Совокупный спрос: исходные предпосылки и логика анализа; сущность и структура
Совокупный спрос (АD)– это реальный объем валового внутреннего продукта, который домашние хозяйства, фирмы и государство готовы приобретать при каждом данном уровне цен, т.е. экономический агрегат, суммирующий величины локальных спросов на все товары и услуги, предлагаемые на рынке. Включает в себя: - потребительский спрос; - инвестиционный спрос; - спрос со стороны государства; - чистый экспорт. Зависимость между общим уровнем цен и реальным объемом национального производства (ВВП), на который предъявляется спрос, обратная: чем ниже общий уровень цен, тем больше объем ВВП, который может быть куплен. Это зависимость описывается кривой совокупного спроса. Кривая АD показывает взаимосвязь между желаемыми или планируемыми расходами в экономике в целом на конечные товары и услуги и при среднем уровне цен. Эта кривая носит нисходящий характер, т.е. негативный наклон. Этот наклон обусловлен: 1) эффектом процентной ставки (эффект Кейнса). 2) эффектом богатства (эффект реальных кассовых остатков, эффект Пигу). 3) эффектом импортных закупок (эффект обменного курса). 1. Эффект процентной ставки показывает, что при данном объёме денежной массы более высокий уровень цен повысит спрос на деньги и тем самым увеличит процентную ставку, уменьшая объём закупок потребительских товаров. Более высокая процентная ставка сокращает объем закупок на денежные суммы, взятые в кредит, т.е. сокращается реальный доход и совокупный спрос. Более низкая ставка поощряет население к кредитам, что ведет к увеличению расходов на потребительские и инвестиционные товары. 2. Эффект богатства показывает, что при более высоком уровне цен реальная стоимость, или покупательная способность, накопленных финансовых активов, находящихся у населения, уменьшится.
Падение цен ведет к увеличению реальной стоимости денег, т.е. потребители могут за те же суммы приобрести большое количество товаров и услуг. Рост покупательной способности создает ощущение увеличения богатства. 3. Эффект импортных закупок предполагает, что существует обратная зависимость между изменениями уровня цен в одной стране по сравнению с другими странами и изменением чистого объема экспорта в совокупном спросе. В результате снижения курса национальной валюты, товары, приобретенные в данной стране, становятся относительно более дешевыми. Подобное изменение относительных цен ведет к уменьшению импорта и увеличению экспорта, т.е. увеличивается чистый экспорт и растет совокупный спрос. Все три названных эффекта относятся к ценовым факторам спроса. Изменение величины АD в результате изменения среднего уровня цен, отражается перемещением точек по кривой (из точки В в точку А – это ценовойфактор). Неценовые факторы - изменение AD является: 1.Изменения в потребительских расходах в результате изменений: а) благосостояния потребителя; б) ожиданий потребителя; в) задолженности потребителя; г) налоговых ставок. 2.Изменения в инвестиционных расходах в результате изменений: а) процентных ставок; б) ожидаемых прибылей от инвестиций; в) налогов с предприятий; г) технологии и использования избыточных мощностей. 3.Изменения в государственных расходах; 4. Изменения в расходах на чистый объем экспорта. Таким образом, неценовые факторы AD смещают кривую совокупного спроса или влево или вправо. Моделирование потребления Величина располагаемого дохода домашних хозяйств является основным фактором, определяющим динамику потребления и сбережения. Динамика инвестиций определяется прежде всего динамикой процентных ставок, что находит отражение в соответствующих функциях потребления, сбережений и инвестиций.
1. Простейшая функция потребления имеет вид , где С – потребительские расходы; Предельная склонность к потреблению – доля прироста расходов на потребительские товары в любом изменении располагаемого дохода , где – прирост потребительских расходов, – прирост располагаемого дохода. Изменение MPC графически отражается в изменении тангенса угла наклона прямой потребления C (рис. 29.1). Например, если MPC составляло 25% от прироста дохода () – прямая С1, то в результате увеличения склонности к потреблению (MPC = 50%) – прямая С2, совокупные доходы общества в целом увеличатся от Y1 до Y2. 2. Функция сбережений имеет вид , где S – величина сбережений в частном секторе; Изменение MPS графически отражается в изменении тангенса угла наклона прямой сбережения (рис. 29.2). Если MPC увеличивается (прямая С1 на рис. 29.1), то MPS сокращается (прямая S2 на рис. 29.2), что естественно ведет к увеличению доходов общества в целом. Предельная склонность к сбережению – доля прироста сбережений в любом изменении располагаемого дохода: , где – прирост сбережений, – прирост располагаемого дохода. Поскольку располагаемый доход представляет собой сумму потребления С и сбережения S (), то и прирост дохода вызывает определенный прирост потребления и сбережения , следовательно MPC + MPS составляет прирост дохода . . 3. Функция автономных инвестиций , где I – инвестиционные расходы; Факторы, определяющие динамику инвестиций:
С ростом совокупного дохода автономные инвестиции дополняются стимулированными, величина которых возрастает по мере роста ВВП. Положительная зависимость инвестиций от дохода может быть представлена в виде функции , где Y – совокупный доход, MPI – предельная склонность к инвестированию, которая означает прирост расходов на инвестиции при изменении дохода и рассчитывается по формуле ; Рис. 29.3 Функция инвестиций Чем большая часть от прироста дохода инвестируется, тем больше будут доходы общества (рис. 29.3). Основные факторы нестабильности инвестиций: Несовпадение планов инвестиций и сбережений обусловливает колебания фактического объема производства вокруг потенциального уровня, а также несоответствие фактического уровня безработицы естественному. Этим колебаниям способствует низкая эластичность заработной платы и цен в сторону понижения (т.е. если цены снижаются, то заработная плата – нет, так как это грозит потерей квалифицированных работников).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|