Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Идеи развития кооперации для освобождения труда от капитала




 

Кооперативному движению в период его становления не везло в науке в том смысле, что разработкой вопросов коопера­ции занимались лишь отдельные из именитых ученых, да и они делали это только попутно и редко специально.

Прежде всего общественное значение производственно-потребительских общин Оуэна и ранних кооперативов иссле­довали представители английской школы рикардианцев, вы­двинувшие ошибочное социальное требование об обеспечении непосредственному производителю полного продукта его тру­да: Уильям Томпсон (1785-1833), Джон Грей (1798-1850), Джон Брей (1809-1895) и др. Некоторые из этих последователей Оу­эна смогли даже развить дальше его идею взаимной коопера­ции. Например, Томпсон видел в потребительских кооперати­вах лишь переходную форму к общинам оуэновского типа. Он стал теоретиком кооперативного движения: исходил из того, что объединенный в кооперативе труд обладает большей про­изводительностью, чем труд на предприятиях капиталистов, а строй, основанный на кооперативной собственности, являет­ся лучшим, наиболее желательным. Томпсон сформулировал мысль о переходном периоде от капитализма к кооперативно­му строю, когда кооперативной собственности придется мирно сосуществовать с собственностью буржуазной.

Во Франции социалист, теоретик анархизма и экономист Пьер Прудон (1809-1865) выдвинул проект "прогрессивной ассоциации", объединяющей на принципе мютюэлизма (вза­имопомощи) ремесленников, торговцев, рабочих и владельцев мелких предприятий для достижения эквивалентного обмена. Свою идею мирного переустройства общества он связывал с осуществлением реформ в банковском деле, сфере обращения. Полагал, что социальное освобождение трудящихся возможно с помощью производственных, кредитных и потребительских ассоциаций.

Свой след в истории кооперативных идей оставили два крупнейших представителя экономической науки: швейцарс­кий экономист Леон Вальрас (1834-1910), один из родоначаль­ников теории предельной полезности, в 1865 г. издал свое про­изведение "Ассоциации народного потребления, производства и кредита"; основатель кембриджской школы английский эко­номист Альфред Маршалл (1842-1924) в первом томе своего главного труда "Принципы экономической науки" (1890) не­сколько страниц посвятил исследованию кооперативной систе­мы в целом. Маршалл сделал сравнительный анализ акционер­ных компаний, кооперативных ассоциаций и государственных корпораций с точки зрения эффективного управления ими и пришел к выводу о том, что система кооперации стремится из­бежать пороки двух других методов управления предприяти­ями. Он отметил, что декларируемые цели кооперации могут в некоторых отношениях быть благороднее, чем ее практическая деятельность, но что она, бесспорно, в большей степени осно­вывается на нравственных мотивах. Выдающийся экономист выразил надежду на будущее кооперации, указав, что "мир только начинает готовиться к высшей деятельности коопера­тивного движения"1.

Конечно, за небольшим исключением различные концеп­ции кооперации разрабатывали в основном непосредственные участники кооперативного движения — его энтузиасты, идео­логи, вожаки.

Великие утописты кооперацию понимали широко в виде универсальных общин (коммун), перестраивающих всю жизнь своих членов; потом понятие кооперации сузилось, и она стала рассматриваться как все многообразие кооперативов, обслу­живающих лишь отдельные стороны жизни людей.

Некоторые сторонники великих социалистов-утопистов общественное предназначение уже этой узко трактуемой коо­перации тоже видели в освобождении труда от капитала.

Последователь Оуэна, его соотечественник, врач по спе­циальности Уильям Кинг (1786-1865) явился одним из вид­нейших теоретиков и практиков кооперативного движения. Этот выпускник Кембриджского университета был широко об­разован, прекрасно разбирался в философии и политической экономии, являлся сторонником трудовой теории стоимости. Один из основателей Агропромышленной школы в г. Брай­тоне, он здесь читал лекции по политической экономии. Кинг высоко ценил труд. Он писал: "Труд есть основание и крае­угольный камень здания, корень дерева, неиссякаемый ис­точник могущественного потока, сердце организма, сущность жизни"1. А что собой представляет капитал, который проти­востоит труду? Капитал является сбереженным продуктом труда. Труд и капитал разъединены, а между ними, наоборот, должна существовать естественная связь. Обеспечить такую связь способны образование и воспитание рабочих, их взаим­ная кооперация, основанием, тайной которой служит труд, и только он один. Будучи оуэнистом, Кинг всячески стремился развивать кооперацию, видел в ней средство уничтожения бедности на основе самодеятельности и взаимопомощи трудя­щихся. В Брайтоне он развернул бурную пропагандистскую деятельность, для этой цели с 1828 по 1830 г. издавал ежеме­сячную газету "Кооператор", чем способствовал значительно­му развитию теории кооперации и оживлению кооперативно­го движения. Британцы до сих пор называют Кинга учителем кооперации.

Оуэн, как известно, рассчитывал на государственную под­держку и финансовую помощь совестливых фабрикантов в создании общин. Кинг отходит от этой несбыточной идеи, от­казывается от надежды на богатых и власть имущих, основ­ное внимание обращает на кооперативную самодеятельность и самопомощь рабочих и ремесленников, призывает их своими усилиями и на собственные скромные средства строить новый мир.

По мнению Кинга, для освобождения труда от эксплуата­ции фабрикантами и заводчиками необходимо проделать путь от простого к сложному, а именно:

1) создать общество для кооперативной пропаганды и сбо­ра средств путем посильных взносов;

2) на собранные деньги организовать потребительские ко­оперативы с собственными торговыми лавками для снабжения их членов нужными предметами и накопления капитала за счет прибылей от торговли;

3) открывать производственные предприятия этих же ко­оперативов для увеличения капитала, обеспечения работой и заработками членов кооперативов;

4) наконец, накопив достаточные кооперативные капита­лы, приобрести в собственность или в аренду земельные учас­тки, создать производственные кооперативы, промышленно-земледельческие общины.

В итоге трудящиеся начинают работать на себя; они пере­стают трудиться на хозяев; труд как сущность жизни освобож­дается от гнета капитала. Так рассуждал Кинг. Он надеялся достичь этого без вмешательства государства, правда, при ма­териальном содействии профсоюзов кооперативам.

История свидетельствует, что Кинг как кооператор был оригинален в теории и неудачлив на практике. Тем не менее, под влиянием его пропаганды в Брайтоне и других британских городах произошел взлет кооперативного движения потреби­телей, хотя этот взлет продолжался совсем недолго.

Кинг был сыном священника, и, возможно, поэтому его уче­ние имело религиозную окраску. Кинг полагал, что истинная кооперация является воплощением нравственных принципов Христа, и что именно дух христианства обеспечит кооперативам длительную жизнеспособность. В этом смысле Кинг был одним из предшественников школы христианских социалистов.

Важное место кооперативам отводилось в экономической программе христианского социализма, возникшего в 30-40-х годах XIX века в европейских странах. Вместе с тем известно, что еще до новой эры в Иудее предшественники христи­анства — ессеи — жили обособленными общинами с общим имуществом, коллективным трудом и бытом. Современный христианский социализм исходит из того, что христианство дает для социализма недостающую ему духовную основу, а социализм является средством для выполнения христиан­ских заповедей, исполняет правду христианства в хозяйс­твенной жизни.

Одну из попыток строить экономическую жизнь на коо­перативной основе предпринял французский общественный деятель идеолог христианского социализма Филипп Бюше (1796-1865), в прошлом последователь великих утопистов. Он был врачом по профессии, автором философских сочинений, католиком по воспитанию и вере, бунтовщиком по темперамен­ту, попытавшимся примирить религию с революцией.

Бюше первым определил производственную ассоциацию как средство предоставить орудия производства в руки ремес­ленников и рабочих. А чтобы они могли эти орудия удержать в своем распоряжении, Бюше выдвинул очень ценную идею — отчислять 20% прибылей ассоциации в "нераздельный и неот­чуждаемый фонд". Основное назначение этого неделимого фон­да — приобретение в собственность ассоциации дорогостоящих орудий производства, расширение общего дела. Не менее прак­тичными были и остальные принципы, предложенные Бюше: распределение 80% прибылей пропорционально выполняемой работе, неограниченное число членов в ассоциации, их самоде­ятельность и демократическое управление, возможность для лиц, работающих в ассоциации по найму, стать ее членами по истечении года.

Бюше рассчитывал, что, постоянно увеличиваясь и пере­ходя от поколения к поколению, неделимый фонд позволит ас­социированным трудящимся выкупить у буржуазии все ору­дия производства; тогда экономическую основу новой модели общества - христианского социализма - составят коопера­тивная собственность, кооперативное производство.

Под непосредственным влиянием агитации Бюше в начале1830-х годов во Франции были созданы производственные ас­социации столяров, рабочих-ювелиров и каменотесов.

Бюше увлек своими идеями и английских христианских социалистов— Джона Ледлоу (1821-1911), Чарльза Кингс-ли (1819-1875), Денисона Мориса (1805-1872), Эдуарда Нила (1810-1892) и др. Это были честные и бескорыстные люди. Нил, например, многократно ссужал рабочие ассоциации деньгами для открытия кооперативных мастерских, но каждый раз дело кончалось неудачей, а деньги пропадали. На этих попытках Нил обеднел, но продолжал верить в успех.

Английские христианские социалисты активно участвова­ли в кооперативном движении как его организаторы и лидеры, явились проповедниками производственной кооперации среди полупролетарских и пролетарских слоев, с этой целью некото­рые из них писали книги-наставления, рассказы и даже поэ­мы. Христианские социалисты утверждали, что потребитель­ским кооперативам следует ограничиться исключительно торговлей, а организацией производства должны заниматься производственные ассоциации. С участием профсоюзов были созданы даже машиностроительный и железоделательный за­воды на кооперативных началах. Но временные удачи чередо­вались крахами. Неудачной оказалась и попытка устройства кооперативного банка. В конце концов английские христианс­кие социалисты выступили с идеей участия рабочих в прибы­лях кооперативных товариществ (копартнершип). Своей де­ятельностью они способствовали принятию в Англии первого в этой стране и в мире кооперативного закона.

Конечно, не все христианские социалисты являются коо­ператорами и не все из них разделяют мнение о необходимости развития кооперативного хозяйства под флагом религии. Так, Сергей Булгаков (1871-1944), русский экономист, философ и богослов, писал, что принципиально христианский социализм вполне возможен. В то же время он отрицательно относился к идее производственных кооперативов, действующих под пок­ровительством церкви.

Если план Бюше был рассчитан преимущественно на ре­месленников, то его соотечественник социалист, историк и журналист Луи Блан (1811—1882) решил приспособить его для объединения промышленных рабочих. В своей книге "Органи­зация труда" (1841) Блан обосновал идею устройства коопера­тивных мастерских на средства государства. Он доказывал, что правительство должно стать "банкиром для бедных" и на пер­вых порах регулировать деятельность этих мастерских. Под ассоциациями или мастерскими подразумевались производс­твенные кооперативы. Каждый такой кооператив занимается определенной отраслью производства, обходится без наемного труда, управляется выборными лицами. Блан выдвинул при­нцип: солидарность вместо взаимной борьбы. Он полагал, что кооперативные мастерские станут ячейками будущей системы ассоциации, где не останется места конкуренции, кризисам и безработице. В период революции 1848 г. была предпринята попытка осуществить идеи Блана. Сам он, любимец рабочего люда, стал министром труда во временном французском пра­вительстве, и последнее ассигновало капитал в 3 млн франков на поддержку производственных ассоциаций. Было основано до 300 новых ассоциаций; однако уже спустя три года из них сохранилась всего лишь дюжина.

Жизнь показала несостоятельность идеи кооперативного строительства за счет государственных средств.

Тем не менее один из деятелей германского рабочего дви­жения Фердинанд Лассаль (1825-1864), адвокат по профессии и блестящий оратор, тоже выдвинул программу учреждения производственных ассоциаций, финансируемых юнкерско-буржуазным правительством. Он рассчитал, что для устройс­тва таких ассоциаций достаточно было бы первоначально полу­чить 100 млн талеров. Как склонить правительство к оказанию помощи ассоциациям? Лассаль предложил для этого создать рабочую партию, добиться всеобщего избирательного права и народного большинства в парламенте. В этом он видел воз­можность голосования в парламенте за выделение государс­твенных субсидий, а производственные ассоциации трактовал как способ получения рабочими всего "неурезанного" продукта своего труда. (Хотя практическая неосуществимость идеи не­урезанного дохода работника к тому времени экономической наукой уже была доказана.) В конечном счете, с идеей произ­водственных ассоциаций Лассаль связывал переход Германии к новому хозяйственному строю - "свободному народному го­сударству".

Столь же ошибочно социалист Лассаль считал бесполез­ными и даже вредными увлечения немецких рабочих потреби­тельскими обществами.

Однако реальности таковы, что еще с тех времен постоянно доминировало кооперативное движение потребителей и лишь с недавних пор произошло некоторое оживление кооперативного движения производителей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...