Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

По теме «учёт производственных запасов»




КОНЦЕРН БЕЛЛЕГПРОМ «РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ»

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«БАРАНОВИЧСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ ЛЁГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ИМ. В. Е. ЧЕРНЫШЁВА»

 

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЁТ

КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ

ПО ТЕМЕ «УЧЁТ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ»

 

 

2014 г.

 

С о с т а в и т е л ь:

А.Г Гулевич

 

 

Рассмотрен на заседании комиссии учётно-финансовых дисциплин

(протокол №___ от «___»_______________20___ г.)

Председатель комиссии ___________________ И. П. Челевич

 

 

Бухгалтерский учёт: краткий курс лекций по теме «Учёт производственных запасов» / сост. А.Г. Гулевич. — Барановичи: УО «БГКЛП им. В. Е. Чернышева, — 25 с.

 

 

Краткий курс лекций предназначен для учащихся экономических специальностей по дисциплине «Бухгалтерский учет». Излагается материал по теме «Учет производственных запасов».

 

© УО «БГКЛП им В.Е Чернышёва», 2014


 

ВОПРОС 1 МАТЕРИАЛЫ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ И ЗАДАЧИ УЧЕТА

Производственные запасы (сырье, материалы, топливо), являясь предметами труда, обеспечивают вместе со средствами труда и рабочей силой производственный процесс организации, в котором они используются однократно. Себестоимость их пол­ностью передается на вновь созданный продукт. В целом по республике удельный вес материалов в себестоимости изготовляемой продукции составляет свыше 70%, а в текстильной и химической промышленности — до 85%.

В процессе производства материалы используются различно. Одни из них полностью потребляются в производственном про­цессе (сырье и материалы), другие — изменяют только свою форму (смазочные материалы, краски), третьи — входят в изделия без каких-либо внешних изменений (запасные части), чет­вертые — только способствуют изготовлению изделий, не входят в их массу или химический состав (специальная оснастка).

Все материалы по способу их использования и назначения в производственном процессе можно подразделить, таким обра­зом:

сырье и материалы;

покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали;

топливо;

тара и тарные материалы;

запасные части;

прочие материалы;

строительные материалы;

инвентарь и хозяйственные принадлежности;

специальная оснастка и специальная одежда (на складе и в эксплуата­ции).

В соответствии с Типовым планом счетов бухгалтерского учета для каждой, из указанных групп, (кроме строительных материалов) на счете 10 «Материалы» предназначен отдельный субсчет.

Строительные материалы учитываются на счете 07 «Оборудование к установке и строительные материалы».

Кроме того, материалы, не принадлежащие данной организации, выделяются в отдельные группы и учитываются на забалансовых счетах 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение», 003 «Материалы, принятые в переработку».

В целях рациональной организации учета и контроля за использованием материалов в производстве и в связи с их широким ассортиментом организации помимо приведенной выше укрупненной экономической классификации материальных ценностей используют более детальную их группировку по техническим признакам и свойствам. Например, сырье и материалы подразделяются на: черные металлы, цветные металлы, химикаты, лесные материалы, кабельные изделия, конструкции и детали и т.д. Внутри групп и подгрупп ценности показываются в разрезе отдельных видов, марок, сортов и типоразмеров. С этой целью в организациях разрабатываются номенклатуры (перечни) потребляемых в производстве материалов по их однородным признакам. При этом каждому наименованию, типоразмеру и сорту материалов присваивается условное цифровое обозначение — номенклатурный номер (код), который затем проставляется во всех документах по наличию и движению товарно-материальных ценностей.

Основными задачами бухгалтерского учета производственных запасов являются:

контроль за сохранностью материальных ценностей в местах их хранения и на всех стадиях обработки;

правильное и своевременное документирование всех опера­ций по движению материальных ценностей;

выявление и отра­жение затрат, связанных с их заготовлением;

расчет фактиче­ской себестоимости израсходованных материалов и их остатков по местам хранения и статьям баланса;

систематический контроль за соблюдением установленных норм запасов, выявление излишних и неиспользуемых материа­лов, их реализация;

своевременное осуществление расчетов с поставщиками материалов.

 

ВОПРОС 2 ОЦЕНКА МАТЕРИАЛОВ

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учёте и отчётности» все производственные запасы в учете и отчетности должны отражаться по их фактической стоимости.

Фактическая стоимость производственных запасов слагается из стоимос­ти по ценам их приобретения (включая оплату процентов за приобретение в кредит, предоставленный поставщиком этих ценностей), наценок (надба­вок), комиссионных вознаграждений, уплаченных снабженческим, внешне­экономическим организациям, стоимости услуг товарных бирж, таможен­ных пошлин, расходов на транспортировку, хранение и доставку, осущес­твляемых силами сторонних организаций.

Могут применяться следующие методы оценки производственных запасов по:

средневзвешенным ценам;

учетным ценам с учетом отклонений от их фактической стоимости;

ценам последнего приобретения (ЛИФО).

При большой номенклатуре используемых материалов их фактическую стоимость можно рассчитать только по окончании месяца, когда бухгалте­рия будет иметь слагаемые данные об этой стоимости (расчетные документы поставщиков материалов, автотранспортных и других организаций за их пе­ревозку, погрузочно-разгрузочные работы и прочие расходы). Движение же материалов происходит в организациях ежедневно, и документы на их при­ход и расход должны оформляться своевременно, т.е. по мере совершения операций, находить отражение в учете. Поэтому возникает потребность в ис­пользовании в текущем учете твердых, заранее установленных цен, называе­мых учетными.

В качестве учетных, могут использоваться средние покупные цены, цены плановой (нормативной) себестоимости, свободные рыночные (договорные), фиксированные, регулируемые оптовые и др.

При применении в текущем учете материалов цен плановой (нормативной) себестоимости, среднепокупных или свободных рыночных цен отдельно учитываются отклонения фактической себестоимости ценностей от их стоимости по указанным ценам. Они учитываются не по каждому номенклатурному номеру ценностей, а по группам с приблизительно одинаковым уров­нем этих отклонений. В случае применения регулируемых оптовых цен в ка­честве учетных по окончании месяца определяются суммы и процент транспортно-заготовительных расходов, с помощью которых доводится учетная стоимость материалов до их фактической себестоимости.

Если отклонения могут быть со знаком плюс (перерасход) или минус (экономия), то транспортно-заготовительные расходы — только со знаком плюс. Присоединение отклонений (плюс или минус) или транспортно-заготовительных расходов (плюс) к стоимости материалов по учетным ценам в итоге дает их фактическую себестоимость.

При незначительной номенклатуре используемых материалов и наличии условий хранения по отдельным партиям поступления от поставщиков в качестве учетных цен можно использовать цены фактической себестоимости их приобретения (заготовления). В этом случае цена единицы материала оп­ределяется путем деления общей фактической себестоимости приобретения (заготовления) товарно-материальных ценностей на их количество. По этим ценам и производится отпуск материалов в производство.

 

 

В ОПРОС 3 ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ПОСТУПЛЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ

 

 

Материалы поступают в организацию от разных поставщиков, своих под­собных и вспомогательных производств, от списания основных средств (ме­таллолом, запасные части), из основного производства в виде возврат­ных отходов (обрубки, обрезки, стружка), а также приобретаются за наличный расчет через подотчетных лиц.

Поступление материалов в организацию контролирует в пер­вую очередь отдел снабжения, который осуществляет оперативный учёт выполнения договорных обязательств. Поэтому документы поставщиков (платёжные требования, счета-фактуры) в первую очередь поступаю в отдел снабжения или финансовый отдел. Там проверяют соответствие их договорам, регистрируют в журнале учёта поступающих грузов формы № М-1, делаются отметки о выполнении договоров в специальных карточках и акцептуют, то есть дают согласие на оплату.

В дальнейшем документы передаются в бухгалтерию организации для оплаты. Для приёмки и оприходования грузов приложения к расчётно-платёжным документам передаются на склад.

Материалы на склад от местных и иногородних поставщиков доставляет экспедитор отдела снабжения, которому выдаётся доверенность на получение материальных ценностей форм № М-2 или М-2а. Принимая грузы от транспортных организаций (железной дороги) экспе­дитор особое внимание уделяет состоянию тары, пломб, а в слу­чае их повреждений требует проверки и сдачи груза. Если об­наружится недостача или порча груза, составляется коммерче­ский акт на право предъявления претензий к транспортной ор­ганизации или к поставщику.

В момент сдачи экспедитором материалов на склад матери­ально ответственное лицо (заведующий складом, кладовщик) проверяет соответствие количества, качества и ассортимента по­ступивших материалов документам поставщика. При полном соответствии количества фактически поступивших ценностей документам поставщика материально от­ветственное лицо выписывает приходный ордер формы № М-4.

Для сокращения количества первичных документов разреша­ется и бездокументное оформление поступивших материалов. Если расхождений ни в количестве, ни вкачестве прибывшего груза с документами поставщика нет, то на сопроводительных документах постав­щика проставляется и заполняется специальный штамп с основными реквизитами приходного ор­дера.

В случае централизованной доставки материалов автотранс­портом со склада поставщик выписывает товарно-транспортную накладную формы № ТТН-1 в четырех экземплярах:

1-й грузополучателю;

2-й грузоотправителю;

3-й и 4-й перевозчику.

Акт о приемке материалов (ф. № М-7) применяется для оформления поступивших материальных ценностей без платеж­ных документов и в случае расхождений (количественных и ка­чественных) с данными сопроводительных документов постав­щика. Акт составляется приемной комиссией с обязательным участием представителя поставщика или представителя незаин­тересованной организации, заведующего складом и представи­теля отдела снабжения организации. Комиссия назначается ру­ководителем организации. Акт составляется в двух экземплярах: первый — передается в бухгалтерию организации как основание для бухгалтерских записей на счетах и расчета сумм недостач или излишков; второй — поступает в отдел снабжения для предъявления претензий поставщику или сообщения ему о пред­ставлении платежного требования на излишки. Наличие акта исключает выписку приходного ордера.

Приходные документы составляются в день поступления ма­териалов.

На склады также поступают материалы их цехов своей организации (неиспользованные материалы, отходы, полученные при ликвидации основных средств и др.). Они приходуются на склады по накладным-требованиям на отпуск (внутреннее перемещение) материалов формы № М-11. На неиспользованные в производстве материалы накладные-требования ф. № М-11 выписывается в том случае, если ценности по ним отпускались, а не по лимитно-заборным картам, ибо в последней предусматривается учёт возврата материалов, ранее отпущенных в производство.

 

 

ВОПРОС 4 УЧЁТ ПОСТУПЛЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ

 

Учёт поступления материалов может быть организован с использованием одного из следующих вариантов:

по фактической себестоимости их приобретения с отражением по счёту 10 «Материалы»;

по учётным ценам с использованием счетов 10 «Материалы» и 16 «Отклонение в стоимости материалов»;

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...