Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правильные ответы: 1 – Б, 2 – Б, 3 – А, 4 – Д, 5 – А, 6 – Д, 7 – Б, 8 – Б.




Правильные ответы: 1 – Б, 2 – Б, 3 – А, 4 – Д, 5 – А, 6 – Д, 7 – Б, 8 – Б.

Ситуационные задачи

1. В препарате околоушной железы, окрашенной классичесским методом, цитоплазма секреторных клеток концевых отделов окрашивается базофильно.

Какие красители используются при классическом методе окраски? Чем обусловлена базофилия секреторных клеток?

2. У пациента с увеличенной печенью на биопсию взят кусочек органа.

При исследовании обнаружена выраженная дольчатость печени, уменьшение размеров долек и нарушение радиальной ориентированности балок.

Чем это обусловлено и как отразится на функции органа?

3. Пациент обратился к врачу по поводу жёлтого окрашивания склер и кожных покровов. При биопсии взят кусочек печени.

В препарате часть печёночных клеток повреждена и некротизирована.

Обьясните происхождение желтухи.

4. В ходе операции удалена часть кишечника. Приготовлен гистологический препарат: слизистая оболочка имеет крипты, эпителий однослойный призматический каёмчатый, с большим содержанием бокаловидных клеток. Рыхлая соединительная ткань в собственной пластинке без резких границ переходит в подслизистую. В соединительной ткани многочисленные скопления лимфоидной ткани с ярко обозначенными центрами размножения. Мышечная оболочка состоит из двух слоёв гладких миоцидов, снаружи серозный покров. Отмечено общее кровенаполнение сосудов. Определите по описанию препарата, какой отдел кишечника удалён.

5. У пациента на биопсию взяли два кусочка слизистой оболочки желудка: c пилорического отдела и с области дна.

По каким особенностям строения можно отличить препараты обеих областей, исследуя их под микроскопом.

6. На биопсию у пациента взяли два кусочка кишечника – толстого и тонкого. Сделаны гистологические препараты. По каким признакам их можно дифференцировать?

Задания для самостоятельной работы и УИРС

Подготовьте реферативный доклад на одну их следующих тем:

1. Макрофаги печени. Их морфология и функция.

2. Пути оттока желчи, их морфология.

3. Способность печени к регенерации и проблема цирроза.

4. Эндокриноциты поджелудочной железы. Их микро- и ультраструктура, функция, место в системе гормонопродуцирующих клеток желудочно-кишечного тракта.

 

 

Итогово-диагностическое занятие.

Практическое занятие.

Тема: «Мочевыделительная система».

1. Актуальность темы.

Приступая к изучению мочеобразующих органов и мочеотводящих путей необходимо четко представлять их важную обезвреживающую функцию, которая обеспечивается специфическим строением почки и мочеотводящих путей. Особое внимание необходимо уделить строению почечных телец с их чудесной капиллярной сетью и морфофункциональной связью капилляров с капсулой нефрона. Необходимо усвоить строение различных отделов нефрона в связи с выполняемой ими функций и обратить внимание на морфологию юкстагломерулярного аппарата.

2. Цель занятия.

Изучить строение различных отделов мочевыделительной системы (почки, мочеточников, мочевого пузыря) у взрослого. Разобрать вопросы развития указанных органов различных возрастов, акцентировав внимание на особенностях строения этих органов, в частности почки, у плода и детей.

Студент должен уметь:

1. Читать с помощью микроскопа гистологический препарат почки и дифференцировать под микроскопом корковую и мозговую части.

2. Читать с помощью микроскопа особенности строения почечных телец и канальцев почки.

Для реализации учебных целей студент должен знать:

- микро- и ультрамикроскопическое строение почечного тельца, проксимального отдела, тонкой части петли, дистального отдела, собирательных трубочек, юкстагломерулярного аппарата;

- особенности кровоснабжения почек;

- эндокринную систему почки.

3. Ориентировочное время для самоподготовки – 135 минут.

4. Место проведения самоподготовки: читальный зал, кабинет самоподготовки кафедры.

5. Оснащение: микроскопы, гистологические микропрепараты, таблицы, электронограммы, методические пособия, атласы.

Контрольные вопросы:

1. Общая характеристика мочеобразующих и мочеотводящих органов.

2. Основные этапы филогенетического и эмбрионального развития почек (предпочка, первичная почка, вторичная или окончательная почка) и мочеотводящих путей.

3. Строение почки. Нефрон, морфологическая и функциональная характеристика его отделов, их ультраструктура.

4. Юкстагломерулярный аппарат, интерстиций (состав, функциональное значение).

5. Особенности кровообращения почки.

6. Строение стенки мочеточника и мочевого пузыря.

7. Иннервация, возрастные изменения, регенерационные возможности почек и мочеотводящих путей.

Учебные микропрепараты.

1. Почка. Окраска гематоксилин-эозин.

При малом увеличении микроскопа рассмотреть капсулу органа, корковое вещество с окрашенными в оранжевый цвет почечными тельцами и поперечно срезанными проксимальными и дистальными отделами нефрона. Найти более светлое мозговое вещество с продольно и поперечно срезанными канальцами петли нефрона и собирательными трубочками. Между корковым и мозговым веществом рассмотреть поперечно срезанные кровеносные сосуды, расположенные в рыхлой соединительной ткани.

При большом увеличении изучить строение почечных телец с их капсулой и сосудистым клубочком, обратить внимание на морфологию клеток, составляющих извитые канальцы проксимального и дистального отделов нефрона. В мозговом веществе рассмотреть эпителиальные клетки, выстилающие петлю и собирательные трубочки нефрона.

Зарисовать и обозначить: почечные тельца, сосудистый клубочек, капсула клубочка, проксимальный и дистальный отделы нефрона, петля нефрона (нисходящий и восходящий отделы), собирательные трубочки, кровеносные сосуды.

2. Мочеточник. Окраска гематоксилин-эозин.

При малом увеличении микроскопа рассмотреть в стенке мочеточника слизистую, мышечную и адвентициальную оболочки.

При большом увеличении изучить морфологию клеток преходного эпителия слизистой оболочки, определить ткань, формирующую собственный слой и подслизистую основу. В мышечной оболочке изучить характер расположения гладких миоцитов в отдельных слоях. В наружной оболочке рассмотреть рыхлую соединительную ткань.

Зарисовать и обозначить: слизистая оболочка с переходным эпителием, собственным и подслизистым слоями, мышечная и адвентициальная оболочки.

3. Мочевой пузырь. Окраска гематоксилин-эозин.

При малом увеличении в стенке мочевого пузыря выделить слизистую, мышечную и серозную оболочки.

При большом увеличении микроскопа определить клетки переходного эпителия, рассмотреть собственный слой слизистой оболочки, слившийся с подслизистым слоем. В мышечной оболочке изучить срезанные поперечно и продольно пучки миоцитов с прослойками соединительной ткани между ними. В серозной оболочке найти полоску мезотелия и подлежащий соединительнотканный слой.

Зарисовать и обозначить: слизистая оболочка с эпителием, собственным и подслизистым слоями, мышечная оболочка, серозная оболочка.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...