Современные оценки социально преобразующей роли кооперативов
Даже на исходе XX века в мире существовали самые различные учения о кооперативном движении и их модификации. Рассмотрим лишь две-три наиболее широко известные концепции. После ликвидации колониальной системы в Азии, Африке, Латинской Америке образовались независимые государства — так называемые развивающиеся страны. Общая экономическая отсталость, преобладание примитивного сельского хозяйства, новая демократическая обстановка в этих странах явились своеобразной почвой для идей кооперации. На кооперацию обратили свое внимание и политические лидеры молодых государств. Так, первый премьер-министр независимой Индии Джавахарлал Неру (1889-1964), придававший кооперативам большое значение, в ответ на вопрос, что следует сделать, чтобы поднять уровень жизни населения этих стран, сказал: "Организовать просвещение, здравоохранение и кооперацию"1. В молодых национальных государствах кооперативное движение нередко рассматривают как альтернативу и капитализма, и социализма, т. е. как некий средний, третий путь социального развития. В Индии, Нигерии, Мексике и некоторых других развивающихся странах в теоретические модели национального социализма (индийского, африканского и проч.) иногда включали те или иные варианты "кооперативного социализма". Роль и возможности традиционных сельских общин и кооперативов обычно преувеличиваются, они объявляются не только средством преодоления нищеты путем сотрудничества и взаимопомощи, но и орудием социального переустройства общества в целом. При этом одни авторы кооперативных концепций считают необходимой государственную поддержку кооперации, другие значение такой помощи отрицают.
Большое распространение в разных (в том числе высокоразвитых) странах получила теория кооперативного сектора. Согласно этой теории современная смешанная экономика состоит из государственного, частного и кооперативного секторов, но ни один сектор сам по себе до сих пор не смог решить всех экономических проблем и обеспечить совершенный общественный строй. Не под силу эта задача и любым двум секторам. Задачу способны решить три сектора, которые взаимно дополняют друг друга. Теоретики кооперативного сектора исходят из того, что есть некоторые функции, которые способны наилучшим образом выполнить государственные предприятия; значительная часть экономики может принадлежать малым и большим кооперативам и контролироваться их участниками; наконец, определенные сферы экономики могут быть предоставлены предпринимателям, которые в этих-то сферах и проявят себя хорошо. Считается, что кооперативный сектор должен обладать лучшими чертами и государственного, и частного секторов смешанной экономики. Вместе с тем следует признать, что кооперативы, кооперативная система обладает не только теми или иными положительными качествами; им присущи и некоторые "недостатки", иногда обусловленные самой сущностью кооперации. Например, кооперативы объединяют в основном малодостаточных граждан, и поэтому у них ограничены финансовые возможности; как форма делового предприятия кооперативы имеют превосходство лишь перед мелким индивидуальным бизнесом, они, как правило, не приспособлены для внедрения в крупную (тяжелую) промышленность; кооперативы порой конкурируют друг с другом; в кооперативах зачастую затруднено быстрое, оперативное принятие управленческих решений по особо важным вопросам, а это в условиях рыночной экономики оборачивается упущением коммерческой выгоды; в крупных кооперативах оказываются невостребованными со стороны членов отдельные демократические институты и процедуры и т. д. Ясно, что на более или менее скорое построение "кооперативного социализма" сегодня может рассчитывать только неисправимый мечтатель.
Наиболее рассудительные теоретики кооперации уже давно убедились в несбыточности идей тех, кто в прошлом воображал, что одними кооперативными средствами они способны преобразовать мир, создать великое кооперативное сообщество. Канадский ученый Алекс Лейдлоу в конце 70-х годов прошлого столетия на основе глубокого анализа фактов высказал сомнение относительно мечты о кооперативном сообществе в макромасштабе. Лейдлоу — сторонник концепции создания кооперативных общин (сообществ) на микроэкономическом уровне, т. е. в городах, сельской местности, небольших регионах. Лейдлоу прямо указывал, что его общины принципиально отличаются от общин, которые настойчиво пропагандировались духовным отцом кооперативного движения Оуэном. По Лейдлоу, кооперативная община в городе создается по месту жительства граждан (жилой многоквартирный дом, или квартал, или пригород). Это, по сути, центр кооперативных услуг, которые оказываются горожанам жилищными, кредитными, розничными кооперативами, кооперативными столовыми, хлебопекарнями, банками, страховыми компаниями, всевозможными кооперативными мастерскими (по пошиву одежды, обуви, ремонту автомобилей), кооперативными парикмахерскими и похоронными бюро. У кооперативных общин могут появиться свои клубы, библиотеки, художественные галереи и т. д. Горожане как пайщики пользуются услугами этих заведений, а некоторые работают в них по специальности. Что касается сельской общины, то ее основой является один многоцелевой кооператив, такой кооператив, который типичен для японской деревни. Таким образом, будущее кооперации ныне связывается не с надеждой на реализацию преимуществ того или иного конкретного вида кооперации для коренного переустройства общества, а с максимальным приближением всего кооперативного аппарата к потребителям-пайщикам, с оказанием им широкого комплекса кооперативных услуг, с усилением социальной функции кооперативов с целью повышения уровня занятости трудоспособного населения, в деле борьбы с бедностью и голодом, для содействия решению экологических проблем на местном уровне.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|