Основы экономической деятельности потребительского общества. Распределение доходов
С Согласно Конституции Российской Федерации в нашей стране признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (пункт 2 статьи 8). Кооперативная собственность, к сожалению, в этом перечне специально не выделена. Собственность — это то, без чего в своей деятельности не обходится практически ни одно потребительское общество, ни один кооперативный союз. Собственность определяют, во-первых, как реальные отношения людей к вещам, а во-вторых, как отношения между людьми по поводу вещей, их принадлежности, их присвоенности. Иначе говоря, вещи из понятия собственности не изгоняются. В этом смысле объектом права собственности является имущество. Само потребительское общество суть субъект права собственности. Объекты права собственности (имущество) принадлежат субъекту права собственности (потребительскому обществу). Существуют различные точки зрения относительно того, какой — личной, частной, долевой, совместной, групповой, коллективной, общей, общественной или еще какой-то иной — является собственность кооператива вообще и потребительского общества в частности. Чтобы приблизиться к правильному ответу на данный вопрос, необходимо учитывать следующие обстоятельства. Первое: у имущества, принадлежащего тысячам потребительских обществ (и сотням их союзов), нет единого и единственного субъекта права собственности. Собственность в системе потребительской кооперации в масштабе страны многосубъектна. Второе: имущество каждого потребительского общества обособлено от имущества остальных потребительских обществ, а тем более союзов потребительских обществ. Имущество принадлежит строго каждому обществу. Этим потребительскому обществу обеспечивается его юридическая независимость, право принимать исходя из интересов пайщиков любые хозяйственные решения, не противоречащие законодательству. Третье: внутри потребительского общества его имущество не распределяется по долям (вкладам) между пайщиками и работающими по трудовому договору (контракту) в потребительской кооперации гражданами.
Поэтому имущество потребительского общества есть нечто целое, находящееся в коллективном управлении всей группы пайщиков, составляющих вместе данное конкретное общество. Отсюда — характеристика собственности потребительской кооперации как коллективной, групповой. Говоря о формах кооперативного хозяйства, академик Леонид Абалкин отмечал этот их отличительный признак — наличие коллективно-группового присвоения1. Коллективный, групповой характер собственности означает принадлежность имущества каждого потребительского общества ему как совокупному собственнику. И только ему самому, а не отдельным лицам и не государству, не социуму в целом. Получается, что сколько потребительских обществ — столько же субъектов права собственности. В пределах каждого конкретного потребительского общества устанавливается коллективное, групповое присвоение имущества и осуществляется совместное владение, распоряжение и пользование им. Присвоение в юридическом смысле дает право полной собственности, свидетельствует о господстве собственника над вещами, предметами; собственник может владеть, пользоваться, распоряжаться принадлежащим ему имуществом. Право владения означает физическое обладание предметом собственности; владелец им пользуется и распоряжается. Право распоряжения имуществом есть возможность изменить его юридическую принадлежность; распорядитель принимает решение об окончательной судьбе имущества (например, может его передать, подарить, перепрофилировать). Право пользования означает потребление предмета собственности; пользователь лишь пользуется имуществом — эксплуатирует его, извлекает полезные свойства, получает выгоды.
В Примерном уставе потребительского общества записано, что основой экономической деятельности общества является его имущество, которое принадлежит ему на праве собственности как юридическому лицу. Источниками образования имущества потребительского общества являются: паевые взносы; доходы от предпринимательской деятельности общества и созданных им организаций; имущество, поступившее при создании общества в его собственность; доходы, полученные от размещения его собственных средств в банках, ценных бумаг; средства, полученные из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. Здесь уместно выделить еще одно отличие собственности потребительского общества от некооперативных форм (видов) собственности. Это отличие обусловлено генезисом (происхождением) собственности потребительской кооперации. Первоначально она почти всегда и всюду возникала исключительно на основе внесения учредителями потребительского общества вступительного и паевого взносов. В статье 4 Закона Российской Федерации "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" говорится, что потребительское общество создается за счет вступительных и паевых взносов. Значит, так было и так осталось. Пай, или паевой взнос, в потребительском обществе как один из источников образования его имущества имеет особенности. Во-первых, пай становится кооперативным в результате добровольного преобразования пайщиками части своей индивидуальной (личной, частной) собственности. Можно сказать так: пай — преобразованная личная собственность пайщика. Во-вторых, пай, ставший источником имущества потребительского общества, в данном обществе не обезличивается и составляет дробную часть его паевого фонда (капитала). Еще в конце 20-х годов один из теоретиков кооперации Николай Попов (1885-1938) отмечал, что "паевой капитал кооперации имеет двойственный характер: он остается собственностью лиц, его внесших, и в то же время является коллективным капиталом всего кооператива"1. Учитывает дуализм, двойственность пая и устав потребительского общества, который разрешает возврат пайщику его паевого взноса при выходе из общества, что делает паевой фонд делимым.
Именно с паем связаны специфические паевые отношения в потребительском обществе — отношения по поводу установления размера пая, порядка и сроков его внесения и возврата, использования на погашение возможного убытка, начисления и выдачи кооперативных выплат, наследования пая и др. Эти отношения пронизывают все имущественные отношения в потребительской кооперации, придают особый кооперативный характер собственности и потребительских обществ, и союзов потребительских обществ. Собственности потребительских обществ противопоказана чрезмерная централизация средств и управления хозяйством. Наоборот, ее природе больше соответствуют децентрализация, свобода экономического маневра, предприимчивость. Они способны обеспечить не только безубыточную работу потребительских обществ, но и самофинансирование, т. е. получение доходов, достаточных для расширения деятельности обществ, решения социальных задач, выдачи кооперативных выплат пайщикам. Кооперативная собственность предполагает личное и имущественное участие пайщиков в своем потребительском обществе, участие в его хозяйственной деятельности (приобретение товаров, пользование услугами и т. д.). Собственность — это не только собственные средства1. Кооперативы пользуются также заемными средствами. Заемные средства — это прежде всего банковские и коммерческие кредиты, имеющие соответственно денежную и товарную формы. Согласно статье 807 ГК РФ кредиты выдаются заемщику в собственность. Кроме того, начиная с 1994 г. организациям потребительской кооперации было разрешено привлекать заемные средства пайщиков и некооперированного населения. Собственные средства потребительского общества подразделяются на фонды: паевой, неделимый, резервный, социального развития, подготовки кадров, развития потребительской кооперации, стимулирования пайщиков и др.
Паевой фонд представляет собой часть собственного капитала потребительского общества, отражающая стоимость имущества, внесенного пайщиками в качестве паевых взносов. Паевой взнос как имущественный взнос пайщиков может быть внесен в любой форме: денежными средствами, ценными бумагами, земельным участком или земельной долей, другим имуществом или имущественными правами, имеющими денежную оценку. Как было отмечено выше, паевой фонд является делимым. Неделимый фонд (он создается и в союзах потребительских обществ) — часть имущества потребительского общества (и союза), которая не подлежит распределению между пайщиками ни в какой форме как в период деятельности потребительского общества (и союза), так и в случае его ликвидации. Этот фонд образуется за счет части доходов от хозяйственной деятельности и иных источников. После ликвидации общества этот фонд передается другому потребительскому обществу (другим потребительским обществам). Резервный фонд — фонд, создаваемый за счет собственных средств потребительского общества (и союза) для осуществления финансирования работ по ликвидации последствий непредвиденных обстоятельств и ситуаций, а также страхования от этих обстоятельств и ситуаций. Фонд развития потребительской кооперации — фонд, предназначенный для стабилизации кооперативной экономики. Фонд создавался с 1994 г. за счет отчисления до 6% (с 2003 г. — до 4%) выручки от реализации товаров и услуг. Объектами права собственности потребительского общества являются имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, сырье и материалы, деньги, ценные бумаги, другое имущество производственного, потребительского, социального, культурного и иного назначения, продукты интеллектуального и творческого труда. В соответствии с уставными целями и задачами потребительское общество имеет право заниматься всеми видами деятельности, не запрещенными законодательством Российской Федерации, направленными на удовлетворение потребностей пайщиков. Потребительскому обществу разрешено осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано. Потребительское общество преследует несколько целей, и они иерархичны, разноуровневы. Различают главную и сопутствующие цели. Главная (высшая) цель потребительского общества — удовлетворение материальных и иных потребностей пайщиков, предоставление им особых преимуществ. Пайщики составляют основную заинтересованную группу среди покупателей, которых обслуживает кооператив. Поэтому потребительское общество должно работать прежде всего в интересах своих пайщиков, обеспечивая им хорошие условия приобретения товаров и пользования услугами, высокое качество этих товаров и услуг при справедливых ценах, участие в доходе, другие выгоды. Вместе с тем потребительское общество не является для пайщиков благотворительной организацией, хотя и должно сочетать свою предпринимательскую деятельность с проявлением социальной заботы в отношении пайщиков.
К сопутствующим целям потребительского общества относятся: совершенствование торгово-закупочной деятельности, развитие маркетинга, безубыточная работа, доходность хозяйственных операций, рост эффективности, способность привлекать и удерживать капитал в интересах развития общества, платежеспособность, достижение достаточно крупного масштаба и устойчивого положения на рынке, повышение производительности и оплаты труда профессиональных работников кооперации, хорошие отношения со сторонними инвесторами, поставщиками и общественностью, заинтересованный контроль за деятельностью со стороны пайщиков, поддержание более благоприятного образа-представления и др. Это тоже важные, значимые, но промежуточные, вспомогательные цели, каждая из которых (при успешном ее осуществлении) легко превращается в средство достижения главной цели потребительского общества. Если все цели потребительского общества представить условно как "дерево целей", то на самой вершине окажется главная цель, а на разноуровневых "ветвях" — сопутствующие цели, которые вместе с "корневой системой" (таковой является хозяйственная деятельность) "питают" высшую цель кооператива. Именно в достижении этой высшей цели, а также в извлечении денежного дохода, необходимого для саморазвития кооператива и поддержания его конкурентоспособности на рынке, собственность потребительского общества реализуется экономически. Понятие "реализация" собственности вскрывает ее социально-экономические функции, формы осуществления, проявления, т. е. результативность владения, пользования и распоряжения имуществом, реальную отдачу от нее. Доход потребительского общества как результат предпринимательской деятельности после вычета из него затрат и уплаты предусмотренных законодательством обязательных платежей направляется по решению общего собрания общества в фонды общества (неделимый, резервный и др.), причем размеры, порядок формирования и использования этих фондов устанавливается общим собранием потребительского общества. Оставшаяся часть дохода, но не более 20% от распределяемой суммы, решением общего собрания может распределяться между пайщиками по итогам работы за год в виде кооперативных выплат. Распределение осуществляется пропорционально участию пайщиков в хозяйственной деятельности своего общества или их паевым взносам, если не предусмотрено иное уставом потребительского общества.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|