Констатирующий эксперимент. Контрольно-проверочный этап
Цель: 1) проверить эффективность коррекционно-развивающей программы; 2) выявить уровень улучшения успеваемости проблемного ребёнка по результатам коррекционно-развивающей программы; 3) выявить уровень развития мотивов учения всех участников эксперимента по итогам проведения коррекционно-развивающей программы. В данном эксперименте использовались: 1. Проверка письменных работ. 2. Анкета на изучение мотивации учения и адаптации ребёнка в школе. 3. Задание на проверку умения учащихся самостоятельно работать на занятии. 4. Тест школьной тревожности Филипса. 5. Методика «социометрия» (тест на изучение межличностных отношений). Задание 1. Проверка письменных работ Цель: определить уровень ЗУНов учащихся на данном этапе по предметам: русский язык, математика, английский язык. В анализ письменных работ входила проверка работ учащихся по 3 предметам: русскому языку, математике, английскому языку. При анализе письменных работ учитывалось: - грамотность, правильность выполнения дополнительных заданий по русскому языку; - правильность выполнения заданий по математике; - знание лексики и грамматики английского языка; - аккуратность/неаккуратность выполненных заданий. Вывод: неуспевающая ученица по итогам проверки письменных работ по английскому языку, показала достаточно хорошие результаты. Работы девочки оценивались на «хорошо» и «отлично». Задания были выполнены полностью, иногда были допущены ошибки. В целом, по результатам проверки письменных работ можно сказать, что девочка повысила уровень успеваемости. Что касается других участников эксперимента, некоторые ученики так же улучшили результаты в своих работах. К таким ученикам можно отнести: Кристину Г., Дарью Д., Диану Б., Настю Р.
Сводный график и работы детей в Приложении. Задание 2. Анкета на изучение мотивации учения и адаптации ребёнка в школе Оценивать уровень школьной мотивации можно также и с помощью специальной анкеты, ответы на 10 вопросов которой оцениваются от 0 до 3 баллов (отрицательный ответ — 0 баллов, нейтральный — 1, положительный — 3 балла). Вопросы анкеты: 1.Тебе нравится в школе или не очень? 2.Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идёшь в школу или тебе хочется остаться дома? 3.Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, ты бы пошел в школу или остался дома? 4.Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки? 5.Ты хотел бы, чтобы не задавали домашних заданий? 6.Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни предметы? 7.Ты часто рассказываешь о школе родителям? 8.Ты бы хотел, чтобы у тебя был менее строгий учитель? 9.У тебя в классе много друзей? 10.Тебе нравятся твои одноклассники? Шкала оценок Учащиеся, набравшие 25 — 30 баллов, характеризуются высоким уровнем школьной адаптации, 20 — 24 балла характерны для средней нормы, 15 — 19 баллов указывают на внешнюю мотивацию, 10 — 14 баллов свидетельствуют о низкой школьной мотивации и ниже 10 баллов — о негативном отношении к школе, школьной дезадаптации.
Таблица 16
Вывод: у всех участников эксперимента повысился уровень мотивации. Это можно пронаблюдать на графике (Приложение). Что касается неуспевающей девочки, уровень мотивации с низкого повысился до высокого уровня мотивации.
Задание 3. Задание на проверку умения учащихся самостоятельно работать на занятии Цель: выявить умение учащихся самостоятельно работать на уроке. Необходимо пронаблюдать за учащимися на пяти различных занятиях и отметить следующие особенности каждого, пользуясь шкалой: 2 — умение выражено ярко, 1 — умение присутствует, 0 — умение отсутствует. 1. Стремится начать выполнять только после того, как понял и «принял» задачу. 2. Выполняет последовательно и аккуратно все операции, 3. Контролирует свои действия в ходе работы (замечает ошибки). 4. Контролирует свою работу по результату (или предъявляет результат, не согласующийся с тем, что можно ожидать). 5. Может оценить сам, достаточно ли хорошо справился с работой (спросить об этом, принимая работу). 6. Может правильно оценить, трудна ли для него работа. 7. Хорошо представляет, что, как и в какой последовательности собирается выполнять (умеет планировать). 8. Не переделывает работу заново.
Таблица 17
Далее следует усреднить данные всех учащихся и сделать вывод о наличии у учащихся умения самостоятельно работать на занятии. Пункты 1 — 8 характеризуют умение работать самостоятельно. Это сложное умение состоит из умений планировать деятельность, организовывать ее, корректировать, осуществлять самооценку и самоконтроль. Пункты 1 и 7 — это умение планировать деятельность и т. д. Вывод: благодаря проведённой коррекционно-развивающей работе, удалось достигнуть улучшений в умении учащихся самостоятельно работать. Особенно это наблюдается у Франчески Ш. У неё по каждому аспекту выявились улучшения. Так же удалось добиться улучшений с детьми: Диана Б., Кристина Г., Саша Д., Дарья Д., Женя С., Белла С., София Ч.
Задание 4. Тест школьной тревожности Филлипса Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «Да» или «Нет». Инструкция Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь. На листе ответов вверху напишите свое имя, фамилию и класс. Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ «+», если вы согласны, и «—», если не согласны. Текст опросника 1. Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом? 2. Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал? 3. Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель? 4. Снится ли тебе временами, что учитель в ярости оттого, что ты не знаешь урок? 5. Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударил тебя? 6. Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит? 7. Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания? 8. Случается ли, что ты не высказываешься на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку? 9. Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать? 10. Часто ли одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры? 11. Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал? 12. Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год? 13. Стараешься ли ты избегать игр, в которых делают выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают? 14. Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать? 15. Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, что хочешь ты? 16.Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начинать выполнять задание? 17.Трудно ли тебе получать такие отметки, которых ждут от тебя родители?
18. Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе? 19. Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, если ты сделаешь ошибку при ответе? 20. Похож ли ты на своих одноклассников? 21. Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился? 22. Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что хорошо все запомнишь? 23.Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя? 24. Верно ли что большинство ребят относится к тебе по-дружески? 25. Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников? 26. Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают? 27. Боишься ли ты временами вступать в спор? 28.Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку? 29. Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться? 30. Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием? 31. Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят то, что тебя задевает? 32. Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с работой? 33. Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимания? 34. Часто ли ты боишься выглядеть нелепо? 35. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя? 36. Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников? 37. Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие? 38. Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше? 39. Считаешь ли ты, что одеваешься в школу так же хорошо, как твои одноклассники? 40. Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие? 41. Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе? 42. Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удаётся быть лучше их? 43. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники? 44. Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем? 45. Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение? 46. Думаешь ли ты, что беспокоишься о других делах больше, чем другие ребята? 47. Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься? 48. Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе? 49. Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?
50. Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием? 51. Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание? 52. Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе? 53. Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним? 54. Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, что не можешь ты? 55. Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты? 56. Беспокоишься ли ты по дороге в школу; что учитель может дать классу проверочную работу? 57. Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо? 58. Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом? Обработка и интерпретация результатов При обработке результатов выделяют вопросы, ответы на которые не совпадают с «ключом». Например, на 58-й вопрос ребенок ответил «Да», в то время как в «ключе» этому вопросу соответствует «-», т.е. ответ «нет». Ответы, не совпадающие с «ключом», — это проявления тревожности. При обработке подсчитывается: 1.Общее число несовпадений по всему тесту. Если оно больше 50%, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75% от общего числа вопросов теста — о высокой тревожности. 2. Число совпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделяемых в тексте. Уровень тревожности определяется так же, как в первом случае. Анализируется общее внутренне эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тревожных синдромов (факторов) и их количеством.
Таблица 18
«Ключ» к вопросам «+»- «Да» «--» - «Нет» 1- 11+ 21- 31- 41+ 51- 2- 12- 22+ 32- 42- 52- 3- 13- 23- 33- 43+ 53- 4- 14- 24+ 34- 44+ 54- 5- 15- 25+ 35+ 45- 55- 6- 16- 26- 36+ 46- 56- 7- 17- 27- 37- 47- 57- 8- 18- 28- 38+ 48- 58- 9- 19- 29- 39+ 49- 10- 20+ 30+ 40- 50- Результаты После обработки ответов фиксируется полная информация о каждом учащемся в виде индивидуальных диаграмм. Подсчитывается число несовпадений по каждому измерению для всего класса (абсолютное значение — ≤50%; ≥50%; ≤75%), эти данные представляются в виде диаграммы класса. Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора) 1. Общая тревожность ребенка в школе — общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы. 2. Переживания социального стресса — эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего со сверстниками). 3.Фрустрация потребности в достижении успеха — неблагоприятный психический фон, тормозящий развитие потребностей в успехе, достижении высокого результата и т.д. 4. Страх самовыражения — негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей. 5.Страх ситуации проверки знаний — негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно публичной) знаний, достижений, возможностей. 6.Страх несоответствовать ожиданиям окружающих — ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающими, ожидание негативных оценок. 7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу — особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды. 8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями — общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения.
Таблица 19
Вывод: при помощи проведения проведённой коррекционно-развивающей работы удалось сократить количество несовпадений у всех участников эксперимента, в особенности Франчески Ш. По данным повторного проведения этого теста мы получили данные о том, что у Франчески Ш. уменьшилось количество страхов, связанных с общей школьной тревожностью, а так же страхом ситуации проверки знаний. Задание 5. Методика «социометрия» (тест на изучение межличностных отношений) Метод разработан Дж. Морено. В настоящее время имеет много модификаций. Социометрический тест предназначен для диагностики эмоциональных связей, т.е. взаимных симпатий между членами группы и решения следующих задач: · измерения степени сплоченности — разобщенности в группе; · выявления соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии — антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые); · обнаружения внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами. Методика позволяет сделать моментальный срез с динамики внутригрупповых отношений. Полученные результаты можно использовать для переструктурирования групп, повышения их сплоченности и эффективности деятельности. Обследование может проводиться с любой группой лиц любого возраста (начиная от дошкольного), имеющей некоторый опыт взаимодействия и общения. В зависимости от решаемых задач и особенностей (возрастных и профессиональных) изучаемых групп формируются критерии социометрического выбора. Критерий в данном случае — это вид деятельности, для выполнения которого индивиду нужно выбрать или отвергнуть одного или нескольких членов группы. Он формулируется в виде определенного вопроса социометрического теста. По содержанию критерии могут быть формальными и неформальными. С помощью первых измеряются отношения по поводу совместной деятельности, ради выполнения которой создана группа. Вторые служат для измерения эмоционально-личностных взаимоотношений, не связанных с совместной деятельностью (например, выбор товарища для досуга). В зависимости от ориентации критерии делятся на позитивные («С кем бы Вы хотели работать?») и негативные («С кем бы Вы не хотели работать?»). До начала опроса проводится инструктаж тестируемой группы (социометрическая разминка), в ходе которого следует объяснить цель исследования, подчеркнуть важность его результатов для группы, показать, как нужно выполнять задания, гарантировать сохранение тайны ответов. Примерный текст инструкции При формировании группы, естественно, не могли быть учтены Ваши пожелания, поскольку Вы были недостаточно знакомы друг с другом. Сейчас взаимоотношения в группе достаточно определились, и для Вас и Вашего руководства выгодно учитывать Ваши пожелания при организации деятельности коллектива. Постарайтесь быть искренними. Исследователи гарантируют тайну индивидуальных ответов. Необходимо постараться установить атмосферу доверия в отношениях с группой. Отсутствие доверия к экспериментатору, подозрения в том, что результаты опроса могут быть использованы во вред испытуемому, приводят к отказу от выполнения задания в целом либо к отказу от негативного выбора.После этого приступают непосредственно к опросу всех членов группы. Респонденты должны записать фамилии членов группы, выбранных ими по тому или иному критерию, в опросный лист и указать свою фамилию. В процессе опроса исследователь должен следить за тем, чтобы опрашиваемые не общались между собой, постоянно напоминать об обязательности ответов на все вопросы. Не следует торопиться, подгонять испытуемых с ответами. В то же время, если испытуемые не имеют списка членов группы, не следует препятствовать визуальным контактам. Фамилии отсутствующих желательно написать на доске. Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы: 1. Если бы у тебя была возможность пригласить кого-либо из учащихся своего класса к себе на день рождения, то кого бы ты пригласил (а)? 2. А кого пригласил (а) бы в последнюю очередь? 3. Кому ты доверишь свою тайну? 4. Кому ты никогда не доверишь свою тайну? 5. Если вы попали в сложную ситуацию, то к кому из учащихся своего класса вы обратитесь в первую очередь? 6. А кого бы не попросили о помощи? 7. Вам поручили создать команду из 5-ти учащихся и подготовить доклад для конференции. Кого из учащихся своего класса вы бы выбрали в команду? 8. В кого бы не взяли в команду? 9. Вас выбрали ответственным за дежурство в классе. Кого бы взяли себе в помощь? 10. А кого бы не взяли в помощь? 11. Вы выиграли 4 билета в кино. Один для вас. Кому из учащихся вашего класса достанутся остальные билеты? 12. А кому бы не предложил этих билетов? 13. С кем из одноклассников вы бы точно продолжите общение после окончания школы? 14. А с кем нет? Существует и такой социометрический параметр, как «индекс групповой сплоченности»: С гр = сумма взаимных выборов/общее число возможных выборов в группе = 4,5 / 99 = 0,04 Показатель хорошей групповой сплоченности — 0,6 – 0,7. 1. На основе соииоматрицы можно построить социограмму. Каждая окружность в социограмме имеет свое значение: 2. Внутренний крут — это так называемая «зона звезд», в которую попадают лидеры, набравшие максимальное количество выборов. 3. Второй круг — зона предпочитаемых, в которую входят лица с числом выборов выше среднего показателя. 4. Третий крут — зона пренебрегаемых, в которую вошли лица с числом выборов ниже среднего показателя. 5. Четвертый круг — зона изолированных, тех, кто не получил ни одного очка. Социограмма наглядно представляет наличие группировок в коллективе и взаимоотношения между ними (симпатии, контакты). После обследования с помощью опросника тревожности Филлипса и проведения социометрии ученикам можно предложить анонимную анкету, текст которой приводится ниже. Вывод: благодаря проведению коррекционно-развивающей работы (внеклассных мероприятий, применению различных инновационных методов) нам удалось больше сплотить коллектив, а так же добиться целей, поставленных перед коррекционно-развивающей работой, то есть включить Франческу Ш. в жизнь коллектива. По итогам работы детей, Франческа Ш. получила больше выборов, а так же достаточное количество взаимных выборов. Таким образом, можно говорить о том, что она включилась в жизнь коллектива и учащиеся несколько изменили своё отношение к ней. Что касается лидеров и групп, они остались прежними. В целом можно сказать, что благодаря эффективно построенной нами коррекционно-развивающей работе, мы достигли всех поставленных целей. Где-то эти цели были достигнуты полностью, а в некоторых аспектах нам удалось добиться хоть незначительных, но улучшений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|