Цель практического занятия: научить определять стили речи и выработать умение составлять тексты книжных стилей.
Задание 1. Является ли данный текст строго научным? Укажите языковые элементы, подчеркивающие научный характер данного текста.
Разное отношение разных народов к животным особенно наглядно проявляется в метафорическом переносе названия животного на человека. Когда мы хотим ласковым словом назвать девушку или ребенка, мы называем их голубками; вороной же мы называем бестолкового и рассеянного человека. Если национальные культуры отличаются значительно, наблюдаются расхождения в зоосравнениях. Так, у казахов чибис ассоциируется с жадностью, сова – с безалаберностью и рассеянностью, пчела – со злобностью и недовольством, черепаха – с ленью и беспечностью. В сознании русского таких ассоциаций нет. Ассоциации, не свойственные другим народам, присутствуют в языковом сознании испанца. Крот у испанца – символ тупости и ограниченности, хорек - назойливого любопытства и нелюдимости. Весьма отличны от других зоосравнения японской этнической традиции. Горная обезьяна ассоциируется с деревенщиной, лошадь – с дураком, собака – с фискалом, утка – с простаком, клещ – с хулиганом. _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. В чем состоит нарушение стиля и структуры данной ниже рецензии? Какие нарушения вы обнаружили еще? Устраните найденные недостатки и напишите свою рецензию.
· Указывается предмет анализа (дипломная работа, диссертация, статья, монография и т.д.). · Формулируется актуальность темы, необходимость ее исследования. · Дается краткое изложение структуры рецензируемой работы. · Излагается краткое содержание работы.
· Дается общая оценка результатам исследования. · Указываются недостатки, обнаруженные в работе. · Формулируются общие выводы. При написании рецензии используются речевые клише: Работа посвящена актуальной теме……. Центральным вопросом является….. Автору удалось найти новый подход к… (автор проявил умение…..) К недостаткам работы можно отнести….. Недостатки работы носят частный характер….. Отмеченные недочеты не снижают (не влияют)….. Работа заслуживает высокой оценки, а автор достоин….
Задание 3. Напишите реферат по статье (выбор предоставляется вам), используя данное ниже клише.
Статья____________________________________________________ посвящена вопросам______________________________________________________________________________________________________________________________. Во введении автор формулирует________________________________________ ___________________________________________________________________ Он подчеркивает актуальность ________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________ Автор выдвигает гипотезу: ___________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________ Для доказательства автор _____________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________ В своем исследовании автор опирается на_______________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________ Свои выводы автор подтверждает_______________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________ Статья завершается утверждением _____________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4. Отметьте нарушения в текстах официально-делового стиля. Укажите элементы, присущие только официально-деловому стилю речи.
Задание 5. Ознакомьтесь с данными публицистическими текстами. Какие приемы привлечения внимания использованы в них?
1. Как говорит восточная пословица, все дело случая, но случай награждает лишь того, кто его достоин. Можно привести тысячи примеров, когда те или иные исторические памятники и документы были обнаружены случайно, людьми весьма далекими от исторической науки. Но можно ли такие случайные находки называть открытиями? Нет и еще раз нет. Открытие – это всегда то, что трудом и настойчивостью исследователя оказывается связанным во времени и пространстве со всей суммой накопленных знаний, когда та или иная находка осмыслена и заняла свое место в той нескончаемой цепи, которую мы зовем историей человечества. (Из речи академика А.П.Окладникова) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Чем различаются между собой речь развлекательная и речь воодушевляющая? Речь информационная и речь убеждающая, призывающая к действию? Какую цель преследует каждая из них? Есть ли общая цель у них? Конечно, общая цель всех видов публицистической речи заключается в том, чтобы развлечь, информировать, воодушевить, убедить, призвать к действию. В известной мере мыслимо и сочетание этих целей. Например, речь развлекательного порядка иной раз не обойдется без информации и даже без элементов воздействия. Речь, склоняющая к действию, не будет иметь успеха, если она не занимательна, не поучительна, не вдохновляет и не убеждает. Но оратор должен ясно представлять себе, какая из общих установок является преобладающей, и в соответствии с этим строить свою речь. (по книге П.Сопера «Основы искусства речи») ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Зачетные тесты к теме 1
Культура речи. Основные нормы литературного языка. Коммуникативные качестваречи. Этические нормы русской речи.
1. Не соответствует действительности утверждение: Под культурой речи понимается a) Самостоятельная лингвистическая дисциплина. b) Использование слов в несвойственном им значении. c) Владение нормами литературного языка в его устной и письменной формах. d) Выбор и организация языковых средств, позволяющих достичь поставленных задач коммуникации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|