Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Деятельность потребительской кооперации в постсоветский период




 

В конце 1991 г. наша страна вступила в новую эпоху. В мо­мент крушения ненастоящего социализма миллионы россиян мечтали возвести общее рыночно-демократическое здание, комфортное для всех. Со строительством гражданского обще­ства люди связывали свои надежды на обновление жизни и ее улучшение в кратчайшие сроки. Однако на смену тому соци­ализму пришел бюрократический капитализм. Либеральные реформы привели к монополии нескольких крупных олигар­хических групп, сколотивших в результате приватизации го­сударственного имущества громадные состояния. По существу это имущество было украдено у народа; значительная часть людей образовала многомиллионную бедноту. А переходный процесс оказался и трудным, и как раз для большинства граж­дан чрезвычайно болезненным, и неопределенно долгим.

В постсоветские годы потребительская кооперация России претерпела значительные количественные изменения и, что важнее всего, совершила переход от одного качественного со­стояния к другому, новому качественному состоянию. И в рам­ках данного периода, с 1991 г. по настоящее время, она прошла (и проходит) три фазы своей эволюции.

Первая фаза (1991-1997 гг.) характеризуется тем, что все усилия кооператоров были направлены на обеспечение выжи­вания, самосохранения системы потребительской кооперации.

На начальной, наиболее неблагоприятной стадии этой фазы, а именно до 1994 г., кооперативные организации в усло­виях гиперинфляции испытывали острый дефицит денежных средств, были вынуждены брать в банках многократно вздоро­жавшие кредиты, почти лишились собственных финансовых ресурсов, оказались на грани банкротства. Как следствие рез­кого увеличения издержек обращения и производства росло количество убыточных потребительских обществ и союзов, а относительно благополучные из них до половины (47,5% в сред­нем по системе в 1993 г.) своей прибыли направляли в качестве платежей в бюджет. Резко сократились объемы хозяйственной деятельности потребительской кооперации, в тяжелейшем по­ложении оказались оптовая торговля, общественное питание, происходило свертывание закупок сельскохозяйственных про­дуктов и сырья, ухудшились показатели использования мощ­ностей хлебопекарных, колбасных и других производственных предприятий. На формирующемся рынке кооперация быстро сдавала свои позиции предприятиям других форм собствен­ности. Часть кооператоров оказалась психологически и про­фессионально не готовой к работе в рыночных условиях, и уро­ки рынка теперь обходились системе очень дорого.

Вплоть до середины 1992 г. на состоянии дел в потреби­тельской кооперации отрицательно сказывалось и отсутствие адекватной правовой базы: в новейших российских законах о предприятиях и предпринимательской деятельности и о собс­твенности кооперативы как самостоятельная организацион­но-правовая форма юридических лиц не были предусмотрены. Изданный в феврале 1992 г. первым Президентом России Указ о коммерциализации деятельности предприятий потре­бительской кооперации предусматривал предоставление всем ее хозяйственным единицам право юридического лица, чем в ряде регионов воспользовались коллективы кооперативных магазинов, столовых, цехов, торговых баз, автохозяйств. Вы­делившись в качестве юридических лиц, они стали выходить из потребительских обществ и союзов. И после издания данно­го Указа организации системы потеряли значительную часть своего имущества. В завладении этим имуществом путем выве­дения его из собственности потребительских обществ и союзов участвовали и дельцы от кооперации, ее отдельные руководи­тели-перевертыши, непримиримую борьбу с которыми повели честные работники, преданные кооперативному делу.

Последующая стадия первой фазы, в которую потреби­тельская кооперация вступила в 1994 г., характеризовалась относительным улучшением общей обстановки. Произошла частичная адаптация кооперативной деятельности примени­тельно к рыночным условиям. Пришло понимание того, что рынок — не какое-то временное стихийное бедствие, которое вот-вот пройдет, а естественная среда функционирования ко­операции в течение неопределенно долгого времени. Была рас­ширена работа по переподготовке кооперативных кадров. Цен­тросоюз и региональные потребсоюзы практиковали целевое обучение руководителей и специалистов системы работе в ры­ночных условиях путем проведения семинаров и совещаний, направления на курсы повышения квалификации и даже орга­низации изучения опыта кооператоров в зарубежных странах. Стала осуществляться федеральная программа кооперативно­го образования. В мае 1997 г. был создан межвузовский Ученый совет Центросоюза.

Важное значение для выживания потребительских об­ществ и союзов имели меры помощи и поддержки Правитель­ства Российской Федерации. Среди предоставленных им льгот наиболее значимыми в то время явились разрешение на созда­ние фонда развития потребительской кооперации; рассрочка на 10 лет погашения централизованных кредитов, полученных в 1992-1994 гг., и процентов по ним; разрешение привлекать заемные средства пайщиков и некооперированного населения с отнесением выплачиваемых по ним процентов на издержки обращения и производства; освобождение от налогообложения прибыли предприятий и организаций потребительской коопе­рации 13 регионов, обслуживающих районы Крайнего Севера. Кроме того, финансовая поддержка местным организациям потребительской кооперации была оказана в большинстве рес­публик, краев и областей: освобождение от уплаты некоторых налогов, возмещение кооперации расходов по транспортировке товаров в магазины, расположенные далее 11 км от баз достав­ки, выделение льготных кредитов и др.

Центросоюз и остальные организации потребительской кооперации вели интенсивные поиски путей выхода из кри­зиса. В кооперативную практику внедряются бизнес-планы, в районных потребительских обществах реализуется идея еди­ного баланса ("одна организация — один баланс"), происходит диверсификация отраслей кооперативной деятельности, уже тогда кооператоры вплотную занялись организацией бытового обслуживания населения.

Федеральный закон "О потребительской кооперации (пот­ребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" в редакции 1997 г. открыл простор для реформирования органи­зационной структуры потребительской кооперации. Выдвинув на первое место потребительские общества как добровольные объединения их членов, Закон одновременно способствовал усилению функций Центросоюза и региональных союзов. В це­лом потребительская кооперация еще была убыточна, сокра­щение объемов ее хозяйственной деятельности продолжалось, но темпы падения показателей уже замедлились. Предстояло остановить падение, стабилизировать положение в системе.

Реализация этой задачи стала для кооператоров их глав­ным делом во второй фазе (1998-2002 гг.).

Центросоюз и научные силы его вузов, опытные руководи­тели и специалисты потребсоюзов и потребобществ коллективно разработали Программу стабилизации и развития потре­бительской кооперации Российской Федерации на 1998-2002 гг. Она была утверждена 119-м общим Собранием представите­лей потребительских обществ страны в 1998 г. Этот обширный документ охватывал весь круг актуальных проблем потреби­тельской кооперации, о чем свидетельствовали сами названия разделов Программы: пайщик — центральная фигура потре­бительской кооперации; организационная структура; правовое обеспечение деятельности; экономика и финансы; развитие отраслей деятельности; региональные особенности Сибири, Дальнего Востока, Севера; кадровая политика и образование. Программа содержала не только критический анализ состоя­ния дел в потребительской кооперации, но прежде всего кон­кретные меры и ценные рекомендации, выполнение которых должно было способствовать оздоровлению и стабилизации системы, выведению ее из экономического кризиса.

Эффективным рычагом осуществления данной Программы стали ежегодно проводимые Центросоюзом российские научно-практические конференции: "Потребительская кооперация — социально ориентированная система" (1999 г.), "Кооперативная самобытность в новом тысячелетии" (2000 г.), "Самобытность потребительской кооперации: опыт и проблемы управления" (2001 г.), "Усиление борьбы с бедностью — стратегия и социаль­ная миссия потребительской кооперации" (2002 г.).

Эти конференции, во-первых, имели важное прикладное значение с точки зрения мобилизации кооперативной обще­ственности на решение текущих и перспективных чисто прак­тических задач; во-вторых, явились удачно найденной формой тесного творческого сотрудничества отраслевой науки и живой кооперативной практики; в-третьих, позволили пайщикам и работникам системы уяснить своеобразие кооперативной мо­дели и лучше осознать суть философии кооперации, прежде всего правильное соотношение целей кооперации и средств их достижения.

Конференциями были охвачены десятки республиканских, краевых, областных потребсоюзов и многие потребительские общества, тысячи профессиональных работников кооперации, ее активисты-пайщики, представители органов местного само­управления и священнослужители религиозных организаций. Центросоюз, большинство региональных союзов и потреби­тельских обществ, все добросовестные кооператоры в эти годы целенаправленно работали над реализацией Программы стаби­лизации и развития, рекомендаций научно-практических кон­ференций. Многие организации потребительской кооперации установили сами для себя напряженные задания по всем раз­делам Программы, а в дальнейшем ее объемные показатели не раз пересматривали в сторону их увеличения. Начиная с 1999 г. первенствующее значение в потребительской кооперации ста­ло приобретать усиление социальной работы. Имея по законо­дательству статус некоммерческой организации, потребитель­ская кооперация объявила себя социально ориентированной системой, миссия и социальная стратегия которой — работа по преодолению бедности и духовно-нравственное возрождение села.

Организации потребительской кооперации содержали в от­даленных населенных пунктах свои убыточные магазины и до­ставляли туда товары, путем организации малых производств и предприятий бытового обслуживания создавали новые рабо­чие места с целью трудоустройства безработных, закупали у граждан сельскохозяйственные продукты, выплачивая за них миллионы рублей и тем самым увеличивая денежные доходы населения, предоставляли своим пайщикам социальные льго­ты, прибыльно работающие потребительские общества выда­вали им кооперативные выплаты и т. д.

Изменился в лучшую сторону внешний облик многих коо­перативных магазинов, которые, не переставая быть торговы­ми предприятиями, в то лее время отныне являются пунктами закупки сельскохозяйственной продукции и центрами работы с сельчанами, в них организуются чайные столы, библиотечки, выписывается газета для пайщиков "Российская кооперация". В 1999 г. деятельность потребительской кооперации в целом перестала быть убыточной, и к своему 170-летнему юбилею, широко отмеченному в 2001 г., система имела окрепшую фи­нансовую базу.

Главным итогом работы кооператоров России в 1998-2002 гг. явилось достижение относительной устойчивости кооператив­ной экономики, переход системы от спада к росту. Совокуп­ный объем деятельности потребительской кооперации за этот период увеличился в 3 раза и в 2002 г. достиг 97 млрд руб., в том числе товарооборот розничной торговли и общественно­го питания составил 67 млрд, производство товаров — почти 14 млрд, объем закупок сельскохозяйственной продукции — более 8 млрд, платных услуг — около 3 млрд руб. Рост объемов хозяйственной деятельности был достигнут практически во всех отраслях.

В помощь владельцам сельских подворий потребитель­ские общества и их союзы начали открывать малые произ­водства: зернодробилки, мельницы, крупорушки, пункты приема молока и его сепарирования, молокозаводы, масло­бойки и др. Немало сил и средств кооператоры вложили в дело возрождения службы быта на селе. С каждым годом увели­чивались площади земельных угодий, используемых потреби­тельскими обществами для производства животноводческой и земледельческой продукции. Общий рост объемов и развитие новых видов деятельности позволили в 1999-2002 гг. создать в организациях системы более 70 тыс. постоянных рабочих мест и, кроме того, десятки тысяч человек привлечь на времен­ную, сезонную работу и на работу на условиях неполного рабочего дня.

Заметно улучшились качественные показатели коопе­ративной деятельности. Если перед принятием Программы стабилизации и развития потребительской кооперации 2/3 ее организаций и предприятий были убыточными, то в 2002 г., на­оборот, из 5000 хозрасчетных организаций и предприятий 3300, или 2/3, работали прибыльно. Рентабельная работа большинс­тва потребобществ и их союзов открыла возможности лучшего осуществления социальной миссии кооперации и обновления ее материально-технической базы.

В третью, современную фазу развития потребительская кооперация вступила в 2002 г. За предыдущий период расши­рилось правовое поле деятельности потребительской коопера­ции, была достигнута консолидация сил в осуществлении про­грамм ее стабилизации и развития, в деле сохранения единства и самобытности системы. В начале XXI столетия у потреби­тельской кооперации возникли новые задачи, в первую очередь в реализации ее социальной миссии. Возникла необходимость сформулировать определяющий замысел кооператоров на предстоящий период. С учетом этого Центросоюз разработал Концепцию развития потребительской кооперации Российс­кой Федерации на период до 2010 г. В данном документе, явля­ющемся формой прогнозирования, расширены и углублены все те основные направления, которые еще раньше были исследо­ваны в Программе стабилизации и развития потребительской кооперации страны.

Целью Концепции провозглашен переход организаций пот­ребительской кооперации России к стадии устойчивого роста и активной реализации социальной миссии. Это означает, что на первый план кооператоры выдвинули преодоление бедности, духовность, создание достойных условий жизни на селе.

В апреле 2002 г. в Москве состоялось 123-е общее Собра­ние представителей потребительских обществ Российской Федерации. Оно приняло постановление "Усиление борьбы с бедностью — стратегия и социальная миссия потребительской кооперации". В том же году проведенная в 37 республиканских, краевых и областных потребсоюзах Российская научно-прак­тическая конференция выработала Рекомендации по реализа­ции данного постановления.

Таким образом, выжив в начале реформ и несколько ок-репнув в дальнейшем, потребительская кооперация вплотную приступила к выполнению своей исконной, социальной мис­сии.

Следует заметить, что в последние десятилетия сущест­вования советского строя хозяйственная работа, а именно рост сельской торговли и заготовок, считалась главным делом огосударствленной потребительской кооперацией. Тогда слишком мало значения придавалось социальному смыслу ее деятель­ности. В нашей стране было практически забыто о том, что пер­вые английские кооперативы потребителей зародились как результат энергичного поиска средств борьбы с бедностью, безработицей, невежеством, а также с таким распространен­ным в то время среди британских пролетариев пороком, как пьянство.

Между тем бедность и голод в мире оставались все на том же уровне, что и прежде. Многие национальные кооператив­ные движения постоянно заботились об обеспечении единства экономических и социальных функций кооперации и содейс­твовали материальной самопомощи членов кооперативов. Еще в 70-х годах прошлого века Международный кооперативный альянс опубликовал специальное исследование "Кооперативы и бедняки" и рекомендовал его для изучения данной глобаль­ной проблемы. В ряде стран кооперация превратилась в одно из средств сокращения бедности, нужды, голода. Потребитель­ские кооперативные организации оказались эффективными в деле распределения продуктов питания, обеспечения занятос­ти, оказания малоимущим самых необходимых услуг.

Включение потребительской кооперации России в работу по преодолению бедности известной части сельского населения в наши дни — это вовсе далее не новая, а полузабытая старая задача кооператоров. И подчинение хозяйственной деятель­ности кооперации выполнению этой ее социальной задачи со­ответствует традициям кооператоров дореволюционной Рос­сии и рочдейлских пионеров из Великобритании, духу главной мысли Роберта Оуэна об улучшении условий жизни бедных путем взаимной кооперации.

В Концепции развития потребительской кооперации стра­ны определены конкретные направления, способы, меры борь­бы с бедностью, подчеркнуто, что социальная миссия должна быть направлена на все население — как на пайщиков, так и остальных сельских жителей. Помимо оказания населению непосредственной помощи и поддержки путем увеличения объемов и расширения видов своей предпринимательской де­ятельности потребительская кооперация обеспечивает заня­тость людей, что дает им возможность иметь постоянную или временную работу и получать за свой труд соответствующую оплату, денежный доход. Создавая новые производства, от­крывая магазины на дому и сезонные предприятия, развивая службу быта, организуя рыболовецкие бригады и пасеки, заку­пая молоко, грибы или лекарственные травы, потребительские общества и их союзы могут и должны содействовать трудоус­тройству и занятости безработных, пенсионеров, инвалидов и других уязвимых групп населения.

Расширение социальной работы становится стратегичес­ким направлением деятельности потребительской кооперации. Успех в этом деле предопределяется, во-первых, хозяйствен­ными успехами кооперативных организаций. Совокупный объем деятельности потребительской кооперации России в 2005 г. пре­высил 138 млрд руб., в том числе оборот розничной торговли и общественного питания сложился в сумме 98 млрд руб., а объем закупок сельскохозяйственной продукции — 12 млрд руб. Та­ким образом, по сравнению с 2002 г. рост розничного товарообо­рота в сопоставимых ценах составил 146%, а оборота по закуп­кам — 145%. В 2005 г. организации потребительской кооперации закупили мяса более 86 000 т, молока —166 000 т, яиц — 354 млн штук, картофеля и овощей — 195 000 т, плодов — 50 000 т. Коо­ператоры выработали и реализовали сотни тысяч тонн хлеба и хлебобулочных изделий. Действовало 3 тыс. новых малых про­изводств, возросло число предприятий бытового обслуживания населения. Созданы новые постоянные, временные и сезонные рабочие места. Сократилось количество убыточных юридичес­ких лиц: из 74 республиканских, краевых, областных потребсо­юзов с прибылью завершили 2002 г. 64, а 2005 г. — уже 70. В этих условиях закономерным становится увеличение из года в год объема капитальных вложений потребительских обществ и их союзов в развитие своего многоотраслевого хозяйства.

Во-вторых, результативность работы потребительской кооперации вообще и ее борьбы с бедностью в частности во многом определяется ответственным отношением професси­ональных работников кооперации к делу, их духовно-нравс­твенными качествами. Поэтому организованная Центросоюзом Российская научно-практическая конференция в 2004 г. была посвящена проблеме духовно-нравственных основ социально-экономической деятельности потребительской кооперации.

Эту деятельность кооператоры России во все большей сте­пени согласуют с ценностями и принципами международного кооперативного движения. Кооперативная общественность страны была ознакомлена со "Сводом нравственных принци­пов и правил в хозяйствовании", составленным на основе из­вестных десяти христианских заповедей и недавно принятым VIII Всемирным Русским Народным Собором.

Процесс перехода к обновленной модели потребительской кооперации с усиленным вниманием на социальный смысл ее деятельности продолжается. На этом пути найдены первые ре­шения и достигнуты первые результаты, что не исключает, а предполагает дальнейшие поиски средств повышения эконо­мической и социальной эффективности потребительских об­ществ и союзов.

Общее Собрание представителей потребительских об­ществ Российской Федерации (июль 2004 г.) рассмотрело в ка­честве основного вопрос о задачах по дальнейшему повышению роли потребительской кооперации в улучшении обслуживания сельских жителей и мерах по ускорению социальной работы. Общее Собрание утвердило Программу развития потреби­тельской кооперации страны на 2004-2007 гг. и наметило ос­новные меры по ее выполнению. Программа предусматривает увеличение за короткий период совокупного объема социаль­ной и экономической деятельности организаций системы более чем в 1,6 раза, развитие всех отраслей.

128-е общее Собрание представителей потребительских обществ Российской Федерации (март 2006г.) определило роль и задачи потребительской кооперации в реализации приори­тетных национальных проектов, предусматривающих подъ­ем аграрно-промышленного комплекса, повышение уровня образования, качества медицинского обслуживания граждан, обеспечение семей и молодежи доступным жильем.

Предстоит напряженная работа кооператоров по осущест­влению всего намеченного.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...