реализации управленческих решений. Ситуации для анализа в курсе управленческого учета описывают условия отдельно взятой организации или ее подразделения; рассматриваются как производственные, так и коммерческие организации. Задача студента — составить необходимые формы отчетности, произвести необходимые вычисления, проанализировать ситуацию и предложить свой вариант действий в предлагаемых обстоятельствах.

Ситуации для анализа необходимы для того, чтобы научить студентов оценивать и анализировать факты и обстоятельства, самостоятельно принимать решение и обосновывать его. Именно так ситуации для анализа способствуют формированию компетенций и выработке практических навыков и компетенций менеджера.

 


 

Анализ ситуаций в управленческом учете

Цель практических занятий по управленческому учету

Многие студенты, получив обширные теоретические знания, совершенно не умеют применять их на практике. Каждая управленческая ситуация отличается уникальными особенностями, требует особых решений и действий. С помощью ситуаций для анализа будущие финансисты и менеджеры могут попытаться решить реальные проблемы реальных менеджеров в реальных компаниях. Таким образом, главная цель управленческого анализа ситуаций— научить будущих менеджеров действовать в реальных условиях.

Ситуации для анализа содержат подробную информацию об условиях и проблемах отраслей и компаний, преследуя две важные цели — улучшить аналитические навыки студентов и показать, как бы менеджеры и компании действовали в тех или иных обстоятельствах. Ситуации для анализа предлагают студенту примерить на себя роль менеджера (а не стороннего наблюдателя): проверяют усвоение знаний о средствах и инструментах управленческого анализа; требуют от учащихся выработки плана действий в предлагаемых обстоятельствах.

Задачи ситуаций для анализа

Ситуации для анализа обучают учащихся применять на практике полученные теоретические знания, а точнее:

- учат, что можно и чего нельзя делать менеджеру для успешного ведения бизнеса;

- повышают навыки в оценке затрат и результатов деятельности, в проведении управленческого анализа в различных компаниях и конкретных ситуациях;

- дают ценный опыт по выявлению проблем, оценке управленческих альтернатив, принятию управленческих решений на основе информации о затратах;

- расширяют самостоятельность мышления, приучая не полагаться на "авторитетное мнение" учебников, в которых на все вопросы есть готовые ответы;

- позволяют лучше понять специфику различных компаний, а это неплохая основа для наращивания собственного управленческого опыта.

Студенты, привыкшие к готовым решениям и авторитетному мнению преподавателей, нередко высказывают сожаление, что ситуации для анализа не сопровождаются ответами. Ситуации для анализа не имеют готовых решений. При обсуждении многообразие мнений не только возможно, но и желательно. Поэтому, каким бы бурным ни были ваши споры на семинарах, как бы ни различались предлагаемые решения, учитывайте, анализ ситуации не предлагает "правильного" ответа и не рассказывает, какое именно решение выбрала описываемая компания. В бизнесе вообще не бывает, "правильных" и "неправильных" ответов и решений. Почти всегда существует несколько подходов и примерных планов действий, каждый из которых может оказаться одинаково действенным в данной ситуации. Кроме того, в жизни, выбрав некий курс действий, вы не можете заглянуть в конец учебника и узнать, правильно ли вы поступили, и никто никогда не скажет вам заранее, насколько верно ваше решение. Единственный надежный тест на правильность выбранного решения — это результат. Если он оказался хорош, значит, вы приняли верное решение. Если результат неудовлетворителен, значит, решение было ошибочным в том смысле, что в данной ситуации оно не сработало.

Подготовка к обсуждению в аудитории

В отличие от лекций, материал которых вы можете усвоить без специальной подго­товки и углубить с помощью изучения дополнительной литературы, ситуации для анализа требуют специальной подготовки к каждому занятию. Вряд ли вам пойдет на пользу участие в обсуждении ситуации, которой вы не читали, ведь вы не сможете ни оценить выступления других студентов, ни тем более предложить что-нибудь ценное.

В ходе подготовки к семинару необходимо тщательно изучить ситуацию, проанализировать предлагаемый материал и сделать для себя предварительные выводы. Ваша задача — самостоятельно провести обстоятельный анализ ситуации и выработать пакет рекомендаций. Вот примерная схема подготовки к обсуждению ситуации на семинаре.

Просмотрите материал ситуации, не углубляясь в детали. Общее знакомство с ситуацией позволяет понять положение компании и характер вопросов и проблем, которые предстоит решить. Если преподаватель дал вам вопросы к ситуации, изучите их сразу после первого ознакомления с материалом.

Прочтите ситуацию внимательно, на этот раз, обращая внимание на все факты и обстоятельства. На этом этапе ваша задача — вникнуть во все детали, понять специфику положения компании и стоящие перед ней задачи. Сформулируйте для себя суть проблем и примерные пути их решения.

Ознакомьтесь с материалами, представленными в таблицах. Эта информации чрезвычайно важна, и в ней следует хорошо разобраться — это пригодится вам как для обоснования своих выводов по ситуации, так и для выработки рекомендаций.

Определите управленческие задачи и проблемы. Только после этого вы сможете определить объект, средства и цель анализа, а также суть решений, которые вам предстоит принять. Иногда задачи и проблемы выделить легко: они либо формулируются непосредственно в тексте ситуации, либо легко улавливаются из контекста. Однако чаще приходится тщательно и многократно читать материал, вникать в таблицы, выполнять необходимые расчеты.

Начните анализ проблем с расчетов. Изучите их и попытайтесь получить некоторые финансовые показатели, которых нет в ситуации, например, коэффициент роста объема продаж и прибыли, объем выпускаемых изделий, норму прибыли, компоненты структуры издержек, соотношение объём-издержки-прибыль.

Примените концепции и методики управленческого анализа, которые вы изучили. Управленческий анализ — это не набор мнений разных специалистов, а умение применять разнообразные аналитические методики и средства оценки, которые вы изучили. Вооружившись этими знаниями, вы лучше поймете ситуацию и найдете новые, нестандартные решения. Компании, описываемые в каждой из предлагаемых ситуаций, используют определенные методы, и вы должны понять — какие именно в каждом конкретном случае, а для этого надо не механически заучивать теорию, но творчески применить полученные знания. Кроме того, вы должны правильно выбрать средства анализа.

Изучите высказываемые в ситуации мнения и проанализируйте их на предмет противоречий: оцените адекватность и правильность предлагаемых финансовых данных. Во многих ситуациях для анализа приводятся противоречивые суждения и предложения (и это неудивительно) ведь руководители одной компании нередко расходятся во мнении; у каждого человека свои методы решения проблем, к тому же разные люди видят одно и тоже по-разному. Привычка оценивать и анализировать данные улучшит вашу способность логически мыслить, вырабатывать гипотезы и суждения. Это вам поможет не теряться при наличии противоречивой информации, а это очень важно, поскольку большинство управленческих ситуаций предполагают наличие противоречивых точек зрения и взглядов на положение дел.

Разработайте план действий и пакет рекомендаций. Мало обозначить проблему — надо предложить решение. Главное для менеджера — превратить прекрасный план в эффек­тивные действия, т.е. такие, которые приведут к желаемым результатам. Следовательно, последний и самый важный этап в изучении ситуации — подготовка плана действий с конкретными рекомендациями. Помните всегда, что тщательно подготовленное решение, которое можно реализовать при имеющихся ресурсах в данных обстоятельствах, всегда предпочтительнее, нежели шаблонные и поверхностные решения. Всегда будьте готовы объяснить, почему ваши рекомендации лучше предложений ваших коллег, другими словами, умейте аргументировать свои идеи и предложения.

Если вы серьезно подошли к анализу ситуации и составлению рекомендаций, умеете обосновать свое мнение, подкрепляете его фактическим материалом и аргументами, у вас не должно возникать вопроса, "правилен" ваш ответ или "неправилен". Ситуации для анализа тем и хороши, что предполагают наличие нескольких вариантов развития событий и решения проблем. Управление компанией, принятие управленческих решений не относятся к категории точных наук, в которых "правильность" можно доказать математически и существует один верный путь решения и один правильный результат. Конечно, одни планы и анализы лучше других, однако не обязательно из нескольких предложенных планов лучшим будет только один. Поэтому, если вы хорошо потрудились, нашли обоснованные ответы на предложенные преподавателем вопросы, нет причин сомневаться в правильности своих суждений.

Обсуждение на семинаре

Семинар значительно отличается от лекции: на семинаре от студента требуется не слушать, а говорить. Задача преподавателя — направлять дискуссию, задавать вопросы, предлагать разнообразные пути решения, выступать в роли "адвоката дьявола" (если никто из студентов не выдвигает смелых и нетрадиционных предложений) и вообще способствовать оживленному и открытому обмену мнениями. Студенты на семинарах долж­ны анализировать ситуации, вносить предложения по решению проблем и аргументировать свои рекомендации. Преподавателю нужно создать такую атмосферу, при которой никто из студентов не боится высказать собственное мнение, предложить собственный вариант анали­за ситуации и решения проблем, защищать свою позицию. Не пугайтесь, если в ходе обсуж­дения кто-то из студентов выскажет мысли, которые вам никогда не пришли бы в голову и которые вы совершенно не одобряете. Цель семинара состоит в том, чтобы выявить как можно больше точек зрения и расширить, таким образом, горизонт мышления участников. Как говорится, одна голова хорошо, а две — лучше. Еще говорят, что в споре рождается истина. Поэтому при коллективном обсуждении почти всегда возникают идеи, которые не пришли бы в голову никому из участников в отдельности, — в этом огромное преимущество этого подхода. При таком подходе выявляется многообразие подходов, появляется возмож­ность сравнить разные точки зрения, формируется умение отстаивать собственную позицию.

Чтобы помочь вам подготовиться к участию в семинарах, мы расскажем, чего следует ожидать от этих занятий.

Преподаватель обычно берет на себя роль руководителя, основного слушателя и автора самых острых вопросов.

Ваши однокашники будут много говорить — для этого семинары и придуманы. Не отставайте и вы — молчаливое присутствие на семинаре не принесет вам никакой пользы, ведь если все будут помалкивать, никакого обсуждения не будет. Эффективность дискуссии зависит от каждого, и от вас тоже.

Будьте готовы к тому, что преподаватель попросит вас объяснить и аргументировать вашу точку зрения. Терпимо относитесь к любым мнениям, даже если вы с ними не согласны. Все участники имеют право на то, чтобы их выслушали, и каждому кажется, что его точка зрения правильна. Никто не должен бояться высказывать свои взгляды, каждому надо дать возможность высказаться до конца, не прерывая и не высмеивая. Научитесь выслушивать и уважать мнение других. Впрочем, это не означает, что вы не можете высказать совершенно противоположную точку зрения и даже пойти один против всех. В практике менеджмента всегда есть место оригинальным и неожиданным подходам. Дискуссия — это групповой процесс, но это не означает, что ваше мнение должно автоматически совпадать с мнением большинства.

Не бойтесь изменить свою точку зрения в ходе обсуждения. Изменение позиции, естественно, должно получить свое отражение в ваших выводах и рекомендациях.

Чтобы продуктивно участвовать в обсуждении и не ударить в грязь лицом перед сокурсниками, запомните ряд простых рекомендаций.

Хотя вы должны делать свою работу самостоятельно, проявляя независимость мышления, не бойтесь поделиться своими мыслями с другими студентами. В реальной жизни менеджеры часто обсуждают проблемы компании и сложные ситуации с коллегами, поскольку это помогает им лучше понять суть проблем и принять правильное решение.

Принимая участие в обсуждении, старайтесь плодотворно развивать дискуссию, а не просто разговаривать. Одно дело — подать неожиданную идею или придать новое направление обсуждению, и совсем другое — увести дискуссию в сторону от предмета.

Старайтесь не употреблять фраз: "Я думаю", "Я считаю", "Я полагаю", вместо этого говорите: "Мой анализ показывает" и "Компания должна поступить так-то, потому что...". Всегда аргументируйте и обосновывайте свое мнение, иначе преподавателю придется после каждого вашего заявления спрашивать: "Почему?"

Предлагая свои идеи, исходите из того, что все участники обсуждения прочли материал и понимают, о чем идет речь: не надо пересказывать материал ситуации для анализа; вместо этого используйте данные ситуации для подкрепления и разъяснения своих оценок и своей позиции.

На занятие возьмите с собой распечатку своей работы или записи (2-3 страницы) и пользуйтесь ими во время ответа. Так вы ничего не забудете, особенно если для ответа нужны цифровые данные. Чтобы сразу подкрепить свой ответ цифрами или дать пять обоснований вместо одного, нужны хорошие, продуманные записи. Если вы подготовили хорошее обоснование и используете свои записи, все сразу поймут, что вы готовились, и к вашим рассуждениям и мнению слушатели отнесутся с большим вниманием.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...