Психологическая функциональная структура деятельности намотчиц
Исходя из того, что внутренняя «функциональная структура» деятельности намотчиц должна отражаться во взаимодействии макрокомпонентов и микрокомпонентов, выделенных в структуре циклически исполняемого сложного перцептивно-моторного действия, лежащего в основе изучаемой профессиональной деятельности, мы исследовали это взаимодействие. Исполнение данного действия (намотка слоя) обеспечивается сонастроенным координированным в пространстве и времени осуществлением операций (переключение рычага и вкладка изоляции). Операция переключения рычага выполняется левой рукой, а операция вкладки изоляции — правой, но траектории движений, совершаемые при их исполнении, разные: при переключении рычага движение осуществляется в горизонтальной плоскости (от себя влево, к себе вправо); при вкладке изоляции движение осуществляется в трехмерном пространстве (от себя вперед, вверх, к себе вниз). Совмещаясь в пространстве и времени за 1,5—2 с до реализации действия, эти операции «сливаются» в целостное действие. Последовательность реализации операций обусловлена работой станка: допускается или полное совмещение реализации операций, или последовательная реализация операций сначала переключения рычага (операция (а), а затем вкладки изоляции (операция б) с допустимым рассогласованием, как было установлено в ходе исследования, 200—300 мс. Выполнение целостного действия осуществляется в результате последовательного включения и взаимодействия стадий, выделенных в структуре действия, следующим образом (см. рис. 16). За 1,5—2 с до слияния стадий реализации операций а и б начинается построение программы целостного действия: подняв правую руку с изоляцией над катушкой, работница готовится вложить ее «на ходу». С этого момента она непрерывно следит за намоткой провода, осуществляя построение программы целостного действия, переходящее в построение программы исполнения операции вкладки изоляции, к которой несколько позже присоединяется и построение программы
исполнения операции переключения рычага. Некоторое время программы операций а и б протекают одновременно. При построении операции б правая рука, удерживающая изоляцию, снижается над катушкой под контролем зрения до минимально допустимого расстояния. При построении программы операции а левая рука работницы лежит на рычаге переключения направления намотки и в нужный момент резким движением его переключает. Таким образом, стадия построения программы последней операции переходит в стадию ее реализации, и только после этого резкое движение раскрывающихся пальцев кисти правой руки укладывает на намотанный слой межслоевую изоляцию, т. е. стадия построения программы операции б переходит в стадию ее реализации. Некоторое время стадии реализации операций протекают одновременно, но стадия реализации операции а оканчивается раньше аналогичной стадии операции б. После завершения стадий реализации каждой операции последовательно включаются стадии контроля — сначала операции а, затем — б, но контроль операции а завершается раньше, чем контроль операции б, и последний некоторое время протекает параллельно со стадией контроля за реализацией целостного действия, которая заканчивается уже в начале намотки следующего слоя. Таким образом, было установлено, что при исполнении «целостного действия» первоначально строится программа всего «целостного действия», т. е. программа координированного исполнения «слияния» операций, а затем строятся программы исполнения каждой операции, сменяющиеся стадиями их реализации, переходящими в стадии контроля осуществления операций. Завершающим является контроль за качеством «слияния» стадий реализации операций, контроль «целостного действия». Эти данные позволили нам предположить, что кроме осуществления операции «вкладка изоляции» правая рука позволяет обнаружить функцию программирования «целостного действия», а левая — контроля за его реализацией.
О функциональном разделении правой и левой рук имеются данные в работах ленинградской школы [8]. Отмечается, что это разделение заложено в самих объективных условиях труда; человек — субъект
труда имеет дело с двумя объектами — предметом труда и орудием труда. Правая рука по моторным функциям является ведущей, и зрительно-моторная координация «замыкается» в правой стороне тела [8, с. 35—36]. Изучению взаимосвязи между перцептивными и двигательными компонентами действия, актуализируемыми в деятельности как единый сенсомоторный процесс, посвящено много отечественных [8; 22; 23; 90; 149; 207 и пр.] и зарубежных работ [152; 229; 258; 259; 263 и др.], направленных на исследование образования этих взаимосвязей, их влияния на эффективность осуществления действия. При исследовании сложного действия, лежащего в основе деятельности намотчиц, с целью определения его строения, общих тенденций формирования, регуляции его протекания и причин нарушения этой регуляции мы исходили из идеи И. М. Сеченова о роли чувствования как регулятора движений глаз через посредство психики [208], теоретических положений Н. А. Бернштейна о поуровневой регуляции движений [22] и А. В. Запорожца о роли формирования образа ситуации в развитии произвольных действий [90]. Кроме того, мы опирались на теоретические [59; 62; 96—98] и экспериментальные работы, посвященные развитию методов изучения функциональной структуры исполнительных действий и исследованию функциональной структуры этих действий, ее формирования и протекания '[60; 61]. Изучение «функциональной структуры» исполнительного действия намотчиц проводилось на макро-и микроуровнях анализа. Макроанализ функциональной структуры деятельности намотчиц. Исходя из того, что информативными показателями макроанализа являются общее время выполнения действий и операций, особенности траектории движений при их исполнении и точность их выполнения, из зарегистрированных показателей были проанализированы следующие: время выполнения операции переключения рычага — ТА, операции вкладки изоляции — ТБ, а также характер их протекания (см. рис. 15).
Оценка изменений в характере движений намотчиц проводилась на основании графического и ста- тистического анализов указанных выше параметров. Регистрация сложного перцептивно-моторного действия, лежащего в основе деятельности намотчиц, осуществлялась непрерывно каждую смену в течение трех дней у работниц с 5- и 20-летним стажем работы, выделенных из ранее изученных групп намотчиц с аналогичным стажем работы. Был проведен сравнительный анализ исполнения 2300 циклически повторяемых действий, выполненных каждой работницей, с целью выявления особенностей протекания действия у намотчиц с разным стажем работы. В связи с тем что выполнение изучаемого действия обеспечивается сонастроенным координированным в пространстве и времени исполнением операций вкладки изоляции и переключения рычага, было исследовано, как происходит сонастраивание этих операций и их сонастроенное протекание при осуществлении циклически повторяемых действий — намотка слоев катушки. Исследование показало, что сонастраивание операций у всех работниц протекает напряженно, но по-разному (рис. 17—19). Работница с 20-летним стажем начинает работу в привычном для нее быстром темпе, который превышает начальный темп работы намотчицы с 5-летним стажем на 24%. Намотчица же с 5-летним стажем начинает работу в замедленном темпе, который потом ускоряется на 12%. Сонастраивание операций происходит у работницы с 20-летним стажем на четвертой и пятой катушках в условиях резко замедленного темпа работы (на 16%), а на шестой катушке восстанавливается и прежний темп работы. У работницы с 5-летним стажем сонастраивание происходит лишь к девятой катушке. При этом и характер сонастраивания операций у намотчиц с 5- и 20-летним стажем значительно различается. У работницы с 20-летним стажем основная двигательная задача реализуется правильно, но наблюдается асинхронность при выполнении операций А и Б в период их сонастраивания. Кривая, отражающая выполнение операции А, имеет плавный характер, и показатели разнообразия незначительны. Кривая же, отражающая выполнение операции Б, изобилует резкими колебаниями и показателями разнообразия выше, чем при исполнении операции А.
Работнице с 5-летним стажем не сразу удается целостное исполнение действий. Она на первых семи катушках не может одновременно выполнять операции А и Б в течение 5—7 слоев. Намотчица выполняет их как последовательные самостоятельные действия. Выполнив операцию А, она останавливает станок и только после оценки правильности ее завершения приступает к исполнению операции Б. Остальные же слои на первых семи катушках работница с
5-летним стажем наматывает синхронно, но неритмично. Причем при исполнении первых шести катушек наблюдаются ошибки, возникающие в результате поспешных или запаздывающих движений работницы при осуществлении координируемых в пространстве и времени операций. Тогда как у работницы с 20-летним стажем работы аналогичные ошибочные движения наблюдаются только на первой и пятой катушках. Анализ протекания операций у работниц разного стажа работы показал, что после завершения их сонастраивания у всех работниц до конца работы наблюдается синхронное исполнение операций А и Б, за исключением случаев с ошибками. Но у работницы с 20-летним стажем исполнение намотки слоя протекает в 1,2 раза быстрее, чем у работницы с 5-летним стажем, более ритмично и с меньшим количеством ошибок. Итак, сравнительный макроанализ осуществления сложного перцептивно-моторного действия (намотка слоя) показал, что сонастраивание операций, посредством которых реализуется исследуемое действие, в начале работы и их сонастроенное исполнение в процессе работы значительно различаются по темпу, длительности и характеру протекания у намотчиц с 5- и 20-летним стажем. Выявленные у работницы с 5-летним стажем такие особенности в осуществлении основного профессионального действия, как сложность его целостного, исполнения в начале работы, замедленный темп исполнения, часто возникающие ошибочные движения, затруднения в длительном удержании ритмического исполнения действия, позволили предположить, что у намотчицы с 5-летним стажем еще не завершено формирование профессионального мастерства. Особенности исполнения исследуемого действия, выявленные у работницы с 20-летним стажем, которые проявились в асинхронном характере протекания сонастраиваемых операций А и Б в начале работы, позволили сделать предположение о том, что исполнение операции Б значительно сложнее операции А, так как операция А протекает плавно и ритмично Б-с большой вариативностью показателей.
Таким образом, макроанализ функциональной структуры деятельности намотчиц дополнил и раскрыл результаты, полученные при операционио-технологическом ее изучении. Он показал, что кроме трудностей, испытываемых намотчицами из-за нерационального скоростного режима, возможны осложнения и из-за разницы в сложности исполнения операций А и Б, а также, из-за слабой постановки профессионального обучения, так как даже 5 лет оказалось недостаточно намотчице для приобретения необходимого профессионального мастерства. Наряду с этим макроанализ позволил, в определенной мере, раскрыть психологическую сущность изменений, происходящих в структуре основного профессионального действия, которые отражают психологические трудности, переживаемые профессионалом при достижении поставленной им цели. Но так как трудности в первую очередь влияют на процесс регуляции протекания исследуемого сложного перцептивно-моторного действия, следующим этапом работы явилось изучение функциональной структуры данного действия на микроуровне у работниц разной квалификации с целью выявления регуляции его протекания. В связи с тем что по данным макроанализа было выдвинуто предположение о незавершенности формирования профессионального мастерства у намотчиц с 5-летним стажем работы, при анализе.функциональной структуры на микроуровне наряду с изучением деятельности работниц с 5- и 20-летним стажем было предпринято изучение деятельности ученицы4 в целях выявления звена в структуре сложного перцептивно-моторного действия, формирование которого затруднено. Микроанализ функциональной структуры деятельности намотчиц. Исходя из того, что информативным показателем микроанализа является длительность протекания когнитивных и исполнительных стадий действия, в нашем случае анализировались следующие характеристики: время построения программы целостного действия — tпи контроля за его 4 Исследовалась функциональная структура деятельности ученицы, уже умеющей выполнять целостное действие, но на значительно меньшей скорости, чем намотчицы: в 2 раза медленнее работницы с 20-летним стажем и в 1,2 раза — с 5-летним стажем.
реализацией — t к, Ёремя построения программы операции а — tпa и контроля за ее реализацией — tкa, время построения программы операции б — tnd и контроля за ее реализацией — tKb, время реализации операции а — tPa и операции б — tpe (см. рис. 16), а также взаимодействие этих компонентов. Оценка изменений, происходящих в функциональных структурах целостного действия на микроуровне, проводилась на основе статистического и графического анализов указанных выше характеристик по временным данным намотки 900 слоев, выполненных в течение рабочей смены в отдельности работницами разной квалификации: ученицей и намотчицами с 5- и 20-летним стажем работы. Сравнительный микроанализ функциональной структуры сложного перцептивно-моторного действия, лежащего в основе деятельности Намотчиц, показал, что в исследуемом действии можно выделить ведущие и вспомогательные компоненты, адекватное взаимодействие которых обеспечивает его протекание. Так, изменение длительности стадии программирования целостного действия отражается на протекании всех остальных стадий (рис.20, 21). В частности, сокращение или увеличение ее доли длительности на 25— 30% ведет к дисгармонии взаимодействия остальных стадий и завершается ошибками. Это обусловлено, по нашему предположению, тем, что работницы должны начинать построение программ целостного действия на основании динамичных и изменчивых сигналов, и поэтому в каждом случае им необходимо осознанное программирование, которое основывается не только на сложившихся у профессионала представлениях о процессе исполнения действия, но и на оценке реальной ситуации, протекающей в условиях концентрации внимания. Поэтому как значительное увеличение длительности программирования (при преждевременном начале построения программы) так и его значительное сокращение (при опоздании к своевременному началу построения программы) затрудняют актуализацию психофизиологических функций адекватно решаемой задаче. Причем чем выше степень сформированности действия, протекающего на большой скорости, как, например, у работницы с 20-летним стажем, тем больший удельный вес в функциональной структуре действия занимает эта стадия. Последние данные полностью согласуются с идеей, выдвинутой Н. А. Бернштейном, о том, что энграммы размера и положения в пространстве (чему соответствует стадия построения программы целостного действия) относятся к более высокому уровню регулирования [22]. Наряду с вышеизложенным стадия программирования целостного действия по длительности преобладает над всеми остальными стадиями, вместе взятыми (рис.22). Все перечисленные факты явились основанием для выделения стадии программирования целостного действия в ведущую. Также к ведущей стадии можно отнести и стадию контроля целостного действия, так как она обеспечивает контроль качества «слияния» операций в действие, т. е. качество реализации действия. Таким образом, ведущими компонентами исследуемого действия являются когнитивные стадии «целостного действия»: программа и контроль. К вспомогательным компонентам «целостного действия были отнесены когнитивные стадии операций а и б (построение программ и контроля операций), в течение которых работницы осуществляют дополнительное программирование и контроль реализации каждой операции в отдельности, а также исполнительные стадии (стадии реализации) этих же операций. Эти компоненты занимают значительно меньшую долю длительности в функциональной структуре «целостного действия», чем ведущие (см. рис. 22). Такое рассмотрение компонентов функциональной структуры исследуемого действия позволило нам сделать допущение о том, что ведущие компоненты раскрывают общую картину организации работницей исполнения целостного действия, а вспомогательные — раскрывают, как протекает у работницы сам процесс «слияния» отдельных операций в целостное действие. Это допущение основывалось и на теоретическом материале, согласно которому исследуемое действие можно отнести к предметному действию, осуществляемому на уровне Д, так как в концепции Н. А. Бернштейна об уровнях построения движений [22, с. 129— 132] на уровне Д выделяются ведущие и вспомогательные движения — компоненты. Ведущие раскрывают смысловую структуру действия, а вспомогательные, фоновые — его двигательный состав. «Смысловая структура действия определяется содержанием задачи и «в свою очередь» определяет тот сензорный или сензорно-гностический синтез, который адекватен задаче» [22, с. 121]. Исходя из вышеизложенного, мы предположили, что взаимодействие ведущих и вспомогательных компонентов исследуемого действия отражает взаимодействие мыслительных, сенсорных и моторных функций в сенсомоторном процессе, актуализируемом при выполнении сложного перцептивно-моторного действия. Сравнительный микроанализ функциональной структуры исследуемого действия у работниц разной квалификации также показал, что программирование операции б протекает1 у намотчиц в четыре раза, у учениц в два раза длительнее, чем программирование операции а. Кроме того, длительность протекания когнитивных и исполнительных компонентов операции б в два раза превышает длительность протекания аналогичных компонентов операции а у всех работниц (см. рис. 22). Эти данные, а также данные макроанализа о сложности сонастраивания операций Аи Б в начале работы у работницы с 20-летним стажем позволили сделать вывод о том, что операция Б значительно сложнее операции Л. Еще одним доказательством превышения допустимой разницы в сложности исполнения операций А и Б являются данные лабораторных исследований, проведенных на движениях, аналогичных движениям, совершаемым намотчицами. при исполнении изучаемого нами действия. Результаты лабораторных исследований [256, 257] показали, что длительность протекания движений, амплитуда которых определяется только визуально (в нашем случае это операция Б), на 17% больше длительности протекания движений, ограниченных внешними средствами, например рычагом (в нашем случае это операция А). В данном исследовании это различие достигает даже у намотчицы с 20-летним стажем 39%, т. е. в два раза больше предполагаемого по экспериментальным данным. Также удалось выявить и определенную последовательность протекания и общую картину взаимодействия компонентов функциональной структуры «целостного действия», типичные для всех исследованных работниц (см. рис. 22). Основные моменты этой последовательности заключаются в том, что после завершения программирования целостного действия начинается программирование операции б, хотя первой начинается реализация операции а. Начало построения программы операции б раньше, чем операции а, обусловлено тем, что операция б, как было установлено, сложнее операции а и на организацию ее адекватного протекания требуется больше времени. Реализация же операции а первой задана в технологии. Построение программы операции а начинается приблизительно в середине протекания программирования операции б, и именно этот момент, как мы предполагаем, можно считать началом запланированного слияния операций, так как в это время работница уже готовится к реализации целостного действия, поэтому и программирование операций протекает взаимосвязанно. Затем начинается реализация операции а, в то время как программирование операции б еще некоторое время продолжается. В середине протекания стадии реализации операции а начинается реализация операции б, и именно в это время реализация операций а и б протекает взаимосвязанно (только у ученицы последовательно), что отражает завершение исполнительной части сложного перцептивно-моторного действия. В связи с тем что операция а несложная, она протекает быстрее и завершается раньше операции б, поэтому и контроль за качеством исполнения операции а начинается первым. После завершения реализации операции б начинается контроль за ее качеством, но завершается реализация операции б одновременно с завершением контроля операции а, и поэтому контроль операции б как бы сливается с контролем, осуществляемым за качеством исполнения всего действия в целом. Некоторое время контроль операции б и целостного действия протекает взаимосвязанно. Завершается исполнение целостного действия окончательным контролем — контролем целостного действия. Итак, можно заключить, что типичными особен- ностями, выявленными в функциональной структуре сложного перцептивно-моторного действия, лежащего в основе деятельности намотчиц, являются: а) наличие ведущих и вспомогательных компонентов, взаимодействие которых обеспечивает его исполнение; б) значительная разница в сложности исполнения координируемых в пространстве и времени операций А и Б; в) определенная картина последовательности протекания и взаимодействия компонентов функциональной структуры исследуемого действия. Наряду с типичными характеристиками функциональной структуры исследуемого действия, выявленными при сравнительном анализе деятельности намотчиц разной квалификации, были установлены и особенности функциональной структуры данного действия, отражающие разницу в регуляции его протекания у намотчиц с 5- и 20-летним стажем работы и у ученицы. Так, у работницы с 20-летним стажем наблюдается четкое равномерное планирование по-. следовательности включения и взаимодействия, всех компонентов (стадий). На построение программы целостного действия она выделяет 72% времени от общего времени исполнения целостного действия. По-видимому, поэтому для взаимосвязанного программирования операций, обеспечивающего их «слияние» в действие, ей требуется всего 3% от времени исполнения целостного действия, а взаимосвязанное протекание стадий реализации операций занимает 1 % от времени исполнения целостного действия. Контролю за реализацией целостного действия выделяется 13% времени, из которых 10% контроль взаимодействует с контролем операции б, что еще раз свидетельствует о сложности ее исполнения. Причем, взаимоотношения между когнитивными и исполнительными компонентами целостного действия носят четко выраженный дифференцированный характер. Так, увеличение длительности программирования целостного действия приводит к значительному сокращению длительности стадии контроля и к стабилизации ее протекания. Когнитивные стадии целостного действия и операции б как бы взаимодополняют друг друга, их кривые или перекрещиваются, или имеют общие точки соприкосновения. Аналогичная картина взаимоотношений наб- людается и между когнитивными стадиями целостного действия и операцией а. Это свидетельствует о пластичности функциональной структуры исполняемого работницей с 20-летним стажем действия, благодаря которой ей удается быстро осуществить синхронное сонастраивание операций разной сложности и удерживать сонастроенность более длительное время, чем работнице с 5-летним стажем. Общая картина взаимодействия и последовательность включения компонентов функциональной структуры целостного действия, исполняемого работницей с 20-летним стажем, представляют собой картину гармоничного взаимодействия всех компонентов функциональной структуры при «слиянии» операций в целостное действие. Если у намотчиц с 20-летним стажем исследуемое действие можно считать сформированным, то у работниц с 5-летним стажем дело обстоит иначе. Планирование последовательности включения и взаимодействия компонентов функциональной структуры целостного действия можно охарактеризовать как неравномерное: построению программы целостного действия уделяется 62% от времени исполнения всего целостного действия, т. е. на 10% меньше, чем в сформированном действии; совместное протекание стадий построения программы операций занимает 6% времени, тогда как в сформированном действии — только 3%. Раньше, чем в сформированном действии, начинается реализация операции б, и поэтому 2%,времени от общего она взаимодействует с аналогичной стадией операции а; контроль операции б практически до конца взаимодействует с контролем целостного действия, занимая 11 % времени от общего. Взаимоотношения между компонентами функциональной структуры целостного действия носят смешанный диффузный характер между когнитивными и исполнительными стадиями операции б. Последние данные позволяют предположить, что у работницы с 5-летним стажем операции а я б сформированы неодинаково, так как взаимоотношения между компонентами простой операции (а) носят дифференцированный характер, а между компонентами сложной операции (б) взаимоотношения носят диффузный характер, что, по-видимому, и отражается в диффуз- ном характере взаимоотношении между когнитивными компонентами целостного действия. Кроме того, программирование операции б и ее реализация занимают такую же долю длительности в аналогичной, операции у ученицы. Соотношение же когнитивных и исполнительных компонентов операции а у намотчицы с 5-летним стажем приближается к соотношению тех же компонентов в аналогичной операции у работницы с 20-летним стажем. Эти данные еще раз подтверждают, что операцию а можно считать сформированной, а операцию б — сформированной не окончательно. Таким образом, выявленная картина взаимоотношения и соотношений между компонентами функциональной структуры целостного действия, исполняемого работницей с 5-летним стажем, показала, что у нее еще не сложилось гармоничное взаимодействие компонентов функциональной структуры, так как степень сформированное™ операций, «сливающихся» в целостное действие, разная. Это нашло свое выражение в том, что на программирование целостного действия она выделяет времени меньше, чем работница с 20-летним стажем. В связи с этим ей приходится выделять больше времени на самостоятельное программирование операций, замедлять взаимосвязанное протекание реализации операций и время на контроль более сложной операции б значительно увеличивать. Также отсутствует пластичность функциональной структуры из-за диффузного характера взаимодействия между ведущими и, частично, вспомогательными компонентами целостного действия. Эти данные в сравнении с данными, характеризующими протекание деятельности у работниц с 20-летним стажем, подтверждают вывод, сделанный нами на основании макроанализа функциональной структуры деятельности намотчиц, о том, что у работниц с 5-летним стажем процесс формирования профессионального мастерства еще не завершен. Более того, эти данные раскрывают, какое именно звено в исследуемом действии несовершенно и влияет на протекание всего действия в целом. Это звено — операция б. У ученицы выявлено нерациональное планирование исполняемого целостного действия. На построе- ние программы целостного действия ученица выделяет лишь 50% времени от общего, на 22% меньше, чем в сформированном действии, а контроль целостного действия занимает 24% времени от общего, в два раза больше, чем у профессионалов. Стадии построения программ операций взаимодействуют друг с другом. 11% времени, тогда как в сформированном действии — всего 3% времени; стадии реализации протекают отдельно, причем после завершения реализации операции а осуществляется сначала частичный контроль за качеством ее реализации, занимающий лишь 1 % времени от общего, и только после этого начинается реализация операции б. Взаимодействие между стадиями реализации у ученицы отсутствует, тогда как у квалифицированных работниц оно имеет место. Взаимодействие контроля операции б и контроля целостного действия занимает всего 7% времени," хотя контроль целостного действия занимает 24%, тогда как в сформированном действии аналогичное взаимодействие занимает в три раза больше времени (см. рис. 22). Выявленная картина включения и взаимодействия компонентов функциональной структуры формируемого целостного действия показала, что у ученицы еще не произошло выделения сложных и простых моментов работы, что для нее каждый последующий шаг одинаково сложен, как и предыдущий. Так, реализацию операций она еще не может осуществлять одномоментно, так как ей необходимо хотя бы частично проверить качество исполнения операции а, и только после контроля ученица осуществляет исполнение операции б, но при медленном темпе работы, что и позволяет ей исполнить действие. Также диффузный характер взаимоотношения между компонентами функциональной структуры свидетельствует о тех затруднениях, которые испытывает ученица на каждом шагу исполнения данного действия. Сравнительный микроанализ взаимодействия компонентов функциональной структуры, отражающих регуляцию протекания сложного перцептивно-моторного действия у работниц разной квалификации, уточнил психологические причины, осложняющие осуществление работницами процесса «слияния» операций в целостное действие. Ими оказались: а) разная сложность исполнения опершим"! А и Б; б) нерациональное планирование деятельности, обусловленное незавершенностью формирования профессионального мастерства, проявившееся особенно четко у ученицы, а также и у намотчицы с 5-летиемстажем работы в том, что продумыванию организации двигательного состава действия в целом работницы уделяют меньше внимания, чем организации исполнения отдельных операций, которые только взаимодействуя могут «слиться» в целостное действие. О слабом планировании также свидетельствует и диффузный характер взаимодействия ведущих и вспомогательных компонентов исследуемого действия. По-видимому, это обусловлено тем, что у работниц еще отсутствует пластичная компенсация во взаимодействии актуализируемых деятельностью мыслительных, сенсорных и моторных функций; в) разная степень сформированности «сливающихся» операций у намотчицы с 5-летним стажем, работы. Наряду с вышеизложенным, сравнительный микроанализ функциональной структуры сложного перцептивно-моторного действия, исполняемого работницами разной квалификации, позволил установить тенденции изменения функциональной структуры действия, лежащего в основе деятельности намотчиц, в процессе его формирования. Они сводятся к следующим изменениям, происходящим в функциональной структуре целостного действия (см.рис. 20—22): а) изменяются взаимоотношения между компонентами функциональной структуры целостного действия от диффузного характера к дифференцированному; б) на фоне возрастания скорости работы увеличивается длительность программирования целостного действия; в) изменяются соотношения между длительностью протекания ведущих когнитивных компонентов целостного действия: происходит увеличение длительности программирования и сокращение длительности контроля; г) изменяются соотношения между ведущими когнитивными и вспомогательными когнитивными компонентами: с возрастанием длительности программирования целостного действия сокращается длительность программирования и контроля операций и сокращается длительность взаимосвязанного программирования операций перед «слиянием» их в целостное действие; д) изменяются соотношения между длительностью протекания когнитивных компонентов операций. В простой операции а наблюдается следующая тенденция: от превалирования программирования операции над контролем к превалированию контроля над программированием. В сложной операции б наблюдается иная тенденция: от значительного превалирования длительности программирования над контролем к уравниванию длительности протекания когнитивных стадий операции. Таким образом, микроанализ функциональной структуры сложного перцептивно-моторного действия, лежащего в основе деятельности намотчиц, позволил нам изучить еще один срез функциональной структуры деятельности намотчиц — психофизиологический уровень, раскрывший, как осуществляется регуляция «слияния» операций и что осложняет его протекание у работниц разного стажа работы. Наряду с этим удалось установить ведущие компоненты действия, влияющие на его протекание и их оптимальное время действия, а также целый ряд критериев оценки степени сформированности и формирования исследуемого профессионального исполнительного действия. Микроанализ функциональной структуры сложного перцептивно-моторного действия позволяет достаточно объективно различать более квалифицированных и менее квалифицированных работников. Полученные данные позволили нам предположить, что путем микроанализа можно осуществить оценку взаимодействия некоторых внешних и внутренних специфических составляющих деятельности намотчиц и определить влияние этого взаимодействия на" регуляцию протекания сложного перцептивно-моторного действия, лежащего в основе деятельности. Это и явилось следующим этапом исследования.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|