Потребительские кооперативы
Перед революцией 1917 года ни одна кооперативная отрасль России не росла так быстро, как потребительская кооперация. К 1905 году было всего 1700 потребительских кооперативов. Перед Первой мировой войной их уже насчитывалось 10080. Потребительская кооперация была наиболее влиятельной в экономическом и социальном плане. Доля ее товарооборота к концу 1917 г. в общем товарообороте страны по основным продуктам питания и товарам первой необходимости составляла от 35 до 46%. В конце 1917 г. потребительские кооперативы имели около 46 тыс. магазинов, товарообменных и распределительных пунктов. В годы Советской власти потребительская кооперация была привлечена государством для преобразования частной торговли в коллективную социалистическую торговлю. Для этого потребительской кооперации были предоставлены существенные преимущества и льготы. Таким образом, потребительская кооперация осуществляла деятельность в более благоприятных социально-экономических условиях, чем частные торговцы. Это позволило ей значительно увеличить свою долю в общем объеме розничного товарооборота страны: с 10,3% в 1923 году до 69,9% в 1931 году. В 1931 году частник был вытеснен из торговли. С 1935 года и по настоящее время потребительская кооперация осуществляет торговое обслуживание, в основном, сельского населения. К началу рыночных реформ (1991 г.) потребительская кооперация оставалась крупной сельской торговой системой: на ее долю приходилось почти 30% общего объема розничного товарооборота страны. Потребительская кооперация располагала значительными материальными ресурсами: ей принадлежало свыше 240 тыс. предприятий торговли, общественного питания, заготовительной, производственной и другой деятельности. На предприятиях потребительской кооперации трудились 1,5 млн. человек. Организационная структура системы включала свыше 4,5 тыс. потребительских обществ, около 500 потребительских союзов. Численность пайщиков составляла 23 млн. человек.
В первые годы реформ (1991 – 1994 гг.) потребительская кооперация не имела необходимых юридических, социально-экономических и идеологических предпосылок для своего развития. Отсутствие правовых предпосылок – закона о потребительской кооперации – ставило под вопрос ее существование. Положение было спасено усиленными действиями Центросоюза по разработке закона «О потребительской кооперации», который был принят в 1992 году. Этим законом государство продемонстрировало приверженность России к многовековой общечеловеческой ценности – кооперативной собственности и кооперативной форме ведения хозяйства. Конечно, закон имел существенные недостатки, но, в целом, этот нормативный документ признал общественную необходимость потребительской кооперации. С 1995 года условия развития потребительской кооперации изменились. Потребительская кооперация приобрела прочное правовое положение. В новом Гражданском кодексе Российской Федерации, введенном в действие с I января 1995 года, потребительские и производственные кооперативы признаны равноправными субъектами экономики. В соответствии с Гражданским кодексом внесены поправки в законы о потребительской кооперации 1992 года. В 1997 году принят новый закон «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации». В соответствии с законом изменены уставы каждого потребительского общества и каждого потребительского союза. В стране установились более благоприятные экономические условия для развития потребительской кооперации. Правительство оказывало содействие ее развитию: были снижены налоги, предоставлены льготы на оплату электроэнергии, отсрочена оплата долгов коммерческим банкам.
Изменилась идеология руководителей потребительской кооперации. Они стали больше внимания уделять социальной деятельности, удовлетворению материальных и других потребностей пайщиков потребительских обществ. Повысилось участие пайщиков в деятельности потребительской кооперации: экономическое участие, участие в управлении и контроле. Несмотря на то, что к концу XX столетия доля потребительской кооперации в общем объеме оборота розничной торговли составляла около 5%, потребительская кооперация оставалась крупной социально-экономической системой рыночной экономики. Потенциальные возможности для укрепления и развития торговли и других отраслей хозяйственной деятельности системы оставались значительными. Потребительская кооперация имела свыше 140 тыс. предприятий, занимавшихся торговлей, общественным питанием, заготовками, услугами и другой деятельностью. В ее организациях трудилось свыше 450 тыс. человек. Потребительская кооперация объединяла 12 млн. пайщиков, заинтересованных в развитии потребительских обществ и их союзов. Потребительская кооперация представляла единую слаженную систему, объединяющую 3350 потребительских обществ и свыше 300 потребсоюзов. Формирование благоприятных предпосылок способствовало адаптации потребительских обществ и потребительских союзов к условиям рыночной экономики и развитию системы потребительской кооперации. В XXI век потребительская кооперация вошла как крупная социально-экономическая система, выполняющая необходимую обществу социальную миссию по удовлетворению материальных и иных потребностей пайщиков и обслуживаемого, в основном, сельского населения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|