Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью

Синдром дефицита внимания с гиперактивностю (СДВГ) – это медицинский диагноз, поставить который может только врач после проведения диагностического обследования.

Черты характеризующие синдром дефицита внимания с гиперактивностю, обычно таковы:

- дефицит активного внимания;

- общее двигательное беспокойство, неусидчивость, множество лишних движений;

- недостаточная целенаправленность поступков и их импульсивность.

По данным эпидемиологических исследований, частота СДВГ среди дошкольников и школьников составляет = 4,0 – 9,5% [40].

Синдром дефицита внимания с гиперактивностю встречается при различных заболеваниях и нарушениях развития (чаще при отдаленных последствия органического поражения мозга) и сочетается с нарушениями памяти, работоспособности, однако основным проявлением данного отклонения в развитии ребенка является дефект внимания. У ребенка снижены объем и концентрация внимания (он может сосредоточиться на чем-либо лишь на несколько мгновений, чрезвычайно повышена отвлекаемость – реагирует на любой звук, на любое движение в классе).

Такие дети нередко бывают раздражительными, вспыльчивыми, эмоционально-неустойчивыми что затрудняет их общение со сверстниками и взрослыми. Эмоциональная напряженность, свойственна таким детям, склонность остро переживать трудности, которые возникают при общении в школе, приводят к тому, что у него легко формируется и фиксируется негативная самооценка и враждебность ко всему связанному со школьным обучением[41].

Эти отклонения имеют вторичный характер, но усиливают школьную дезадаптацию ребенка. Благополучное личностное развитие, успешная школьная адаптация напрямую зависят от того, насколько окружающие ребенка взрослые способны понять его трудности, возникающие из-за его болезненно-повышенной активности и эмоциональной неуравновешенности.

Первые проявление синдрома гиперактивности таковы: повышенный мышечный тонус, чрезмерная чувствительность ко всем раздражителям (свет, шум), нарушение сна, подвижность и возбудимость во времена бодрствования.

С возрастом расторможенность значительно уменьшается или исчезает совсем (в подростковом возрасте ребенок может стать инертным и безынициативным), однако неустойчивость внимания и импульсивность поступков, как правило, сохраняются. По данным Заваденко, когнитивные и поведенческие нарушения сохраняются, почти у 70% подростков и более чем у 50% взрослых, которым в детстве был поставлен диагноз СДВГ.

Неспособность длительное время поддерживать концентрацию внимания и контроль над своими импульсами становится наиболее отчетливой на начальном этапе школьного обучения, она является причиной нарушения усвоения знаний и часто приводит к дисциплинарным проблемам. Все это значительно нарушает школьную адаптацию.

Прогноз успешности обучения и развития ребенка зависит от следующих факторов:

- степень выраженности двигательной расторможенности и неустойчивости внимания;

- характер нарушений познавательной сферы;

- наличие вторичного эмоционального и личностных расстройств;

- проведение адекватного комплексного медикаментозного лечения;

- психотерапевтическая поддержка (с целью профилактики вторичных отклонений в личностном развитии).

Для лечения синдрома в первую очередь применяют препараты, влияющие на обменные процессы в ЦНС и стимулирующие созревание тормозных и регулирующих структур мозга. Выбор препарата и терапевтической дозы индивидуален.

Неблагополучные социально-педагогические условия являются фактором риска и могут привести к нарушению личностного развития. Дети и подростки с синдром дефицита внимания с гиперактивностью имеют предрасположенность к нарушениям в поведении и антисоциальным поступкам.

При оказании своевременной лечебной и педагогической поддержки, при благополучном личностном развитии гиперактивный ребенок способен адаптироваться в обществе, в дальнейшем вести нормальную трудовую жизнь, адекватно устанавливать межличностные отношения.

 

Г) Социальные причины неуспеваемости

Неблагополучная, неполная семья, отсутствие контакта с родителями, низкий материальный уровень семьи, школьная образовательная среда, СМИ, - все эти социальные факторы также могут привести ребенка к неудачам в учении.

 


Социальная среда

В.М. Астапов[42] считает, что неуспеваемость в большинстве случаев обусловлена не нарушениями познавательной деятельности, а иными причинами. Прежде всего - неподготовленностью детей к школьному обучению, несформированностью предпосылок к нему и навыков учебной деятельности. В классе с невысоким уровнем УВП эта неподготовленность может перерасти в педагогическую запущенность.

Часто причиной неуспеваемости являются неблагоприятные условия жизни в семье, отсутствие как контроля, так и помощи в учебе со стороны взрослых, конфликты в семье, отсутствие режима.

Стиль воспитания в семье влияет на успешность ребенка. Высокой успеваемости способствует постоянное стремление родителей к систематическим отношениям с ребенком, общение с ним, совместное проведение досуга. Когда родители видят в своем доме ребенка, маленького неудачника, успеваемость по данному предмету низкая. Школьники, испытывающие к себе неприязнь (отвержение) со стороны родителей, имеют низкую успеваемость. И тогда причиной школьных бед становится влияние семьи, семейного «климата». И необязательно только в неблагополучных семьях… внешне семья может быть даже хорошей, но вот ребенку в ней живится не очень сладко.

Но чаще всего, это, конечно, семьи неблагополучные. И особый разговор о детях, у которых пьющие родители.

Дело в том, что именно психическое здоровье ребенка - тот определяющий фактор, о которого зависит благополучная адаптация к школе и успешное обучение. Именно по нервно-психической сфере детей резко бьют обстоятельства жизни пьющей семьи. И как итог – беспризорность детей, интеллектуальный и эмоциональный голод, грубая педагогическая запущенность, замедленное развитие…

В таких условиях даже те дети, у которых сокращен нормальный интеллект, оказываются неготовыми к обучению в школе. А что же говорить о детях с явными нарушениями нервно-психической сферы?

Для этих детей характерны:

- общая ослабленность, отставание в росте и физическом развитии;

- предрасположенность к частым заболеваниям, особенно хроническим;

- явные нарушения сна: дети плохо засыпают, вскрикивают во сне, просыпаются в страхе;

- замедленное развитие моторных, речевых функций, познавательной деятельности.

Многие мамы в семьях, где отцы страдают алкоголизмом, не отдают себе полного отчета в том, что с налом обучения ребенка они обязательно столкнуться с большими трудностями.

Непоседливые, суетливые, рассеяние, невнимательные, расторможенные дети из таких семей с первых же дней вызывают озабоченность учителей. Обращает на себя внимание бедность их речи, ограниченность словарного запаса, недостаточность знаний и сведений об окружающем мире, несформированность многих навыков, без которых невозможно успешное обучение, да и вообще не очень – то большое желание учиться.

В начале школьного обучения такие дети ведут себя весьма непосредственно: часто играют на уроках, не понимают школьной ситуации, не могут критически оценить свои действия и поступки. К учебе относятся беспечно, их не волнуют неудачи. И счастье если родители хотя бы немного «возьмутся за ум», поймут, что их ребенок требует особо бережного и внимательного подхода, а окрики и наказания на которые в таких семьях обычно не скупятся не помогут.

К сожалению, в жизни часто ответом на плохое поведение и капризы ребенка становится именно окрик, раздражение, наказание.

Так складываются стрессовая ситуация, замкнутый круг для ребенка: дома его наказывают, не пускают гулять, лишают удовольствий, отдыха; в школе «за хулиганство» выгоняют с урока, стыдят перед классом.

Конечно, с такими детьми тяжело, но все равно есть только один путь – это терпение, выдержка. Как бы ни было тяжело, недопустимо на срыв ребенка отвечать собственным срывом! Надо спокойно указать ребенку на неправильность его поступка; вспомнить, например, как поступает в такой ситуации его любимый персонаж из мультфильма, объяснить почему это хорошо, а это плохо… Постарайтесь больше общаться с малышом, играть с ним, развивать его речь. Если он чего-то не понимает, повторите, объясните.

Необходимо, чтобы такой трудный ребенок имел любимое занятие, увлечение – подумайте, поищите… Не забывайте похвалить малыша за малейший успех и поддержать в нем уверенность в своих делах.

И не бойтесь пойти за советом к врачу-психотерапевту или психологу. Не откладывайте этот визит, не надейтесь, что все это пройдет! Вы только потеряете время. Квалифицированный совет специалистов, а при необходимости и лечение, помогут вам обеспечить ребенку посильные для него условия обучения, а это крайне важно.

Еще один фактор, сильно влияющий на процесс школьной адаптации и школьной трудности. Это - дисгармония семейных отношений, как между взрослыми, так и между взрослыми и детьми.

Психологическое напряжение между членами семьи создает неблагоприятный для развития ребенка фон, нарушает необходимые контакты, закрепляет неправильное поведение. В таких семьях часто не могут найти единую линию: бывает, мать наказывает, отец жалеет, и наоборот. Ребенок очень быстро находит для себя выгодный стиль поведения, приспосабливается, выкручивается, а затем переносит этот же стиль поведения со сверстниками. Родители, порой упрекают друг друга за плохое воспитание. «Твой сын опять получил двойку», - с жестким удовлетворением выговаривает в такой семье отец, а мать не менее зло может добавить: «Он, между прочим, не только мой; сам бы и воспитывал!» И принимается такой папаша воспитывать ремнем… Ничего, кроме озлобления, униженности, ребенок не испытывает. Примириться с этим он не может – и начинает ненавидеть и учебу (из-за которой страдает), и родителей…

В таких семьях нет радости, легкости отношений, взаимной поддержки и привязанности. Вместо этого – постоянные издевательства, напряжение, угрюмость.… И дети не шумят, не смеются, не веселятся, а раздражаются в кругу товарищей злобой, агрессивностью, драками. Или замыкаются на своих горестях, превращаясь в маленьких стариков.

Конечно, и в бесконфликтных семьях могут быть свои ошибки в воспитании…. Казалось, неужели может быть во вред ребенку то, что мама принимает все его дела близко к сердцу, легко расстраивается, беспокоится за него? Она волнуется, что он опоздает в школу, не успел что-то сделать; что соседский Коля гораздо лучше ее сына… Она старается во всем помочь, она вместе с ним готовит уроки – и очень огорчается, если все равно нет желаемой оценки. «Нет, я ничего ему не говорю, не ругаю, но когда открываю тетрадь, обязательно от огорчения вздохну и с трудом слезы сдерживаю. А он не реагирует, ему-то все равно». А ребенок в отсутствии мамы рассказывает: «Я очень боюсь ее расстроить.… Так боюсь, что даже когда пишу диктант, думаю: вот сделаю ошибку, поставят двойку, а она потом чуть не плачет». Фактически мама боится школьных проблем и утяжеляет ситуацию, а у ребенка укрепляет чувство неуверенности в своих силах, в своих знаниях.

Ситуации, когда успехи детей не соответствую притязаниям родителей, могут быть самыми разными. Бывает, что ребенок, по мнению родителей, «хуже всех», и вместо поддержки его отвергают эмоционально, психологически, наказывают физически. Часто родители наивно (другие слова не подберешь) надеются, что лучший способ мобилизировать маленького ученика, - страх. Они не бьют ребенка, а всего лишь пугают: тем, что он получит двойку, что его выгонят из школы, что он никем не может стать.… А ведь это и есть психологическое битье! Матери очень хочется, чтобы ее ребенок был отличником. А он не может – он боится матери. И этот страх парализует волю ребенка, ослабляет активность, уверенность в себе…

Как бороться?

Главная трудность для родителей состоит в умении соединить требовательность с уважением к детям – и сохранить при этом душевный, сердечный с ними контакт. Утрированное чувство долга, чрезмерная принципиальность и моральное давление оборачивается страхом «быть не тем», иначе – страхом несостоятельности, а также тревожным предчувствием возможных неудач и поражений. Тогда устранение страхов становится непростой задачей, требующей частой помощи врача-психотерапевта.

Порой психологическое битье вовсе и не воспринимается родителями как сильнодействующе средство. Помните, у Агнии Барто есть стихотворение, прекрасно иллюстрирующее подобную тактику поведения родителей?

Я заработал двойку

Из-за трехзначных чисел.

Мой папа рассердился,

Но голос не повысил.

Уж лучше бы мой папа

Кричал, ногами топал,

Швырял бы вещи на пол,

Разбил тарелку об пол!

Нет, он молчит часами…

Он слова не проронит,

Как будто я не Павлик,

Как будто посторонний.

Он, мне не отвечал,

Меня не замечал,

Молчит и за обедом,

Молчит во время чая.

Он с безразличным взглядом

Меня оглянет мельком,

Как будто я не Павлик,

Я стол или скамейка.

А мне молчанье в тягость!

Я с горя спать улягусь!

Итак, итог: а что же может усугублять школьные трудности или приводить к их возникновению?

1. Непонимание. Родители не видят истинных причин трудностей, списывая все на лень, нежелание, «дурные наклонности».

2. Несоответствие требований и ожиданий родителей и возможностям и потребностям детей. Благие намерения родителей научить сразу всему: и музыке, и хореографии, и живописи, и иностранному языку – наталкиваются на школьные трудности как на преодоление препятствия; но взрослые чаще всего без боя не сдаются, а жертвами становятся их дети.

3. Неприятие детей. Рассказываем маме о тактике общения с доской и советуем поцеловать ее на ночь…. А в ответ неожиданное: «Не могу я ее поцеловать. Она как волчонок, физически чувствую ее неприятие». В основе такой ситуации – глубокий уже давний конфликт, который мать не смогла или не захотела снять, смягчить. И это постоянное напряжение в отношениях матери и дочери, это противостояние в дальнейшем привело сначала к школьному стрессу, а потом к неврозу.

4. Нечеткость родителей. Представьте себе семью. Где властвует строгость требовательность, где любая оплошность ставится в строку, вызывает всеобщее осуждение, еле нет альтернативы и никаких поблажек, где старший всегда прав, а младший не имеет права иметь свое мнение. Так формируется забитый, безвольный, неуверенный в себе или наоборот, озлобленный, постоянно сдерживающий протест человек. И в первом, и во втором случае преодолеть любые трудности ему будет, скорее всего, не по силам.

5. Неравность отношений, непоследовательность в обращении с детьми. Чаще такое бывает в семьях, где родительское рвение проявляется время от времени. Возник воспитательский порыв – и потребованы дневник и тетради, устраивается головомойка, ставятся условия и золотые обещания. Но проходит несколько дней… и опять ребенок никого не интересует! У мамы свои дела и заботы, у папы – свои.

Детский психиатр Буянов М.И. выделяет несколько типов дефектов воспитания в семье:

1. Воспитание по типу Золушки, когда родители чрезмерно придирчиво, враждебно или равнодушно относятся к детям, предъявляя к ним повышенные требования, не давая нужной ласки и теплоты. Эти дети забитые, робкие, вечно боящиеся избиения, оскорблений.

2. Воспитание по типу кумира семьи. В таких случаях все требования детей выполняются. Вся жизнь семьи сосредоточена только вокруг их желаний и прихотей. Дети растут капризными, своевольными, упрямыми, не признающими запретов, и не понимающими ограниченности возможностей родителей. Эгоизм, наплевательское отношение к своим обязанностям, неспособность отсрочить получение удовольствия, потребительское отношение к окружающим – следствие такого уродливого воспитания.

3. Гиперопека – ребенка лишают самостоятельности, подавляют его инициативу, не дают развернуться его возможностям. Многие из таких детей вырастают нерешительными, слабовольными, неприспособленными к жизни, они привыкают, что за них кто-то все будет решать и делать.

4. И напротив – гипоопека. Такой вариант воспитания, когда ребенок представлен сам себе, никем не контролируется. Никто не формирует в нем навыка социальной жизни, не обучает его пониманию «что такое хорошо» и «что такое плохо».

5. Воспитание по типу кронпринца. Чаще встречается в зажиточной семье, члены которой занимают высокое положение в обществе. Такие родители много времени уделяют своей карьере, не занимаются достаточное время со своими детьми, отделываясь от них подарками и разрешением всего, что им заблагорассудится. Вместо того, чтобы получить от родителей ласку, тепло и заботу, дети получают от них суррогаты эмоций. Родители препоручают их воспитание родственникам или случайным людям – лишь бы дети не мешали….

При всех этих типах воспитания возникновение в школе трудностей предсказуемо с большей долей вероятности. А исправление порой не дает эффекта – пока не сменится отношение к ребенку дома.

Родительско-детские отношения являются фактором формирования тревожности детей, и как следствие – причиной школьных неудач. Интересно отметить, что не только детско-родительские отношения влияют на успешность обучения, но и наоборот: если дети хорошо учатся, как правило, теплеют и семейные отношения. Для успешного обучения детям необходимы эмоциональное принятие, высокий уровень родительской требовательности и запретов, отсутствие в семье конфликтов по поводу воспитания ребенка.

Известен феномен «неуязвимых детей», которые, находясь в неблагополучных семейных условиях, адаптированы в учебе и в поведении. Специалисты считают, что подобный феномен проявляется при наличии высокого интеллекта и целенаправленности личности ребенка.

Немаловажное значение имеет фактор совпадения ожиданий родителей и педагогов по поводу ребенка. Для повышения качества знаний учащихся желательно установление тесной связи школы с родителями учеников.

 

Методика преподавания

Школьная образовательная среда может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на личность ребенка, на поведение и успешность обучения.

Психологи и педагоги неоднозначно оценивают влияние различных социальных факторов, в частности школьной образовательной среды, на успешность обучения детей. С точки зрения педагогов, причиной неэффективности обучения являются Фомы и методы организации обучения, психологи среди негативных факторов влияния школы на неуспеваемость детей чаще называют такую причину, как взаимодействие учитель – ученик.

Исследования показывают и более конкретные причины неудач в учёбе[43]:

- жестокая, унифицированная система обучения, содержание образования, одинаковое для всех, неудовлетворяющее потребности детей;

- единообразие, стереотипность, в методах и формах обучения, вербализм, интеллектуализм, недооценка эмоций в обучении;

- неумение ставить цели обучения и отсутствие эффективного контроля за результатами;

- пренебрежение развитием учеником, практицизм, натаскивание, ориентация на зубрешку.

Вывод: дидактическая, психологическая, методическая некомпетентность учителя ведет к неудачам в учебе.

Многие авторы считают, что путем усовершенствования организации педагогического процесса можно более эффективно формировать положительные типичные особенности учащихся (особенности мыслительной деятельности), которые будут способствовать повышению успеваемости. Учебные и жизненные задачи должны быть параллельными, в этом случае дети будут знать цель изучения предмета и успешно осваивать материал.

К.П. Галенкина[44] отмечает, что главный недостаток преподавания – увлечение словесными методами, в результате которых развиваются словесно-логическое мышление, а свойства личности, связанные с непосредственным восприятием окружающего мира и практическими действиями, не совершенствуется. Обучение, по мнению Л.В. Занкова[45], порождает «вербализм», т.е. оперирование словами, которые не связаны в сознании ребенка с конкретными представлениями.

Преобладание словесных методов приводит к разрыву между знаниями и навыками учащихся, дети знают правила, но пишут безграмотно, т.е. их знания пассивны.

Некоторые специалисты основным противоречием образования называют саму коллективную форму обучения, при которой исключается коммуникация «ученик - ученик», превалирует лишь коммуникация «учитель – ученик».

Действительно, важнейший принцип обучения и воспитания школьников – индивидуальный подход, однако если нет знания психологических причин ошибок учащихся, даже индивидуальное обучении не принесет эффекта.

Гаральд Б. Леви отмечает, что учителя, пытаясь усовершенствовать процесс обучения, изменяют объем материала или последовательность его изложения, но не задумываются над вопросом, каким способом дети усваивают полученную информацию. По его мнению, ни одна комплексная программа не может подойти для всех учащихся, поскольку проблемы у каждого ребенка разные.

Гаральд Б. Леви предлагает осуществить помощь неуспевающим ученикам совместными усилиями квалифицированного учителя, заинтересованных родителей и внимательного врача, поскольку отдельным «узким» специалистом трудно взглянуть на проблему в целом.

Некоторые трудности обучения могут быть вызваны «псевдопричинами» - организационной или педагогической пассивностью.

Е.С. Гобова одной из причин неуспеваемости называет неудачно составленные учебники. Она считает, что учебник должен быть создан с учетом интересов детей, иметь параллельно существующую методику для учителя.

Для устранения дидактических причин неуспеваемости есть такие средства:

1. Педагогическая профилактика – поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов, форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программированного обучения, компьютеризация. Ю.К. Бабанским для этого была предложена концепция оптимизации УВП. В США идут по пути автоматизации, индивидуальности, психологизации обучения.

2. Педагогическая диагностика – систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов. Для этого имеются беседы учителя с учениками, родителями, наблюдения за трудным учеником с фиксацией данных в дневнике учителя, проведение тестов, анализ результатов, обобщение их в виде таблиц по видам допущенных ошибок. Ю.К. Бабанский предложил педагогический консилиум – совет учителей по анализу и решению дидактических проблем отстающих учеников.

3. Педагогическая тирания – меры по устранению отставания в учебе. В отечественной школе это дополнительные занятия. На западе – группы выравнивания. Преимущества последних в том, что занятия в них проводятся по результатам серьезной диагностики, с подбором групповых и индивидуальных средств обучения. Их ведут специальные учителя, посещение занятий обязательно.

4. Воспитательное воздействие. Поскольку неудачи в учебе связаны чаще всего с плохим воспитанием, т.е. неуспевающими учениками должна вестись индивидуальная ВР, которая включает и работу с семьей школьника.

 

Готовность к школе

Среди социальных причин особое место занимает готовность ребенка к обучению в школе. Поступление ребенка в школу резко изменяет всю его жизнь. Этот период одинаково труден как для 6-летних, 7-летных детей. Безусловно, чем лучше готов организма ребенка к изменениям связанным с обучением в школе, к трудностям, которые могут возникнуть, тем легче и скорее он их преодолеет, тем безболезненнее будет протекать процесс адаптации в первом классе.

Ребенок к началу обучения в школе должен не только быть зрелым в физическом и социальном отношении, но и достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. На данный момент практически всех детей готовят к школе: в детском саду, дома или в специальных подготовительных группах. Чаще всего это делают воспитатели или сами учителя начальных классов: детей учат читать, считать, иногда писать. Как правило, в основном влияние при такой подготовке уделяется интеллектуальному развитию ребенка. Однако педагогическая готовность к школьному обучению не является достаточной при определении сложного понятия психологической готовности ребенка к школе.

Что же такое «готовность к школе»? Это сложный комплекс, определяемый морфологическим, функциональным и психическим развитием ребенка, предполагающий достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной и произвольной сфер ребенка. Развитие мотивации и произвольности обычно называют личностной готовностью к обучению, и она так же важна для успешной учебной деятельности ребенка, как и интеллектуальная готовность.

Кроме того, понятие «готовность к школе» важно в условиях именно массового обучения в школе, так как учитель в своей работе ориентируется на некий средний уровень развития детей, при котором учебная программа попадает, по определению Л.С. Выготского, в зону ближайшего развития ребенка данного возраста[46]. По словам Н.И. Гуткиной[47], если актуальный уровень ребенка такой, что его личная «зона ближайшего развития» ниже необходимой для освоения учебной программы, то такой ребенок психологически не готов к школьному обучению он не может усвоить требуемый программой материал и чаще всего попадает в разряд отстающих учеников.

Таким образом, определение степени готовности – одна из мер предупреждения неуспеваемости. Это сигнал для учителя, родителей и специалистов о том, что ребенок требует дополнительного внимания к себе как к ученику, в таком случае необходим индивидуальный подход, поиск эффективных средств и методов обучения, учитывающих по его особенности и возможности.

Большинство отечественных и зарубежных специалистов рекомендуют проводить медико-психолого-педагогическое обследование примерно за полгода - год до поступления в школу. Результаты подобного обследования помогут не только определить уровень готовности ребенка к школе, но и провести при необходимости специальный комплекс развивающих и коррекционных мероприятий. А родители могут получить необходимые рекомендации по улучшению состояния здоровья ребенка и устранению недостатков воспитания.

Много ли в школе фактически «неготовых» детей? По данным статистики, проведенным М.М. Безруких[48] число таких детей колеблется от возраста 10 до 50% в городских школах и может достигать 75% в сельских школах. В возрасте 5 - 5,5 лет около 80% детей не готовы к интеллектуальному школьному обучению. В 6 лет их уже 51%, в 6,5 лет 32%. А к 7 годам число «неготовых» к школе детей снижается до 13%.

 

Одарённость

Еще одна группа учеников, зачастую доставляющая дополнительные хлопоты учителям, - одаренные дети. В последние десятилетия одной из проблем, вызывающих тревогу, как у педагогов, психологов, так и у родителей, является проблема снижения интереса к обучению, а как следствие - показателей интеллектуального развития одаренных детей, начинающих учиться в школе. По данным А.М. Матюшкина, около 30% американских учащихся, отчисленных из школ за неуспеваемость, составляют дети одаренные и сверходаренные. Согласно данным по нашей стране, довольно частые конфликты с учителями у высокоинтеллектуальных школьников сопровождаются негативными эмоциями последних как в адрес самого учителя, так и в адрес школы и даже преподаваемой дисциплины[49].

Безусловно, одаренные дети отличаются друг от друга и степенью одаренности, и познавательным стилем, и сферами интересов.

Учителя часто не считают такого ученика нуждающимся в индивидуальном подходе и помощи. Считается, что если ребенок успешно осваивает предметы программы, то ему должна быть присуща высокая школьная мотивация. Однако, практика показывает, что одаренный ребенок может быть по тем или иным причинам негативно настроении к школе, что, несомненно, сказывается на успеваемости его дальнейшего обучения.

Очень часто родители одаренного ребенка обращаются к психологу с вопросом, можно ли отдать ребенка в школу раньше обычного. Они объясняют, что их сын или дочь заметно опережают товарищей по группе в детском саду и пора ему заняться чем-либо более сложным. В силу своего опережающего интеллектуального развития одаренные дети часто занимаются лишь своими любимыми делами и изолированы от сверстников. Им необходимо развитие навыков общения, сотрудничества, они должны научиться дружить, жить в коллективе. Способность справляться со школьными заданиями не обязательно является показателем того, что ребенок должен идти в школу.

По мере того, как одаренный ребенок в следующие классы начальной школы, родители часто слышат его жалобы на то, что ему скучно на уроках. При этом ребенок может учиться только на «5», а может и не быть самым сильным учеником в классе.

Многое в судьбе одаренного ребенка будет зависеть от особенностей обучения и воспитания. Как скажутся на развитии умственных способностей те или иные стратегии обучения. Одаренные дети нуждаются в специальных программах и специально подготовленных учителях.

Однако не у всех детей одаренность выдерживает испытание временем и ходом возрастного развития. Б.М. Теплов писал, что высота одаренности обнаруживается лишь по результатам жизненного дела человека, а ее направленность проявляется гораздо раннее: в устойчивых интересах и склонностях, в успешности выполнения разных видов деятельности, в личности усвоения разных предметов.

Одаренный ребенок, не просто абстрактный носитель талантов, а прежде всего человек со своими достоинствами и недостатками. Школа должна способствовать как умственному, так и личностному развитию одаренного ученика. Именно спокойное и конструктивное отношение к таланту, нестандартности такого ребенка позволит ему почувствовать себя не «белой вороной» среди других одноклассников, а учеником, которому всегда помогут и которому будет интересно в школе.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...