Цель практического занятия: научить определять стили речи и выработать умение составлять тексты книжных стилей.
Задание 1. Является ли данный текст строго научным? Укажите языковые элементы, подчеркивающие научный характер данного текста.
Разное отношение разных народов к животным особенно наглядно проявляется в метафорическом переносе названия животного на человека. Когда мы хотим ласковым словом назвать девушку или ребенка, мы называем их голубками; вороной же мы называем бестолкового и рассеянного человека. Если национальные культуры отличаются значительно, наблюдаются расхождения в зоосравнениях. Так, у казахов чибис ассоциируется с жадностью, сова – с безалаберностью и рассеянностью, пчела – со злобностью и недовольством, черепаха – с ленью и беспечностью. В сознании русского таких ассоциаций нет. Ассоциации, не свойственные другим народам, присутствуют в языковом сознании испанца. Крот у испанца – символ тупости и ограниченности, хорек - назойливого любопытства и нелюдимости. Весьма отличны от других зоосравнения японской этнической традиции. Горная обезьяна ассоциируется с деревенщиной, лошадь – с дураком, собака – с фискалом, утка – с простаком, клещ – с хулиганом. _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Методическая справка. Научный стиль имеет подстили. Если строго научный текст не допускает экспрессивности, то для научно-популярного текста эти ограничения снимаются. Научно-популярный стиль используется в тех текстах, которые предназначены для популяризации научных знаний. Поэтому здесь допускаются лирические отступления, призванные заинтересовать читателя. Синтаксис научно-популярного стиля более простой, то же касается и лексики. Непонятные термины обязательно поясняются или описательно, или при помощи синонимов. Задание 2. В чем состоит нарушение стиля и структуры данной ниже рецензии? Какие нарушения вы обнаружили еще? Устраните найденные недостатки и напишите свою рецензию.
Методическая справка. Рецензия на научное сочинение является научным текстом, который пишется по стандартному плану: · Указывается предмет анализа (дипломная работа, диссертация, статья, монография и т.д.). · Формулируется актуальность темы, необходимость ее исследования. · Дается краткое изложение структуры рецензируемой работы. · Излагается краткое содержание работы.
· Дается общая оценка результатам исследования. · Указываются недостатки, обнаруженные в работе. · Формулируются общие выводы. При написании рецензии используются речевые клише: Работа посвящена актуальной теме……. Центральным вопросом является….. Автору удалось найти новый подход к… (автор проявил умение…..) К недостаткам работы можно отнести….. Недостатки работы носят частный характер….. Отмеченные недочеты не снижают (не влияют)….. Работа заслуживает высокой оценки, а автор достоин….
Задание 3. Напишите реферат по статье (выбор предоставляется вам), используя данное ниже клише.
Статья____________________________________________________ посвящена вопросам______________________________________________________________________________________________________________________________. Во введении автор формулирует________________________________________ ___________________________________________________________________ Он подчеркивает актуальность ________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________ Автор выдвигает гипотезу: ___________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________ Для доказательства автор _____________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________ В своем исследовании автор опирается на_______________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________ Свои выводы автор подтверждает_______________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________ Статья завершается утверждением _____________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________ Методическая справка. Реферат – это изложение основного содержания текста (статьи, книги и т.д.) с выделением темы, проблемы. Реферат включает комментирование, оценку текста и отвечает на вопрос, что нового, существенного содержится в реферируемом тексте. Таким образом, задача реферата – донести до читателя основные идеи, проблемы, основные положения реферируемого текста. Для написания реферата необходимо хорошо знать материал, уметь его передать, анализировать, делать вывод. Реферат дает описание от 3 лица, дает оценку, формулирует проблемы, характеризует структуру работы. Если реферат пишется на основе двух или более источников, дается сопоставление точек зрения, производится осмысление прочитанного. Реферат включает библиографическое описание первоисточника.
Задание 4. Отметьте нарушения в текстах официально-делового стиля. Укажите элементы, присущие только официально-деловому стилю речи.
Методическая справка. Официально – деловой стиль характеризуется строгостью стиля и не допускает ни разговорных элементов, ни экспрессивных конструкций. Текст заявлений, приказов, распоряжений должен быть лаконичен, содержать только важную информацию. Поэтому ненужные подробности, разговорные обороты в таких текстах являются нарушением стиля. Для облегчения составления различных видов документов существуют стандартные формы, которых и следует придерживаться.
Задание 5. Ознакомьтесь с данными публицистическими текстами. Какие приемы привлечения внимания использованы в них?
1. Как говорит восточная пословица, все дело случая, но случай награждает лишь того, кто его достоин. Можно привести тысячи примеров, когда те или иные исторические памятники и документы были обнаружены случайно, людьми весьма далекими от исторической науки. Но можно ли такие случайные находки называть открытиями? Нет и еще раз нет. Открытие – это всегда то, что трудом и настойчивостью исследователя оказывается связанным во времени и пространстве со всей суммой накопленных знаний, когда та или иная находка осмыслена и заняла свое место в той нескончаемой цепи, которую мы зовем историей человечества. (Из речи академика А.П.Окладникова) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Чем различаются между собой речь развлекательная и речь воодушевляющая? Речь информационная и речь убеждающая, призывающая к действию? Какую цель преследует каждая из них? Есть ли общая цель у них? Конечно, общая цель всех видов публицистической речи заключается в том, чтобы развлечь, информировать, воодушевить, убедить, призвать к действию. В известной мере мыслимо и сочетание этих целей. Например, речь развлекательного порядка иной раз не обойдется без информации и даже без элементов воздействия. Речь, склоняющая к действию, не будет иметь успеха, если она не занимательна, не поучительна, не вдохновляет и не убеждает. Но оратор должен ясно представлять себе, какая из общих установок является преобладающей, и в соответствии с этим строить свою речь. (по книге П.Сопера «Основы искусства речи») ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Методическая справка. Публицистические тексты, целью которых является донести информацию до слушателя или воздействие на слушателя, всегда очень эмоциональны и экспрессивны. Успех выступления зависит от многих факторов, в том числе от умения лектора удержать внимание слушателей на протяжении всего выступления. Многое зависит от начала. Начинать выступление можно с вопросительных предложений, с лирических отступлений, с интересных примеров, с выделения проблемы, основного вопроса и т.д. Зачетные тесты к теме 1
Культура речи. Основные нормы литературного языка. Коммуникативные качестваречи. Этические нормы русской речи.
1. Не соответствует действительности утверждение: Под культурой речи понимается a) Самостоятельная лингвистическая дисциплина. b) Использование слов в несвойственном им значении. c) Владение нормами литературного языка в его устной и письменной формах. d) Выбор и организация языковых средств, позволяющих достичь поставленных задач коммуникации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|