Констатирующий этап. Диагностика
Цель: а) определение уровня сформированности мотивационной, эмоционально-волевой и познавательной сфер учащихся; б) выявление объёма знаний, умений по предметам: русский язык, математика, английский язык; в) определение уровня готовности учащихся к обучению; г) выявление психологического климата в коллективе; д) определение положения ребёнка в школе, взаимоотношений в семье; е) определение причин, вызывающих трудности в учении у проблемных учеников. Психодиагностической оценке в рамках данной диагностики подлежат: 1. Общая ориентация детей в окружающем мире. 2. Отношение ребёнка к отношению в школе. 3. Внимание. 4. Память. 5. Мышление. 1. Речь. 2. Мотивация достижения успехов. 3. Личностные качества. 4. Межличностные отношения. Для реализации данных целей использовались: Методы исследования: - наблюдение: - анкетирование; - тестирование; - беседа. Диагностические методики: 1. Методика «Определение продуктивности и устойчивости внимания». 2. Методика «Определение объёма кратковременной зрительной памяти». 3. Методика «Оценка объёма кратковременной слуховой памяти». 4. Методика «Диагностика опосредованной памяти». 5. Методика «Определений понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах». 6. Задание на определение сформированности мотивов учения (П.И. Пидкасистый). 7. Анкета на изучение мотивации учения и адаптации ребёнка в школе (Лускалова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении. – М., 1993). 8. Задания на проверку знаний учащихся самостоятельно работать на занятии (П.И. Пидкасистый). 9. Тест «Как ты делаешь уроки?» 10. Методика «Отношение детей к обучению в школе».
11. Методика «ТЯПА». 12. Тест школьной тревожности Филлипса. 13. Социометрическая методика. 14. Анкеты для родителей. 15. Рисуночный тест «Семья». Так же были проведены: · беседы с учителями (по русскому языку, математике); · беседы с родителями; · наблюдения за детьми в процессе учебной деятельности; · анализ письменных работ; · анализ журнала успеваемости. Анализ письменных работ Цель: определить уровень ЗУНов учащихся на данном этапе по предметам: русский язык, математика, английский язык. В анализ письменных работ входила проверка работ учащихся по 3 предметам: русскому языку, математике, английскому языку. При анализе письменных работ учитывалось: - грамотность, правильность выполнения дополнительных заданий по русскому языку; - правильность выполнения заданий по математике; - знание лексики и грамматики английского языка; - аккуратность/неаккуратность выполненных заданий. По данным анализа письменных работ мы составили сводные таблицы по каждому предмету (Приложение). В итоге мы получили данные, что достаточно высокий уровень знаний по трём предметам и стабильно хорошие работы имеют следующие учащиеся: Бещетникова Диана, Давыдов Саша, Докунина Дарья, Леханова Юлия, Серенков Евгений, Сизо Белла. Такие учащиеся, как Голодникова Кристина, Романенко Анастасия и Черкасова София имеют хорошие результаты по итогам работы, но уровень знаний по предметам немного ниже учащихся I группы. Заметно отличаются работы Шаманской Франчески. У этого ребёнка – низкий уровень знаний по математике и английскому языку. Рекомендации: в течение периода коррекционной работы с Франческой Ш. следует проводить индивидуальный занятия, разрабатывать облегчённый вариант проверочных работ, давать больше времени на письменные задания. Методика «Определение продуктивности и устойчивости внимания»
Ребенку предлагается бланк с кольцами Ландольта в сопровождении следующей инструкции: «Сейчас мы с тобой поиграем в игру, которая называется «Будь внимателен и работай как можно быстрее». В этой игре ты будешь соревноваться с другими детьми, потом мы посмотрим, какого результата ты добился в соревновании с ними. Я думаю, что у тебя это получится не хуже, чем у остальных детей». Далее ребенку показывается бланк с кольцами Ландольта и объясняется, что он должен, внимательно просматривая кольца по рядам, находить среди них такие, в которых имеется разрыв, расположенный в строго определенном месте, и зачеркивать их. Работа проводится в течение 5 мин. Через каждую минуту экспериментатор произносит слово «черта», в этот момент ребенок должен поставить черту в том месте бланка с кольцами Ландольта, где его застала эта команда. После того, как 5 мин истекли, экспериментатор произносит слово «стоп». По этой команде ребенок должен прекратить работу и в том месте бланка с кольцами, где застала его эта команда, поставить двойную вертикальную черту. При обработке результатов экспериментатор определяет количество колец просмотренных ребёнком за каждую минуту работы и за все 5 минут, течение которых продолжался психодиагностический эксперимент. Также определяется количество ошибок, допущенных в процессе работы на каждой минуте с первую по пятую, и в целом за все пять минут. Продуктивность и устойчивость внимания ребёнка определяется по формуле:
S = (0,5 N – 2,8 n): 60,
где: S — показатель продуктивности и устойчивости внимания; N — количество колец, просмотренных ребенком за минуту (если с помощью этой формулы определяется общий показатель продуктивности и устойчивости внимания за все пять минут, то, естественно, N будет равно числу колец, просмотренных в течение пяти минут, следующий показатель n — числу ошибок, допущенных в течение пяти минут, а знаменатель данной формулы — 300); n — количество ошибок, допущенных ребенком за это же время. В процессе обработки результатов вычисляются пять поминутных показателей S и один показатель S, относящийся ко всем пяти минутам работы, вместе взятым. Далее строится график работы ребёнка над заданием. При построении графика показатели продуктивности и устойчивости переводятся в баллы по десятибалльной системе следующим образом:
10 баллов - показатель S у ребёнка выше, чем 1,25 балла. 8-9 баллов - показатель S находится в пределах от 1,00 до 1,25 балла. 6-7 баллов - показатель S находится в интервале от 0,75 до 1,00 балла. 4-5 баллов - показатель S находится в границах от 0,50 до 0,75 балла. 2-3 балла - показатель S находится в пределах от 0,24 до 0,50 балла. 0-1 балла - показатель S находится в интервале от 0,00 до 0,20 балла. Устойчивость внимания в свою очередь в баллах оценивается так: 10 баллов - все точки графика не выходят за пределы одной зоны, а сам график своей формой напоминает кривую 1. 8-9 баллов - все точки графика расположены в двух зонах наподобие кривой 2. 6-7 баллов - все точки графика расположены в трёх зонах, а сама кривая похожа на график 3. 4-5 баллов - все точки графика располагаются в четырёх разных зонах, а его кривая чем-то напоминает график 4. 3 балла - все точки графика располагаются в пяти зонах, а его кривая похожа на график 5.
0,5 1,0 1,5 2,0 2,5
На графике представлены различные зоны продуктивности и типичные кривые, которые могут быть получены в результате психодиагностики внимания ребенка по данной методике. Интерпретируются эти кривые следующим образом: 1. Кривая, изображённая с помощью линии ____.___.____. Это график очень высокопродуктивного и устойчивого внимания. 2. Кривая, представленная линией типа ………….. Это график низкопродуктивного, но устойчивого внимания. 3. Кривая, изображаемая посредством линии типа ___ ___ ___. Представляет собой график среднепродутивного и среднеустойчивого внимания.
4. Кривая, изображённая с помощью лини ___________. Является графиком непродуктивного, но неустойчивого внимания. 5. Кривая, изображенная линией ____ _____ ____. Представляет график среднепродуктивного и крайне неустойчивого внимания. Выводы об уровне развития 10 баллов - продуктивность внимания очень высокая, устойчивость внимания, очень высокая. 8-9 баллов - продуктивность внимания очень высокая, устойчивость внимания очень высокая. 4-7 баллов - продуктивность внимания средняя, устойчивость внимания низкая. 0-1 балл - продуктивность внимания очень низкая, устойчивость внимания низкая. Вывод: Учащиеся набрали следующие баллы:
Таблица 2
Работы и графики детей представлены в Приложении. Рекомендации: на II этапе эксперимента следует уделять внимание на развитие внимания. Особенно это касается учащихся. Набравших от 4-7 баллов. Методика «Определение объёма кратковременной зрительной памяти» Ребенку поочередно предлагают каждый из следующих двух рисунков (рис. 1 А, Б). После предъявления каждой части рисунка, А и Б, ребенок получает трафаретную сетку (рис. 2 А, Б) с просьбой нарисовать на ней все линии, которые он видел и запомнил на каждой части рис. 1. По результатам двух опытов устанавливается среднее количество линий, которое он воспроизвел по памяти правильно. Правильно воспроизведенной считается линия, длина и ориентация которой не намного отличаются от длины и ориентации соответствующей линии на исходном рисунке (отклонение начала и конца линии не более чем на одну клетку, при сохранении угла её наклона). Полученный показатель, равный числу правильно воспроизведенных линий, рассматривается как объем зрительной памяти. Количество баллов – от 0 до 18 в соответствии с количеством совпадений на обеих рисунках. Примеры рисунков – работ учащихся представлены в Приложении. Вывод: Подсчитывая количество совпадений линий на рисунках 1 А и Б с рисунками учащегося, мы получили, что 16 совпадений набрали: Диана Б., Дарья Д., Евгений С., София Ч., Юлия Л., Саша Д., Анастасия Р.Данный показатель очень высок и говорит о достаточно большом объёме зрительной памяти. Также высок показатель с количеством совпадений 14. Данное число совпадений отмечается у Франчески Ш., Беллы С. Средний показатель с количеством совпадений 10 отмечается у Кристины Г. В общем, у большинства учащихся высокий и очень высокий уровень объёма зрительной памяти. Все показатели, в том числе и средний, являются допустимой нормой.
Методика «Оценка объёма кратковременной слуховой памяти» С помощью данной методики определяется динамика процесса заучивания. Ребенок получает задание за несколько попыток выучить наизусть и безошибочно воспроизвести ряд, состоящий из 12 слов: дерево, кукла, вилка, цветок, телефон, стакан, птица, пальто, лампочка, картина, человек, книга. Запоминание ряда производится так. После каждого очередного его прослушивания ребенок пытается воспроизвести весь ряд. Экспериментатор отмечает количество слов, которое ребенок во время данной попытки вспомнил и назвал правильно, и вновь зачитывает тот же самый ряд. И так шесть раз подряд, пока не будут получены результаты воспроизведения ряда за шесть попыток. Результаты заучивания ряда слов представляются на графике, где по горизонтали указаны последовательные попытки воспроизведения ребенком ряда, а по вертикали — количество слов, правильно им воспроизведенных в каждой попытке. Оценка результатов 10 баллов - ребёнок запомнил и безошибочно воспроизвел все 12 слов за 6 или меньше попыток. 8-9 баллов - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 10 - 1 слов. 6-7 баллов - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 8-9 слов. 4-5 баллов - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 6-7 слов. 2-3 балла - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 4-5 слов. 0-1 балл - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток не более 3 слов. Выводы об уровне развития 10 баллов - очень высокий. 8-9 баллов - высокий. 4-7 баллов - средний. 2-3 балла - низкий. 0-1 балл - очень низкий. По результатам данной методики можно отметить очень высокий уровень развития слуховой памяти у следующих учащихся: 12 слов = 10 баллов – Евгений С., Саша Д., Юлия Л., София Ч., Белла С. 10 слов = 9 баллам – Диана Б., Кристина Г., Франческа Ш. Это высокий уровень развития 8 слов = 7 баллам – Настя Р., Дарья Д. Это свидетельствует среднему уровню развития слуховой памяти у данных учащихся. Методика «Диагностика опосредованной памяти» Материалом, необходимым для проведения методики, служит лист бумаги и ручка. Перед началом обследования ребенку говорят следующие слова: «Сейчас я буду называть тебе разные слова и предложения и после этого делать паузу. Во время этой паузы ты должен будешь на листе бумаги нарисовать или написать что-нибудь такое, что позволит тебе запомнить и затем легко вспомнить те слова, которые я произнес. Постарайся рисунки или записи делать как можно быстрее, иначе мы не успеем выполнить все задание. Слов и выражений, которые необходимо запомнить, довольно много». Ребенку последовательно одно за другим зачитываются следующие слова и выражения: Дом. Палка. Дерево. Прыгать высоко. Солнце светит. Веселый человек. Дети играют в мяч. Часы стоят. Лодка плывет по реке. Кошка ест рыбу. После прочтения ребенку каждого слова или словосочетания экспериментатор делает паузу на 20 сек. В это время ребёнок должен успеть изобразить на данном ему листе бумаги что-либо такое, что в дальнейшем позволит ему вспомнить нужные слова и выражения. Если за отведенное время ребенок не успел сделать запись или рисунок, то экспериментатор прерывает его и зачитывает очередное слово или выражение. Как только эксперимент закончен, психолог просит ребенка, пользуясь сделанными им рисунками или записями, вспомнить те слова и выражения, которые ему были зачитаны. Оценка результатов За каждое правильно воспроизведенное по собственному рисунку или записи слово или словосочетание ребенок получает 1 балл. Правильно воспроизведенными считаются не только те слова и словосочетания, которые восстановлено смыслу. Приблизительно правильное воспроизведение оценивается в 0,5 балла, а неверное — в 0 баллов. Максимальная общая оценка, которую ребенок может получить в этой методике равна 10 баллам. Такую оценку ребёнок получит тогда, когда правильно вспомнит все без исключения слова и выражения. Минимальная возможная оценка — 0 баллов. Она соответствует тому случаю, если ребенок не мог вспомнить по своим рисункам и записям ни единого слова или не сделал ни к одному слову рисунка или записи. Выводы об уровне развития 10 баллов - очень высоко развитая опосредованная память; 8-9 баллов - высоко развитая опосредованная слуховая память; 4-7 баллов - средне развитая опосредованная слуховая память; 2-3 балла - низко развитая опосредованная слуховая память; 0-1 балл - слабо развитая опосредованная слуховая память.
Таблица 3
Проведя несколько методик на изучение различных аспектов памяти, мы можем сделать сводную таблицу, в которой отразим общий уровень развития памяти учащихся.
Таблица 4
Критерии оценки: Общее количество баллов: Уровни: 27-30 баллов очень высокий уровень развития памяти 23-26 баллов высокий уровень развития памяти 17-22 баллов средний уровень развития памяти 12-16 баллов низкий уровень развития памяти 0-11 баллов очень низкий уровень развития памяти Методика «Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах» Цель: выяснить умение ребёнка определять понятия, объяснять причины, выявлять сходства и различия в объектах, та как это операции мышления, оценивая которые мы можем судить о степени развитости у ребенка интеллектуальных процессов. Данные особенности мышления устанавливаются по правильности ответов ребенка на следующую серию вопросов: 1. Какое из животных больше: лошадь или собака? 2. Утром люди завтракают. А что они делают, принимая пищу днем и вечером? (Правильный ответ — обедают и ужинают.) 3. Днем на улице светло, а ночью? (Правильный ответ — темно.) 4. Небо голубое, а трава? (Правильный ответ — зеленая.) 5. Черешня, груша, слива и яблоко — это.... (Правильное продолжение — ягоды и фрукты.) 6. Почему, когда идет поезд, опускают шлагбаум? 7. Что такое Москва, Киев, Хабаровск? (Правильный ответ — города.) 8. Который сейчас час? (Ребенку показывают часы и просят назвать время.) (Правильный ответ — такой, в котором указаны часы и минуты.) 9.Молодую корову называют телка. А как называют молодую собаку и молодую овцу? (Правильный ответ — щенок и ягненок.) 10. На кого больше похожа собака: на кошку или на курицу? Ответь и объясни, почему ты так считаешь. 11. Для чего нужны автомобилю тормоза? (Правильным считается любой разумный ответ, указывающий на необходимость гасить скорость автомобиля.) 12. Чем похожи друг на друга молоток и топор? (Правильный ответ указывает на то, что это — инструменты, выполняющие в чем-то похожие функции.) 13. Что есть общего между белкой и кошкой? (В правильном ответе должны быть указаны как минимум два объясняющих их признака, например то, что это — животное, умеющее лазать по деревьям, имеющее мягкий шерстяной покров, хвост, четыре ноги.) 14. Чем отличаются гвоздь, винт и шуруп друг от друга? (Правильный ответ — гвоздь, как правило, гладкий по поверхности, а винт и шуруп — нарезные; гвоздь забивают молотком, а винт и шуруп вкручивают; шуруп — конический, а винт и гвоздь — круглые.) 15. Что такое футбол, прыжки в длину и в высоту, теннис, плавание? (Правильный ответ — это виды спорта, виды физических упражнений.) 16. Какие ты знаешь виды транспорта? (В правильном по существу ответе должно быть перечислено, как минимум, два разных вида транспорта.) 17. Чем отличается старый человек от молодого? (Правильный ответ должен содержать в себе хотя бы два существенных признака, отличающих старых людей от молодых.) 18. Для чего люди занимаются физкультурой и спортом? (Правильные возможные ответы — для поддержания своего здоровья; для того, чтобы быть сильными, стройными и красивыми; для того, чтобы добиваться спортивных успехов, выигрывать соревнования.) 19. Почему считается плохо, если кто-нибудь не хочет работать? (Возможные правильные ответы — потому, что все люди должны работать, иначе нельзя будет жить нормально; потому, что за данного человека вынуждены будут работать другие люди; потому, что в противном случае нельзя будет иметь нужные вещи, продукты питания, жилище и т. п.) 20. Для чего на письмо необходимо наклеивать марку? (Правильный ответ: марка — это знак уплаты отправителем стоимости пересылки почтового отправления.) Обработка результатов За каждый правильный ответ на каждый из вопросов ребёнок получает по 0,5 балла, так как максимальное количество баллов, которое он может получить в этой методике, равно 10. Замечание. Правильными могут считаться не только те ответы, которые соответствуют приведенным примерам, но и другие, достаточно разумные и отвечающие смыслу поставленного перед ребенком вопроса. Работы учащихся представлены в Приложении. Проанализировав работы детей, мы получим следующие результаты: Критерии оценки: Уровни: «+» = 0,5 балла 10 баллов - очень высокий «-» = 0 баллов 8-9 баллов - высокий «/» = 0,25 баллов (неполный ответ) 4-7баллов - средний 2-3 балла - низкий 0-1 балл - очень низкий
Таблица 5
Задание на определение сформированности мотивов учения Цель: определить сформированность мотивов учения На каждого ученика заполняется карточка, где отмечаются следующие моменты (при этом используется следующая шкала: 0, 1, 2; 0 — качество отсутствует, 1 — качество присутствует, 2 — качество ярко выражено). 1. Стремится иметь глубокие и прочные знания (или хочет получить хорошую оценку). 2. Понимает опасность накопления пробелов в знаниях (просто боится получения низкой оценки, замечания). 3. Относится к требованиям преподавателя позитивно, старается понять полезность этих требований. 4. Стремится изучать весь материал (или только наиболее интересный или просто время от времени). 5. Имеется тяга к знаниям, познавательный интерес (стремится разобраться во всем во что бы то ни стало). 6. Испытывает радость при преодолении затруднений (или остается равнодушным). 7. Стремится овладеть новыми рациональными способами учебной работы. 8. Осознает способы учебной деятельности (или работает стихийно). Все полученные результаты можно обобщить в таблице.
Таблица 6
Шкала: 0 - качество отсутствует; 1 - качество присутствует; 2 - качество ярко выражено. Анализируя данные результаты мы видим, что большинство детей имеет интерес (повышенный) к учению, имеется тяга к знанием, они стремятся познать весь материал. К их числу относятся: Кристина Г., Саша Д., Юлия Л., Женя С., Белла С., София Ч. Ребята, которые стремятся изучить хотя бы не весь, а наиболее интересный материал, испытывают радости при преодолении трудностей, добросовестно относятся к требованиям преподавателей, стараются понять полезность этих требований, – это Диана Б., Дима Д., Настя Р. У одной ученицы Франчески Ш. – отсутствуют практически все качества, по которым можно судить о сформированности мотивов учения. Рекомендации: на втором этапе эксперимента необходимо направить усилие на повышение уровня мотивов учения у Франчески Ш. (карточки наблюдений за детьми представлены в Приложении), а так же необходимо повысить уровень мотивации всех остальных учащихся. Анкета на изучение мотивации учения и адаптации ребёнка в школе Оценивать уровень школьной мотивации можно также и с помощью специальной анкеты, ответы на 10 вопросов которой оцениваются от 0 до 3 баллов (отрицательный ответ — 0 баллов, нейтральный — 1, положительный — 3 балла). Вопросы анкеты: 1.Тебе нравится в школе или не очень? 2.Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идёшь в школу или тебе хочется остаться дома? 3.Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, ты бы пошел в школу или остался дома? 4.Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки? 5.Ты хотел бы, чтобы не задавали домашних заданий? 6.Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни предметы? 7.Ты часто рассказываешь о школе родителям? 8.Ты бы хотел, чтобы у тебя был менее строгий учитель? 9.У тебя в классе много друзей? 10.Тебе нравятся твои одноклассники? Шкала оценок Учащиеся, набравшие 25 — 30 баллов, характеризуются высоким уровнем школьной адаптации, 20 — 24 балла характерны для средней нормы, 15 — 19 баллов указывают на внешнюю мотивацию, 10 — 14 баллов свидетельствуют о низкой школьной мотивации и ниже 10 баллов — о негативном отношении к школе, школьной дезадаптации.
Таблица 7
Таким образом, у всех участников эксперимента преобладает внешняя мотивация, а так же средний уровень мотивации, у Франчески Ш. наблюдается низкий уровень развития мотивов учения. Рекомендации: на втором этапе эксперимента необходимо направить внимание на развитие мотивов учения у всех учащихся. Задание на проверку умения учащихся самостоятельно работать на занятии Цель: выявить умение учащихся самостоятельно работать на уроке. Необходимо пронаблюдать за учащимися на пяти различных занятиях и отметить следующие особенности каждого, пользуясь шкалой: 2 — умение выражено ярко, 1 — умение присутствует, 0 — умение отсутствует. 1. Стремится начать выполнять только после того, как понял и «принял» задачу. 2. Выполняет последовательно и аккуратно все операции, 3. Контролирует свои действия в ходе работы (замечает ошибки). 4. Контролирует свою работу по результату (или предъявляет результат, не согласующийся с тем, что можно ожидать). 5. Может оценить сам, достаточно ли хорошо справился с работой (спросить об этом, принимая работу). 6. Может правильно оценить, трудна ли для него работа. 7. Хорошо представляет, что, как и в какой последовательности собирается выполнять (умеет планировать). 8. Не переделывает работу заново. Далее следует усреднить данные всех учащихся и сделать вывод о наличии у учащихся умения самостоятельно работать на занятии. Пункты 1 — 8 характеризуют умение работать самостоятельно. Это сложное умение состоит из умений планировать деятельность, организовывать ее, корректировать, осуществлять самооценку и самоконтроль. Пункты 1 и 7 — это умение планировать деятельность и т. д. Таблица 8
Учащиеся Кристина Г., Саша Д., Юля Л., Женя С., Белла С., София Ч., судя по результатам данного наблюдения, умеют планировать деятельность, организовывать её, корректировать, осуществлять самооценку и самоконтроль. У учащихся Дианы Б., Дарьи Г., Насти Р. эти способности развиты в меньшей степени. Франческа Ш. не обладает достаточными умениями работать самостоятельно. Рекомендации: на втором этапе эксперимента необходимо развивать навыки самостоятельной работы на занятиях у Франчески Ш. Тест «Как ты делаешь уроки?» Цель: выявить умение учащихся правильно организовывать свою учебную деятельность дома. Учащимся предлагается ответить на вопросы и подсчитать полученные баллы. 1. Ты готовишь домашнее задание: а) сразу придя домой; б) после короткого отдыха; в) после длительной прогулки, игр, просмотра телепередач. 2. Обычно ты занимаешься: а) за столом; б) на диване или кресле; в) тебе все равно, где заниматься. 3. Привычка во время занятий: а) слушать музыку; б) заниматься в полной тишине; в) слышать все, что происходит дома, на улице и вокруг. 4. Ты запоминаешь новый материал, если: а) произносишь его вслух; б) читаешь про себя; в) это зависит от материала. 5. Чтобы выучить что-либо наизусть, приходится учить: а) вечером накануне занятия, целиком; б) делить материал на части и заучивать постепенно в течение дня; в) учить материал целиком за несколько дней до занятий, потом повторять его. 6. При выполнении домашних заданий ты: а) учишь один предмет за другим без пауз; б) делаешь корот
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|