Марксизм о кооперативном движении и кооперативах
Марксизм возник как особая система взглядов, являющихся теоретическим выражением интересов пролетариата и идейной платформой коммунистического движения. Его основоположники Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895) не обошли своим вниманием также некоторые вопросы кооперативного движения. Самыми значительными произведениями, в которых изложены эти вопросы, явились написанные Марксом "Учредительный Манифест Международного Товарищества Рабочих" (1864) и "Инструкция делегатам Временного Центрального Совета по отдельным вопросам" (1866), а также работа Энгельса "Крестьянский вопрос во Франции и Германии" (1894). Маркс и Энгельс в целом положительно оценивали роль кооперативов. По их мнению, кооперация, не устраняя причин эксплуатации рабочих, способствует некоторому ее уменьшению, создает рабочим лучшие условия труда. Маркс даже признавал кооперативное движение одной из сил, преобразующих современное общество, основанное на классовом антагонизме. Другой, решающей силой марксизм всегда считал политические организации пролетариата, партии рабочего класса. Маркс и Энгельс иногда сравнивали кооперативные общества и частнокапиталистические предприятия и отмечали некоторые преимущества первых: рабочие рассматривали кооперативы как свои предприятия, в них они трудились и участвовали в самоуправлении. Энгельс заявлял, что многочисленные производственные и потребительские кооперативы там, где полиция не подрывала их намеренно, управлялись так же хорошо и гораздо более честно, чем буржуазные акционерные общества. В III томе "Капитала" Маркса кооперативные фабрики рабочих определены как "первая брешь" в капиталистической системе: "в пределах этих фабрик уничтожается противоположность между капиталом и трудом, хотя вначале только в такой форме, что рабочие как ассоциация являются капиталистом по отношению к самим себе, т. е. применяют средства производства для эксплуатации своего собственного труда"1. Здесь отмечено заметное ослабление противоречия между трудом и капиталом: капитал имеется налицо, но он кооперативный; капиталиста нет, но его функции выполняет сам кооператив.
Классики марксизма вовсе не отождествляли существующие при капитализме кооперативы с социалистическими объединениями. Но это не помешало Марксу оценить кооперацию как важный социальный эксперимент, демонстрирующий возможность замены капиталистического строя социалистическим, одновременно предостерегая рабочих от переоценки значения этого опыта. По словам Энгельса, потребительские и производственные кооперативы доказали "на практике полную возможность обходиться как без купцов, так и без фабрикантов..."2. Маркс и Энгельс попытались дать рабочим рекомендации по наиболее эффективному использованию кооперативов. 1. Пролетариату необходимо стремиться развивать кооперацию, независимую от буржуазии. 2. Предпочтительнее браться за кооперативное производство, чем за кооперативную торговлю. Последняя затрагивает только поверхность экономического строя капитализма, а первое подрывает его основы. 3. Все кооперативы должны превращать часть своего дохода в фонд пропаганды своих принципов, содействовать учреждению новых производственно-кооперативных обществ. 4. Во избежание вырождения кооперативов в акционерные общества основная часть дохода должна распределяться между всеми участниками кооперативного предприятия — пайщиками и непайщиками, но на взносы пайщиков, участвующих в кооперативе материально, может начисляться еще дополнительный процент.
5. Следует укрупнять кооперативы и объединять их в союзы. 6. Целесообразно выдвигать в буржуазном парламенте требования к государству, чтобы оно безвозмездно ссужало пролетарские кооперативы, размещало в этих кооперативах общественные заказы, сдавало земли в аренду кооперативам сельскохозяйственных рабочих. Основоположники марксизма резко критиковали тех кооператоров, кто отвергал революционный путь преобразования общества и тем самым якобы отвлекал пролетариат от классовой борьбы. Некоторым теоретикам и практикам кооперативного движения от Маркса достались ярлыки "сектант", "лжепророк", "лжехристос". В свою очередь, отдельные положения Маркса о кооперативном движении и кооперации, особенно переоценка им значения производственных кооперативов и недооценка кооперативов потребительских, были подвергнуты критике даже теми, кто именовал себя марксистами. Классики марксизма в своей революционной практике опирались и на современное им кооперативное движение. Истории известно, что среди учредителей I Интернационала, образованного в 1864 г., наряду с коммунистами и профсоюзными вождями были и кооперативные деятели. Некоторые из кооператоров — участников Интернационала проявили себя на баррикадах Парижской Коммуны 1871 г. Тогда же несколько частнокапиталистических предприятий французской столицы по решению коммунаров было преобразовано в производственные кооперативы занятых в них рабочих. Однако основоположники марксизма в отношении кооперативов в целом не питали иллюзий. Одному из них принадлежит решительный вывод о том, что "кооперативная система никогда не сможет преобразовать капиталистическое общество"1. По их мнению, кооперативные фабрики и товарищества являются переходной формой от капитализма к социализму и после установления диктатуры пролетариата национализации не подлежат, но будут зависеть от этой власти как организации, ведущиеся в общегосударственном масштабе и на общегосударственные средства. В частности, классиками марксизма была высказана идея, что в будущем кооперативы предстоит использовать для обобществления сельскохозяйственного и другого мелкотоварного производства.
2.5. Ленинская концепция "строя цивилизованных кооператоров”
В России марксистская теория революционного преобразования общества впервые была воплощена в революционную практику. В этом поистине огромную роль сыграл Владимир Ленин (1870-1924), который (подчеркнем) и в своих произведениях, и как глава советского правительства много внимания уделял вопросам кооперации. Ленин оценивал внутреннее содержание, роль и значение кооперативов в единстве с политическим и экономическим строем общества: при капитализме кооперативы являются коллективными капиталистическими учреждениями, при переходе к социализму они превращаются в социалистические организации. В своих дооктябрьских работах "Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов" (1894), "По поводу одной газетной заметки" (1897), "К деревенской бедноте" (1903) и других Ленин дифференцированно, по-разному характеризовал те или иные виды кооперативных обществ. Так, земледельческие артели и кредитные товарищества крестьян он относил к разновидности буржуазных прогрессов, иронично называя их "либеральными полумерами", "мизерными паллиативами", "жалкими экспериментами". Сыроваренные артели, писал Ленин, объединяют богатых крестьян, имеющих по несколько коров, и идут на пользу крестьянской буржуазии, а середнякам и сельской бедноте эти артели выгоды не дают. Что же делать последним? Ленин, как настоящий революционер, призывал их к союзу с городскими рабочими для борьбы против всей буржуазии. Иначе говоря, к кооперативам, названным им буржуазными и мелкобуржуазными, он относился отрицательно. В то же время он признавал некоторую ценность пролетарских кооперативов, в частности потребительских обществ. Подтверждением тому является содержание ленинских статей "Последнее слово "искровской" тактики или потешные выборы, как новые побудительные мотивы для восстания" (1905) и "Вопрос о кооперативах на Международном социалистическом конгрессе в Копенгагене" (1910). В этих статьях потребительские общества признаны, хотя и с оговорками, "полезным институтом", позволяющим уменьшить посредническую эксплуатацию рабочих торговым капиталом, институтом, обучающим их самостоятельному ведению дел и организации потребления, дающим пайщикам возможность приобретать необходимые навыки управления. Более того, Ленин согласен признать потребительские общества, существующие при капитализме, даже "кусочком социализма", содержащим в себе материальные и духовные элементы нового общества.
Необходимо заметить, что год за годом его взгляды на кооперацию претерпевали эволюцию в положительную сторону. Но эта эволюция происходила не в виде восходящей прямой линии, а как бы в виде периодических колебаний, зигзагообразно. После Октября 1917 г. в разные периоды Ленин выступал то за национализацию потребительских обществ, то за соглашение между ними и советской властью, то за превращение потребительских обществ в коммуны, то за предоставление кооперации известной самостоятельности. По-своему замечательны ленинские выступления в Москве перед кооператорами в ноябре и декабре 1918 г. Именно тогда Ленин произнес известную фразу: "Кооперация— огромнейшее культурное наследство, которым нужно дорожить и пользоваться"1. И добавил, что правительство считает необходимым использовать и опыт, и знание кооператоров, и их аппарат. Речь в то время шла о потребительских обществах, которые были основаны на самодеятельности масс. Ленин призывал использовать эту самодеятельность "самых низов" в деле распределения продуктов и в то же время настаивал на том, чтобы кооперация отказалась от своей независимости. В этом была заключена логическая ошибка: ведь если потребительское общество лишается независимости, то приходит конец и самодеятельности его участников. Потребительское общество в этом случае перестает быть истинным кооперативом. Начиная еще с весны 1918 г. Ленин неоднократно выдвигал идею: общество должно превратиться в единый кооператив трудящихся, и о таком кооперативе он всерьез говорил как о задаче победы социализма. Существует несколько ленинских терминологических вариантов этой идеи: "государственный кооператив", "общенациональный кооператив", "единый всенародный кооператив", "единый мировой кооператив", "один общий кооператив". Но суть была одна: охватить таким кооперативом все общество. Очевидно, что автор идеи настойчиво искал пути новой общественной организации; но столь же очевидно, что в своих поисках он не смог продвинуться дальше известных кооперативных утопий.
Важное место в теоретическом наследии Ленина занимает его статья "О кооперации" (1923). В ней не упоминается ни один вид кооперации; следовательно, она посвящена кооперации вообще. Статья содержит ряд бесспорных и актуальных даже сегодня положений. В ней красной нитью проводится идея о том, что при новой экономической политике, т. е. в условиях многоукладной, рыночной экономики кооперирование, кооперация приобретает совершенно исключительное, гигантское значение и необходима государственная поддержка "кооперативного" принципа организации населения. Ленин настаивал на том, что эта поддержка должна быть политической и экономической, чисто имущественной, выражающейся в льготных кредитах, экономических, финансовых и банковских привилегиях для кооперации, даже в "премиях" за конкретные достижения кооператоров. В статье поставлены задачи обеспечения не пассивного, а активного участия населения в кооперации, проведения культурной, просветительной работы при его кооперировании, перехода от торговли по-азиатски к торговле по-европейски и др. Центральной в статье "О кооперации" является идея создания "строя цивилизованных кооператоров". В ленинском контексте "цивилизованный" — это производное от латинского "civilis" — гражданский, а гражданин есть свободный человек, имеющий равные права с государством, подданным которого, но не подчиненным ему он является. Иначе говоря, цивилизованным признается кооператор-гражданин. Ленин дал определение: "Строй цивилизованных кооператоров при общественной собственности на средства производства, при классовой победе пролетариата над буржуазией — это есть строй социализма"1. Следовательно, социализмом Ленин назвал общественный строй, гражданами которого являются свободные, грамотные, культурные кооператоры. Автор концепции указывал, что все необходимое и достаточное для построения такого общества в стране имеется. И в условиях нэпа, когда торговля позволяет соединить частный интерес с общегосударственным, требуется "только" одно: кооперировать население широко и глубоко, сделать его по-настоящему цивилизованным. Однако дальше концепция "строя цивилизованных кооператоров" теряет свою убедительность. Во-первых, Ленин ставит неосуществимую задачу не только максимального, но и полного, поголовного кооперирования населения России. Такое кооперирование означало бы отказ от принципа добровольности и принуждение какой-то части граждан к вступлению в кооперативы. В результате подлинная кооперация уступает место псевдокооперации. А цивилизованный кооператор вряд ли согласился бы стать членом псевдокооператива. Ленин был готов даже "заставить всех поголовно участвовать"2 в кооперативных операциях, что вообще не оставляет места цивилизованным отношениям в этом утопическом "кооперативном строе". Во-вторых, ленинская "кооперация" на поверку, в действительности, оказывается своеобразной: она лишена собственности. Удивительно, но в специальной статье, посвященной кооперации и кооперированию населения, ни разу не упоминаются кооперативы. Речь в ней идет о кооперативных предприятиях, которые к тому же "основаны на земле, при средствах производства, принадлежащих государству, т. е. рабочему классу"3. Это не случайно: Ленин и раньше никогда и ни в одной своей работе не писал о кооперативной собственности. Следовательно, он был за некие воображаемые кооперативные предприятия, являющиеся одновременно коллективными, экономическую основу которых составляла бы государственная собственность. "О кооперации" — одно из последних ленинских произведений. Идея социализма в нем преобладает над идеей кооперации, хотя и говорится о сходстве простого роста кооперации с ростом социализма. Ленин критиковал "старых кооператоров", начиная с Оуэна, за фантастичность их планов. Но и его собственный интересный замысел органично соединить социализм и кооперацию в "строй цивилизованных кооператоров" оказался противоречивым и несбыточным. 2.6. "Кооперативная республика" нимской школы
В конце XIX — начале XX века в европейских странах наибольшие хозяйственные успехи сопутствовали розничным потребительским обществам и обществам оптовых закупок. В результате возникла концепция, в которой определяющая роль отводится потребительской кооперации. Эта концепция отдаленно напоминает взгляды английского кооператора Кинга, хотя родилась во Франции спустя полвека на новом витке кооперативного движения. В 1883 г. в небольшом городе Ним, в котором действовали потребительские кооперативы "Пчела" и "Солидарность", было создано общество народной экономики, целью которого являлось содействие развитию кооперативного движения. К членам общества, получившего вскоре название нимской школы, присоединился профессор политической экономии из Сорбонны Шарль Жид (1847-1932), впоследствии выдающийся кооператор. Он и стал главным теоретиком и пропагандистом этой школы. Благодаря ему теория "кооперативизма" получила классически законченную форму. Как экономист, Жид был последователем австрийской школы, разработавшей теорию предельной полезности благ; сферы обращения и потребления были объявлены этой школой главными сферами экономики. Будучи сторонником меновой концепции, отрицающей примат производства, Жид тоже решающую роль в хозяйственной жизни общества отводил товарному обращению, обмену. В своем учебнике он писал: "Производство— пустяк, важно продать, сбыть"1. С этих позиций он подходил к оценке того или иного вида кооперации. Жид считал, что современное производство, страдающее известными недостатками, может быть наилучшим образом реформировано через широкое развитие кооперативов, прежде всего потребительских обществ, занимающихся главным образом торговлей, удовлетворением личных потребностей человека. Он определял кооператив как объединение людей, преследующих общие экономические, социальные и образовательные цели путем осуществления хозяйственной деятельности. Кооператив, по мнению Жида, — средство не только для некоторого улучшения условий жизни, но и для основательного общественного обновления. Рассуждая по-французски остроумно, хотя и не всегда достаточно логично, он утверждал, что хозяевами положения в обществе являются производители товаров, а ими должны стать потребители. Ведь потребление — конечная цель экономики, а производство — это только средство. Все люди (и бедные, и богатые) являются потребителями, одинаково нуждаются в приобретении дешевых товаров и, следовательно, заинтересованы в создании и развитии потребительских обществ. Не все люди — производители благ, а потребители — это весь мир. Жид выдвигает программу кооператоров всех стран, которую необходимо осуществить в три этапа. Она казалась легко выполнимой. "Соединиться друг с другом, образовать силу, извлечь из своей прибыли возможно больше средств, для того чтобы основать большие оптовые магазины, делать массовые закупки — вот первый этап. Продолжать накоплять, при помощи вычетов из прибылей, значительные капиталы и, при помощи этих капиталов, стараться производить прямо и за свой собственный счет все необходимое для своих потребностей; создавать булочные, мельницы, суконные фабрики, мастерские готового платья, экипажей, фабрики шляп, мыла, бисквитов, бумаги — вот второй этап. Наконец, в более или менее отдаленном будущем приобрести собственные земельные участки и фермы, и производить прямо на своей земле хлеб, вино, растительные масла, мясо, молоко, масло, птицу, яйца, овощи, фрукты, цветы — вот последний этап"1. В этой программе обращает на себя внимание такая "мелочь": ничего не говорится о производстве металла или станкостроении, зато не забыты даже шляпы, вино и цветы. Тем не менее Жид полагал, что в результате мирного овладения всей торговлей, отраслями легкой и пищевой промышленности и сельскохозяйственным производством, благодаря сотрудничеству потребителей на почве политического нейтралитета возникнет новая общественная система — кооперативная республика. Главный теоретик нимской школы допускает возможность использования для ее достижения и остальных видов кооперации, но первенство отдает потребительским обществам: в их руках должен находиться экономический аппарат всей кооперации. Объединенным потребителям должны принадлежать не только магазины и сельскохозяйственные предприятия, но и банки, и промышленные, и страховые компании. Задачу кооперации Жид видел в подготовке нового экономического порядка, полагая, что социальное преобразование может быть осуществлено исключительно мирным путем, в конце концов путем образования интегральных кооперативных обществ и их федераций. У теории "кооперативной республики", или кооперативизма, всегда было много критиков и столь же много сторонников. Отметим лишь тот факт, что за более чем столетний период осуществить идею "кооперативной республики" не удалось ни в одной стране. Но она привлекательна, как и сама кооперация. Жид был убежденным противником войны, с симпатией относился к России и ее кооперативному движению. Одно время он состоял в переписке с кооператором-энтузиастом Николаем Баллиным (1829-1904), полемизировал с коммунистом-кооператором Николаем Мещеряковым (1865-1942), в целом положительно откликнулся на статью Ленина "О кооперации". В день празднования 25-летия Центросоюза в 1923 г. старый профессор выступил с речью перед кооператорами нашей страны в Москве. "Французы и русские, — сказал Жид, — мы можем с двух различных концов созерцать одну и ту же звезду, звезду кооперации, несущую благую весть справедливости и мира между всеми народами". Это говорил Поэт кооперации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|