Общественное призрение в России, его становление и развитие в XVIII — начале XX в.
В императорской России вместе с государственным развивалось и общественное призрение. Активизации последнего способствовали Великие реформы 1860—1870-х гг. Они дали простор общественной инициативе, позволили сформировать в стране всесословные органы местного управления (земства, городские думы и управы), на которые были возложены среди прочих и функции призрения. Продолжали оказывать помощь нуждающимся традиционные субъекты общественного призрения(общины, церкви, монастыри и др.). Следовательно, к числу основных направлений общественного призрения применительно к рассматриваемого периоду можно отнести: деятельность сельских общин по оказанию помощи нуждающимся; церковно-приходскую и монастырскую помощь; попечительскую деятельность земских учреждений; работу городских самоуправлений по заведованию делами призрения и др. В России существовала определенная система мер участия сельских обществ в судьбе односельчан, нуждающихся в помощи. Она включала в себя такие меры, как поочередное кормление неимущих в домах общинников или передача призреваемых на полное содержание желающим членам крестьянского общества, выдача бедным крестьянам (казакам) пособий от общины, оказание соседской безвозмездной помощи погорельцам и другим бедствующим односельчанам, учреждение опеки над малолетними детьми, оставшимися без попечительства, а также строительство и содержание приютов для немощных и сирот за счет средств ссудно-сберега-тельных касс, создаваемых общинами. Практика поочередного кормления бедных и немощных в домах односельчан осуществлялась с учетом местных традиций. В некоторых южнороссийских губерниях призреваемые проводили сутки на полном содержании домохозяина, переходя на следующий день в другую крестьянскую семью, и т.д. А вот в Вятской, Смоленской и ряде других губерний бедствующие крестьяне кормились у домохозяев понедельно. Редко, но практиковалась и такая форма общинной помощи неимущим, как передача призреваемого на полное содержание одному из членов крестьянского общества. Домохозяин, который решался на это, получал льготы от общества (освобождение от уплаты мирских повинностей, отвод дополнительной земли, передача в пользование надела земли, принадлежащей призреваемому).
В крестьянских и казачьих обществах России широкое распространение получила практика выдачи бедным сельчанам денежных и хлебных пособий. Величина денежного пособия определялась решением сельского схода. Во второй половине XIX в. размер его колебался в европейской части России в пределах от 5 рублей до 1 рубля и менее. Так, в Астраханской губернии встречались села, где размер пособия составлял 5 рублей в месяц, в Саратовской губернии — 2 рубля, в Пензенской —1,5 рубля, в Калужской до 1 рубля в месяц. Хлебные пособия выдавались нуждающимся крестьянам и казакам из запасных магазинов. В казачьих станицах Дона неимущие и малоимущие станичники получали из общественных магазинов бесплатно хлеб по их письменному хо-
датайству с согласия окружных распорядительных комитетов по земским делам. Архивные документы свидетельствуют, что в начале XX в. такие разрешения получали многие безродные казаки и казачьи вдовы. Так, в резолюции Облас-тного Войска Донского распорядительного комитета по зем^-ским делам от 1 июня 1910г. сообщалось, что по ходатайству Усть-Медведицкого окружного распорядительного комитета по земским делам было дано разрешение выдать из общественного хлебного магазина Раздорской станицы вдове казака Марии Романовой ввиду бедственного ее положения одну четверть два четверика ржи в безвозвратное пособие на продовольствие. Причем в резолюции подчеркивалось, что выданное количество хлеба должно быть пополнено станичным обществом из нового урожая. В том же 1910 г. по просьбе нуждающихся казаков Сиротинской станицы Второго Донского округа Области Войска Донского и ходатайству станичного сбора Войсковой распорядительный комитет по земским делам дал разрешение на выдачу казакам хлеба из общественного хлебного магазина. Каждый из нуждающихся получал на продовольствие в безвозвратное пособие по одной мере ржи.
Распространенной формой оказания поддержки бедствующим крестьянам была соседская безвозмездная помощь. Например, в случае пожара община бесплатно выделяла погорельцу лес для постройки жилья, а при болезни крестьянина-кормильца общинники выполняли на его земельном участке необходимые сельскохозяйственные работы. Сельская община учреждала опеку над малолетними детьми, отцы которых находились на военной службе, а матери по какой-либо причине не могли вести хозяйство. Община не только назначала опекунов, но и контролировала их деятельность, отвечала за сохранность имущества опекаемых. Некоторые общины вносили отчисления на устройство сельских приютов для сирот и богаделен для немощных и одиноких престарелых. Однако крестьянское население неохотно шло в такие богадельни, предпочитая получать пособие от общины или даже просить милостыню. В целом по России многие крестьянские общества в рассматриваемый период не могли оказать действенную помощь бедствующим односельчанам. Основная масса неимущих сельчан кормилась милостыней. Российский исследователь конца XIX — начала XX в. С.В. Сперанский, занимавшийся данной проблемой, справедливо отмечал, что самым обыкновенным являлся тот порядок вещей, «когда сельские общества, не имея возможности заботиться о своих неимущих, оставляли им единственный шанс выжить — ходить по миру и питаться Христовым именем».1 Объяснялось это бедностью самих крестьянских обществ. Ведь обеднение крестьянских масс вело к обнищанию сельских и волостных обществ, ограничивая их возможности по оказанию социальной поддержки.
Особым компонентом общественного призрения была церковно-приходская и монастырская помощь. Приход являлся церковным округом населения, имевшим свою церковь (храм) с причтом, т. е. составом лиц, служащих при данной церкви. В приходскую систему было вовлечено подавляющее большинство православного населения России. Во второй половине XVIII в. общее число приходских церквей превышало 20 тыс. Процесс увеличения их численности продолжался и позже. Бедные прихожане получали от прихода пособие деньгами или натурой (продуктами, дровами, одеждой, обувью). Медицинская помощь приходским бедным оказывалась путем бесплатного врачебного обслуживания и предоставления необходимого лекарства. При некоторых приходах функционировали богадельни, сиротские приюты. Непосредственно этой работой занимались попечительства, действовавшие в приходах. Финансовые средства для нужд призрения они получали из членских взносов, пожертвований, кружечных сборов, процентов с капиталов, имевшихся у некоторых попечи-тельств, а также со специальных подушных сборов, вводимых на отдельных территориях. Принимали попечительства и натуральные пожертвования (хлебом, картофелем, мясом, холстом, лесом), затем раздававшиеся бедным или использовавшиеся на нужды прихода. Несмотря на постепенную утрату приходом самостоятельности, усиление подконтрольности со стороны епархиаль- 1 Сперанский С.В. О проекте реформы общественного призрения в России//Трудовая помощь. 1898. № 7. С. 26
ного начальства, система церковно-приходского попечительства продолжала развиваться и в конце XIX — начале XX в. Если в 1888 г. во всех православных епархиях России действовало чуть более 11,4 тыс. приходских попечительств, то в 1898 г. — около 18 тыс., а в 1901 г. — более 19 тыс. Сохранялась в императорской России и традиционно важная роль монастырской помощи бедным, обездоленным, сиротам. В соответствии с петровским указом от 31 января 1724 г. монастырям было поручено устраивать больницы для увечных и престарелых, а также содержать и воспитывать сирот. Одним из известных в России монастырей, активно осуществлявших призрение сирот, был Новодевичий в г. Москве. За каждым ребенком до полугодовалого возраста здесь закрепляли кормилицу. За детьми более старших возрастов ухаживали сами монахини. Подопечные девочки обучались таким ремеслам, как шитье, прядение, плетение кружев и др.
В середине XVIII в. во многих монастырях стали открываться богадельни для призрения психически больных людей. В 1760-е гг. они функционировали в 26 епархиях. Пристальное внимание вопросам призрения уделялось в Серафимо-Дивеевском монастыре, возникшем во второй половине XVIII в. в селе Дивеево, расположенном на стыке трех губерний—Тамбовской, Нижегородской и Рязанской. На монастырские средства содержалась двухкорпусная больница, где получали уход десятки престарелых женщин. При монастыре функционировал и сиротский приют для девочек. Здесь в разное время находилось до 60 сирот от 2 до 14 лет. Начальное образование они получали в четырехклассной школе, где преподавали монахини и монастырское духовенство. Богадельни и приюты учреждались также при небольших монастырях, действовавших на периферии. Например, в Усть-Медведицком женском монастыре Области Войска Донского существовала богадельня, в которой в начале XX в. призревалось на постоянной основе более 15 престарелых и немощных женщин. С созданием в ходе реформы 1864 г. земских учреждений они стали выполнять многие функции общественного призрения. Земства прежде всего содержали многочисленные бо- гадельни для престарелых и увечных. В 1890 г. в их ведении находилось 126 богаделен, число которых от года к году росло. Земства содержали ночлежные приюты, лечебницы-богадельни для душевнобольных, сиротские приюты. Распространение получила практика учреждения земских стипендий малоимущим учащимся и студентам. Земские учреждения участвовали в организации общественных работ. По ходатайству Смоленского земства в 1868 г. были начаты работы по сооружению Московско-Смоленской железной дороги. В неурожайном 1873 г. Самарское земство организовало общественные работы по ирригации местных полей и осуществлению лесонасаждений. В начале XX в. широкомасштабные общественные работы проводились Саратовским земством. В 1906—1907 гг. им было отпущено на эти цели около 6 млн 203 тыс. рублей. В ходе проведения земской реформы появились земские уполномоченные по призрению бедных, слепых, безнадзорных. Они по сути дела выполняли функции современных социальных работников. Это дало основание авторам учебника «Основы социальной работы» (отв. ред. проф. П.Д. Павленок) отнести появление профессии социального работника в России к периоду проведения земской реформы.
Отдельным направлением общественного призрения являлась деятельность городских самоуправлений по оказанию социальной помощи. Еще в эпоху Петра I городские магистраты организовывали и содержали специальные госпитали по уходу за больными и немощными солдатами. При Екате-' рине II за городами стали закреплять некоторые функции по призрению бедных. Указ императрицы 1781 г. вменял в обязанность магистрату Петербурга определить городского маклера, которому поручалось раз в неделю вскрывать кружки общественного призрения, раздавая деньги бедным и особо нуждающимся в помощи. С принятием Городового положения 1870 г. новые бессословные органы самоуправления были введены в 509 городах России. В середине 70-х гг. городская реформа была распространена уже на 621 город страны. Всесословные органы общественного управления стали более активно заниматься
различными вопросами городской жизни, включая общественное призрение. Помощь бедным становилась одним из приоритетных направлений работы самоуправлений городов Российской империи. Например, Московская городская дума в середине 90-х гг. XIX в. выделила дело социальной помощи бедным в особый участок управления, создав Комиссию общественного благотворения при городском самоуправлении. Эта комиссия организовывала работу городских участковых попечительств, численность которых с 1894 по 1902 г., по данным В.П. Мельникова и Е.И. Холостовой, возросла с 24 до 29. Система участковых попечительств была создана в 1907—1908 гг. и в Петербурге. Подобные структуры тогда появились в Таганроге и ряде других городов России. Московские городские участковые попечительства, функционировавшие с декабря 1894 г., были учреждены по плану яг проекту профессора Московского университета В.Е. Ге-рье. Каждое участковое попечительство подразделялось на отделы. Например, арбатский участок Москвы состоял в начале XX в. из 9 отделов1. Во главе их стояли члены участкового совета, жившие, как правило, на территории данных отделов. Сотрудники участковых попечительств принимались на работу на основе двух рекомендаций и при наличии необходимых данных об их личности. В обязанности попечителей входило: посещение бедных, участие в сборах денег и вещей для лиц, нуждающихся в помощи, работа в детских приютах, яслях, богодельнях и других социальных учреждениях, действующих на соответстующем участке. Система работы городских самоуправлений по призрению бедных включала в себя: выплаты пособий бедным жителям, семьям мобилизованных воинов; открытие городских складских и торговых учреждений для обеспечения бедных слоев населения по низким ценам; поддержку благотворительных организаций, заботящихся о бедных, и др. Так, ростовская городская управа в 1913—1916 гг. для выдачи пособий бедным жителям ежегодно выделяла денежные средства на сум- 1 Беркут Е. О городских участковых попечительствах в Москве. Воспоминания сотрудницы/Друдовая помощь. 1903. № 3. С. 354. му до 3,6 тыс. рублей. По решению городских властей практиковалась бесплатная раздача бедным ростовчанам пищи и топлива для отопления жилищ. В условиях войн, в которых участвовала Россия в начале XX в., мобилизация жителей городов на фронт ухудшала материальное положение их семей. В связи с этим городские самоуправления проявляли заботу о таких семьях. Частично из городских средств призревались семьи военнослужащих, мобилизованных на русско-японскую войну. Если в 1904 г. городской управой Ростова-на-Дону по решению местной думы было израсходовано на эти цели 778 рублей, то в 1905 г. — около 10 000 рублей. С началом первой мировой войны помощь семьям моби^ лизованных воинов вновь выдвинулась на передний план в работе городских дум по заведованию призрением. В 1914 г. Новочеркасская городская дума выделила около 4600 рублей на пособие семьям военнослужащих, находившихся на фронте. Для решения насущных социальных проблем органы городских самоуправлений стремились привлечь и частные пожертвования. Голова Московской городской думы Н.А. Алексеев, занимавший эту должность с 1885 по 1893 г., с помощью привлечения благотворительных капиталов открыл городской дом призрения, психиатрическую лечебницу на Канатчико-вой даче и другие социальные заведения. Собирая пожертвования, первый взнос городской голова делал сам. Для получения необходимых средств на нужды города он не щадил своего самолюбия. Был случай, когда Алексеев, чтобы получить недостающие для строительства психиатрической больницы 300 тыс. руб., поклонился в ноги при большом стечении народа бывшему приказчику своего отца. Признавая значение земских и городских управлений в оказании помощи нуждающимся, следует заметить, что их усилия в этом деле были далеки от реальных потребностей. Призрение так и не стало приоритетным направлением социальной деятельности городов. Так, в начале XX в. расходы городских самоуправлений на общественное призрение составляли в среднем по стране лишь 3,6 % их общих расходов. В целом же в Российской империи общественное призрение играло все возрастающую роль. Оно в определенной мере компенсировало невысокий уровень государственного призрения. Более того, во второй половине XIX — начале XX в. наметилась тенденция передачи некоторых социальных функций от государственного к общественному призрению (от приказов общественного призрения к городским самоуправлениям и др.).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|