Остаток в карточке выводится после каждой записи.
В установленные графиком сроки кладовщик составляет реестры сдачи документов на приход и расход материалов (ф. № М-13) с указанием количества документов, их номеров и групп материалов, к которым они относятся. Бухгалтер материального отдела один раз в неделю (декаду) принимает от материально ответственного лица документы при реестрах непосредственно на складе, тщательно проверяет правильность отражения основных реквизитов документов в карточках складского учета (номенклатурный номер, количество, остаток) и заверяет проверку своей подписью, после чего карточка приобретает силу бухгалтерского регистра. При необходимости работник бухгалтерии может проводить на складах контрольные, выборочные проверки фактического наличия остатков материалов, особенно дефицитных и дорогостоящих. О выявленных нарушениях в работе материально ответственных лиц по результатам выборочной проверки замечания вносятся в специальный журнал склада и докладываются главному бухгалтеру. Связь количественно-сортового учёта материалов на складе с их учётом в бухгалтерии в суммовом выражении, при оперативно-бухгалтерском учёте, обеспечивается с помощью ведомости учёта остатков материалов на складе формы М.14. Она открывается бухгалтерией на год по каждому складу. В течение месяца ведомость учёта материалов на складе находится в бухгалтерии и используется в справочных целях. За день до окончания месяца ведомость учёта остатков материалов на складевыдается кладовщику, для переноса в неё количественных остатков из карточек по состоянию на первое число каждого месяца, а 1—2-го числа следующего за отчетным месяца он возвращает ее в бухгалтерию. В бухгалтерии остатки таксируются и подсчитываются соответствующие суммы остатков на первое число.
ВОПРОС 8 Учёт материалов в бухгалтерии Бухгалтерия организации осуществляет только денежный, суммовой учет движения товарно-материальных ценностей, используя для этого ведомость № 10 «Движение материальных ценностей» (в денежном выражении). Это основной регистр, отражающий движение товарно-материальных ценностей. Основанием для заполнения ведомости № 10 служат реестры складов или накопительные ведомости формы № М-43. Ведомость № 10 состоит из трёх разделов. В первом разделе ведомости № 10 отражаются остатки материалов на начало месяца на складах, поступление и расход материалов за месяц, и остатки материалов на складах на конец месяца. Данные первого раздела ведомости № 10 приводятся без разбивки по учётным группам материалов по учётным ценам. Во втором разделе ведомости № 10 отражаются поступление материалов на общезаводские склады и остаток по организации на начало месяца. Он заполняется в разрезе учётных групп материалов, как по учётным ценам, так и по фактической себестоимости. Учётная цена поступивших материалов отражается на основании данных накопительных ведомостей, а фактическая себестоимость – на основании данных справки №1 ведомости № 10. В этом разделе также рассчитываются суммы отклонений фактической себестоимости поступивших материалов от их стоимости по учётным ценам и определяются проценты отклонений для расчёта фактической себестоимости расхода материалов. В третьем разделе ведомости № 10 отражаются расход материалов и их остаток на конец месяца по организации. Он заполняется в разрезе учётных групп по учётным ценам и фактической себестоимости. Расход материалов по учётным ценам заполняется на основании данных накопительных ведомостей, а расход по фактической себестоимости определяется расчётным путём с помощью процента отклонений, рассчитанного во втором разделе ведомости № 10.
В ведомости № 10 приводятся две справки: № 1 «Слагаемые фактической себестоимости поступивших материальных ценностей». Она заполняется по показателям журналов-ордеров №№ 6, 7, 10/1, 13 и др., то есть всех тех, где могут быть отражены затраты, связанные с процессом заготовления материалов текущего месяца. Данные этой справки необходимы для заполнения 2-го раздела ведомости № 10; № 2 «Стоимость поступивших материалов по учётным ценам», заполняется аналогичными показателями тех же журналов-ордеров, что и справка № 1, но без учёта расходов, связанных с заготовлением материалов. Данные этой справки служат для сверки с соответствующими показателями раздела 1 ведомости № 10. Таким образом, по первому разделу ведомости № 10 можно производить взаимосверку данных складского и бухгалтерского учёта по каждому складу в отдельности, без разбивки на группы материалов по учётным ценам. По второму разделу ведомости можно выявлять общий объём ценностей в разрезе групп материалов в двух оценках – по учётным ценам и фактической себестоимости, что даёт возможность рассчитать суммы и проценты отклонений от учётных цен. В третьем разделе выявляются важнейшие показатели бухгалтерского учёта – фактическая себестоимость израсходованных на производство материалов, их окончательный расход и их остатки на конец месяца по группам материалов.
ВОПРОС 9 Оценка материалов при их отпуске на производство и другие цели При отпуске материалов на производство и другие цели могут применятся следующие методы оценки: по средневзвешенным ценам; по учётным ценам с учётом отклонений от их фактической себестоимости; по ценам последнего приобретения (ЛИФО). Метод оценки материалов должен быть указан в учётной политике организации и должен оставаться неизменным в течение отчётного года. Оценка по учетным (твердым) ценам предполагает использование заранее установленных цен независимо от текущих цен приобретения. Отклонения (ТЗР) от этих цен списываются на затраты по производству продукции в конце отчетного месяца с использованием рассчитанного процента отклонений (ТЗР):
Х = [(О + П) – (О1 + П1)] х 100% / (О + П), где Х – процент отклонений (ТЗР), относящийся к списанным на производство материалам по учётным ценам; О – остаток материалов на начало месяца по фактической себестоимости; П – поступление материалов за месяц без внутренних оборотов по фактической себестоимости; О1 - остаток материалов на начало месяца по учётным ценам; П1 - поступление материалов за месяц без внутренних оборотов по учётным ценам. По исчисленному проценту списываются отклонения (ТЗР) по направлениям расхода материалов по учётным ценам и на их остаток на складе. Пример. Остаток материалов на складе организации на начало месяца: по учётным ценам 100 млн. руб.; по фактической себестоимости 120 млн. руб. В течение месяца поступило материалов на склад организации: по учётным ценам 160 млн. руб.; по фактической себестоимости 175 млн. руб. Отпущено материалов на производство и другие цели: по учётным ценам 210 млн. руб. Определить: расход материалов по фактической себестоимости; остаток материалов на складе на конец месяца по учётным ценам и фактической себестоимости. Решение. Находим процент отклонений: Х = [(120 + 175) – (100 + 160)] х 100% / (120 + 175) = 11,8644% Находим сумму отклонений, относящихся к израсходованным материалам по учётным ценам: 210 х 11,8644% / 100% = 25 млн. руб. Находим расход материалов по фактической себестоимости: 210 + 25 = 235 млн. руб. Находим остаток материалов по учётным ценам на конец месяца: 100 + 160 – 210 = 50 млн. руб. Находим остаток материалов по фактической себестоимости: 120 + 175 – 235 = 60 млн. руб. Оценка по средневзвешенным ценам материальных ценностей при их списании в производство учитывает все изменения цен, по которым они приобретались в течение отчетного месяца. Этим самым сглаживается изменение цен. Оценка расхода материалов в стоимостном выражении по средневзвешенным ценам учитывает переходящий остаток на начало месяца. Расчет средневзвешенной оценки может быть произведен по окончании отчетного месяца путем деления общей себестоимости материалов (по каждому виду) на их количество с учетом остатка на начало месяца и поступивших в течение отчетного месяца.
Пример
В приведённом примере оценка и списание материалов произведены по средневзвешенной цене за месяц 12,5 млн. руб. (6 250 / 500). Стоимость израсходованных материалов в этом случае будет 5 000 млн. руб. (400 х 12,5), а остатка – 1 250 млн. руб. (100 х 12,5) При использовании метода ЛИФО оценка материальных ценностей производится по ценам последнего приобретения, то есть вначале списывается в расход материал по цене последней партии, затем предпоследней и т. д., в обратном порядке их поступления. По данным предыдущего примера в расход будут списаны все три партии материалов (3-я¸ 2-я, 1-я) полностью и 50 единиц из остатка на начало месяца. Остаток на конец месяца – 100 единиц будет оценён по цене 9 тыс. руб. за единицу на сумму 900 тыс. руб., а расход - 400 единиц на сумму: 100х15 + 200х14 + 50х12 + 50х9 = 5 350 тыс. руб. Использование данного метода оценки отпускаемых на производство продукции материалов позволяет в большей степени учитывать влияние текущих цен, вследствие чего показатели себестоимости продукции являются более достоверными.
ВОПРОС 10 Особенности учёта инвентаря, хозяйственных принадлежностей, специальной оснастки и специальной одежды Для учета инвентаря и хозяйственных принадлежностей предназначен на счете 10 «Материалы» субсчет 9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности». На нем учитывается наличие и движение инвентаря, инструментов, хозяйственных принадлежностей и других средств труда включаемых в состав средств в обороте. Стоимость этих предметов при фактическом расходе полностью списывается на счета учета затрат на производство. Для учета наличия и движения специальной оснастки и специальной одежды на складе и в эксплуатации предназначены на счете 10 «Материалы» субсчета: 10 «Специальная оснастка и специальная одежда на складе»; 11 «Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации». Погашение стоимости специальной оснастки и специальной одежды при передаче их в эксплуатацию производится одним из следующих способов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|