Отрасли хозяйственной (предпринимательской) деятельности потребительской кооперации
Еще на заре XX столетия российские кооператоры решительно выступали против отождествления потребительских обществ с лавочками и отмечали огромное социальное значение кооперации. Как демократическая, народная организация потребительское общество ставит перед собой социальные, общественно значимые цели, для него важнее всего забота о благе людей, защита интересов пайщиков, человеческая ценность. Во всяком случае в действительности так должно быть. Как совокупность хозяйственных единиц, как деловое предприятие потребительское общество осуществляет экономическую, предпринимательскую деятельность, которая служит средством достижения целей этого кооператива. Разумно согласовать хозяйственные действия с выполнением социальных целей — задача каждого современного потребительского общества и союза. Цели потребительских обществ достойные, нравственно безупречные; такими же должны быть и средства их достижения. А основным средством является хозяйственный успех, который достигается в отраслях деятельности самой потребительской кооперации прежде всего в процессе обслуживания пайщиков, членов их семей и остального населения. Потребительская кооперация уже давно является многоотраслевой системой. В период рыночных преобразований у нее появились новые отрасли (или области) деятельности. Ныне в Примерном уставе потребительского общества приводится обширный перечень видов хозяйственной и социальной деятельности, включающий около 40 укрупненных пунктов. Такого разнообразного круга разрешенных ей видов деятельности потребительская кооперация страны раньше не знала никогда — ни до 1917 г., ни после. В данный перечень вошли как известные, старые отрасли, виды деятельности, так и новейшие. Среди этих последних — хранение нефти и продуктов ее переработки, пассажирские перевозки автотранспортом, юридические, медицинские, фармацевтические, ветеринарные, ритуальные услуги, лизинговая, риэлтерская, туристическая деятельность, гостиничный бизнес и т. д. Особое место занимают услуги, получившие в кооперации распространение в последние годы и связанные с осуществлением ею своей социальной миссии: ремонт и пошив одежды и обуви, ремонт сложной бытовой техники, часов, парикмахерские и фотоуслуги, заточка режущих инструментов, библиотечки и чайные столы в магазинах, обустроенные детские площадки и т. п. Иначе говоря, потребительская кооперация обладает полномочиями заниматься всеми видами деятельности, не запрещенными законодательством и направленными на удовлетворение потребностей пайщиков.
Каждая из относительно обособленных областей деятельности потребительской кооперации представляет собой отрасль с характерным единством целевых функций, качественно однородной группой хозяйственных единиц, видом услуг и продукции, условиями действия. С точки зрения своих целевых функций все отрасли (области) кооперативной деятельности условно можно объединить в три большие группы: 1) старые, традиционные; 2) новые, нетрадиционные; 3) вспомогательные, подсобные (рис. 7)1. Рис. 7. Отрасли и виды деятельности потребительской кооперации России К старым, традиционным отраслям деятельности потребительской кооперации относятся главным образом торговля, общественное (массовое) питание, закупки сельскохозяйственных продуктов и сырья, промышленность. Они многофункциональны с точки зрения макроэкономики, например, торговля и закупки экономически связывают производство и потребление. В рамках кооперативной системы традиционные отрасли выполняют двоякую роль: с одной стороны, несут значительную социальную нагрузку, способствуют повышению уровня и качества жизни (торговля обеспечивает пайщиков товарами, причем даже в отдаленных населенных пунктах по рыночным ценам; закупки увеличивают доходы сельских жителей; рост отраслей ведет к увеличению занятости населения и т. д.), а с другой стороны, служат своего рода экономическими локомотивами потребительской кооперации, потому что использование полученных в традиционных отраслях доходов в качестве инвестиций позволяет развивать все отрасли системы, всю ее инфраструктуру.
Торговля — самая крупная отрасль деятельности потребительской кооперации, где совершается товарообмен при посредстве денег, купля-продажа товаров, обслуживание покупателей в процессе продажи товаров. В торговле используется значительная часть экономических ресурсов и занято около половины общей численности работников системы. В совокупном объеме деятельности потребительской кооперации торговля занимает 70%. Потребительская кооперация осуществляет внутрисистемную оптовую и розничную торговлю. Оптовая торговля — это приобретение крупных партий товаров специальными организациями и предприятиями для их последующей продажи и переработки. Оптовую торговлю осуществляют главным образом союзы потребительских обществ через свои межрайонные и другие оптовые базы. Последние располагают средствами доставки товаров, складами для приема, хранения, подсортировки и отпуска товаров, машинными холодильниками, подъемно-транспортными средствами и залами товарных образцов. По структуре ассортимента реализуемых товаров преобладают универсальные оптовые базы. Основная функция опта — снабжение товарами кооперативной розничной торговли. Однако управляемость оптом была потеряна в самом начале рыночных реформ, когда роль собственного опта потребительской кооперации в товароснабжении магазинов сократилась до критического уровня. В 1990 г. через собственный опт потребительской кооперации в эти магазины поступило до 60% общего объема товаров, в 1996 г. — немногим более 5%, а в 2005 г. — около 9%. Основная масса товарных ресурсов потребительской кооперацией закупалась у посреднических фирм, физических лиц, предприятий-изготовителей и некооперативных оптовых организаций.
Поскольку именно опт имеет больше возможностей влиять на товаропроизводителей в части снижения оптово-отпускных цен, улучшения качества и ассортимента товаров, постольку необходим поворот опта потребительской кооперации к нуждам ее розничной торговли. Перед оптовыми организациями системы поставлены такие задачи, как возвратить утраченный сегмент рынка и расширить географию рынка; восстановить утраченную клиентуру, прежде всего за счет розничных предприятий кооперации; использовать новые рыночные методы и современные технологии для интенсификации коммерческой деятельности; предоставлять розничным предприятиям комплекс услуг по упаковке, расфасовке, проверке качества и сертификации товаров, доставке товаров в магазины, оказывать рекламные, консультационные, информационные услуги и др. В ряде союзов потребительских обществ (Новгородском, Удмуртском, Челябинском, Псковском, Красноярском северном, Тюменском северном) эти задачи реализуются наиболее успешно. Оптовые организации перечисленных союзов поставляют магазинам потребительской кооперации от 25 до 40% товарных ресурсов. Еще самые ранние потребительские общества и их члены экономический смысл кооперации видели в создании объединенного спроса и возможности приобретения товаров оптом, "гуртом". Успех конкурентной борьбы кооперативной торговли с частной сегодня тоже предопределяется отчасти в оптовом звене. Поэтому скорейшее возрождение собственного опта имеет решающее значение для развития всей хозяйственной и социальной деятельности потребительской кооперации. Розничная торговля есть конечная продажа магазинами и предприятиями общественного питания преимущественно товаров народного потребления как индивидуальным потребителям (населению), так и коллективным (детским садам, больницам, школам и т. п.). Розничная торговля единичными товарами или их небольшим количеством завершает процесс обращения товаров. Объем и структура розничного товарооборота являются одним из показателей материального уровня жизни людей.
Основную массу товаров потребительская кооперация реализует через свои розничные торговые предприятия. В районных центрах и других пунктах притяжения населения кооперация имеет универмаг, магазины продовольственных и хозяйственных товаров, мелкорозничную сеть (киоски, палатки и др.); в крупных селах и поселках — небольшой универмаг и магазин по торговле продовольственными товарами; в населенных пунктах с небольшим числом жителей — магазины товаров повседневного спроса, магазины на дому. Для обслуживания населения мелких деревень, хуторов, аулов, а также полевых станов и животноводческих ферм используются автомагазины. В процессе перехода к рыночным отношениям за 1991-2005 гг. количество кооперативных магазинов в России сократилось со 154 тыс. до 63 тыс., из них 54 тыс. продолжают действовать. При этом работа 29 тыс. магазинов в отдаленных и малонаселенных деревнях является убыточной, и ежегодная общая сумма убытка оценивается во много сотен миллионов рублей. Так что проблема ликвидации убыточности магазинов остается одной из самых жгучих. Заботясь о людях, пайщиках, кооперативы не закрывают эти магазины и содержат их за счет доходов других своих предприятий. Изменилась структура самих магазинов: уменьшилась доля магазинов самообслуживания и специализированных магазинов (типа "Книги", "Мебель" и др.). В структуре розничного оборота заметно увеличился удельный вес продовольственных товаров. Вместе с тем в торговой отрасли происходят, особенно в последние годы, также положительные изменения. Проводится большая работа по реконструкции и переоборудованию кооперативных магазинов как части сельской инфраструктуры. Торговая сеть постепенно молодеет, новые кооперативные дома торговли и минимаркеты отличаются не только привлекательным внешним видом, но и самым широким выбором товаров, свободным доступом к ним покупателей, применением электронных кассовых аппаратов и даже телекамер, наличием чайных столиков и библиотечек, удобным для покупателей режимом работы. После обновления, евроремонта, переоборудования кооперативные магазины заметно преображаются. 128-е общее Собрание представителей потребительских обществ Российской Федерации (март 2006 г.) наметило курс на активное внедрение прогрессивных форм торговли. Ныне магазин признан основным звеном потребительского общества. Магазин становится многофункциональным: осуществляет розничную торговлю, закупки сельскохозяйственных продуктов, является центром информации и общения пайщиков, населения. Повышается роль магазина в конкурентной борьбе потребительских обществ. Расширены полномочия руководителей и продавцов магазинов, они овладевают рыночными методами работы, учитывают изменения покупательского спроса на товары, участвуют в решении социальных вопросов села.
В условиях рыночной экономики эффективны магазины, совмещенные с хлебопекарнями, с колбасными и кулинарными цехами. В интересах пайщиков создание условий для удобного приобретения товаров. В Концепции развития потребительской кооперации страны на период до 2010 г. предусмотрено размещение розничной торговой сети таким образом, чтобы сельский житель имел возможность совершить покупку товаров первой необходимости в пределах пешеходной доступности и по приемлемым ценам; товары периодического спроса должны быть представлены в ассортименте как минимум одного магазина в рядовом населенном пункте и нескольких — в более крупном; продажу товаров редкого и эпизодического спроса необходимо сосредоточить в крупных населенных пунктах, районных центрах, а в любых других населенных пунктах продажу их осуществлять по заказам покупателей. На кооперативную торговлю оказывает воздействие научно-техническая революция. Это находит выражение, во-первых, в предложении новых товаров, которые раньше не были известны потребителю или обладали иными качественными характеристиками; во-вторых, в совершенствовании технологии сельской торговли на основе модернизации ее материально-технической базы; в-третьих, в повышении требований к профессиональным качествам торговых работников. Переход к рынку усиливает значение изучения колебаний спроса на товары, способов его быстрого удовлетворения. Жизненно важной задачей работников кооперации стало овладение современными методами соперничества с конкурентами на рынке потребительских товаров. А конкурентами кооперации на селе являются уже свыше 200 тыс. магазинов других форм собственности. Общественное (массовое) питание — особая отрасль, где реализации кухонной продукции (блюд) непосредственно предшествует ее производство (приготовление). А еще предприятие питания должно создать нормальные условия для приема пищи (потребления). Значит, здесь сочетается выполнение трех функций — производство, реализация и потребление. К основным типам предприятий этой отрасли относятся столовые, кафе и кафетерии, бары, рестораны, закусочные, чайные, буфеты. Есть отделы и магазины полуфабрикатов и кулинарии, которые в передовых организациях кооперации предлагают населению богатый ассортимент собственной продукции, отличаются насыщенностью технологическим оборудованием и запоминающимся современным дизайном. В настоящее время часть предприятий массового питания полностью не загружена и кое-где потребительским обществам приходится менять их профиль. В частности, на их базе организуется производство безалкогольных напитков, мороженого, кондитерских и хлебобулочных изделий. Перспективным признано создание предприятий быстрого обслуживания: пирожковых, блинных, пельменных и т. п. Усилению социальной направленности отрасли способствует развитие сети столовых и буфетов при сельских общеобразовательных школах, профессионально-технических училищах и техникумах. Товарооборот общественного питания включает продажу покупных товаров и реализацию продукции собственного производства. Обеспечению преимущественного роста собственной продукции работники отрасли уделяют главное внимание. Восстановление данной отрасли, резко сократившей за последние годы объемы своей деятельности, будет зависеть от многих факторов: умения работников общепита работать в условиях рынка, от выбора места нахождения вновь открываемых предприятий, ассортимента и качества блюд и их удешевления, уровня обслуживания потребителей и т. д. Во всем розничном товарообороте потребительской кооперации удельный вес оборота общественного питания невелик. Однако экономическое и социальное значение этой отрасли не подлежит сомнению. Закупки сельскохозяйственных продуктов и сырья — традиционная отрасль потребительской кооперации. Она закупает продукцию и сырье у граждан и юридических лиц, изделия и продукцию личных подсобных хозяйств и промыслов. Потребительские общества и их союзы закупают продукты растениеводства (картофель, овощи, фрукты, хлебопродукты) и животноводства (яйцо, молоко, мясо), животноводческое сырье (шерсть, кожу, пушнину), дикорастущие (грибы, орехи, ягоды), лекарственно-техническое сырье, вторичное сырье (макулатуру, металлолом, тряпье) — в общей сложности несколько десятков видов продуктов и сырья. Для приближения закупок к местам производства продукции в потребительской кооперации в свое время была создана обширная сеть универсальных приемозаготовительных, квасильно-засолочных, скотоубойных и грибоварочных пунктов, хранилищ, сушилок, холодильников и складов по видам продукции. Однако преобладающая часть этого потенциала к середине 1990-х годов потребительской кооперацией была утеряна, и теперь предстоит восстановить материально-техническую базу отрасли. А пока Концепция развития потребительской кооперации страны на период до 2010 г. предусматривает расширение закупок сельскохозяйственных продуктов магазинами потребительских обществ. Концепция провозглашает: "Каждый магазин становится приемозаготовительным пунктом". Работники кооперации ведут не только закупки, но занимаются также концентрацией (накоплением) различных продуктов и сырья, их подработкой, переработкой и сбытом. Продукты и сырье, закупленные на рынке сельскохозяйственных товаров, реализуются через магазины самой потребительской кооперации (в том числе в городах), используются в качестве основного сырья в кооперативном производстве, отгружаются для удовлетворения федеральных нужд специальным потребителям (например, воинским частям), предприятиям пищевой и легкой промышленности, поставляются на экспорт. Именно возможность сбыта заготовленной продукции без потерь для организаций потребительской кооперации, а с выгодой для них и пайщиков является одной из сложных проблем этой отрасли в условиях рынка. За последние годы лишь отдельные потребительские общества и союзы сумели увеличить физический объем закупок продукции аграрного производства. Промышленность потребительской кооперации насчитывает свыше 11 тыс. предприятий (главным образом малых) и цехов по выработке продовольственных и непродовольственных товаров. Большинство производственных предприятий и цехов базируется на местном сырье, а их продукция существенно дополняет товарные ресурсы и реализуется в основном через магазины потребительских обществ. Ядро кооперативной промышленности составляют хлебозаводы и хлебопекарни, способные вырабатывать ежегодно 6,8 млн т продукта первой необходимости. Фактически в 2005 г. они выработали хлеба и хлебобулочных изделий в 8 раз меньше. Однако экономическое и социальное значение промышленного хлебопечения для пайщиков и всего остального населения огромно. Потребительская кооперация имеет большие мощности по выработке колбасных, кондитерских изделий, безалкогольных напитков, консервов. Даже малые цехи используют новые технологии и расширяют ассортимент продукции. Вырабатываются конфеты, карамель, вафли, печенье, пряники, мармелад, мороженое, пиво, квас и другие напитки, соки, варенье, крахмал, макаронные изделия, сухое картофельное пюре, разнообразные консервы из овощей, плодов и дикорастущего сырья — всего до 500 видов продукции. Широко практикуется копчение рыбы. Удельный вес отдельных видов этой собственной продукции в их продаже через магазины потребительской кооперации значителен; прежде всего это такие виды, как хлеб и хлебобулочные изделия, колбасы, безалкогольные напитки. Кроме пищевой продукции кооперативная промышленность выпускает непродовольственные товары народного потребления (швейные, меховые изделия, валенки, обои и др.), а также торгово-технологическое оборудование и некоторые строительные материалы (сборный железобетон, бетон, кирпич и проч.). Определенное значение кооператоры придают развитию на селе народных промыслов. В период становления рыночной экономики промышленность потребительской кооперации зарекомендовала себя как наиболее высокодоходная отрасль. И это в условиях загруженности ее мощностей в среднем всего лишь на 20-40%. Задача состоит в том, чтобы полнее использовать производственные мощности, а для этого необходимо внедрять передовые технологии, повысить качество товаров с кооперативной маркой и на этой основе поднять их конкурентоспособность. Новой, нетрадиционной областью деятельности потребительской кооперации является развитие платных услуг на селе. В Концепции развития потребительской кооперации Российской Федерации на период до 2010 г. записано: "Потребительская кооперация способна полностью охватить сельский рынок платных услуг. Высокими темпами развиваются услуги по ремонту бытовых машин, ремонту и изготовлению металлоизделий, услуги фотоателье и фотокинолабораторий, транспортно-экспедиционные услуги. В розничных торговых предприятиях открываются столы раскроя тканей. Предприятия общественного питания принимают заказы от населения на проведение свадеб, дней рождения, поминальных обедов. Работают парикмахерские, оказываются услуги по ремонту теле- и радиоаппаратуры, пошиву и ремонту обуви, ритуальные услуги. Открываются комбинаты бытового обслуживания, цехи по ремонту стиральных машин, холодильников, обуви, часов. Получили развитие производственные услуги: переработка давальческого сырья населения, вспашка и обработка земли. Стратегия развития услуг для сельского населения силами и средствами потребительской кооперации заключается в формировании новой отрасли (выделено нами. — К.В.). Услуги становятся перспективной и экономически выгодной отраслью деятельности. Повышенный спрос на услуги обеспечит приоритетное развитие этой сферы и приток дополнительной рабочей силы в систему. Сфера услуг является наиболее привлекательным видом деятельности. В нее возможно привлечение пенсионеров, инвалидов и других категорий из числа незанятого населения на неполный рабочий день. Наиболее целесообразны в потребительской кооперации следующие виды услуг: бытовые, образовательные, транспортно-экспедиторские, ремонт и монтаж оборудования, средств малой механизации, автотранспорта, кредитно-банковские, переработка сельскохозяйственных продуктов, строительные, прокат товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения, посреднические, консультационные, информационные, научно-технические, санаторно-курортных и оздоровительных учреждений, туристические, страхования населения и организаций, трудоустройства, ухода за престарелыми и детьми. Целесообразно в каждой организации потребительской кооперации создавать комплексные предприятия бытового обслуживания, что позволит наиболее полно использовать имеющиеся торговые площади и производственные мощности, а также оказывать населению услуги в магазинах (ремонт сложной бытовой техники, часов, раскрой тканей, реализация товаров по заказам и в кредит, ритуальные и другие услуги)". Чем отличаются перечисленные разнообразные виды услуг потребительской кооперации от тех услуг, которые она традиционно оказывала всегда, развивая розничную торговлю, массовое питание, закупки сельскохозяйственных продуктов и сырья, выполняя некоторые заказы пайщиков? Что такое услуги? Как они классифицируются? Услуги — это виды целесообразной деятельности, работ, в процессе выполнения которых обычно не создается новый, ранее не существовавший материально-вещественный продукт, но улучшается качество уже имеющегося, созданного продукта. Услуги предоставляются не в виде вещей, а в форме деятельности; само оказание услуг создает желаемый результат. Полезный эффект как услуги удовлетворяет те или иные потребности человека. Платные услуги выступают как товар и являются предметом купли-продажи. Услуга как товар и обычный товар имеют то общее, что они оба являются экономическими продуктами, обладают полезностью, подлежат оценке и оплате, предназначены для удовлетворения повседневных человеческих потребностей. Отличает их то, что обычный товар (например, часы или телевизор) представляет собой готовую вещь, предмет, его "тело", как говорится, можно потрогать, тогда как услуга (починка часов или телевизора) обнаруживает себя в изменении качества существующих вещей (в устранении неисправности) или в улучшениях социального характера (например, услуги образования, трудоустройства безработных). Услуга обычно не принимает предметной формы. Услуги группируют по самым различным классификационным признакам. В качестве субъектов, оказывающих услуги, выступают государство, коммерческие структуры, кооперативные и другие общественные организации, отдельные граждане. С точки зрения затрат труда услуги подразделяют на материальные (деятельность по осуществлению процессов обмена, распределения и потребления готовых продуктов, доведению их до потребителей) и чистые, или нематериальные (та часть труда, которая не входит составной частью в стоимость какого-либо товара). В зависимости от преимущественного назначения и характера потребления все виды услуг подразделяют на услуги производственного назначения (грузовые перевозки, закупки и др.), на личные услуги, на услуги социального характера (оказываемые главным образом органами государственного управления, охраны общественного порядка и проч.). В свою очередь, одни личные услуги имеют материально-бытовой характер (торговля, массовое питание, бытовое обслуживание населения и т. д.), а другие — нематериальный характер (образование, лечение, туризм, спорт и т. п.). Следовательно, работники организаций потребительской кооперации предоставляют преимущественно услуги личного свойства, личного характера. Кроме того, кооператоры оказывают государственным и негосударственным организациям и учреждениям некоторые услуги производственного потребления. Все услуги, которые потребительские общества и их союзы предоставляют пайщикам и остальному населению, подразделяются на платные, льготные и бесплатные. Льготы по видам услуг устанавливаются для членов потребительских обществ. К услугам сельских жителей в кооперативных магазинах организуются бесплатные библиотечки и бесплатные чайные столы. Концепция развития потребительской кооперации предусматривает оказание инвалидам и малоимущим гражданам бесплатных услуг по вспашке огородов, заготовке дров и сена, доставке товаров на дом и ремонту жилья. Делается это по решению органов управления потребительских обществ, с учетом их материальных и финансовых возможностей и рекомендаций научно-практических конференций, организованных Центросоюзом, и, конечно, из гуманных соображений преодоления бедности, с целью содействия повышению благосостояния пайщиков, всего населения. Совокупность отраслей, организаций и предприятий, непосредственно определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние, потребление, образует социальную сферу. К социальной сфере прежде всего относят сферу услуг, которая, в частности, включает в себя бытовое обслуживание населения. С конца XX века работники потребительской кооперации увеличивают количество услуг и повышают их качество. Услуги становятся все более и более разнообразными. В совокупности кооператоры оказывают населению до 150 видов услуг. Ход становления этой ранее нетрадиционной для потребительской кооперации отрасли деятельности косвенно характеризуют следующие данные:
Программа развития потребительской кооперации Российской Федерации на 2004-2007 гг. предусматривает увеличение и иных видов услуг как бытового и производственного характера, так и образовательных и досуговых. По данным Центросоюза, для удовлетворения потребностей пайщиков, населения в услугах общее количество услуг за этот период должно возрасти в 2-3 раза. В настоящее время отдельные организации потребительской кооперации уже имеют специализированные службы быта: аптеки, цехи по починке обуви, мастерские по ремонту телевизоров, дома быта и др. Но в большинстве случаев базой оказания услуг являются действующие торговые и иные предприятия системы. Постепенно, по мере формирования этой новой отрасли, будет создаваться ее собственная материально-техническая база. Также начата подготовка специалистов и кадров рабочих профессий для предприятий бытового обслуживания. Об удовлетворении бытовых нужд пайщиков необходимо заботиться не на словах, а в повседневной жизни. Некоторые кооператоры рассматривают развитие бытового обслуживания как не "свое дело", и важно как можно скорее пересмотреть такой взгляд и изменить отношение к этой "нише" рыночной экономики. Между прочим, кооператоры зарубежных стран давно занимаются оказанием услуг. Вот лишь несколько фактов: английские потребительские кооперативы доставляют пайщикам на дом ежедневно молоко и несколько раз в неделю хлебобулочные изделия, имеют парикмахерские и косметические кабинеты, обслуживают каждый четвертый заказ на ритуальные услуги; в Индии кооперативные общества широко торгуют лекарствами и другими медицинскими товарами; норвежские кооператоры оказывают сопутствующие торговле бытовые услуги, итальянские — организуют досуг, помогают престарелым и т. д. Наконец, потребительская кооперация России имеет вспомогательные, подсобные отрасли и подотрасли. К ним относятся: подсобное сельскохозяйственное производство; промысловое хозяйство и клеточное звероводство; капитальное строительство магазинов, столовых, других кооперативных объектов и их ремонт; собственный транспорт, используемый для перевозки товаров, закупленной сельскохозяйственной продукции, оказания услуг. Вспомогательные отрасли, во-первых, прямо или косвенно связаны с ее торговой, производственной и заготовительной деятельностью, а во-вторых, играют важную роль в обеспечении нормального функционирования всей системы. Имеющую много отраслей кооперацию называют потребительской. А не правильно ли было бы назвать ее многоцелевой? Нет. И вот почему. У потребительской кооперации есть ключевая отрасль — торговля, вокруг которой своеобразно интегрируются все остальные отрасли и подотрасли. Торговля является отраслью-ядром всего хозяйственного комплекса системы потребительской кооперации. Главная функция потребительского общества —торговое и бытовое обслуживание, удовлетворение потребностей пайщиков в товарах и услугах. Чем бы потребительские общества и их союзы ни занимались, это всегда должно служить достижению их уставных целей прежде всего в интересах членов-пайщиков.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|